Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 00:52, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в тщательной проработке методики преподавания наречий и слов категории состояния в школе. Исходя из этого цели в работе были поставлены следующие задачи:
– раскрыть общие принципы методики преподавания морфологии;
– отразить наречие и категорию состояния как части речи;
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. НАРЕЧИЯ И СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ
1.1 Общие принципы и методы преподавания морфологии в школе
1.2 Наречие и слова категории состояния как части речи
Глава 2. НАРЕЧИЯ И СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ
2.1 Методика преподавания наречий и слов категории состояния
Заключение
Литература
Что касается правописания наречий типа огненно горело солнце, сонно плещется вода, торжественно звучат слова, искренне говорить, то здесь для учащихся нет особенных трудностей: правила написания опираются на известные им понятия.
Наконец, правописание других наречий, образованных от имен прилагательных с предлогами, при достаточном количестве тренировочных работ усваивается довольно легко, поскольку эти наречия, как правило, не имеют звуко-буквенных параллелей в современном русском языке. Очень полезен в данном случае выборочный диктант. Учитель читает предложения, а учащиеся выписывают наречия только «на правило», распределяя их по группам: наречия на -о (с приставками в-, на-, за-), наречия на -а (с приставками с-, из-, до-) и прочие наречия: на -у (сослепу, сдуру, смолоду), на -е (вдалеке, вскоре, вчерне). Предложения могут быть взяты и из упражнений учебника, и из любого сборника диктантов.
Обратим внимание еще на несколько правил.
Во
первых, необходимо остановиться на правописании
наречий, соотносимых с предложно-
Подобные написания в силу семантической близости соотносимых частей речи гораздо труднее усваиваются учащимися, чем противопоставленные по смыслу пары типа набегаться вволю (сколько хочешь) - вволю верилось с трудом; вмиг (сразу, мгновенно) - в миг удачи и т. д.
При решении вопросов написания форм типа (в) глубь, (в) низ, (с) верху на первый план выдвигается уже не разница в значении слов и даже не решение вопроса о том, каким членом предложения являются противопоставляемые слова или сочетания слов (во всех случаях ставятся одинаковые обстоятельственные вопросы), а все внимание обращается на наличие зависимых слов.
Немалую группу составляют переходные словоформы, находящиеся в процессе «онаречивания»: на лету, в шутку, на ходу и т. д. Такие написания (список их дается в учебнике) заучиваются наизусть, и, конечно, надо всячески поощрять обращение учащихся к словарю, когда приходится употреблять при письме наречия.
Во-вторых, уделяется внимание и местоименным наречиям (термин «местоименные» не вводится) с приставками не-, ни-.
Большее число этих слов составляют группу отрицательных наречий, отдельные слова (несколько, некуда) являются неопределенными наречиями. В основном же неопределенные наречия образуются с помощью морфем -то, -нибудь, -либо, кое-, которые, как учащиеся уже знают, присоединяются с помощью черточки: куда-нибудь, откуда-либо, где-то, кое-где. Нужно подчеркнуть, что наречия нéоткуда и ниоткýда пишутся в одно слово. [6: 59]
Изучая
разряды наречий, учащиеся имеют
возможность наблюдать
Наконец,
несколько слов о необходимости
текущего контроля за усвоением темы учащимися.
Кроме этапных контрольных работ, проверяющих
способность опознавать наречия и грамотно
их писать, учебник содержит немало упражнений
контролирующего характера по ходу изучения
материала: это и узнавание наречий в тексте,
и владение способом определения наречия
как части речи, и специальные вопросы
и задания под рубрикой «Проверьте себя»,
и задания по морфологическому разбору
наречия, и контроль за умением разобрать
наречие по составу - выделить слогообразующие
морфемы - составить словообразовательную
цепочку, и задачи употребления наречия
в речи, и, конечно, контроль за правописанием
наречий.
В 7 классе учащиеся знакомятся с категорией состояния как частью речи. Семиклассники еще не изучали односоставных предложений, и поэтому на данном этапе обучения невозможно в полном объеме дать представление об этой группе слов и свойственных им синтаксических функциях (безличные предл.). На изучение данной темы отводится примерно 4 часа плюс 2 часа развития речи.
Знакомство с этой группой слов можно начать с сопоставления предложений со словом тихо, которое в одном случае обозначает признак действия (ответили как? Тихо), примыкает к глаголу, является обстоятельством. В другом предложении это слово обозначает состояние окружающей среды (природы), синтаксически независимо, является сказуемым. Углублять представление о категории состояния можно расширяя примеры, чтоб учащиеся увидели, что слова категории состояния выражают не только состояние природы, но и человека, с разным значением: состояние природы, живых существ, эмоциональное и интеллектуальное состояние человека, оценка положения, ситуации; пространственные и временные отношения (типа поздно, долго, близко, глубоко).
Особую
группу категории состояния
Что же следует учесть при изучении данной категории слов? Прежде всего, научить учащихся отличать слова категории состояния от кратких прилагательных и наречий.
Безлично-предикативные слова характеризуются единым значением – выражением состояния или его оценки. Это может быть состояние живых существ, психическое или физическое, состояние природы и окружающей среды, состояние с модальной окраской, оценка состояния с точки зрения морально-этической, с точки зрения протяженности во времени, пространстве и т.д. Состояние, выраженное данной категорией слов, мыслится только безлично: Ребенку больно (ср. Ребенок болеет или Ребенок болен).
В процессе обучения учащихся следует заострить внимание на морфологических признаках категории состояния, знание которых позволит им безошибочно различать эту группу слов от других частей речи.
Морфологические признаки категории состояния следующие:
1.
Отсутствие форм склонения и
спряжения, т.е.
2. Наличие суффикса –о у слов, образованных от имен прилагательных и наречий (холодно, обидно, видно, нужно).
3.
Способность выражать значение
времени, передаваемого
4.
Сохранение форм сравнения
5.
Соотносительность с теми
Наиболее
четки и определенны
1. Существенный признак этих слов – синтаксическая функция сказуемого в безличном предложении в сочетании с инфинитивом или без него.
2.
Безлично-предикативные слова
3.
Категории состояния способны
распространяться формами имен
существительных и
Кроме того, при безлично-предикативных словах част в употреблении зависимый инфинитив (Снег на прощание с землей переливал такими алмазами, что больно глядеть (Ч.); Но эти три березы при жизни никому нельзя отдать (Сим.).)
4.
В отличие от наречий и
Заключение
Таким образом, методика преподавания наречий и слов категории состояния имеет свои особенности. Наречие изучается в 7 классе. При изучении этой темы необходимо раскрыть синтаксическую функцию данной грамматической категории не только в изолированном предложении, но и как один из способов связи законченных предложений в целом тексте. Следует показать коммуникативное значение изучаемой части речи – текстообразующие возможности наречий, их роль в организации связного высказывания.
Как показывает опыт, особые трудности в изучении данной темы вызывает орфография наречий: различение суффиксов -а и -о на конце наречий, слитное-раздельное написание (так как написание многих наречий не подчиняется общим правилам) и пр.
С
целью преодоления указанных
трудностей особое внимание необходимо
уделить словообразовательному
и этимологическому анализу наречий.
Это не только помогает школьникам
справляться с орфографией
Учащиеся 7 классов знакомятся со словами категории состояния лишь в небольшом объеме, всего 4 часа отводится на изучение данной темы. Семиклассники еще не изучали односоставных предложений, и поэтому на данном этапе обучения невозможно в полном объеме дать представление об этой группе слов и свойственных им синтаксических функциях. Далее с этой группой слов школьники встречаются в 8 классе при изучении безличных предложений. Главная задача методики преподавания слов категории состояния состоит в том, чтобы научить детей распознавать наречия, краткие прилагательные и слова категории состояния (безлично-предикативные слова) на основе морфологических признаков.
Литература