Наречие и слова категории состояния

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 00:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в тщательной проработке методики преподавания наречий и слов категории состояния в школе. Исходя из этого цели в работе были поставлены следующие задачи:
– раскрыть общие принципы методики преподавания морфологии;
– отразить наречие и категорию состояния как части речи;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. НАРЕЧИЯ И СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ
1.1 Общие принципы и методы преподавания морфологии в школе
1.2 Наречие и слова категории состояния как части речи
Глава 2. НАРЕЧИЯ И СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ
2.1 Методика преподавания наречий и слов категории состояния
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

     Что касается правописания наречий типа огненно горело солнце, сонно плещется вода, торжественно звучат слова, искренне говорить, то здесь для учащихся нет особенных трудностей: правила написания опираются на известные им понятия.

     Наконец, правописание других наречий, образованных от имен прилагательных с предлогами, при достаточном количестве тренировочных работ усваивается довольно легко, поскольку эти наречия, как правило, не имеют звуко-буквенных параллелей в современном русском языке. Очень полезен в данном случае выборочный диктант. Учитель читает предложения, а учащиеся выписывают наречия только «на правило», распределяя их по группам: наречия на (с приставками в-, на-, за-), наречия на (с приставками с-, из-, до-) и прочие наречия: на (сослепу, сдуру, смолоду), на (вдалеке, вскоре, вчерне). Предложения могут быть взяты и из упражнений учебника, и из любого сборника диктантов.

     Обратим внимание еще на несколько правил.

     Во  первых, необходимо остановиться на правописании наречий, соотносимых с предложно-падежными  формами имен существительных типа в верх дома - вверх, в даль степи - вдаль, которые по своему лексическому значению не противопоставлены именам существительным.

     Подобные  написания в силу семантической  близости соотносимых частей речи гораздо  труднее усваиваются учащимися, чем противопоставленные по смыслу пары типа набегаться вволю (сколько хочешь) - вволю верилось с трудом; вмиг (сразу, мгновенно) - в миг удачи и т. д.

     При решении вопросов написания форм типа (в) глубь, (в) низ, (с) верху на первый план выдвигается уже не разница в значении слов и даже не решение вопроса о том, каким членом предложения являются противопоставляемые слова или сочетания слов (во всех случаях ставятся одинаковые обстоятельственные вопросы), а все внимание обращается на наличие зависимых слов.

     Немалую группу составляют переходные словоформы, находящиеся в процессе «онаречивания»: на лету, в шутку, на ходу и т. д. Такие написания (список их дается в учебнике) заучиваются наизусть, и, конечно, надо всячески поощрять обращение учащихся к словарю, когда приходится употреблять при письме наречия.

     Во-вторых, уделяется внимание и местоименным наречиям (термин «местоименные» не вводится) с приставками не-, ни-.

     Большее число этих слов составляют группу отрицательных наречий, отдельные  слова (несколько, некуда) являются неопределенными наречиями. В основном же неопределенные наречия образуются с помощью морфем -то, -нибудь, -либо, кое-, которые, как учащиеся уже знают, присоединяются с помощью черточки: куда-нибудь, откуда-либо, где-то, кое-где. Нужно подчеркнуть, что наречия нéоткуда и ниоткýда пишутся в одно слово. [6: 59]

     Изучая  разряды наречий, учащиеся имеют  возможность наблюдать образность качественных наречий (чайка роскошно купалась в лучах солнца, таинственно мерцали звезды, по-кошачьи ловко двигаться), выступающих как эпитеты и художественные сравнения; точность, «мыслеемкость» обстоятельственных слов и наречий степени (интенсивность признака): страшно исхудавший, чересчур доверчивый, всегда веселый, рассердить умышленно, расстроиться поневоле.

