Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 19:52, курсовая работа
Предметом изучения является неблагополучная семья.
Цель: изучить влияние неблагополучной семьи на нравственное воспитание младшего школьника
Введение.
1. Нравственное воспитание детей и его значение.
2. Семья, как социальный институт и группа.
3. Кризис современной семьи и его причины.
4. Типы и модели семей.
5. Характеристика неблагополучной семьи и ее влияние на нравственную культуру ребенка.
Заключение.
Список литературы.
Семья
– это малая социально –
психологическая группа, основанная
на браке или кровном родстве,
члены которой связаны
Семья – сложная, многофункциональная система. Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-бытовая, воспитательная, экономическая и психологическая.
Репродуктивная
функция включает в себя воспроизводство
в детях численности родителей,
т.е. принимает участие в
Что касается хозяйственно-бытовой функции семьи, то она охватывает такие стороны семейных отношений, как ведение домашнего хозяйства, единого бюджета. Среди различных аспектов этой функции можно особо выделить проблему “семейной власти” и социализации ребенка при его подготовке к будущей самостоятельной жизни.
Воспитательная функция семьи отвечает за интеллектуальное, физическое, нравственное и психологическое развитие растущего в ней ребенка. Именно семья формирует черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение.
Экономическая – характеризуется ведением общего хозяйства, экономической поддержкой других членов семьи в период их нетрудоспособности, приобретением материальных ценностей.
Психологическая
функция в семье играет защитную
роль, так как семья защищает своих
членов от экстремальных, стрессовых ситуаций,
проявляет соучастие, сопереживание. Именно
семья позволяет человеку стать более
стойким, уверенным [12].
3.
Кризис современной
семьи и его
причины.
Семья,
как и все общественные установления,
на протяжении своей истории испытала
ряд изменении. Ее развитие не остановилось
и на современных ее формах. Вдумчивое
изучение ряда явлений показывает, что
в настоящее время семья как социально-правовая
организация определенного вида переживает
острый перелом; старые и отчасти современные
ее формы мало-помалу исчезают и уступают
место иным формам, известным пока лишь
в самых общих чертах. Коротко говоря,
современная семья изменяется и переходит
в наши дни к новой, грядущей семье.
Конечно,
этот процесс изменения связан с изменением
всей остальной общественной жизни. По
мере того как изменяются основы современного
общества, изменяется и семья.
Современная
семья представляет собой союз, во-первых,
мужа и жены, затем родителей и детей и,
в-третьих, более широко, союз родственников
и свойственников.
Сначала
мы рассмотрим ослабление связи супругов.
Из чего видно, что союз супругов становится
все более и более непрочным? Доказательством
служит многое:
• все быстрее и быстрее растущий процент
разводов и "разлучений от стола и ложа";
• уменьшение самого числа браков, свидетельствующее
о том, что все больше и больше становится
лиц, не желающих связывать себя современными
узами "законного брака";
• рост "внебрачных" союзов мужчины
и женщины;
• рост проституции;
• падение рождаемости детей;
• уничтожение религиозной основы брака;
• все более и более слабая охрана супружеской
верности и самого брака государством.
Эти факты,
если они действительно верны, достаточны
для того, чтобы сказать: дальнейшее существование
семьи в современных принудительных формах
и в самом деле становится весьма трудным.
Совокупность их для того, кто умеет понимать
язык "безгласных" цифр, говорит о
том, что современная семья переживает
глубокий кризис.
Уже само
по себе развитие этих явлений служит
признаком падения современных "устоев"
семьи, применительно же к факту ослабления
семейной связи оно является неопровержимым
доказательством.
Очертив
кратко признаки, свидетельствующие о
разложении и ослаблении семьи как союза
супругов, перейдем теперь к краткой характеристике
тех "уклонов", которые произошли
в семье как союзе родителей и детей.
Падение
родительской власти над детьми — такова
та основная черта, которой характеризуется
история взаимоотношений родителей и
детей.
Происходящий в наше время перелом отношений
родителей и детей означает падение родительской
опеки и замену ее опекой общества и государства,
постепенную утрату семьей ее учительски
- воспитательной роли и приобретение
этой роли обществом и государством.
Время, проводимое
ребенком в семье, все более и более укорачивается.
Раньше ребенок получал образование и
воспитание в семье ("домашнее образование").
