Научные основы планирования в школе и пути ее реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить научные основы планирования работы в школе и ее реализацию.
Для достижения цели нами поставлены следующие задачи:
1. Определить предназначение плана в школе.
2. Рассмотреть виды и структуру планов.

Содержание

Введение
Глава 1. Научные основы и сущность планирования работы в школе
1.1. Предназначение плана в школе
1.2. Виды и структура планов
Выводы по 1 главе
Глава 2. Реализация планирования работы школы
2.1. Организация планирования воспитательной работы в школе
2.2. Перспективное и годовое планирование в школе
2.3.Функция организации в управлении школой как реализация запланированных решений
Выводы по 2 главе
Заключение

Работа содержит 1 файл

Научные основы планирования.doc

— 243.50 Кб (Скачать)

9) Реальность и разумная насыщенность плана.

Общий ход любого планирования можно представить тремя этапами:

-   составление педагогами проекта плана (его контуров);

- коллективное планирование (апробация, корректировка, проверка замыслов педагога, сбор предложений, идей учащихся, родителей);

- внесение педагогом корректив в первоначальные замыслы, проект плана с учетом результатов коллективного планирования; окончательное оформление плана воспитательной работы.

При планировании воспитательной работы необходимо учитывать:

- результаты воспитательной работы и выводы, полученные в ходе анализа;

- воспитательные и организационно-педагогические задачи;

- материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по воспитательной работе;

- передовой опыт страны, города, школы;

- возможности родителей, общественности;

          - воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений;

- традиционные праздники учебного года;

- события, факты, связанные с жизнью страны, города, села;

        - события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;

- традиции школы;

- дела проводимые ближайшими культурными учреждениями;

- предложения педагогов, учащихся, родителей,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Виды и структура планов

 

Планы по содержанию, структура, форме очень разнообразны. Главное    - они должны помогать в организации воспитательной работы, быть удобными для пользования, являться рабочими, а не формальными документами,

В практике составляются самые различные планы, их можно классифицировать по разным основаниям [4].

1) По охвату содержания:

-комплексный (общий) план: планируется деятельность во всех ее направлениях и видах. Например, план воспитательной работы план работы педагога с детским коллективом;

-тематический план: планируется одно направление или вид деятельности, К примеру, планы работы с родителями, план профориентации и другие,

-предметный (конкретный) план: планируется одно конкретное дело;

-план конференции;

-план подготовки и проведения классного часа и т. д.

2) По длительности планируемого периода:

-долгосрочный (перспективный): план на длительный период времени (год и более). План работы учреждения на год, план профориентационной работы с учащимися старших классов (на 2 года);

-этапный (периодический; план: это план средней перспективы, когда планируется какой-то определенный этап дальней перспективы (четверть, полугодие);

-краткосрочный: план ближайшей перспективы, когда планируется достаточно короткий отрезок времени (часть этапа, периода), К примеру, план работы на месяц, на неделю, ее декаду;

-оперативный: планируются конкретные ближайшие действия. Наиболее распространен план дня.

Перечисленные виды планов тесно взаимосвязаны: каждый последующий конкретизирует, уточняет, корректирует предыдущий.

3) В зависимости от субъекта планирования

-индивидуальный планирует один человек;

-коллективный: планировать может большой коллектив, часть коллектива, группа. Педагог может организовать коллективное планирование в детском объединении. Коллективный или индивидуальный подход к планированию может рассматриваться и как способ его осуществления, поэтому при выборе индивидуального или коллективного способа планирования надо обязательно помнить о том, что субъект планирования должен быть тот же, что и субъект реализации плана. Практика же показывает, что одним из частых противоречий в педагогическом процессе является несоответствие между тем, кто планировал, и тем, кто будет участвовать в реализации плана,

4) По масштабу планирования

-              общешкольные планы, которые предусматривают участие в планируемой работе детей разных классов, педагогов, родителей (план работы ученического коллектива, план воспитательной работы школы, план общешкольного дела);

-              планы первичных коллективов (план работы классного коллектива, клубного коллектива).

