Наречие и слова категории состояния

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 00:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в тщательной проработке методики преподавания наречий и слов категории состояния в школе. Исходя из этого цели в работе были поставлены следующие задачи:
– раскрыть общие принципы методики преподавания морфологии;
– отразить наречие и категорию состояния как части речи;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. НАРЕЧИЯ И СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ
1.1 Общие принципы и методы преподавания морфологии в школе
1.2 Наречие и слова категории состояния как части речи
Глава 2. НАРЕЧИЯ И СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ
2.1 Методика преподавания наречий и слов категории состояния
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

     Приемам разграничения наречий и других созвучных с ними словоформ в учебнике уделяется много внимания потому, что если наречие как часть  речи не будет опознаваться учащимися достаточно хорошо, то не удастся ни обогатить речь учащихся наречиями, ни сформировать на должном уровне навыки правописания этой группы слов. Поэтому на первые занятия отводится три часа и предусматривается даже специальная контрольная работа на опознавание наречий (см. приложение).

     Еще одна особенность наречия – «живописать» глагол – поясняется на определенном (лучше художественном) тексте, например таком:

     А ночью лес принял неописуемо жуткий, сказочный вид: стена его выросла выше,  и в глубине ее, между черных стволов, безумно заметались, запрыгали красные мохнатые звери.

     Бесшумно разнообразно струились фигуры огня между черных стволов, и была неутомима пляска этих фигур. (М. Горький.)

     Учащиеся  видят, что в данном тексте одно из наречий определяет прилагательное, другое определяет наречие и три  наречия определяют глагол. Это закономерно: наречие хотя и может относиться к различным самостоятельным  словам, но чаще всего (до 60 % употребления) поясняет глагол.

     Постепенно  расширяя свои синтаксические функции, наречие стало примыкать и  к причастиям (широко шагающий), и к деепричастиям (неуклюже подпрыгивая), и к числительным (почти двадцать), и даже к именам существительным в конструкциях типа кофе по-турецки, школа напротив, бег взапуски, совсем молодец, где наречие обозначает уже признак предмета.

     Конструкции, когда наречие примыкает к  имени существительному, характеризуются  тем, что в языке нет синонимичного наречию прилагательного выполняет наречие. Подчеркивая эту любопытную особенность, некоторые ученые склонны даже квалифицировать наречия в таких словосочетаниях («сущ. + нареч.»), как «несклоняемые прилагательные»: «От наречий как части речи нужно отличать несклоняемые прилагательные, т.е. слова, обозначающие признак предмета (а не признак действия или другого признака) и сочетающиеся с существительными: глаза навыкате, яйцо всмятку [11].

     В учебнике принята традиционная для  русистики точка зрения на анализируемые словосочетания: примыкающие к имени существительному неизменяемые слова (шапка набекрень, яйцо вкрутую, волосы ежиком и подобные) рассматриваются как наречия. В центре же внимания, конечно, находятся типичные для наречия значения признака действия и признака признака, реализуемые через словосочетания «нареч. + глаг.», «нареч. + нареч.», «нареч. + прил.», «нареч. + прич.» [6].

     Не  изучается в полном объеме роль наречий  в предложении, поскольку учащиеся еще не имеют для этого необходимой  синтаксической подготовки.

     Основное  внимание направляется на наиболее типичные, характерные для наречий синтаксические функции: наречие, примыкая к глаголу, обычно вступает в роли различных  обстоятельств (ярко светит солнце, группа передвигалась пешком, тучи сплошь затянули небо, отряд выступил ночью, всюду идет стройка и т.д.).

     Вопросы субстантивации, когда наречие выступает  в роли подлежащего (И вот наступило завтра) или дополнения (Узники ненавидели тягостное завтра), рассматриваются в 8 классе при изучении способов выражения членов предложения.

     Тогда же рассматриваются и случаи употребления наречий в роли сказуемых типа Школа наша напротив, а также в роли несогласованных определений (Он любил чтение наизусть, носил брюки навыпуск). Таким образом, в VII классе учащиеся должны знать, что наречия обычно поясняют глагол или признак и в предложении являются обстоятельством.

     Второй  шаг в изучении темы - знакомство учащихся с разрядами наречий  по значению. Если наречия опознаются учащимися, то эта вторая задача будет  решаться вполне успешно. Как известно, научная грамматика по значению и грамматическим особенностям все наречия распределяет на определительные и обстоятельственные. Внутри первой группы выделяются качественные наречия (великолепно рисовать) и наречия меры и степени, количественных оттенков (ярко пламенеющий закат).

