Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 14:02, реферат
Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил и производственных отношений; история – как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики; психология – в связи с изучением становления личности развивающегося человека.
1.Введение…………………………………………………………стр.3-4
2.Роль наследственности в развитии личности………………….стр. 5-8
3.Развитие личности и его факторы…………………………….. .стр.9-11
4.Движущие силы и механизм самовоспитания личности…… ..стр.12-15
5.Личность как объект и субъект воспитательного процесса…. стр.16-18
6.Взаимодействие коллектива и личности……………………….стр.19-21
7.Заключение……………………………………………………… стр.22
8.Список литературы…………………………………………….. .стр.23
б) содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное).
в) устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное).
г) эффективность в формировании личности (выполняет функции главные и вспомогательные).
Главная воспитательная задача в руководстве самовоспитания заключается в том, что надо сформировать те положительные качества, от которых зависит разрешение указанных противоречий, и привести в действие такие факторы как: самосознание, увлеченность, направленность, умение управлять собой и т.д.
В условиях интенсивного общественного развития возрастает роль нравственных начал во всей жизни общества. В мире существует единодушное мнение о том, что нравственный идеал побуждает к подражанию, для самовоспитания нужен эталон нравственно воспитан-ной личности школьника, который должен соответствовать следующим показателям:
трудолюбие;
творческое отношение к труду;
высокая культура поведения.
В своей статье "О нравственном воспитании учащихся" Л.А.Замыко, А.А.Назаренко дают некоторые полезные советы:
работа по нравственному воспитанию учащихся результативна при системном подходе, предполагающем педагогическую диагностику; использование разнообразных методов воспитания; включение воспитанника в социальные и внутри коллективные отношения; интенсивное привлечение к деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств и способностей; формирование объективной самооценки; обучение методике самостимуляции положительного поведения (самовнушение, самоодобрение, самоосуждение).
Психологическая подготовка к нравственному самовоспитанию предполагает формирование социального эталона личности в учебно-воспитательной работе школы, организацию жизни коллектива на принципах гуманистической морали и включение каждого ученика в процесс своего нравственного самосовершенствования.
В книге А.И.Кочетова “Организация самовоспитания школьников” говорится, что в младшем школьном возрасте границы самовоспитания определяются появлением нового вида деятельности - учения. Оно направлено на развитие волевых качеств, ответственности, коллективизма и связано с приучением ребенка к регулярному и добросовестному выполнению учебных заданий.
А.И.Кочетов предлагает правила способствующие самовоспитанию:
Пять “надо”:
1. Всегда помогать родителям.
2. Выполнять требования учителей учиться добросовестно.
3. Быть честным.
4.
Подчинять личные интересы
5.
Всегда и всюду проявлять
Пять “можно”:
1. Веселиться и играть, когда работа сделана на “отлично”.
2. Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам.
3. Не унывать при неудачах; если упорен, все равно получится !
4. Учиться у других, если они лучше тебя трудятся.
5. Спрашивать, если не знаешь, просить помочь, если не справляешься сам.
Это нужно тебе самому!
1. Быть честным! Сила человека в правде, слабость его - ложь.
2. Быть трудолюбивым! Не бояться неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач создаст успех, из поражений выкует победу.
3.
Быть чутким и заботливым! Помни,
к тебе будут хорошо
4. Быть здоровым и чистоплотным! Занимайся утренней гимнастикой, закаляйся, мойся до пояса холодной водой каждый день, следи за чистотой рук, час в день выделяй на прогулки и еще час отдай труду или спорту.
5. Быть внимательным, тренировать внимание! Хорошее внимание оберегает от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте.
Этого делать нельзя!
1. Учиться без старания, лениво и безответственно.
2.
Грубить и драться со
3. Терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. Будь сильней своих слабостей.
4. Проходить мимо, когда рядом обижают малыша, издеваются над товарищем, нагло лгут в глаза честным людям.
5.
Критиковать других, если сам
страдаешь подобным же
Пять “хорошо”:
1.
Уметь владеть собой (не
2. Планировать каждый свой день.
3. Оценивать свои поступки.
4. Сначала думать, а потом делать.
5.
Браться вначале за самые
Правила
вводятся постепенно. Вначале ребенок
приучается жить в соответствии с пятью
“надо”. Это означает, что к нему предъявляются
повышенные требования при выполнении
именно данных правил. Одновременно указывается,
что нельзя делать и почему. Через некоторое
время можно подключать пять “хорошо”,
поскольку они значительно сложнее для
понимания и приучения.
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.
Однако
наличие объективных условий
само по себе еще не решает задачу формирования
развитой личности. Необходима организация
систематического, базирующегося на
знании и учете объективных
Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.
Исторически
сформировавшаяся система воспитания
обеспечивает присвоение детьми определенного
круга способностей, нравственных норм
и духовных ориентиров, соответствующих
требованиям конкретного
И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания при этом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации.
Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.
Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования.
Следовательно,
важно так строить
Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. “Воспитывать - это значит направлять развитие субъективного мира человека”, с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка. Как указывал Л.С.Выготский, “учитель с научной точки зрения- только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником”.
Такой
подход к построению процесса воспитания
- как активного целенаправленного формирования
личности - согласуется с нашей методологической
установкой на оценку роли общества и
места генотипа растущего человека в становлении
его личности. Достижения современной
науки, в том числе труды отечественных
философов и психологов, педагогов и физиологов,
юристов и генетиков, свидетельствуют
о том, что только в социальной среде в
процессе целенаправленного воспитания
происходит действенная выработка программ
социального поведения человека, формируется
человек как личность. Причем социальная
обусловленность развития личности носит
конкретно-исторический характер. Но социально-историческое
формирование личности не представляет
собой пассивного отражения общественных
отношений. Выступая и субъектом, и результатом
общественных отношений, личность формируется
через ее активные общественные действия,
сознательно преобразуя и окружающую
среду, и саму себя в процессе целенаправленной
деятельности. Именно в процессе целенаправленно
организуемой деятельности формируется
в человеке важнейшая, определяющая его
как развитую личность потребность в благе
другого.
Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент.
Развитие
и формирование личности можно успешно
осуществлять только в коллективе и
через коллектив, что является одной
из важнейших закономерностей