Автор: Екатерина Черниченко, 06 Июня 2010 в 21:59, курсовая работа
В данной работе доказывается противоречие между необходимостью применения нестандартных задач в практике работы учителей и уровнем разработанности методики их использования в обучении. Это и определяет актуальность и необходимость целенаправленной разработки вопросов методики, для применения нестандартных задач в обучении математике младших школьников.
Анализ системы
текстовых, задач различных курсов
показал, что при обучении младших
школьников математике использовалось
также и некоторое число задач,
которые являлись нетиповыми, не укладывались
в рамки той или иной Системы
типовых задач. Такие задачи назывались
нетиповыми /И.К. Андронов, А.С. Пчелко и
др./или нестандартными /Ю.М. Колягин,
К.И. Нешков, Д. Пойа и др./
Понятие нестандартной
задачи используется многими методистами.
Так Ю.М. Колягин раскрывает зто
понятие следующим образом. Под
нестандартной понимается задача, при
предъявлении которой учащиеся не знают
заранее ни способа ее решения, ни
того, на какой учебный материал
опирается решение.
Обобщая в работе
различные подходы методистов в
понимании стандартных и
Мы пришли к выводу,
что каждая текстовая задача в
определенных условиях может быть нестандартной,
а в других - обычной, типовой, стандартной.
Стандартная задача одного курса
математики может быть нестандартной
в другом курсе. Например, стандартная
задача экспериментального курса А.И.
Маркушевича, К.И. Нешкова, А.М. Пышкало:
"На аэродроме было 5 самолетов
и 7 вертолетов, 6 машин поднялись
в воздух. Можно ли утверждать, что
в воздухе находится хотя бы 1
самолет; хотя бы 1 вертолет?" ' является
нестандартной задачей
В период, когда на
протяжении десятков лет содержание
математического образования
Такие задачи раньше
были необязательными для всех учащихся»
они предназначались, как правило,
для наиболее способных к математике
учащихся. Основной формой использования
этих задач признавались только различные
виды внеурочной работы.
Теперь же наметилась
тенденция использования
В ходе перестройки
содержания и методов обучения математике
небольшое число нестандартных
задач появилось и в стабильных
учебниках и методических пособиях
/МД. Бантова, Г.В. Бельтюкова, Н.Ф. Валняр,
М.И. Моро, А.С. Пчелко, А.М. Пышкало, Н.А.Янковская
и др./, что говорит о повышении
роли таких задач в обучении математике.
Нами показано, что
нестандартные задачи в настоящее
время имеются в каждом курсе
математики для начальных классов
школы. При анализе учебников
и методических пособий выявлено,
что по сравнению с учебниками,
используемыми до перестройки содержания
обучения /в которых нестандартные
задачи отсутствовали/, в современных
условиях на каждые 25 типовых задач
в среднем приходится одна нетиповая,
нестандартная задача. Еще четче
просматривается усиление роли нестандартных
задач в экспериментальных
В результате мы установили,
что нестандартные задачи необходимы
в обучении математике. Объясняется
это, прежде всего, возрастающими требованиями,
направленными на усиление воспитывающих
и развивающих функций
Изучение теории
и практики использования нестандартных
задач в современном обучении
младших школьников математике показало,
что недостаточная
В своей работе мы
рассматривали нестандартные
Опираясь на анализ
теории и практики использования
нестандартных задач в обучении
математике учащихся I-Ш классов, установлена
их общая и специфическая роль.
Эти задачи:
- учат детей не
только использовать готовые
алгоритмы, но и
- препятствуют выработке
вредных штампов при решении
задач, разрушают неправильные
ассоциации в знаниях и
- оказывают положительное
влияние на формирование
Таким образом, нами
показано, что нестандартные задачи,
в основном, выполняют в обучении
развивающие функции, поэтому не
каждый ученик должен уметь решать
любые предлагаемые в классе нестандартные
задачи, но попытки и стремление
учащихся к решению таких задач
должны быть положительно оценены учителем.
Наш эксперимент
выявил, что в экспериментальных
классах при переходе к решению
стандартных задач нового типа число
учащихся, которые самостоятельно осваивали
новый способ, в два раза превышало
число таких же учащихся контрольных
классов.