Необходимо различать планы работы педагогического коллектива, совместные планы педагогов и учащихся, а также планы самих детей» Естественно, что все планы взаимосвязаны. Так, план работы педагогов составляется с учетом тех дел, которые определены детьми, В плане педагогического коллектива отражена позиция учителей по отношению к этим делам или роль в их подготовке: помощь, консультация для организаторов дела, методическая работа с активом детей»

Изучение практического опыта показало, что в школьном коллективе составляются следующие планы по воспитательной работе [4]:

-              перспективный план, раздел годового плана работы школы «Воспитательная внеучебная работа с ученическим коллективом» (основной официальный документ, которым руководствуются классные коллективы, все объединения учащихся: кружки, секции, клубы, общества, штабы, советы и т. п.);

-              календарные планы воспитательной работы с ученическим коллективом на четверть или месяц, на полугодие (планы-сетки, удобные для работы и корректировки);

-              план методической работы с учителями по вопросам воспитания школьников;

-              план контроля за организацией и результатами воспитательной работы?

-              планы клубов, штабов, советов, музеев и других школьных объединений;

-              перспективные планы работы по направлениям воспитания на несколько лет (3, 5, 10), например, по эстетическому воспитанию или нравственному просвещению;

-              планы подготовки и проведения общешкольных дел.
В классном коллективе чаще всего составляют:

-              план воспитательной работы классного руководителя (на четверть, полугодие, год);

-              план ученического коллектива;

-              план работы коллектива по важнейшему направлению на определенный период (месяц, год, несколько лет), например поисковая работа, работа с младшими;

-              план подготовки и проведения дела в коллективе;

-              план работы творческого объединения, групп.

Основными и наиболее распространенными в практике являются: раздел годового плана «Внеучебная воспитательная работа с ученическим коллективом» и план классного руководителя.

Можно предложить следующую примерную структуру раздела годового плана «Внеучебная воспитательная работа с ученическим коллективом»:

1. Анализ воспитательной работы школы за прошедший учебный год, в котором целесообразно отразить следующее:

а) результаты воспитательной работы (уровень воспитанности, социальности учащихся, их профессиональной ориентированности, конкурентоспособности);

б) характеристика изменений, происшедших в общешкольном коллективе (развитие структуры, отношений между участниками педагогического процесса, укрепление связей и традиций);

в) реализация поставленных воспитательных задач (какие задачи решены и как, что и как повлияло на их решение, причины невыполнения намеченного);

г) анализ проделанной работы на приоритетных направлениях работы школы, результаты и организация деятельности, достижения, недостатки и их причины.

2. Задачи воспитательной работы на новый учебный год, к определению, формулировке которых предъявляются следующие требования:

- они вытекают из анализа работы;

- задачи на новый учебный год отличаются от задач предыдущего года;

- они конкретны и реальны для выполнения;

- задачи охватывают всю планируемую работу с учащимися;

- они учитываются при планировании методической работы, контроля за воспитательной работой и составлении всех других планов в школьном и первичных коллективах.

3. Содержание и формы работы с ученическим коллективом.

Этот раздел может иметь различную структуру. В нем целесообразно выделить несколько подразделов, взяв за основу направления работы, виды деятельности или задачи воспитательной работы (например, см. табл.1) [16].

Таблица 1

План работы с ученическим коллективом

Задачи воспитательной работы

Основные мероприятия

Дата

 

Ответственные

 

Отметка

о выполнении

 

 

Целесообразна и используется в практике такая структура плана, которая предусматривает планирование работы не только с учащимися, но также с педагогами и родителями (например, см. табл. 2).

Таблица 2

Задачи воспитательной работы

Основные мероприятия

Работа с учащимися

Работа с педагогами

Работа с родителями, общественностью

 

План воспитательной работы в школе.

Наряду с планами педагогов важно составлять и план ученического коллектива, школы (например, см. табл.3), который доступен для знакомства и использования всеми детьми.

Таблица 3

Недели

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Месяцы    

Дата  

Содержание 

Ответ 

Дата 

Содержание 

Ответ 

Дата  

Содержание

Ответ

Дата

Содержание

Ответ

Сентябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Октябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Научные основы планирования в школе и пути ее реализации