     Вторая  группа объединяет слова, имеющие различные  обстоятельственные значения (приехал вчера, прочитал второпях и др.).

     В школьной традиции не дается деления  наречий на две группы: все наречия  по значению просто делятся на наречия образа действия (радостно, волнующе, босиком, пешком), меры и степени (очень, весьма, надвое, немного), места (никуда, где, вдаль, кругом), времени (днем, спозаранку, тогда, потом), причины (со зла, сгоряча, сослепу, сдуру, второпях), цели (назло, нарочно, зачем). Наречий причины и цели очень мало, но они довольно частотны в речевом употреблении.

     В центре внимания, следовательно, находятся  обозначенные в учебнике разряды  наречий, традиционно выделяемые в  школьном преподавании. При этом следует учитывать, что известную трудность для учащихся представляют наречия меры и степени: вопросы к этим наречиям звучат необычно для учащихся (в какой степени? как (долго)? - невыносимо долго; насколько (быстрее)? - вдвое быстрее), и дети не умеют их ставить. Труднее других осознаются семиклассниками также наречия причины и цели.

     Следующий этап - осознание процессов словообразования наречий - позволяет закрепить уже  приобретенные учащимися сведения и углубить имеющиеся представления  об этой интересной развивающейся части речи.

     Характеристика  возможной организации процесса обучения по теме «Словообразование  наречий» изложена в главе «Морфемика и словообразование». Однако хочется  прояснить некоторые моменты, важные для формирования общего понятия «наречие».

     1. Уясняя словообразование наречий,  учащиеся закрепляют, совершенствуют  способность опознавать эту часть  речи в контексте и одновременно  получают своеобразную подготовку  в осмыслении правописания наречий.

     Сведения  о том, что среди наречий выделяется «старинная» группа слов, не имеющая живых связей с другими словами современного русского языка, позволяют выделить эти слова, лучше осмыслить их значение и запомнить правописание. Это не только не вызывающие трудностей при письме наречия типа здесь, теперь, там, туда, оттуда, но и такие слова, как невдомек, насмарку, дотла, с панталыку, с кондачка, набекрень, опрометью, невзначай, врасплох, впросак и подобные. Эти слова, проясняющие свое значение лишь при этимологическом изыскании, могут быть предложены для заучивания при изучении словообразования наречий.

     2. Отличительная черта наречий  состоит в том, что они сохраняют  живые связи со словами других  частей речи, и класс наречий  постоянно пополняется за счет, главным образом, прилагательных  и существительных.

     Учащиеся  еще и еще раз убеждаются, что, образуясь от всех знаменательных слов русского языка, наречие утрачивает категории рода, числа, падежа, времени, вида, залога, которые были свойственны  тем словам, от которых то или  иное наречие образовалось. Наречие теряет способность иметь при себе согласуемые и управляемые слова. Затемняется морфологический состав слова; от которого образовалось наречие, так как бывшие приставки, окончания проступают слабо в общем значении слова и даже вовсе перестают ощущаться (даром, совсем). При этом могут существенно расходиться лексические значения наречия и слова, от которого это наречие образовалось (говорить начистоту - обратить внимание на чистоту помещения).

     Все эти изменения могут быть выражены ярче или слабее в зависимости  от того, каким путем возникло наречие: с помощью особых словообразовательных морфем (суффиксов и приставок) или  путем перехода в наречия разных форм других частей речи (адвербиализация). Если наречие возникло в результате перехода какой-либо формы другой части речи в наречие, то обычно лексические значения одного и другого слова расходятся довольно ощутимо: «существительные теряют свое предметное значение; например, наречия капельку, смерть в предложениях Капельку простудился, Смерть люблю театр обозначают только меру (капельку - чуть-чуть, смерть - очень) и не имеют предметного значения.

     Но  наречия возникают и с помощью  морфем, совпадающих по звучанию с  той или иной частью слова, от которого данное наречие образовалось: прекрасно (суффикс совпадает с окончанием кратких прилагательных среднего рода), по-новому (приставка по- и суффикс -ому совпадают с предлогом по и окончанием -ому, образующими форму дательного падежа имен прилагательных). Подобные слова как наречия проявляются лишь в контексте.