     Наконец, несколько слов о необходимости текущего контроля за усвоением темы учащимися. Кроме этапных контрольных работ, проверяющих способность опознавать наречия и грамотно их писать, учебник содержит немало упражнений контролирующего характера по ходу изучения материала: это и узнавание наречий в тексте, и владение способом определения наречия как части речи, и специальные вопросы и задания под рубрикой «Проверьте себя», и задания по морфологическому разбору наречия, и контроль за умением разобрать наречие по составу - выделить слогообразующие морфемы - составить словообразовательную цепочку, и задачи употребления наречия в речи, и, конечно, контроль за правописанием наречий. 
 

     В 7 классе учащиеся знакомятся с категорией состояния как частью речи. Семиклассники еще не изучали односоставных предложений, и поэтому на данном этапе обучения невозможно в полном объеме дать представление об этой группе слов и свойственных им синтаксических функциях (безличные предл.). На изучение данной темы отводится примерно 4 часа плюс 2 часа развития речи.

     Знакомство с этой группой слов можно начать с сопоставления предложений со словом тихо, которое в одном случае обозначает признак действия (ответили как? Тихо), примыкает к глаголу, является обстоятельством. В другом предложении это слово обозначает состояние окружающей среды (природы), синтаксически независимо, является сказуемым. Углублять представление о категории состояния можно расширяя примеры, чтоб учащиеся увидели, что слова категории состояния выражают не только состояние природы, но и человека, с разным значением: состояние природы, живых существ, эмоциональное и интеллектуальное состояние человека, оценка положения, ситуации; пространственные и временные отношения (типа поздно, долго, близко, глубоко).

     Особую  группу категории состояния представляют слова со значением возможности (невозможности), долженствования, необходимости: можно, нельзя, возможно, должно, надобно, надо, нужно, необходимо и др. К этим словам обычно примыкают глаголы в неопределенной форме. Целесообразно познакомить детей со словами категории состояния, образованными от существительных: грех, пора, время, крышка, конец, жаль и др. (Шутить не время. Мне лень вставать). В отличие от исходных существительных, слова категории состояния не изменяются.

     Что же следует учесть при изучении данной категории слов? Прежде всего, научить учащихся отличать слова категории состояния от кратких прилагательных и наречий.

     Безлично-предикативные  слова характеризуются единым значением  – выражением состояния или его  оценки. Это может быть состояние  живых существ, психическое или физическое, состояние природы и окружающей среды, состояние с модальной окраской, оценка состояния с точки зрения морально-этической, с точки зрения протяженности во времени, пространстве и т.д. Состояние, выраженное данной категорией слов, мыслится только безлично: Ребенку больно (ср. Ребенок болеет или Ребенок болен).

     В процессе обучения учащихся следует  заострить внимание на морфологических  признаках категории состояния, знание которых позволит им безошибочно  различать эту группу слов от других частей речи.

     Морфологические признаки категории состояния следующие:

     1. Отсутствие форм склонения и  спряжения, т.е. неизменяемость.

     2. Наличие суффикса –о у слов, образованных от имен прилагательных  и наречий (холодно, обидно, видно, нужно).

     3. Способность выражать значение  времени, передаваемого связкой,  с которой сочетаются безлично-предикативные  слова (грустно, было грустно, будет грустно). Отсутствие связки служит показателем настоящего времени.

     4. Сохранение форм сравнения словами  на –о, образованными от кратких имен прилагательных и наречий. (Было тепло – станет теплее).

     5. Соотносительность с теми частями  речи, от которых произошла данная  категория слов: грустно соотносится со словом грустный, тепло – с теплый. Однако этот признак свойствен не всем безлично-предикативным словам. Например, совестно в современном русском языке не соотносится со словом совестный. Можно не соотносится с можный.

     Наиболее  четки и определенны синтаксические признаки категории состояния.

     1. Существенный признак этих слов – синтаксическая функция сказуемого в безличном предложении в сочетании с инфинитивом или без него.

     2. Безлично-предикативные слова не  согласуются и не управляются,  они могут сочетаться со связкой  отвлеченной или полуотвлеченной  (быть, становиться, делаться), выражающей время и наклонение.