Наблюдения показали,
что подавляющее большинство
учителей из числа применяющих в
обучении нестандартные задачи, используют
их только на этапе повторения знаний
/более 80%/ и совсем незначительная часть
- на этапе изучения нового материала.
При определении
места нестандартных задач, мы рассматривали
их применение на различных этапах
обучения /на этапе повторения, подготовки
к ознакомлению с новым материалом
на этапе изучения нового материала,
на этапе закрепления знаний/ и
в зависимости от использования
различных методов обучения /рассказа,
беседы, самостоятельной работы и
т.д./.Выяснено, что на этапе объяснения
нового материала целесообразно
использовать нестандартные задачи
применяя такие методы, как рассказ
или беседа. На этом этапе нестандартные
задачи помогают детям глубже выяснить
те или иные "новые понятия, отношения,
свойства действий, объектов, зависимости
между величинами и т.д. На этапе
применения полученных знаний при использовании
нестандартных задач выявлено более
эффективное воздействие такого
метода обучения, как самостоятельная
работа учащихся. При этом использование
нестандартных задач
Например, нестандартную
задачу: «Для школы купили 6 мячей
белого и красного цвета. Белых мячей
было больше, чем красных. Сколько
мячей каждого цвета купили?»
рациональнее использовать на этапе
закрепления знаний учащихся 1 класса
о составе числа 6, используя в
большей мере самостоятельную работу
школьников. Данная задача предполагает
не единственное, а несколько решении,
которые могут быть найдены путем
последовательно
Целенаправленное
использование нестандартных
Систематическое применение
нестандартных задач в обучении
способствует активизации познавательной
деятельности и развитию мышления учащихся.
Об этом свидетельствует, например, тот
факт, что задачу "В нашем лесу
каждый занимается своим делом: одни
плетут корзины, другие ловят рыбу.
Ремеслу мы научились друг у друга.
Кот учился у выдры, еж - у зайца,
лиса у волка, а мышь у ежа. Бобер
учил волка и выдру, заяц - белку,
а барсук - зайца. Бобер был учеником
медведя, а еж - учителем дятла. Лучше
всех плел корзины еж. Чем занимался
заяц, дятел, волк и лиса". Кто из
зверей нашего леса раньше всех научился
ловить рыбу и кто - плести корзины?"
25% учащихся экспериментальных классов
решили без ошибок, а около 50% - почти
подошли к правильному решению.
В контрольных же классах ни один
из учащихся не смог решить эту задачу
и даже не знал, как приступить к
ее решению.
Во второй главе
диссертации рассматриваются
анализируя, каким
должно быть содержание нестандартных
задач мы разработали требования
к их составлению и отбору.
Нестандартные
задачи:
- не должны иметь
уже готовых, заученных детьми
алгоритмов;
- должны быть просты
и доступны по содержанию всем
учащимся;
- должны быть занимательными
и интересными.
Для решения нестандартных
задач учащимся должно хватать знаний,
усвоенных ими по программе.
Вопросы методики использования
нестандартных задач мы рассматривали
в связи с определенным этапом
формирования математических знаний и
умений учащихся и соотносили это
с теми или иными известными методами
обучения.
Основным положением
этой методики является тот факт, что
нестандартные задачи должны быть направлены
не на формальное усвоение готового алгоритма,
а на формирование у учащихся простейших
навыков самостоятельного построения
алгоритмов, отыскания способов решения
новых для них задач.
Этим определяется
и отбор средств, позволяющих
использовать в обучении нестандартные
задачи:
I/ тетради с печатной
основой и карточки с
2/ диафильмы и
диапозитивы. В массовой
3/ учебники и методические
пособия, если нестандартные
Применение нестандартных
задач в обучении младших школьников
математике реализуется в различных
формах как на уроке /устный счет, самостоятельные
и контрольные работы, индивидуальные
задания/, так и во внеклассной
работе /кружки, викторины, конкурсы, олимпиады/.
Основной организационной формой является
урок, где все учащиеся принимают
участие в решении
Основными критериями
эффективности
Информация о работе Нестандартные текстовые задачи в обучении младших школьников математике