Мышление школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить и разработать психолого-педагогические условия, способствующие повышению уровня мышления школьников 5-9 классов.

Цель, объект, предмет и гипотеза определили постановку следующих задач:

1.Изучить состояние проблемы развития мышления школьников 5-9 классов на основе анализа психолого-педагогической литературы.
2.Изучить уровень мышления школьников 5-9 классов.

Содержание

Введение 3


Глава 1 Мышление у учеников 5-9 класса 5

1.История развития теории мышления 5
2.Психология мыслительного процесса и его фазы 6
3.Виды мышления 8
4.Возрастные особенности мышления школьников 5-9 классов 10


Глава 2 Исследование мышления школьников 5-9 класса. 26

2.1 Исследование уровня интеллекта школьников по Айзенку 26

2.2 Результаты наблюдения за школьниками во время занятий 27

2.3 Результаты беседы с учителями по поводу мышления школьников 27

2.4 Выводы по результатам исследования 28


Заключение 29


Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

Мышление школьников.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

    Вопрос  поставлен в привычной форме,  безусловно, облегчает ответ, однако лишь в привычных условиях: он не способствует транспортированию решения на новые условия, поскольку форма опроса накладывает неявные ограничения на направление мыслительного процесса при отыскивании ответа.

    Имеет значение не только грамматическая структура вопроса, но и его словарный состав. Давно известно, что использование специальных терминов способствует однозначному пониманию вопроса и тем самым резко сокращает поле анализа при переборе различных гипотез.

    Роль вопроса и тем более цепочки взаимосвязанных вопросов является решающей в направлении мыслительного процесса в нужное русло.

    Для преодоления барьеров полезно в начале решения задачи подвергнуть анализу все поле гипотез независимо от их ожидаемой продуктивности. И только по мере того как анализ продвигается, он должен сосредоточиваться на все более узкой сфере, имеющей более близкое отношение к решаемой задаче.

    Еще одним способом ухода от стереотипов в решении является умение целенаправленно видоизменять, «покачать» условия задачи

    Целесообразно использовать и перенос решения в другое пространство или введение неравномерности в пространственные особенности среды или объекта

    В мышлении понятиями заложена еще одна возможность оптимизации решения задачи. Использование понятий разного уровня позволяет, переходя от менее обобщенных понятий к более обобщенным и обратно, уйти от пройденных путей решения. Одним из действенных способов активизации мышления считают подсказку. Ее можно предлагать или на разных (раннем и позднем) этапах решения задачи, или дном и том же этапе применять подсказки различного уровня — более или менее конкретные. В качестве подсказки для решения основной задачи можно использовать вспомогательную задачу, менее трудную, но содержащую принцип решения основной, который может быть перенесён.

    Используют  разнообразные подсказки: сообщение очередного хода решения, дополнительных данных, приведение аналогии.

    По уровню своего интеллектуального развития подростки ненамного уступают взрослым людям, поэтому, изучая их познавательные процессы, вполне уже можно применять тесты, предназначенные для взрослых людей, с ограничениями, которые касаются в основном только специальных, научных терминов и понятий. Что же касается личности и межперсональных отношений, то здесь еще существуют и должны учитываться многие ограничения, которые мы обсудим далее. Имея в виду то, что подростки — это еще наполовину дети, к ним необходимо применять полудетские и полувзрослые формы тестирования. Основной из них должна оставаться игровая форма, а сами тестовые задания должны быть такими, чтобы непосредственно привлекать к себе внимание и вызывать интерес ребенка.

    Вряд ли подросток станет с большим желанием и усердием работать над тестом, который для его малоинтересен, даже если участие в тестировании мотивировано далеко идущими жизненными интересами, например выборе профессии.

    Подчеркнутое  стремление к независимости требует предоставления им большей самостоятельности в тестировании, чем это можно позволить детям младшего школьного возраста. Вообще, нетривиальность мышления в этом возрасте служит одним из важных признаков интеллектуальной развитости. Повышенное внимание подростка к самопознанию создает благоприятные условия для применения в процессе их тестирования методик, позволяющих получать интересные и полезные сведения о себе. Потребность в самопознании в этом возрасте бывает не только сильной, что нередко перевешивает отсутствие непосредственного интереса к тестовым заданиям. При наличие такой потребности подростками будут нормально восприниматься даже сами по себе малоинтересные тесты, но только в том случае, если они дают возможность лучше узнать самих себя, сравнить себя с другими. Правда, следует признать, что в силу субъективности личностного подросткового восприятия и достаточно сильного желания видеть у себя некоторые положительные качества, не замечая наличия отрицательных, тесты, предлагаемые подросткам, должны сводить к возможному минимуму влияние субъективных установок на результаты проводимого тестирования.

    По своему содержанию социальная норма, включаемая в инструкции и в формулировки тестовых заданий, в подростковом возрасте должна быть обобщенной и абстрактной, а по форме конкретной и выражаться в доступных сознанию ребенка словах. Хорошо, если эта норма или правило будут проиллюстрированы примерами из жизни, касающимися поведения известных ребенку людей: родителей, сверстников, учителей, героев книг или фильмов.

