Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 14:02, реферат
Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил и производственных отношений; история – как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики; психология – в связи с изучением становления личности развивающегося человека.
1.Введение…………………………………………………………стр.3-4
2.Роль наследственности в развитии личности………………….стр. 5-8
3.Развитие личности и его факторы…………………………….. .стр.9-11
4.Движущие силы и механизм самовоспитания личности…… ..стр.12-15
5.Личность как объект и субъект воспитательного процесса…. стр.16-18
6.Взаимодействие коллектива и личности……………………….стр.19-21
7.Заключение……………………………………………………… стр.22
8.Список литературы…………………………………………….. .стр.23
Первое из них состоит в том, что важной целью воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута только при условии, что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе.
Второе положение связано с тем, что воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и выступает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно- эстетических отношений. Поэтому в процессе педагогической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив и умело использовать его для разностороннего развития личности. Без такого коллектива трудно рассчитывать на высокую эффективность воспитания.
Слово «коллектив» происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает «объединяю», а латинское collectivus- собирательный. Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить отношения деловые и отношения личные. Деловые отношения основываются на совместной деятельности по решению социально- значимых задач, на соблюдении установленных в том или ином объединении организационных зависимостей, правил и порядков. Личные же отношения основаны на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях и охватывают главным образом сферу узколичной деятельности.
Личные отношения могут существовать параллельно с деловыми отношениями. Деловые отношения также не исключают личных симпатий.
Главным
признаком коллектива является налаженность,
прочность и действенность
Детально определял сущность коллектива А.С.Макаренко. «Нельзя представить себе коллектив, - писал он, - если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив- это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношения частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище».
Таким образом, воспитательный коллектив- это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируется здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности.
Создать
такой коллектив сразу
Первая стадия в развитии коллектива характеризуется тем, что в качестве сплачивающего средства выступают требования педагога к учащимся. «Требование, высказанное в форме, не допускающей возражений, необходимо на первых порах в каждом коллективе.
Вторая стадия развития этого требования, когда на вашу сторону перешли первый, второй, третий, четвертый активисты, когда около вас организуется группа мальчиков и девочек, которые сознательно хотят поддерживать дисциплину.
И наконец, третья стадия развития этого требования, когда требует коллектив. Это- тот результат, который вознаграждает вас за нервный труд первого периода. Когда требует коллектив, когда коллектив сбился в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой».
При правильной и целенаправленной организации воспитательной работы с коллективом, всемерном развитии его самодеятельности, внутришкольной демократии и здорового общественного мнения в нем формируется определенный стиль и тон жизни, которые способствуют эффективному формированию чувства коллективизма у трудящихся. Наиболее существенными психологическими и нравственными чертами этого стиля и тона являются: оптимизм и бодрость коллективной жизни и деятельности; развитое чувство собственного достоинства и гордости за свой коллектив; чувства товарищества, дружбы, ответственной зависимости и высокая активность всех учащихся в решении совместно поставленных задач; чувство защищенности каждого члена коллектива. Если такой стиль и тон складываются, тогда в полной мере проявляются такие важные воспитательные функции коллектива, как:
организаторская, когда коллектив становится подлинным субъектом воспитания и управления своей деятельностью,
нравственно- воспитательная и личностно- развивающая, когда коллектив способствует формированию правильных взаимоотношений, гуманизма, чуткости и культуры поведения учащихся,
стимулирующая,
когда коллектив выступает как
возбудитель активности и самодеятельности
всех членов в повышении содержательности
и здоровой целенаправленности своей
жизни.
Заключение
Межнаучный анализ проблемы
На таком
понимании личности и ее развитии в последние
десятилетия строятся воспитательные
концепции на Западе, а в недавнее время
и в нашей стране. В более традиционных
для отечественной науки терминах такая
позиция означает, что активность самого
ученика, его воля, убеждения, деятельность
по саморазвитию и самовоспитанию относятся
к внутреним факторам развития личности.
Эти внутренние факторы, по сути, приобретенные
свойства личности, части ее структуры,
формируются под воздействием воспитания
в первую очередь. Но в ходе жизни ребенка
сами становятся источником, движущей
силой его развития. Этим объясняется
отчасти, что под влиянием одних и тех
же воспитательных и средовых условий
ученики вырастают разными. Это ставит
вопрос о важности самовоспитания и его
связи с воспитанием. Педагогика понимает
его так: воспитание вызывает самовоспитание,
и чем быстрей, тем лучше.
Список литературы
1.Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения -М.,1986.
2.Кочетов
А.И. Организация
3.Шаталов
В.Ф. Куда и как исчезли
4.Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. – М.: Педагогика. 1980.
5.Шаталов В.Ф. Точка опоры. – М.: Педагогика. 1987.
6.Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. – М.: Педагогика. 1989.
7.Шаталов
В.Ф. Точка опоры.
– Минск: Изд-во Университетское, 1990
8.Харламов и. Ф. Педагогика: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. ин-тов. – 2-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1990. – 576 с.