Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 19:52, курсовая работа
Предметом изучения является неблагополучная семья.
Цель: изучить влияние неблагополучной семьи на нравственное воспитание младшего школьника
Введение.
1. Нравственное воспитание детей и его значение.
2. Семья, как социальный институт и группа.
3. Кризис современной семьи и его причины.
4. Типы и модели семей.
5. Характеристика неблагополучной семьи и ее влияние на нравственную культуру ребенка.
Заключение.
Список литературы.
Содержание:
Введение.
1. Нравственное воспитание детей и его значение.
2. Семья, как социальный институт и группа.
3. Кризис современной семьи и его причины.
4. Типы и модели семей.
5. Характеристика
неблагополучной семьи и ее
влияние на нравственную
Заключение.
Список
литературы.
Введение
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях, что актуально в современных условиях. Развитие морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями.
В Конвенции о правах ребенка (1989) декларируется, что «ребенку для полного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания».
Семья – сложная, многофункциональная система. Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-бытовая, воспитательная, экономическая и психологическая.
Семья, как и все общественные установления, на протяжении своей истории испытала ряд изменении. Ее развитие не остановилось и на современных ее формах. Конечно, этот процесс изменения связан с изменением всей остальной общественной жизни. По мере того как изменяются основы современного общества, изменяется и семья. Многие исследователи отмечают, что нарушено функционирование семьи как важнейшего института социализации, ответственного за воспитание и подготовку к жизни молодых поколений, что приводит к распространению различных видов социализационных деформаций и воспроизводству в поведении молодежи наиболее негативных и социально опасных моделей.
Во внутрисемейных отношениях неблагополучных семей распространяется бытовое насилие в семье, не столь уж редко доходящее до крайностей. Жестокость родителей к детям побуждает последних к бегству из семей, растет число сирот при живых родителях, беспризорников, малолетних бродяг и преступников, алкоголиков, наркоманов и токсикоманов, что является социальной и нравственной проблемой современного общества.
В
неблагополучных семьях у детей
не формируются нравственные нормы
и правила поведения
На основании вышеизложенного тема курсовой работы сформирована следующим образом: «Неблагополучная семья и ее влияние на нравственное воспитание младшего школьника».
Объектом изучения курсовой работы является нравственное воспитание младшего школьника.
Предметом изучения является неблагополучная семья.
Цель:
изучить влияние
Задачи: 1. изучить педагогические основы нравственного воспитания и его значение;
2. определить семью как социальный институт и социальную группу;
3. рассмотреть кризис современной семьи и его причины;
4. рассмотреть типы (виды, модели) отношений в семье;
5. проанализировать характеристику неблагополучной семьи.
Практическая
значимость: данная курсовая работа может
быть использована в работе социальных
педагогов, завучей по воспитательной
работе, учителями начальной школы при
подготовки к проведению родительских
собраний, педагогических советов и в
работе с неблагополучными семьями.
Нравственное воспитание в семье является стержнем отношений, формирующих личность. Здесь на первый план выступает воспитание непреходящих моральных ценностей – любви, совести, достоинства, долга. В семье формируются и все другие нравственные качества: разумные потребности, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, бережливость. Совсем не важно при этом, на какие основы моральных ценностей опираются родители и дети – христианскую мораль, общеэтические учения или моральный кодекс строителя коммунизма. Важно, чтобы они были добрыми, человечными, конструктивными [17].
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).»
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека» [5, с. 345]. Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести» [5, с. 558].
У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [8, с. 414].
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» [1, с. 360].
А Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю» [7, с.289].
В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека» [10, с. 120].
Василий Андреевич говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру- учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [10, с. 170].
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам [3].
Н.И. Болдырев отмечает, что специфической
особенностью нравственного воспитания
является то, что его нельзя
обособить в какой-то специальный
воспитательный процесс.
действий [4].
В формировании личности младшего школьника, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения.
В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках [9].
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся
[2].
Развитие морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и
реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.
Необходимое звено в процессе нравственного
воспитания - моральное просвещение,
цель которого - сообщить
ребенку совокупность знаний
о моральных принципах и
нормах общества, которыми он
должен овладеть. Осознание и
переживание моральных принципов
и норм прямо связано
с осознанием образцов нравственного
поведения и способствует формированию
моральных оценок и поступков [6].
2.
Семья, как социальный
институт и группа.
«Семья – это первичная сфера, где ребенок учится делать добро».
В.А. Сухомлинский [11, c.58].
Семья – это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями , общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Семейные отношения регулируются номами морали и права. Их основу составляет брак – легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Важными условиями существования семьи являются совместная деятельность и определенная пространственная локализация – жилище, дом, собственность как экономическая основа ее жизни, а также общекультурна среда в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства. Таким образом, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи [14].
Информация о работе Неблагополучная семья на нравственное воспитание младшего школьника