Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 17:57, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить научные основы планирования работы в школе и ее реализацию.
Для достижения цели нами поставлены следующие задачи:
1. Определить предназначение плана в школе.
2. Рассмотреть виды и структуру планов.
Введение
Глава 1. Научные основы и сущность планирования работы в школе
1.1. Предназначение плана в школе
1.2. Виды и структура планов
Выводы по 1 главе
Глава 2. Реализация планирования работы школы
2.1. Организация планирования воспитательной работы в школе
2.2. Перспективное и годовое планирование в школе
2.3.Функция организации в управлении школой как реализация запланированных решений
Выводы по 2 главе
Заключение
План работы ученического коллектива школы
Важно, чтобы структура плана позволяла видеть цели и задачи работы, текущие и перспективные дела, вносить коррективы и изменения, а также отражала взаимодействие участников педагогического процесса.
Структура и форма плана классного руководителя могут быть разнообразными, главное, чтобы они были удобны для работы и оперативной корректировки.
Может быть предложена следующая структура плана [4]:
1. Анализ воспитательной работы в классе за истекший период.
2. Задачи воспитательной работы на новый учебный год.
3. Работа с коллективом учащихся.
4. Взаимодействие с педагогическим коллективом.
5. Работа с семьей, общественностью.
Общепринятой формы и структуры плана воспитательной работы классного руководителя не может быть. Педагогу необходимо творчески подойти к составлению плана, учитывая особенности классного коллектива, условия школы, а также опыт своей работы. В практике существует несколько вариантов форм планов, каждая из которых обладает определенными достоинствами и недостатками.
Одна из форм, используемых в практике, предлагается в табл. 4.
Таблица 4
Раздел плана работы классного руководителя
Направления работы классного руководителя | Работа с ученическим коллективом | Работа с родителями, семьей | Работа с педагогами, общественностью |
| |||
Общение |
|
|
|
Здоровье |
|
|
|
Учение |
|
|
|
Досуг |
|
|
|
Данная форма предполагает соединение в себе перспективного, календарного и текущего планирования. При оформлении плана в тетради на каждую неделю отводится один разворот листа. Это позволяет предусмотреть основные дела на весь год и в то же время вносить по ходу работы дополнения и изменения.
Целесообразно составление плана индивидуальной работы с учащимися, что возможно, если классный воспитатель является освобожденным от учебной работы, занимает полную ставку педагога и имеет время для целенаправленной работы с каждым ребенком.
Приступая к планированию, необходимо помнить о том, что этот процесс длительный, не заканчивающийся написанием годового плана, а продолжающийся в течение года. Только при таком подходе план поможет управлять деятельностью. Планирование, даже если осуществляется коллективно, - процесс индивидуального осмысления своей деятельности и творческого ее конструирования, поскольку невозможно результативно организовывать деятельность по чужим программам и планам. Планировать можно по-разному, исходя из различных особенностей, влияющих на этот процесс.
Подходы к планированию учебной и внеучебной деятельности имеют существенные отличия. А в планировании учителя – предметника и классного руководителя много общего. Планирование должно строиться на основе научно обоснованного прогноза и проекта предстоящей согласованной деятельности педагогов и воспитанников, их взаимодействия и строго отвечать тем образовательным задачам, которые стоят перед коллективом.
Научно обоснованное планирование предполагает продуманную соотнесенность планов отдельных учебно-воспитательных коллективов с общешкольным планом.
К планам учебно-воспитательной работы как документам, направляющим деятельность педагогов, предъявляется ряд существенных требований: целенаправленность и конкретность образовательных задач; разумная детализированность и краткость плана, его компактность; разнообразие содержания, форм и методов, оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей; преемственность, систематичность и последовательность; сочетание перспективности и актуальности намеченных видов работы; единство педагогического руководства и активности воспитанников; реальность, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности и условий жизни; связь внутриклассной работы с работой вне школы; согласованность плана с другими планами школы и детских общественных организаций; гибкость и вариативность планирования.
Планирование - подготовительный этап каждого управленческого цикла, поэтому ему отводится одно из важных мест в системе управления школой.
План должен быть кратким, четким и ясным.
В практике работы передовых школ имеют место следующие виды планирования: перспективный план работы школы на 3-5 лет; план учебно -воспитательной работы школы (годовой); графический план организационной, методической и внеклассной работы (на четверть) (выписка из годового плана); план-график внутришкольного контроля (на четверть); планы общественных организаций.
Предназначение плана - упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов.
В практике составляют самые различные виды планов: по охвату содержания, по длительности планируемого периода, в зависимости от субъекта планирования, по масштабу планирования.
Общепринятой формы и структуры плана воспитательной работы классного руководителя не может быть. Педагогу необходимо творчески подойти к составлению плана, учитывая особенности классного коллектива, условия школы, а также опыт своей работы.
По форме планирование может быть текстовым, графическим и смешанным (текстовым и графическим). В любом случае в школе должно существовать календарное планирование, т.е. все общешкольные мероприятия должны располагаться по четвертям, месяцам, неделям, отдельным числам. Каждая школа планирует свою работу, исходя из местных условий и возможностей, но каждый план должен быть педагогически целесообразным, иметь единое направление, представлять систему мероприятий по выполнению поставленных задач [21].
