Наследственность и развитие человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 14:02, реферат

Описание работы

Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил и производственных отношений; история – как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики; психология – в связи с изучением становления личности развивающегося человека.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………стр.3-4
2.Роль наследственности в развитии личности………………….стр. 5-8
3.Развитие личности и его факторы…………………………….. .стр.9-11

4.Движущие силы и механизм самовоспитания личности…… ..стр.12-15

5.Личность как объект и субъект воспитательного процесса…. стр.16-18
6.Взаимодействие коллектива и личности……………………….стр.19-21
7.Заключение……………………………………………………… стр.22

8.Список литературы…………………………………………….. .стр.23

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 120.50 Кб (Скачать)
stify">    а) направленность, т.е. мотивы работы над  собой.

    б) содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное).

    в) устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное).

    г) эффективность в формировании личности (выполняет функции главные и вспомогательные).

    Главная воспитательная задача в руководстве  самовоспитания заключается в том, что надо сформировать те положительные  качества, от которых зависит разрешение указанных противоречий, и привести в действие такие факторы как: самосознание, увлеченность, направленность, умение управлять собой и т.д.

Нравственный  идеал и самовоспитание.

    В условиях интенсивного общественного  развития возрастает роль нравственных начал во всей жизни общества. В мире существует единодушное мнение о том, что нравственный идеал побуждает к подражанию, для самовоспитания нужен эталон нравственно воспитан-ной личности школьника, который должен соответствовать следующим показателям:

    трудолюбие;

    творческое  отношение к труду;

    высокая культура поведения.

    В своей статье "О нравственном воспитании учащихся" Л.А.Замыко, А.А.Назаренко  дают некоторые полезные советы:

          работа по нравственному  воспитанию учащихся результативна при системном подходе, предполагающем педагогическую диагностику; использование разнообразных методов воспитания; включение воспитанника в социальные и внутри коллективные отношения; интенсивное привлечение к деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств и способностей; формирование объективной самооценки; обучение методике самостимуляции положительного поведения (самовнушение, самоодобрение, самоосуждение).

          Психологическая подготовка к нравственному самовоспитанию предполагает формирование социального эталона личности в учебно-воспитательной работе школы, организацию жизни коллектива на принципах гуманистической морали и включение каждого ученика в процесс своего нравственного самосовершенствования.

От  воспитания к самовоспитанию.

    В книге А.И.Кочетова “Организация самовоспитания школьников” говорится, что в  младшем школьном возрасте границы  самовоспитания определяются появлением нового вида деятельности - учения. Оно  направлено на развитие волевых качеств,      ответственности, коллективизма и связано с приучением ребенка к регулярному и добросовестному выполнению учебных заданий.

    А.И.Кочетов  предлагает правила способствующие самовоспитанию:

    Пять  “надо”:

    1. Всегда помогать родителям.

    2. Выполнять требования учителей  учиться добросовестно.

    3. Быть честным.

    4. Подчинять личные интересы коллективным.

    5. Всегда и всюду проявлять добросовестность.

    Пять  “можно”:

    1. Веселиться и играть, когда работа  сделана на “отлично”.

    2. Забывать обиды, но помнить,  кого и за что ты обидел  сам.

    3. Не унывать при неудачах; если упорен, все равно получится !

    4. Учиться у других, если они  лучше тебя трудятся.

    5. Спрашивать, если не знаешь, просить  помочь, если не справляешься  сам.

    Это нужно тебе самому!

    1. Быть честным! Сила человека  в правде, слабость его - ложь.

    2. Быть трудолюбивым! Не бояться  неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач создаст успех, из поражений выкует победу.

    3. Быть чутким и заботливым! Помни,  к тебе будут хорошо относиться, если ты к другим хорошо  относишься.

    4. Быть здоровым и чистоплотным! Занимайся утренней гимнастикой, закаляйся, мойся до пояса холодной водой каждый день, следи за чистотой рук, час в день выделяй на прогулки и еще час отдай труду или спорту.

    5. Быть внимательным, тренировать  внимание! Хорошее внимание оберегает  от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте.

    Этого делать нельзя!

    1. Учиться без старания, лениво  и безответственно.

    2. Грубить и драться со сверстниками, обижать младших.

    3. Терпеть у себя недостатки, иначе  они тебя самого уничтожат. Будь сильней своих слабостей.

    4. Проходить мимо, когда рядом обижают  малыша, издеваются над товарищем,  нагло лгут в глаза честным  людям.

    5. Критиковать других, если сам  страдаешь подобным же недостатком.

    Пять  “хорошо”:

    1. Уметь владеть собой (не теряться, не трусить, не выходить из себя по пустякам)

    2. Планировать каждый свой день.

    3. Оценивать свои поступки.

    4. Сначала думать, а потом делать.

    5. Браться вначале за самые трудные  дела.

    Правила вводятся постепенно. Вначале ребенок  приучается жить в соответствии с пятью “надо”. Это означает, что к нему предъявляются повышенные требования при выполнении именно данных правил. Одновременно указывается, что нельзя делать и почему. Через некоторое время можно подключать пять “хорошо”, поскольку они значительно сложнее для понимания и приучения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Личность  как объект и субъект  воспитательного  процесса

    Воспитание  растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

    Однако  наличие объективных условий  само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация  систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей  развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.

    Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

    Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного  круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих  требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.

    И если данному обществу требуется  формирование у детей нового круга  способностей и потребностей, то для  этого необходимо преобразование системы  воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания при этом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации.

    Формирование  человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.

    Суть  подлинно гуманистического отношения  к воспитанию ребенка выражена в  тезисе его активности как полноправного  субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие  воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования.

    Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил  деятельностью ребенка, организуя  его активное самовоспитание путем  совершения самостоятельных и ответственных  поступков. Педагог-воспитатель может  и обязан помочь растущему человеку пройти этот - всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного и социального развития. Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие - формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем. “Условие эффективности воспитания - самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей деятельности”.

    Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. “Воспитывать - это значит направлять развитие субъективного мира человека”, с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка. Как указывал Л.С.Выготский, “учитель с научной точки зрения- только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником”.

    Такой подход к построению процесса воспитания - как активного целенаправленного формирования личности - согласуется с нашей методологической установкой на оценку роли общества и места генотипа растущего человека в становлении его личности. Достижения современной науки, в том числе труды отечественных философов и психологов, педагогов и физиологов, юристов и генетиков, свидетельствуют о том, что только в социальной среде в процессе целенаправленного воспитания происходит действенная выработка программ социального поведения человека, формируется человек как личность. Причем социальная обусловленность развития личности носит конкретно-исторический характер. Но социально-историческое формирование личности не представляет собой пассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Взаимодействие  коллектива и личности

    Коллектив выступает как важная форма организации  воспитания, как мощный педагогический инструмент.

    Развитие  и формирование личности можно успешно  осуществлять только в коллективе и  через коллектив, что является одной  из важнейших закономерностей воспитания. Осмысливая важность этой закономерности, следует иметь в виду два следующих  положения.

Информация о работе Наследственность и развитие человека