Основные
задачи физминутки:
снять усталость и напряжение;
внести эмоциональный
заряд;
совершенствовать
общую моторику;
выработать
четкие координированные действия во
взаимосвязи с речью.
При планировании
физминутки необходимо помнить, что
подвижные игры и физические упражнения
в сочетании с речью способствуют совершенствованию
общей моторики. Тому же служат упражнения
и имитации трудовых действий. Музыка
и ритмичные движения хорошо снимают усталость
и благотворно влияют на настроение детей.
Вот почему я предлагаю детям разные формы
проведения физминуток: это может быть
подвижная игра, имитация трудовых действий,
произношение придуманных чистоговорок,
которые тоже сопровождаются действием.
Иногда развитие сюжета в физминутке связывается
ситуативной цепочкой со словом из предыдущего
этапа занятия. Так в занятии "У нас
в гостях гномы Гога и Гена" слово "грач"
является начальным в стихотворении, которое
читается хором с синхронной имитацией
движений по смыслу. Физкультминутку я
провожу и в форме психофизической гимнастики.
Дети мимикой, жестами и движениями изображают
состояние разных животных (зайка испугался,
тигр рассердился, на медведя напали пчелы
и другие.)
Физминутку,
связанную с темой занятия, я
провожу под музыку.
Так, например,
в занятии "Лесная школа" звучит
песня "Чему учат в школе", в занятии "Поездка в цирк"
физминутка сопровождается песней "Цирк,
цирк, цирк"; в занятии "Домашние животные
дети сами исполняют песню "Кошечка".
7. Работа над
предложением.
Успешному овладению
детьми закономерностей необходимых
связей слов в предложениях способствует предварительная
работа над предложениями, над заданиями
по словосочетаниям.
Так, в занятиях
"Полет в космос" (звуки с,
с), "Путешествие в Голубую страну"
(звук л) дети упражняются в правильном
согласовании прилагательных с существительными
(абрикосовые сады, сосновый
лес, березовая роща, голубое платье и
так далее.)
В занятии "Путешествие
на воздушном шаре" (звуки с, ш,
з, ж) предусмотрено задание на образование
относительных прилагательных и
их согласование с существительными
(кожаная сумка, хрустальная ваза, шелковая
косынка).
Установление
закономерностей в усвоении необходимых
связей слов в словосочетаниях является
базой для формирования лексико-грамматических
конструкций предложений. На данном
этапе занятий я использую
следующие упражнения:
установление
лексико-грамматических отношений
между членами предложения;
актуализация
накопленного словаря;
формирование
связности и четкости высказываний;
работа над
предложением как средство развития
мыслительных процессов, в частности
умозаключений;
анализ и синтез словесного состава
предложения.
Приемы работы
над предложением я применяю разнообразные,
но в любом случае учитываю, что
задания должны соответствовать
основному правилу - от простого к
сложному.
На начальном
этапе это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем
задания усложняются: детям предлагается
составлять предложения по набору слов
или опорным словам. На более высоком уровне
развития речи предлагаю задания на восстановление
деформированного текста предложения.
Созданию
оживленной и творческой обстановки
способствуют задания, в которых детей
прошу составить предложения из набора
слов, а так же задания, в которых "в
нескладушки-неладушки" и "небывальщины".
Дети исправляют смысловые ошибки, намеренно
допущенные мною.
Параллельно
с усвоением лексико-синтаксических
отношений между членами предложений
веду работу по анализу и синтезу словесного
состава предложения.
8. Произношение
звука в связной речи.
В основной части
этапа веду работу по совершенствованию
навыков правильного произношения звуков в связных текстах.
Попутно решаю
следующие задачи:
1. Развитие
воображения и творческой фантазии;
2. Развитие
словотворчества;
3. Развитие
мелодико-интонационных и просодических
компонентов.
Необходимым
и обязательным условием для заданий
на данном этапе является смысловая
и игровая связь с темой или сюжетом занятия
и с заданиями предшествующего этапа.
В одних случаях
использую задания с известными
чистоговорками и поэтическими произведениями
- диалогами и стихами. Причем слежу,
чтобы они были насыщены изучаемыми звуками,
были занимательны и доступны и, кроме
того, многообразны по интонационным характеристикам
(вопросительным и восклицательным).