Затем с появлением общественных школ
ребенок с 7—8 лет переходил от семьи к
школьному воспитанию и обучению. Первые
годы до последнего времени он все же проводил
в семье. Но теперь, с быстрым ростом и
распространением детских садов, площадок,
детских игр и т.п., — и в эти годы уже ребенок
переходит в руки общества, выходит из-под
крова семьи в широкий мир своих сотоварищей,
в мир "детского общества" и в среду
"детского государства".
Наконец,
современная семья распадается и как хозяйское
целое. До сих пор наряду с другими задачами
она выполняла и хозяйственные функции.
Семья была одновременно и "очагом"
в смысле кухни и стола, приготовления
запасов, одежды, необходимых для хозяйства
предметов и т.п. В прошлом она была целой
хозяйственной единицей, или, говоря языком
экономистов, "замкнутым натуральным
хозяйством". Машины, торговля и магазины
отняли у нас множество хозяйственных
дел. Не раз воспетый семейный обед, или
чай, или кофе, с прекрасной хозяйкой за
столом, с радушным хозяином и милыми детьми
— этот образ отходит в прошлое. На место
их приходят прозаические рестораны, кафе
и столовые, и чем плотнее население, чем
крупнее центр и город, тем быстрее выживают
эти "публичные" учреждения старый,
милый образ застольных семейных картин.
Одним из
проявлений кризиса семьи является –
развод. В нашей стране наряду со свободой
брака существует и право супругов на
развод. По статистике ежегодно расторгается
примерно 930 тысяч браков (это приблизительно
1,5 % от их общего количества) и образовывается
2788 тысяч новых семей. Таким образом, соотношение
между браками и разводами составляет
примерно 3:1. Но этот показатель различен
в зависимости от места жительства и возраста
людей. Так в больших городах разводов
приходится больше чем в сельской местности.
По мере
роста числа разводов возможность того,
что они будут компенсированы повторным
браком, становится всё меньшей. Лишь 10-15
% женщин с детьми повторно выходят замуж.
В результате увеличивается количество
неполных семей.
Основной
причиной разводов является неподготовленность
супругов к семейной жизни. На молодых
супругов наваливаются бытовые, финансовые
проблемы. В первые годы супружеской жизни
молодые больше узнают друг друга, раскрываются
недостатки, которые старались скрывать
до свадьбы, происходит адаптация супругов
друг к другу.
Молодые
супруги нередко излишне поспешно прибегают
к разводу, как к способу разрешения любых
конфликтов, в том числе и вначале преодолимых.
Подобное «лёгкое» отношение к распаду
семьи складывается благодаря тому, что
развод уже стал обыденным явлением. В
момент заключения брака существует чёткая
установка на развод, в случае если хоть
один из супругов не будет удовлетворён
совместной жизнью. Ясно, что такая установка
стимулирует развод [16].
4.
Типы и модели семей.
Родственные связи определяют простой, нуклеарный, или сложный, расширенный, тип семьи. Типологизируя семейные структуры, следует отметить, что самыми распространенными в современных урбанизированных агломерациях (урбанизация [от лат. urbanus - городской] – сосредоточение материальной и духовной жизни в городах; агломерация [от лат. agglomerare – присоединять, накоплять] – скопление) являются нуклеарные семьи, состоящие из родителей и детей, т.е. из двух поколений.
Расширенная семья объединяет две или более нуклеарные семьи с общим хозяйством и состоит из трех и более поколений – прародителей, родителей и детей (внуков). Вместе с супругами в повторных семьях (основанных на парном браке) могут находиться дети от данного брака и дети супругов от предыдущего брака, приведенные ими в новую семью.
Наиболее архаичным типом является патриархальная (традиционная) семья. В ней много детей и совместно проживают разные поколения родственников и свойственников; строго соблюдаются национальные и религиозные обычаи. В патриархальной семье, как правило, царят основы авторитарности. Семьи с чертами патриархальности сохранились в сельской местности, в малых городах.
Также выделяют типичные модели отношений между взрослыми и детьми в семье. Отношения определяются по степени напряженности и последствиям негативного влияния на воспитание детей.
3) Материально – ориентированные семья, где главное внимание уделяется материальному благополучию. Детей в таких семьях с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть свою выгоду. Духовный мир родителей и детей обеднен. Интересы детей не учитываются, поощряется только «выгодная» инициативность. Дети рано взрослеют, хотя это нельзя назвать социализацией в полном смысле этого слова. Отношения с родителями, лишенные духовной основы, могут развиваться непредсказуемо.