В практике работы передовых школ имеют место следующие виды планирования:
перспективный план работы школы на 3-5 лет;
план учебно-воспитательной работы школы (годовой);
графический план организационной, методической и внеклассной работы (на четверть) (выписка из годового плана);
план-график внутришкольного контроля (на четверть);
планы общественных организаций.
Сроки планирования определяются целями планирования. Перспективное планирование должно соответствовать срокам развития образования в стране, годовое - цикл управления, т.е. с 1-го сентября по 1-е сентября, включая летнюю работу и подготовку школы к новому учебному году. Каких-либо отдельных планов, которые бы не входили в общешкольный план, от школы требовать не следует - это нарушает принцип системности.
Перспективный план согласуется с планами местного муниципального управления и составляется на 1-е января текущего года.
Годовые планы составляются в мае-июне, утверждаются педагогическими советами в конце августа. Изменение плана в течение года производится в крайних случаях, о каждом изменении ставится в известность педагогический совет.
Рекомендации о структуре и содержании предлагаемых планов являются примерными, их нужно конкретизировать с учетом особенностей, традиций и творческих поисков отдельных школ.
Общий алгоритм любого планирования педагога можно представить следующим образом:
1 шаг - определение предмета планирования. Сначала надо ответить на вопрос: что необходимо спланировать (всю деятельность, какое-то направление, конкретное дело)?
2 шаг - определение временного периода: какой период времени необходимо спланировать (год, четверть, месяц и т. д.).
3 шаг - структурирование предмета планирования. То, что планируется, необходимо разделить на возможные составные части (выделить направления или виды деятельности, вычленить содержательные и тематические блоки), т. е. как бы представить идеальный образ планируемого, а затем отобрать нужное и реальное. Для того чтобы спланировать работу на год, нужно продумать, из чего вся деятельность будет складываться, и выделить все возможные направления и виды: учебный процесс, внеучебную деятельность, диагностику результатов и коллектива, работу с родителями, взаимодействие с другими педагогами и коллективами и т. д. Если необходимо спланировать занятие, тогда нужно представить, из каких общих блоков может состоять любое занятие, т. е. составить набор (как можно более широкий) всевозможных блоков. Структурирование помогает сделать план реалистичным, отобрать наиболее эффективные средства и способы работы, избежать глобальности и расплывчатости.
4 шаг - анализ результатов и имеющегося состояния (коллектива, деятельности, подразделения, учреждения и т. д.).
Структурирование поможет ответить на вопрос: какая информация, какие знания необходимы, чтобы спланировать свою работу? К примеру, чтобы спланировать воспитательный процесс, необходимо знать возраст учащихся, их уровень, социальное положение, интересы, способности, индивидуальные особенности. Необходимо знать условия, в которых педагог будет работать, специфику учреждения и образовательного процесса; кроме того педагог должен осознавать свой собственный профессиональный уровень. На данном этапе планирующий свою деятельность должен определить направления анализа и осуществить его.
По сути, анализ не является шагом в планировании, это самостоятельный вид педагогической деятельности, который также специально планируется и организуется, как и другие. Анализ готовит базу для планирования всей деятельности и предвосхищает планирование.
5 шаг - обобщение результатов анализа. Это логическое завершение предыдущего шага, в результате которого должен сложиться образ деятельности, ее особенностей, т. е. определяется база данных — отправная точка для моделирования деятельности.
6 шаг - целеполагание. Именно при целеполагании осуществляется первоначальный прогноз результатов: ради чего, на что работать, что хотелось бы получить в итоге.
7 шаг - коллективное планирование, которое предполагает включение в процесс совместного поиска идей, предложений всех, кто причастен к планируемой работе.
8 шаг - выбор средств достижения поставленных целей, решения задач, способов отслеживания и оценки результатов. На данном этапе отбираются содержание, методы, технологии, позволяющие решить поставленные задачи; определяются взаимосвязи с теми, кто может помочь в достижении результатов. Прогноз продолжается, результаты уточняются, конкретизируются, выбираются способы их контроля и оценки.
9 шаг - распределение событий во времени. В зависимости от того, какой отрезок времени планируется, определяются этапы, периоды, даты; выстраивается логика дел и событий.
10 шаг - оформление (написание) плана. Опытные педагоги и руководители планируют сразу на бумаге и «начисто». Но детально, логично, точно, кратко, конкретно можно изложить свои действия на бумаге только тогда, когда они осмыслены. Поэтому не следует с легкостью выбирать форму и тут же ее заполнять [4,26].
Общий алгоритм планирования подходит для любого вида деятельности, для любого типа плана, для любого отрезка времени. Для того чтобы получить задуманный результат, процесс планирования должен быть беспрерывным, систематичным, тогда изложенный алгоритм повторится несколько раз: при перспективном планировании (на год и более), при периодическом планировании (на четверть, полугодие), при краткосрочном (на месяц и менее), при оперативном, текущем (планировании дня, конкретного дела).
Для этого необходимо определить систематичность анализа и планирования конкретно по срокам и заложить эти виды деятельности в план (как бы «планирование планирования»),
По сути, планирование есть процесс моделирования своей деятельности на какой-то период времени (или какого-то направления, вида деятельности), когда педагог представляет мысленно модель своей работы: содержательную, организационную, структурную. Поэтому все шаги можно объединить в несколько этапов планирования:
1) подготовительный: определение предмета и отрезка времени, структурирование предмета;
2) аналитический: анализ результатов и имеющегося опыта, диагностика, обобщение результатов анализа;
Информация о работе Научные основы планирования в школе и пути ее реализации