Задания на составление
чистоговорок и стихов способствуют
развитию ритма, чувства созвучия. Дети
обычно с увлечением воспринимают
мою просьбу сочинить или исправить чистоговорки
или стихи, которые почему-то не получаются
у персонажей сюжета. Сначала они подсказывают
отдельные слова и рифмы, а затем целые
фразы. Вот фрагмент совместного творчества:
"Наши гости игрушки":
Обезьяна… (Чи,
чи, чи)
Продавала…
(кирпичи)
Побежал тут
к ней… (зайчонок):
Не продашь
ли "кирпичонок"?
Развитию
связной речи способствует запланированное
или экспромтное построение сюжета
занятия. По ходу занятия дети предсказывают
действия персонажей, придумывают
для них диалоги и реплики, отвечают на
вопросы и находят выход из проблемных
ситуаций.
Если позволяет
время, то можно организовать пересказ
детьми сказок от имени персонажей
с возможной театрализацией действий,
развивающихся по ходу сюжета.
Итог занятия.
На заключительной
стадии занятия подводятся итоги, то
есть определяется его результативность.
Естественно, она не проводится в
форме "Это хорошо, а это плохо".
Скорее, здесь должна присутствовать
положительная эмоциональная оценка
типа: "Спасибо дети вы меня
порадовали своими ответами! Мне было
приятно работать с вами. Жаль, что занятие
так быстро закончилось и приходится расставаться".
Обязательное условие - передача положительных
эмоций.
При индивидуальной
оценке нужно отметить активность, удачу, пусть даже
маленькую, или просто хорошее настроение
того или иного ребенка. А реакция на неудачи
должна быть с надеждой на успех в последующих
занятиях, с убеждением, что отчаиваться
не стоит. Если активно работать, все получится.
Стараюсь
узнать и оценку детьми прошедшего
занятия в ответах на вопросы: "Что вам
понравилось? Какие задания показались
вам интересными? Какое задание было самым
трудным? Что бы вы хотели услышать в следующий
раз?" и т.д. Ответы помогут найти более
близкий контакт с детьми и отобрать удачный
принцип построения заданий для каждого
этапа последующих занятий.
Итог занятия
может быть предложен в игровой
форме. Например, в занятии "Клад
кота Леопольда" (звуки л, л) предусмотрен
сюрприз - дети находят шоколад, угощаются
сами и угощают меня.
А в занятии
"Полет на звездолете" (звуки
з, з) изучаемый звук з оказался в
словах "изюм", "зефир", которым
дети угостили "звездных детей" и
друг друга.
В заключительном
этапе занятия должна звучать
положительная оценка и уверенность,
что завтра получится еще лучше.
Важно закончить занятие так, чтобы дети
ждали следующей встречи с логопедом.
Но главное,
о чем необходимо помнить, - занятие
от начала и до конца должно быть
добрым!
Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи
Практика
логопедической работы показывает, что
в качестве эффективного коррекционного
средства можно использовать метод
наглядного моделирования. Он позволяет
ребенку зрительно представить
абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать
с ними. Это особенно важно для дошкольников,
поскольку мыслительные задачи у них решаются
с преобладающей ролью внешних средств,
наглядный материал усваивается лучше
вербального (Т.В. Егорова, 1973; А.Н. Леонтьев,
1981).
Наглядное моделирование - это
воспроизведение существенных свойств
изучаемого объекта, создание его заместителя
и работа с ним.
Моделирование
состоит из следующих этапов:
усвоение
и анализ сенсорного материала;
перевод его
на знаково-символический язык;
работа с моделью.
Формирование
навыков наглядного моделирования
происходит в определенной последовательности
с постоянным повышением доли самостоятельного
участия дошкольников. При развитии
навыков наглядного моделирования
решаются следующие дидактические
задачи:
знакомство
с графическим способом представления
информации;
развитие
умения дешифровки модели;
формирование
навыка самостоятельного моделирования.
В логопедической
работе моделирование выступает
как определенный метод познания,
с одной стороны, а с другой - как программа для анализа
новых явлений.
Игры и
упражнения
При нарушениях
слоговой структуры слова
Моделирование
позволяет детям образно представить
структуру слова, используя заместители
слогов, из которых оно состоит, научиться
определять количество слогов, соотносить слово
со слоговой схемой. Дети подготавливаются
к формированию навыка послогового чтения.
"Рисуем"
снова
Дети учатся
с помощью фишек выкладывать
слоговую схему слов.
