Научно-теоретические основы изучения речевого развитрия дошкольников при дизартрии при ДЦП

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 08:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности речевого развития дошкольников с дизартрией при ДЦП.
Нами была выдвинута гипотеза: состояние развития речи дошкольников с дизартрией при ДЦП не достаточно сформировано и имеет количественные и качественные особенности по сравнению с развитием детей в норме.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТРИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ДИЗАРТРИИ ПРИ ДЦП 8
1.1. Возрастные закономерности речевого развития детей дошкольного возраста 8
1.2. Понятие «Детский церебральный паралич» 13
1.3. Особенности речевого развития детей с ДЦП 18
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ ПРИ ДЦП 28
2.1. Краткая характеристика детей экспериментальной группы 28
2.2. Организация экспериментального исследования (методики) 31
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42

Работа содержит 1 файл

Особенности речевого развития у детей с ДЦП с дизартрией.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

- нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения, которые имеют некоторую специфику при разных формах церебрального паралича. Эти нарушения могут иметь как специфически лингвистическую природу, так и неспецифический характер в связи с 
общими психическими особенностями детей с церебральным параличом;

- все формы дисграфии и дислексии. В генезисе этих на 
рушений большая роль принадлежит несформированности зрительно-моторных и оптико-пространственных систем. Их формирование, а также развитие артикуляционно-акустических навыков имеет важное значение в предупреждении и коррекции дислексии и дисграфии у детей с ДЦП.

 

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ ПРИ ДЦП

2.1. Краткая характеристика детей экспериментальной группы

С целью изучения особенностей речевого развития дошкольников с дизартрией при ДЦП было проведено экспериментальное исследование, в котором принимали участие две группы: экспериментальная и контрольная.

Исследование  проводилось на базе школы – интерната «Омет» № 86 и дошкольного образовательного учреждения - детского сада № 88 г. Набережные Челны.

В эксперименте приняли участие:

Экспериментальная группа: 5 детей-дошкольников с диагнозом детского церебрального паралича.

Контрольная группа –5 детей с развитием речи в границах возрастной нормы.

Наличие контрольной  группы в нашем исследовании необходимо для того, чтобы контролировать влияние фактора естественного развития детей на результаты  исследования.

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Инициалы

Возраст

Заключение ПМПК

Примечание

Инициалы

Возраст

Заключение ПМПК

Примечание

1

 М. Э.

5,4

ДЦП, псевдобульбарная дизартрия (легкая степень)

 

А.Д.

5,1

Речь в  границах возрастной нормы

 

2

М.С.

5,5

ДЦП, псевдобульбарная дизартрия (легкая степень)

 

А.А.

5,5

Речь в  границах возрастной нормы

 

3

У.Д.

5,2

ДЦП, псевдобульбарная дизартрия (средняя степень)

 

Б.Д.

5,3

Речь в  границах возрастной нормы

 

4

А.А.

5,3

ДЦП, псевдобульбарная дизартрия (легкая степень)

 

Д.Э.

5,8

Речь в  границах возрастной нормы

 

5

Э.Г.

5,6

ДЦП, псевдобульбарная дизартрия (легкая степень)

 

Ж.К.

5,1

Речь в  границах возрастной нормы

 

 

Дети экспериментальной  группы имеют диагноз ДЦП, псевдобульбарная дизартрия.

Для детей экспериментальной группы с псевдобульбарной дизартрией характерно в той или иной степени замедленное, напряженное произношение. Ограничение движений в дыхательном отделе у данных детей приводит к тому, что воздушная струя недостаточна для образования звуков в передней части артикуляционного аппарата. При очень слабой воздушной струе невозможно образование даже губных звуков. Недостаточность воздушной струи приводит к смещению артикуляции в средние и задние участки артикуляционного отдела.

Язык у детей экспериментальной группы напряжен, оттянут кзади, спинка его закруглена и закрывает вход в глотку, кончик языка не выражен. Произвольные движения языка ограничены. Особенно трудным для детей является движение высунутого языка вверх с загибанием его кончика к носу. При выполнении движения видно повышение мышечного тонуса, пассивность кончика языка, а также истощаемость движения.

Среди переднеязычных звуков у детей нарушены наиболее сложные и дифференцированные произвольные артикуляционные движения, непроизвольные рефлекторные движения сохранны.

Характерные нарушения звукопроизношения - избирательные трудности в произношении наиболее сложных и дифференцированных по артикуляционным укладам звуков (р, л, ш, ж, ц, ч). Нарушено произношение наиболее сложных по артикуляции переднеязычных звуков, сочетается с искажением произношения и других групп звуков, нарушениями дыхания, голоса, интонационно-мелодической стороны речи, часто - слюноотделением. Особенности звукопроизношения у детей идет в значительной степени  смещением спастически напряженного языка в задний отдел полости рта, что искажает звучание гласных, особенно передних (и, э).

Отмечается озвончение глухих согласных звуков, появление носового оттенка при произнесении гласных, особенно заднего ряда (о, у), и твердых сонорных (р, л), твердых шумных (з, ш, ж) и аффрикаты ц.

Для детей экспериментальной группы с церебральным параличом характерны нарушения умственной работоспособности в виде повышенной утомляемости. В процессе целенаправленной деятельности они быстро становятся вялыми или раздражительными, с трудом сосредотачиваются на задании.

В экспериментальной  группе детей с ДЦП встречаются дети, которые, помимо указанного, имеют следующие особенности:

- выраженный негативизм (противодействие просьбам и инструкциям  всех окружающих или конкретных  лиц);

- агрессивность, драчливость,  конфликтность;

- повышенную впечатлительность,  застревание, нередко сопровождаемое навязчивыми страхами;

- чувство угнетенности, состояние дискомфорта, иногда  сопровождаемое невротическими  рвотами, потерей аппетита;

- повышенную обидчивость,  ранимость;

- склонность к болезненному  фантазированию.

Таким образом,  дети с дизартрией при ДЦП экспериментальной группы характеризуются:

- синдромом артикуляторных расстройств.

- синдромом нарушения  речевого дыхания

- синдром нарушения  голоса;

- нарушением работоспособности.

2.2. Организация  экспериментального исследования (методики)

 

Экспериментальное исследование включало диагностику развития речи у детей обеих групп и анализ полученных результатов исследования. Для удобства интерпретации результатов исследования каждому испытуемому в обеих группах был присвоен индивидуальный номер.

Средний возраст  воспитанников на начало исследования - 5 лет 3 мес.

Методика  диагностики развития речи:  

 1. Обследование связной речи

Составление рассказа по сюжетной картинке. Попросить ребенка внимательно рассмотреть картинку с несколькими действующими лицами и рассказать что на ней нарисовано.  

Параметры оценки:

1.      Ребенок составил рассказ самостоятельно.

2.      В рассказе были использованы слова точные по смыслу (богатый словарный запас).

3.      Ребенок строил фразы грамматически правильно, без ошибок (в его речи не было грамматических неправильностей).

4.      Ребенок использовал предложения, состоящих из 4-х и более слов.

5.      Все звуки и слова ребенок произносил  правильно.

6.      Речь была в нормальном темпе, плавная, выразительная. 

6-7 баллов - высокий уровень, 

4-5 баллов - средний, 

2-3 балла - низкий.

2. Обследование грамматической стороны речи 

Задание 1.

Составление предложений по картинкам

На картинке изображен сидящий мальчик, рядом с ним сломанная игрушечная машинка. Ребенок составляет примерно такой текст: «Мальчик играл с машинкой. Машинка сломалась, у нее отлетело колесо. Мальчик огорчен, потому что это была его любимая  игрушка. Теперь ее надо починить».

Параметры оценки:

- ребенок не может  самостоятельно составить предложения;

- ребенок только перечисляет  предметы на картинке («Вот мальчик.  Машинка.»);

- ребенок составляет  очень короткие предложения;

- ребенок допускает  ошибки грамматического характера  («У машинки нет колесов.»),

Задание 2.

Словообразование и словоизменение  

Ребенок внимательно  слушает, как изменяются слова в  первой паре, и по аналогии пытается изменить другие слова. Каждый раз, переходя к другой модели, внимание ребенка  необходимо активизировать.

1). Книга – книги           2). Стул – стулья              3). Рот - рты    

 Чашка –                         Перо -                             Лев -     

 Нож –                           Копье -                            Огурец -    

 Компьютер –                 Ком -                               Конец -    

 Вук -                             Вуло -                              Бармалец –

4). Лев – львица  – львенок – львята    

 Тигр –     

Лиса –      

Медведь –     

Заяц – зайчиха  – зайчонок – зайчата     

Еж –     

Бокр – 

5).Шкаф – шкафчик           6). Яблоко - яблочный   

 Цветок –                            Виноград -   

 Стул –                                Апельсин -   

 Ларец –                              Морковь -    

 Помидор –                          Бумага -    

 Кар -                                   Вода –

6-7 баллов - высокий уровень, 

4-5 баллов - средний, 

2-3 балла - низкий. 

 

3. Обследование слоговой структуры слова

Проверить, как ребенок произносит слова различной слоговой структуры – со стечением согласных в начале, середине и конце слова, многосложные слова и слова, состоящие из сходных звуков.  

Медведь, дверь, дерево, трамвай, верблюд, виноград, сахарница, корзинка, скатерть, ласточка, черепаха, хворост, аквариум, холодильник, перекресток, фотография,  под мухомором, балерина, милиционер, регулировщик, парикмахерская, сковородка, со сковородки, полотенце, ящерица. 
       Параметры оценки:

- ребенок произносит только отдельные слоги;

- ребенок меняет слоги  местами;

- ребенок один слог  произносит многократно, заменяя им другие слоги;

- ребенок сокращает  слово, пропускает некоторые слоги  или не договаривает слово  до конца;

- ребенок пропускает  согласные там, где они стоят  рядом; 

- ребенок произносит  слово всякий раз по-разному. 

6-7 баллов - высокий уровень, 

4-5 баллов - средний,

2-3 балла - низкий.

4. Обследование звукопроизношения  

Ребенку показывают картинки и просят их назвать. В словах звук находится в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова. Потом просят ребенка придумать короткую фразу с этим словом.

«с» - санки, оса, нос

«сь»- семь, апельсин, гусь

«з» -  замок, коза

«зь»- зима, магазин

«ц» - цапля, овца, палец

«ш»- шапка, машина, мышь

«ж»- жук, лыжи

«ч» - чайник, качели, мяч

«щ»- щука, овощи, плащ

«л» - лампа, балалайка, дятел

«ль»- лимон, пальма, фасоль

«р» -  ракета, картошка, комар

«рь»- репка, карета, дверь  

6-7 баллов - высокий уровень, 

4-5 баллов - средний, 

2-3 балла - низкий.

2.3. Анализ результатов экспериментального исследования

В процессе исследования были получены определенные результаты в контрольной и экспериментальной группах. Эти результаты показаны в таблице 1 и 2.

Таблица 1

Результаты  исследования  особенностей речевого развития  детей экспериментальной  группы

 

Связная речь

Грамматическая  сторона речи

Слоговая  структура слова

Звукопроизношение

Составление предложений

Словообразование  и словоизменение

1

4

4

4

3

3

2

4

4

4

4

2

3

3

3

2

2

2

4

4

3

4

3

3

5

3

4

4

4

2

Ср.

3,6

3,6

3,6

3,2

2,2.

Информация о работе Научно-теоретические основы изучения речевого развитрия дошкольников при дизартрии при ДЦП