     3. Категории состояния способны  распространяться формами имен  существительных и местоимением  в дательном падеже без предлога  и в родительном и предложном  с предлогами, т. е. управлять  данными формами. Например, Мне больно твои упреки слушать (Л.); Вам может быть скучно у меня, а я душевно рад (Писем.); На дворе было темно, хоть глаз выколи (Л.).

     Кроме того, при безлично-предикативных  словах част в употреблении зависимый  инфинитив (Снег на прощание с землей переливал такими алмазами, что больно глядеть (Ч.); Но эти три березы при жизни никому нельзя отдать (Сим.).)

     4. В отличие от наречий и прилагательных  слова категории состояния никаких  слов не определяют. Ср., например, Она смотрела грустно (наречие определяет глагол) – Ее лицо было грустно (краткое прилагательное, определяет имя существительное) – Ей было грустно (безлично-предикативное слово). Таким образом, слова категории состояния выделяются в особую лексико-грамматическую группу на основании семантических, морфологических и синтаксических признаков [10: 358-360].

 

      Заключение 

     Таким образом, методика преподавания наречий  и слов категории состояния имеет  свои особенности. Наречие изучается  в 7 классе. При изучении этой темы необходимо раскрыть синтаксическую функцию данной грамматической категории не только в изолированном предложении, но и как один из способов связи законченных предложений в целом тексте. Следует показать коммуникативное значение изучаемой части речи – текстообразующие возможности наречий, их роль в организации связного высказывания.

     Как показывает опыт, особые трудности  в изучении данной темы вызывает орфография наречий: различение суффиксов  и на конце наречий, слитное-раздельное написание (так как написание многих наречий не подчиняется общим правилам) и пр.

     С целью преодоления указанных  трудностей особое внимание необходимо уделить словообразовательному  и этимологическому анализу наречий. Это не только помогает школьникам справляться с орфографией наречий, но и расширяет представления учеников о жизни слова, что важно для формирования их диалектического мировоззрения.

     Учащиеся 7 классов знакомятся со словами  категории состояния лишь в небольшом  объеме, всего 4 часа отводится на изучение данной темы. Семиклассники еще не изучали односоставных предложений, и поэтому на данном этапе обучения невозможно в полном объеме дать представление об этой группе слов и свойственных им синтаксических функциях. Далее с этой группой слов школьники встречаются в 8 классе при изучении безличных предложений. Главная задача методики преподавания слов категории состояния состоит в том, чтобы научить детей распознавать наречия, краткие прилагательные и слова категории состояния (безлично-предикативные слова) на основе морфологических признаков.

 

      Литература 

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. Кн. для учителя: Из опыта работы. М., 1991. С. 109-110.
  2. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове». М., 1947. С. 344.
  3. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Ч. I. М., 1967. С. 396
  4. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. Л.,1990. С. 181-182.
  5. Методика преподавания русского языка / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.; под ред. М. Т. Баранова. М.: Просвещение, 1990. С. 130.
  6. Обучение русскому языку в 7 классе: Метод. рекомендации к учебнику 7 класса общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М. М. Разумовской. М., 1997. С. 51.
  7. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1938. С. 113.
  8. Русский язык: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л. А. Тростнецова и др. М.: 2005.
  9. Ориентировочное планирование по русскому языку для 7 класса на 2004/2005 учебный год / Т.А. Костяева // Русский язык в школе. 2004. № 5–6.
  10. Современный русский язык / Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М. И. Фомина, В. В. Цапукевич. М., 1966. С. 268.
  11. Справочник школьника по русскому языку. 5–11 классы / Под ред. П.А. Леканта. М., 1996. С. 110.
  12. Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка. Т. 2. СПб, 1903. С. 325.
  13. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. М.: Просвещение, 1980. С. 180-181.

Информация о работе Наречие и слова категории состояния