Дошкольникам
предлагается прослушать слова и
выложить столько фишек, сколько раз они с логопедом
хлопнут в ладоши.
МАК, МАМА, МАШИНА
и т.д.
Пирамида. Дети
учатся делить слова на слоги.
Дошкольникам
предлагается расставить картинки на
соответствующие кольца пирамиды: на
нижнее - с одним слогом, на среднее
- с двумя, на верхнее - с тремя.
Хлопки
Дети учатся
делить слова на слоги с помощью
хлопков, соотносить слова со слоговой
схемой.
Дошкольникам
предлагаются названия предметов мебели.
Они должны хлопать в ладоши соответственно
количеству слогов в этих словах и
расставлять названия по местам.
1 слог 2 слога
3 слога
Найди свое место
Дети учатся
выделять ударный звук, слог и соотносить
их со схемой.
При формировании
лексико-грамматического строя речи
Метод моделирования
используется на всех занятиях и предполагает
формирование умений анализировать языковой
материал и синтезировать языковые единицы
в соответствии с законами и нормами языка.
Он позволяет ребенку осознать звучание
слова, поупражняться в употреблении грамматических
форм, уточнить и обобщить понятие о роде
предметов, явлений природы на основе
их существенных признаков. Также он способствует
расширению словарного запаса, формированию
языкового чутья.
Подбери действия
Дети учатся
подбирать слова, обозначающие действия,
к предмету.
По три
шага прошагать -
По три
действия назвать:
Как с игрушками
играть?
Веселый мяч
Дети учатся
употреблять в речи предлоги "на",
"под", правильно строить предложение
и соотносить предлоги со схемой.
Дошкольникам
предлагается разложить маленькие
слова (предлоги), встречающиеся в
стихотворении, по картинкам.
Вот играет Буратино
В мячик
весело с
Мальвиной. Ты, дружок,
реши задачу:
Кто куда закинул мячик?
"на" "под"
Распредели по секторам.
Дети учатся обобщать предметы и соотносить
их с символами. Дошкольникам предлагается
распределить все предметы из круга по
секторам, сверяясь с символами-знаками.
Поезд
Дети учатся располагать
слова в предложении по порядку,
согласовывать их.
Дошкольникам предлагается прочитать предложения и расставить
вагоны по порядку.
При подготовке к обучению
грамоте
Здесь метод наглядного
моделирования позволит решить следующие
задачи:
познакомить детей с
понятием "слово" и его протяженностью;
научить интонационно выделять
звук в слове, называть слова с заданным
звуком, находить позицию звуков в слове
и соотносить со схемой, изображать гласные
и согласные звуки с помощью зрительных
символов, различать твердые/мягкие звуки,
вычленять словесное ударение, различать
ударные и безударные гласные;
сформировать навыки
анализа и синтеза слов и предложений,
подбора слов к заданной звуковой
модели, научить графически изображать
предложение, придумывать предложение
по схеме;
отработать навык послогового
чтения.
Рассели картинки в дом
Дети учатся выделять первый, последний
звуки в слове и соотносить их со схемой.
Дошкольникам предлагается
назвать, что изображено на картинках
и определить, где "живет" заданный
звук в слове, а также в какой
дом "поселить" картинку.
Спичка - ватка
Дети учатся различать твердые и мягкие согласные
звуки и соотносить картинки с символами
(спичкой - ваткой) на перфокарте.
Дошкольникам предлагается
назвать картинки и сказать, какие
из них начинаются со "старшего братца"
(твердого звука). Их соединяют со спичкой.
Те, которые начинаются с "младшего братца"
(мягкого звука), соединяют с ваткой.
Куда перелетела бабочка?
Дети учатся определять
и отмечать позицию заданного
звука на карточке-схеме с помощью
бабочки.
Дошкольникам предлагается
карточка, разделенная на три части, и бабочка на магните. Воспитатель
называет слова, а дети должны догадаться,
в какой из квадратов перелетит бабочка:
если звук в начале слова - в первый квадрат
(со звездочкой), если в середине - во второй,
если в конце - в третий.
Чьи следы?
Дети учатся составлять звуковые модели слова,
соотносить слово с моделью, подбирать
слова к заданной модели.
Дошкольникам предлагаются
карточки-схемы со следами различных
животных. Нужно догадаться, кому они
принадлежат.
При обучении связной
речи
В данном случае моделирование может быть использовано
в работе над всеми видами связного высказывания: