Автор: Екатерина Черниченко, 06 Июня 2010 в 21:59, курсовая работа
В данной работе доказывается противоречие между необходимостью применения нестандартных задач в практике работы учителей и уровнем разработанности методики их использования в обучении. Это и определяет актуальность и необходимость целенаправленной разработки вопросов методики, для применения нестандартных задач в обучении математике младших школьников.
НЕСТАНДАРТНЫЕ ТЕКСТОВЫЕ
ЗАДАЧИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
МАТЕМАТИКЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
РАБОТЫ
Актуальность темы.
В отчетном докладе ЦК КПCC ХХVI съезду
партии Л.И. Брежнев подчеркнул: "Главное
сегодня в том, чтобы повысить
качество обучения, трудового и нравственного
воспитания в школе". Это относится
и к обучению математике учащихся
I-Ш классов.
В обучении младших
школьников математике большая роль
отводится текстовым задачам, система
которых является основным средством
формирования важнейших математических
представлений учащихся. Овладение
умением решать задачи является одной
из главных целей обучения, важным
программным требованием.
Изучение роли текстовых
задач в обучении и воспитании
издавна занимало видное место в
исследованиях, посвященных методике
обучения математике младших школьников.
Это нашло отражение и развитие
в работах многих современных
методистов / Н.И. Моро, К.И. Нешков, А.С.
Пчелко, А.М. Пышкало, В.Н. Рудницкая, Л.Н.
Скаткин, Е.Н. Тальянова, П.М. Эрдниев
и др./ и психологов /Н.А. Менчинская,
Л.М. Фридман и др./.
В последнее десятилетие
в связи с усилением внимания
к развитию и воспитанию младших
школьников в обучении математике достаточно
заметно изменилась как вся система
задач, так и функции, которые
они выполняют. Наряду с дидактическими
функциями, большое число задач
призвано нести в обучении познавательные
и развивающие функции /Ю.М. Колягин,
М.И. Моро, К.И. Нешков, Н.К. Рузин, А.Д. Семушин,
Л.М. Фридман и др./. Поэтому, кроме
системы типовых задач, решать которые
обязан уметь каждый ученик, в обучении
все чаще стали встречаться и
такие задачи, которые не укладываются
в эту систему. Их в методической
литературе называют нестандартными /нетиповыми/.
Нестандартные задачи
можно встретить не только в стабильных
учебниках математики, пособиях к
ним, основной методической литературе,
но и в дидактических и наглядных
пособиях /диафильмах, диапозитивах, тетрадях
на печатной основе и др./. Такие задачи
имеются и в экспериментальных
курсах. Анализ опыта работы в школе
показывает, что нестандартные задачи
находят все более частое и
широкое применение в обучении математике.
Опыт использования
этих задач в обучении младших
школьников эпизодически
Таким образом, обнаруживается
противоречие между необходимостью
применения нестандартных задач
в практике работы учителей и уровнем
разработанности методики их использования
в обучении. Это и определяет актуальность
и необходимость
Цель исследования
заключалась в разработке основных
вопросов методики применения нестандартных
задач в обучении математике младших
школьников.
Мы предположили,
что целенаправленное и систематическое
использование нестандартных
Для достижения поставленной
цели необходимо было решить следующие
задачи:
I.определить причины
появления и функции
2.провести анализ
теории и практики
3.разработать методические
рекомендации по использованию
нестандартных задач в
Эти задачи обусловили
применение следующих основных методов
исследования:
- изучение директивных
документов и материалов ЦК
КПСС и Советского
- изучение и анализ
философской, математической, методической,
педагогической, психологической литературы;
- анализ и обобщение
передового опыта учителей, личного
опыта;
- сравнительный анализ
программ, учебников математики I-III
классов и методических
- анализ уроков, самостоятельных
и контрольных работ учащихся;
- проведение наблюдений
за деятельностью учителей и
учащихся, индивидуальных собеседований
с учащимися и учителями;
- анкетирование;
- проведение педагогического
эксперимента.
Исследование проводилось
в три этапа в течение пяти
лет /1976-1981 годы/.
На первом этапе
определены цели и задачи исследования,
разработаны исходные положения
и соответствующий
На втором этапе
разработаны основные положения
методики применения нестандартных
задач в обучении младших школьников
решению задач.
На третьем этапе
осуществлена опытная проверка разработанных
положений методики использования
нестандартных задач в
Для выявления эффективности
предлагаемой методики были выделены
по четыре экспериментальных и
В ходе исследования
проанализировано около 300 уроков, математики
в I-Ш классах, более 3000 работ учащихся,
200 анкет учителей и студентов. Проведено
и проанализировано около 200 экспериментальных
уроков и 30 занятий математического
кружка..