4) Враждебные семьи. Детям здесь плохо. Неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные наказания. Дети в таких семьях растут скрытыми, недружелюбными, они плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи. Механизм отношений здесь такой. Поведение, жизненные стремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом правы родители. Такого рода ситуации обычно связаны с возрастными особенностями детей, когда они еще не могут оценить опыта родителей, их усилий на благо семьи. Справедливые огорчения родителей вызывают односторонние увлечения детей во вред учебе, основным занятием, а в некоторых случаях – с аморальными поступками.
5)
Антисоциальные семьи. Это, скорее,
не семьи, а временные пристанища для детей,
которых здесь не ждали, не любят, не приемлют.
Родители, как правило, ведут аморальный
образ жизни: конфликтуют, угрожают друг
другу и детям, пьянствуют, воруют, дерутся.
Влияние таких семей крайне негативное.
В 30% случаев ведет к антиобщественным
поступкам. Дети из таких семей обычно
берутся под опеку государства [17].
5.
Характеристика неблагополучной
семьи и ее влияние на
нравственную культуру
ребенка.
Семейное благополучие не подлежит точному измерению с помощью каких–либо универсальных показателей. Отдельные его составляющие – жилищные условия, уровень доходов, состояние здоровья членов семьи – можно сравнивать со среднестатистическими. Однако в целом благополучие семьи определяется самоощущением ее членов, ответом на вопрос «Хорошо им в семье или плохо?». И благополучие ребенка оценивается по главному критерию - по тому, хорошо ли ему в семье: чувствует ли он любовь и понимание, окружен ли заботой, имеет ли условия для полноценного развития.
Разумеется, в каждой семье есть проблемы, нередко они, накапливаясь, мешают спокойному течению жизни. Пьянство одного из членов семьи, частые ссоры по поводу и без, отсутствие работы и нехватка денег на элементарные нужды – что-то одно или все вместе – отравляют существование многим нашим согражданам, и, прежде всего, детям. И вполне может наступить момент, когда по этим причинам на вопрос «Хорошо ли живется в семье?», нельзя будет дать положительный ответ. Возникает, по терминологии социальных работников, «проблемная семья». Семья существует, ребенок приходит после уроков домой, а не к друзьям и не в подворотню, за ним присматривают, создают условия для учебы. «Качество жизни» не соответствует некоторым стандартам, однако у ребенка есть свой дом, и он не хочет из него уходить. Запас прочности проблемной семьи невелик, и ситуация рано или поздно изменится. Чтобы она развивалась в пользу ребенка, родителям нужно проявлять инициативу, а не ждать, когда проблема рассосется сама [18].
Семья, замкнутая на своих проблемах, постепенно утрачивает влияние на ребенка и отторгает его. Ему недостает понимания и заботы, он чувствует себя лишним, все больше времени проводит вне дома. Если при ухудшении социально-экономического положения психологический климат в семье меняется так, что на улице ребенку становится лучше, чем дома – это неблагополучная семья. Специалисты по социальной работе выделяют два основных фактора, которые делают семью неблагополучной – алкоголизм и бедность [19].
Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой – либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно [20].
Обычно в неблагополучной семье ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия, игнорирование его душевного мира переживаний). Вследствие этих неблагоприятных внутрисемейных факторов у ребенка появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее. Среди внешне неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, прежде всего алкоголя и наркотиков. Человек, страдающий от алкоголизма и наркотиков, вовлекает в свое заболевание всех близких людей. Поэтому неслучайно специалисты стали обращать внимание не только на самого больного, но и на его семью, признав тем самым, что зависимость от алкоголя и наркотиков – семейная заболевание, семейная проблема [21].
Одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка, является алкоголизм родителей. Оно может отрицательно влиять не только в момент зачатья и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка
Семьи с алкогольной зависимостью. Как отмечают психологи (Б. С. Братусь, В. Д. Москаленко, Е. М. Мастюкова, Ф. Г. Углов и др.), взрослые в такой семье, забыв о родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в «алкогольную субкультуру», что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге семьи с химической зависимостью становятся социально и психологически неблагополучными.
Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях [20].
Важнейшие
особенности процесса взросления детей
из «алкогольных» семей
Дети вынуждены скрывать свои истинные чувства и переживания, чтобы быть принятыми взрослыми; не осознают своих чувств, не знают, в чем их причина и что делать с этим, но именно сообразно с ними они строят свою жизнь, отношения с другими людьми, с алкоголем и наркотиками. Дети переносят свои душевные раны и опыт во взрослую жизнь, часто становясь химически зависимыми. И вновь появляются те же проблемы, что были в доме их пьющих родителей.
Информация о работе Неблагополучная семья на нравственное воспитание младшего школьника