Ноогуманистические идеи в биологическом образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 23:00, реферат

Описание работы

К концу ХХ столетия человечество начало осознавать, что мир, в котором много нужды и окружающая среда ухудшается, деградирует, невозможны здоровое общество и экономика. Экономическое и социальное развитие должны найти альтернативный путь, который связан с устойчивыми формами развития и образа жизни. В 1972 г. на Стокгольмской конференции по окружающей человека среде − первой всемирной встрече − была признана необходимость изменять взаимодействие общества и природы.

Работа содержит 1 файл

Ноогуманистические идеи в биологическом образовании.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

     Научными фактами, эмпирическими обобщениями Вернадский доказывает, что деятельность, направленная против эволюции, против нового и объективно неизбежного ее этапа, преобразующего мир и природу самого человека, неразумна и бесполезна. Он дает обоснованную надежду на будущее. Однако чтобы жить дальше и выполнять свою великую космическую функцию авангарда живого вещества, человек должен развиваться по законам эволюции.

     В.И.Вернадский предлагал и конкретные пути сохранения биосферы, например за счет развития автотрофности человечества, поднимая проблему «продолжения жизни», но особенно верил в науку, убеждал, что научное знание, проявляющееся как геологическая сила, создающая ноосферу, не может приводить к результатам, противоречащим тому процессу, созданием которого она является. Таким образом, он предполагал, что наука должна соответствовать требованиям ноосферы, человеческому разуму, направленному не на разрушение, а на созидание.

     В целом становится ясно, что Вернадский как ученый-натуралист, сделавший больше других для объективного изучения складывающейся в геологическом и историческом времени реальности ноосферы, провидел сущность ноосферы как цели, как идеала, а также ее задачи и движущие силы, что подтверждают ученые конца ХХ столетия, уточняя, развивая ноосферные цели и задачи, делая их практико-ориентированными. 

     Не менее важное значение для формирования ноосферного мировоззрения человечества, входящего в XXI в., имеет и философско-космическое направление научной деятельности К.Э.Циолковского. «Новый гражданин Вселенной Константин Циолковский» − как называл себя он, разрабатывая свое видение космической философии, места разума в мировом целом и его ответственности за Землю и Вселенную. Главным же стержнем его философии был монизм, противопосталенный им как религиозному дуализму духа и тела, так и пессимистическому материализму, не ответившему на вопрос о вселенских целях жизни. Ноосферные акценты в философии Циолковского прослеживаются через активно-эволюционное ядро разрабатываемой теории, убежденность в восходящем развитии мира и самой природы человека, разум, сущностные силы которого становятся сознательным орудием такого восхождения. В космосе он видел поприще для будущего биологического и социального существования и творчества землян.

     С ноосферой связаны представления Циолковского о влиянии различных существ на развитие Вселенной, о влиянии разума на ее устройство. В своей работе «Космическая философия», написанной в 1935 г., он отмечает, что явления космоса бесконечно сложны. Для Циолковского

выход разумных существ в космическое  пространство, освоение и преобразование его − эволюционно необходимый и неизбежный момент в развитии цивилизации. Для него также было несомненным то, что космическое будущее потребует радикальных изменений физической природы человека, в том числе и продолжительности его жизни. К.Э.Циолковский размышлял не только о проблеме продолжительности жизни человека, но и о бессмертии человеческого рода. В этом нашла отражение его идея о возможности непрерывного, устойчивого развития

человечества.

     К.Э.Циолковский, так же как и В.И.Вернадский, предвосхитил обсуждение тех проблем, которые сейчас относятся к глобальным экологическим. И неизбежность освоения человеком космоса рассматривалась им как один из возможных путей избавления человечества от страданий. Он был уверен в том, что человечество является глобальным фактором развития и преобразует планету, поскольку в природе много несовершенства, да и сам человек не совершенен. В своих гуманистических воззрениях он исходил из того, что целью познания и деятельности является счастье человека, его бесконечное развитие и совершенствование, но эта цель недостижима на Земле, так как она зависит от космоса и с течением времени силы космоса сделают жизнь на планете невозможной. Однако, познав законы Вселенной, человечество выйдет за пределы планеты.

     К.Э.Циолоковский был уверен в том, что человеческий ум и нравственность будут совершенствоваться бесконечно. Проблема, которую поднимал К.Э.Циолковский и решение которой он искал в космосе, в конце ХХ в., по сути, трансформировалась в идею непрерывного, устойчивого развития, предполагающую коэволюцию природы и общества, которая переходит в конкретные шаги человечества по обеспечению устойчивого развития. 
 