     Таким образом, характеризуя ту или иную лексико-морфологическую  группу, необходимо подчеркивать способы  образования входящих в нее наречий, поскольку эти способы накладывают  известный отпечаток на семантические и морфологические особенности образуемых слов, на их правописание.

     Все предшествующие этапы обучения готовят  учащихся к овладению нормами  правописания наречий. Орфография наречий  представляет собой пеструю картину, включая многие ранее изученные правила и специфические для наречий нормы правописания. Приходится работать сразу со всеми орфограммами, однако акцент делается на специфично наречные написания, т. е. на правила слитно-дефисно-раздельного письма; на написание наречий как самостоятельных слов в отличие от существующих сходных словоформ других частей речи. Поэтому, прежде чем решать вопросы собственно орфографические, каждый раз приходится обращаться к грамматике, определяя принадлежность слова к части речи (наречие или не наречие). А решить этот вопрос, как известно, бывает не всегда просто, поскольку в процессе развития языка постоянно возникает множество переходных форм.

     Тренируя  учащихся в умении отличать наречия  от похожих предложно-падежных сочетаний, учитель подбирает примеры, позволяющие противопоставить наречия не только по написанию (слитно-раздельно), но и по значению: вначале (сперва) - в начале, вовремя (как раз) - во время, наголову (окончательно) - на голову, совсем (окончательно) - со всем, затем (потом) - за тем и т. д.

     Таким образом, на первых уроках, когда учащиеся должны «почувствовать наречие», не следует давать дефисных и раздельных написаний, а также наречий, по своему лексическому значению близких к предложно-падежным образованиям (вдаль - в даль моря, кверху – к верху мачты).

     Когда же усвоены отличительные признаки наречия как части речи, разряды  наречий по значению и дано общее  представление о способах образования  наречий, учащиеся приступают к освоению правописания второй группы наречий, имеющих  полуслитное написание. От только что изученных слитно пишущихся наречий группа полуслитных написаний отличается тем, что эти наречия по своему смыслу близки соответствующим предложно-падежным формам: поступить по-нашему - по нашему мнению, идти по-медвежьи - по медвежьим следам.

     Через дефис пишется сравнительно небольшая  группа наречий с приставкой по-, если эти наречия оканчиваются на -ому (-ему) или -и (-ски, -цки, -ьи): 

      -ому (-ему) по-новому, по-моему

      по

     -и  (-ски, -яки, -ьи)  по-дружески, по-медвежьи 

     Когда общие закономерности написания наречий поняты учащимися, можно переходить ко второму этапу обучения - изучению частных орфографических правил. Некоторые из этих правил уже известны семиклассникам по другим частям речи: употребление букв о - е, ь после шипящих в конце слов (хорошо - певуче, вскачь); слитное или раздельное написание не с наречиями на -о (-е): нехорошо (плохо) - не хорошо, а дурно; написания типа еле-еле, чуть-чуть, крепко-накрепко. В учебнике тренировочный материал дается в обобщенном виде применительно к разным частям речи, а не только к наречию.

     Трудным для усвоения является правописание нн и н в наречиях на -о (-е), так как применение правила связано со сложным грамматическим анализом. Формулировка правила проста: «В наречиях перед суффиксами -о (-е) пишется нн, если эти наречия образованы от прилагательных с двумя н, и пишется одно н, если наречия образованы от прилагательных с одним н». Но ученику, во-первых, бывает трудно отличить наречие от краткой формы причастия (маленький отряд действовал организованно - организовано новое предприятие), во-вторых, нелегко решить, сколько н пишется в самом прилагательном, которое может быть и отпричастного происхождения (испуганный, но путаный). Умению провести этот грамматический анализ и приходится учить в первую очередь.

     Краткая форма причастия от наречия отличается прежде всего синтаксически: причастие  выступает в роли сказуемого, наречие - в роли обстоятельства (см. ранее  приведенный пример). К сожалению, как уже отмечалось, учащиеся не изучали в требуемом объеме синтаксис. Поэтому, чтобы облегчить процесс усвоения правила, предлагаются упражнения, рассчитанные на противопоставление значений одинаково звучащих слов (на предыдущих уроках учащиеся выполняли подобные работы): организовано (кто-то организовал новое предприятие - действовать (как?) организованно, т. е. сообща. В первом случае перед нами глагольная форма, краткое причастие, во втором - наречие, дающее действию качественную оценку.

Информация о работе Наречие и слова категории состояния