Новизна исследования
состоит в том, что в работе
впервые в методике обучения младших
школьников математике подвергнут систематическому
и целенаправленному изучению вопрос,
а значении нестандартных /нетиповых/
задач: уточнена сущность этих задач, выявлены
и систематизированы причины
их появления, определены роль, место
и функции нестандартных задач
в обучении.
Выявлены методические
особенности применения нестандартных
задач на различных этапах обучения
/на этапе повторения, подготовки и
усвоения нового материала, на этапе
закрепления знаний/ и в связи
с различными методами обучения /в
ходе рассказа, беседы, самостоятельной
работы и т.д./Показаны особенности
применения нестандартных задач
во внеклассной работе. Разработаны
основные требования к составлению
и отбору нестандартных задач, методические
рекомендации по их использованию в
обучении младших школьников математике.
Практическая значимость
работы заключается в том, что
разработанные методические рекомендации
могут быть применены учителями
I-III классов в повседневной работе.
Требования к отбору и составлению
нестандартных задач могут быть
использованы авторами и методистами
при разработке и совершенствовании
учебников математики и методических
пособий, а также в процессе подготовки
будущих учителей.
Основные результаты
исследования внедрены в практику работы
учителей начальных классов школ
Марийской AСCP,частично использованы при
создании программы по методике преподавания
математики для педагогических факультетов
пединститутов /специальность № 2I2I/.
Апробация результатов
исследования. Основные положения диссертации
докладывались и обсуждались
на Марийской республиканской
Опыт по использованию
нестандартных задач в обучении
освещался автором и учителями
экспериментальных классов на страницах
журнала "Начальная школа". Материалы
исследования были использованы при
проведении /I980-I98I гг./ "Конкурса смекалистых"
на страницах газеты "Ямделий"
/на марийском языке/ для марийских
пионеров и школьников.
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения
двух глав, заключения, списка литературы
и приложений. Во введении обосновывается
актуальность темы, формулируются исходные
положения, определяются конкретные задачи
исследования. В заключении диссертации
определяются общие итоги исследования
и формулируются рекомендации по
совершенствованию
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ДИССЕРТАЦИИ
Первая глава посвящена
изучению развития системы текстовых
задач, используемых в обучении младших
школьников математике.
В основном изучалась
система текстовых задач, сложившаяся
до последней перестройки
Анализ развития
системы задач показал, что до
семидесятых годов текстовые
задачи делились на строго определенные
типы. Главное внимание при решении
этих задач было направлено на усвоение
смысла арифметических действий, на формирование
вычислительных навыков и собственно
умений решать задачи этих типов /типовые
задачи/. Обучение решению типовых
задач осуществлялось последовательно,
для каждого типа задач отводилось
довольно продолжительное время, при
этом усваивался алгоритм решения задач
данного типа, в результате чего
у школьников формировался навык
узнавать, к какому типу относится
данная задача, чтобы воспользоваться
известным правилом /алгоритмом/ для
ее решения. Любая другая, даже более
легкая задача при таком обучении
вызывала у учащихся затруднения, о
чем свидетельствовали типичные
для того времени высказывания детей."
Мы. таких задач не решали" и
т.п.
Такой подход приводил
к заучиванию детьми алгоритмов. У
учащихся попросту вырабатывались штампы,
шаблоны. Они часто механически
переносили заученные ими алгоритмы
решения одного типа задач на другие
типы задач. Учащиеся привыкали к
стандартной формулировке текста задачи.
Условия и заключения текстовых
задач, как правило, формулировались
с помощью набора стандартных
слов и словосочетаний типа "Сколько
всего...?". При отсутствии таких
стандартных слов ту же задачу многие
учащиеся решить не могли. Например, задачу:
"На дереве сидело 3 вороны и 5 галок.
Сколько птиц сидело на дереве?" школьники
успешно решали только в том случае,
если ее заключение формулировалось
следующим образом: "Сколько всего
ворон и галок сидело на дереве?"
Такое заключение служило для
большинства учащихся той единственной
опорой, с помощью которой они
выбирали действия для решения типовой
задачи.
В современном курсе
математики I-Ш классов текстовые
задачи, кроме формирования вычислительных
навыков, постепенно стали выполнять
и другие функции.
Текстовые задачи, как
отмечают М.И. Моро и другие, помогают
раскрывать связи между величинами
и смысл арифметических действий;
служат средством ознакомления с
математическими понятиями, отношениями,
закономерностями, помогают формировать
геометрические понятия, рассматривать
элементы алгебры, что служит делу формирования
и совершенствования
Сейчас по-новому
стала оцениваться роль типовых
задач в процессе обучения математике,
изменяется последовательность и характер
ознакомления с ними учащихся. Так,
в современном курсе математики
I-Ш классов система типовых
задач построена с таким
Информация о работе Нестандартные текстовые задачи в обучении младших школьников математике