     Для ноосферной цивилизации, так же как и для современной, будут существовать определенные ограничения в природопреобразующей деятельности и в ходе ее развития, так же как и в ХХ в. необходимо будет решать экологические проблемы. Управление природой в будущем будет необходимо, чтобы обеспечить удовлетворение насущных потребностей человека. Разумное управление природой, о котором писал К.Э.Циолковский, в глобальном масштабе необходимо для становления сферы разума, для тех трансформаций, которые получили наименование ноосферогенеза и которые создадут для человека наиболее достойные социальные и природные условия развития.

     К.Э.Циолковский предвидел возможность космического расширения ноосферы. Эту идею он развил так глубоко, что, по выражению А.Д. Урсула, ее можно отнести к основополагающим в концепции ноосферы. Его концепция освоения космоса, по сути, показала наиболее эффективный путь всеобъемлющего воплощения идеи социальной автотрофности, выдвинутой В.И.Вернадским Остается только сожалеть о том, что К.Э.Циолковский до недавнего времени оставался для большинства «отцом космонавтики» (и даже в Советском энциклопедическом словаре 1986 г. о нем говорится только как об изобретателе аэро- и ракетодинамики, основоположнике современной космонавтики.). 

     Близка к концепции ноосферы В.И.Вернадского идея П.А.Флоренского о пневматосфере − особой оболочке Земли, которая создается творчеством человечества, вовлекается в круговорот культуры или, точнее, круговорот духа. В письме к В.И.Вернадскому П.А.Флоренский (1929) размышлял о вещественных образованиях, проработанных духом, например предметах искусства, которые вечны. Они заставляют думать, что существует особая сфера вещества в космосе. Духовная сила всегда остается в частицах тела, следовательно, вещество, участвовавшее в процессе жизни, и притом жизни индивидуальной, остается навеки в круговороте.

     В работе «Органопроекция» создание технических орудий напоминающих строение человеческого тела, рассматривается как стремление человека активно воздействовать на окружающую среду, перестраивать ее. Оно вызвано несовершенством человека, ограниченностью его власти над собой. Техника, по словам П.А.Флоренского, не просто посредник между человеком и природой, но и своего рода средство человеческого самопознания. Свою жизненную задачу он определял как продолжение поиска путей к будущему цельному мировоззрению и особо подчеркивал значение духа, устремленности человека к совершенству. 

     Большое влияние на миропонимание П.А.Флоренского, да и многих других российских философов (Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, И.А.Ильина и др.) конца XIX − начала ХХ столетия оказала метафизическая философия всеединства В.С.Соловьева. Он пытался примирить религиозную систему с философией и наукой, провозгласив высшей целью и последним результатом умственного развития универсальный синтез науки, философии и религии. Человеку в мироздании он отводил место посредника между материальным миром и Богом, который играет роль устроителя и организатора Вселенной. Сам же процесс исторического и космического развития, по его мнению, всем человечеством образует единый соборный организм − Софию.

     Человек, по Соловьеву, не только участвует в действии космических начал, но и способен постичь цель этого действия, трудиться над его достижением осмысленно и свободно. По мнению мыслителя, человеку необходимо изменить свое отношение к природе. С нею он должен установить гармоничное единство, которым определяется его истинная жизнь в личной и общественной сферах.

     Философия всеединства, по существу, представляла синтез западноевропейской и восточной мысли. В.С. Соловьев гносеологию цельного понимал как постижение мира с помощью нравственного усилия личности, пытаясь найти гармонию между космической и социальной темами. Спасение же человечества он связывал с теорией «богочеловеческого процесса» и преобразованием материального мира в «космос красоты».

Таким образом, крупнейший религиозный мыслитель, философ второй половины XIX в., повлиявший на развитие философской мысли ХХ в., оказался близок к идеям космистов в своей теории о всеединении и об ответственности человека за всю природу. Именно человек призван, по

мнению  В.С. Соловьева, вернуть все огромное хозяйство мира в прославленное состояние. От человека зависит всеединство науки, философии и религии.

     Следует сказать несколько слов о взглядах Н.А.Бердяева, имя которого связывалось в начале ХХв. с духовным возрождением России. В тот период часть передовых мыслителей повернула от марксизма к идеализму, по выражению С.Булгакова, в поисках всеохватности, вселенскости религиозного взгляда на смысл истории и задачу в ней человечества. Бердяев называл свое мировоззрение антропоцентризмом, однако в нем он не ставил человека над природой, не отрывал его от мировой и космической жизни. У него человек был центром Вселенной, сосредоточением ее духа. Свое отношение к миру (антропоцентризм) он противопоставляет языческому космоцентризму, в котором главной идеей было преклонение перед безбрежностью мироздания, лишенного личностного начала. По его мнению, космическое сознание − это не растворение человека в стихиях космоса, оно предполагает родство со всей природой и ответственность за нее.

Судьба  человека неотделима от судеб природы, космоса. Судьбы «микрокосмоса» и «макрокосма» нераздельны.

     Частью ноосферного мировоззрения Н.А. Бердяева являются также его рассуждения о том, что вторжение народных масс в историю связано с возрастанием роли техники за счет духовной культуры, а значит, с еще большим отрывом от природы. Человек движется по порочному кругу. Прорыв из этого круга есть акт духа, а не подчинение органическому космическому ритму, которого в объективированной природе по-настоящему не существует. Анализируя взгляды лишь некоторых представителей русского космизма − сторонников активно-эволюционного направления философского и научного поиска, осуществленного в конце XIX − первой половины ХХ вв., необходимо отметить, что они ориентировались на восходящий характер эволюции, значение в ней разума, преобразовательную деятельность человечества, его творчество, причем в соборной совокупности, в единстве поколений. Преобразовательная роль человека в мироздании основана на его высоких моральных качествах и ответственности за весь мир, значит и за природу. Высшим благом представители русского космизма считали жизнь, причем в ее духовном значении, жизнь личностную, сохранение ее и развитие. 

     Таким образом, «космисты» развивали идеи гуманизма, но уже в новом ракурсе, связанном с ноосферной эрой развития человечества. Гуманистические ориентиры, на которых они строили свою философию, отличаются от существовавших в доклассической, классической, неклассической и постнеклассической культурах, от традиционного гуманизма, гуманизма эпохи Ренессанса (XIV − XVI вв.), от неогуманизма, связанного с техногенно-индустриальной цивилизацией. Их гуманистические взгляды связаны с переходом человеческого общества с естественного,

стихийного  пути развития на ноосферный, созидательный  путь развития, в котором права и свободы человека ограничены природой по ряду параметров. Очевидно, гуманистические ориентиры русских космистов, направленные на нравственные ценности человечества новой эпохи, можно определить как ноосферные, или эколого-гуманистические, а гуманизм русских космистов обозначить как ноосферный гуманизм (ноогуманизм). Для ноогуманизма в отличие от потребительского гуманизма свойственно стремление человеческого сообщества к состоянию коэволюции с биосферой. 

     Если гуманизм провозглашает ценность человека и утверждает рефлектированный антропоцентризм, то ноогуманизм, с нашей точки зрения, утверждает ценность жизни во всех ее проявлениях, гармоническое взаимодействие человека с природой (включая космос) и ответственность его как единственного разумного существа на планете за жизнь на Земле.

Переход современного общества к коэволюции с биосферой есть следствие принятия ноогуманистических идеалов. Развитие ноогуманистических взглядов можно связать с эпохой перехода биосферы в ноосферу. Представителей же философии, фундаментальных научных и практико-ориентированных исследований, активно развивающих теории ноосферогенеза, космогенеза, ноогуманистические взгляды и идеалы, а также воплощающих идеи в практику жизнедеятельности, просвещения и образования, логично называть ноогуманистами. 
 
 
 

     Необходимо отметить вклад в науку выдающегося ученого А.Л.Чижевского, который как бы соединил ноогуманистические идеи начала и конца ХХ столетия. Он стал основателем гелио- и космобиологии. Высоко оценивал А.Л.Чижевского и защищал от обвинений в лженауке К.Э.Циолковский, считавший, что Чижевский создавал новую сферу человеческого знания. Самым оригинальным из всего многогранного комплекса его исследований стала теория гелиотараксии (солнечного возмущения). Ее основной закон, сформулированный Чижевским, гласит, что состояние предрасположения к поведению человеческих масс есть функция энергетической деятельности Солнца.

Информация о работе Ноогуманистические идеи в биологическом образовании