    Важно, наконец, чтобы практическое участие в тестировании позволяло подростку реализовать свою потребность в ролевом поведении, особенно — в экспертном и лидерском, т. е. таком, где подросток может блеснуть своими знаниями, умениями и показать себя в роли лидера. Подростков рекомендуется привлекать к соучастию в проведении тестирования не только в роли испытуемых, но также и в роли экспериментаторов, чтобы они поочередно выступали то в роли испытуемых, то в роли экспериментаторов. Если исследователь, кроме того, найдет возможность привлечь подростка к конструированию и оценке самого теста (иногда это возможно), к созданию нужной ситуации тестирования, к обработке е результатов, то это, несомненно, должно будет повысить интерес ребенка к личному участию в тестировании.

[11], [13] 
 
 

Глава 2 Исследование мышления школьников 5-9 классов. 

    1.   Исследование уровня интеллекта школьников по Айзенку.
 

      Для определения уровня интеллекта школьников 5-9 классов, в первую очередь, был  применен тест Айзенка на определение  IQ. В тестировании принимали участие по 15 учеников 5, 7 и 9 классов МОУ СОШ №159. результаты приведены в таблице: 

Класс Минимальный результат Максимальный  результат Средний результат
5 0 108 95
7 0 117 103
9 90 128 109
 

  К сожалению, не все испытуемые серьезно отнеслись к тестированию, что повлияло на итоговые результаты, однако определенные выводы сделать все же можно. С возрастом уровень интеллекта школьников увеличивается, причем довольно существенно. Это связано как с приобретением в учебной деятельности навыков, необходимых для повышения эффективности мышления (в частности, использование аналогий, умение делать умозаключения и т.д.), так и с увеличением общего уровня эрудиции и осведомленности.

      Результаты  тестирования показывают, что средний  уровень интеллекта школьников в  настоящее время остается довольно высоким. Заметен сильный разброс результатов тестирования, в каждом классе есть как явные лидеры интеллектуального развития, так и отстающие ученики. Связь между уровнем интеллекта и оценками учащихся получилась прямая, те, кто показывает высокие результаты в учебе, имеют высокий IQ, а те, кто показывает в учебе низкие результаты – низкий.

2.2 Результаты наблюдения за школьниками во время занятий. 

      Наблюдая  за школьниками во время занятий, можно заметить некоторые особенности их мышления. В частности, современные школьники думают достаточно быстро, легко находят нужную информацию в учебнике. Воспроизведение и заучивание информации не вызывает у них особых проблем. Большинство школьников во время уроков держатся уверенно, сомнений в правильности своего ответа до оценки со стороны учителя ни у кого не возникает, а если ответ как таковой отсутствует, то ученик проявляет безразличие к происходящему.

      Уровень внимания к излагаемому учителем материалу довольно низкий, большая  часть класса во время уроков постоянно отвлекается.

      С логическим мышлением у современных  учеников дела обстоят хорошо: в  целом, все понимают математику и  достаточно легко и быстро решают примеры. А вот вопросы, в которых  нужно высказать свою точку зрения, у учеников вызывают определенные трудности.

      С творческим мышлением и воображением у современных школьников большие проблемы: содержание сочинений по литературе это наглядно показывает. Видно, что ученики не владеют средствами речевой выразительности.

      По  результатам наблюдения можно сделать  следующие выводы: 

1 У современных  школьников преобладает конкретно-логическое  мышление.

2 Уровень  внимания у учеников достаточно  низкий.

3 Мотивация  на обучение у учеников достаточно  низкая.  

2.3. Результаты беседы с учителями по поводу мышления школьников. 

      Все учителя отмечают изменения мышления школьников в последние несколько лет. Главное, что учителя выделяют – резкое падение интереса к книгам. Читают современные школьники мало, предпочитая проводить свое свободное время в интернете. Учителя говорят, что из-за влияния интернета школьники стали хуже думать самостоятельно, предпочитая пользоваться готовой информацией.

      Многие  учителя говорят: «Дети не хотят  учиться», «У них нет тяги к знаниям». Уровень мотивации на обучение падает с каждым годом, что негативно  сказывается на мышлении школьников. Причинами этого называют, в первую очередь, негативное влияние телевидения и интернета, некоторые учителя также выделяют плохое воспитание и «дурные компании». Ценность образования, по мнению учителей, в глазах школьников падает.

      Что удивительно, о положительных изменениях мышления учителя практически не говорят. 

2.4. Выводы по результатам  исследований. 

1 Уровень  развития мышления у современных  школьников достаточно высокий,  с возрастом он значительно  повышается.

2  У  современных школьников развито конкретно-логическое мышление.

3 Уровень  мотивации к учебной деятельности  у школьников достаточно низкий.

4 В настоящее время интернет оказывает огромное влияние на формирование мышления школьников. 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      После анализа литературы на тему мышления, проведения тестирования школьников на определение уровня мышления, наблюдения за поведением школьников во время занятий и беседы с учителями по поводу мышления школьников, можно сделать вывод: мышление школьников 5-9 классов достаточно сильно изменилось по сравнению с тем, что было раньше.

     Школьники стали более спокойными и уверенными в себе, мотивация к учебной деятельности снизилась, снизился уровень внимания. У школьников хорошо развито конкретно-логическое мышление, но плохо развито творческое мышление. Школьники стали быстрее искать информацию, но более поверхностно ее анализировать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 

  1. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. – М., 1994
  2. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. В. Давыдова – М., 1979
  3. Гальперин П.Я. Введение в психологию - М., 2000
  4. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М., 1981
  5. Клюева Н.В. «Особенности воспитания на разных возрастных этапах» - М, 2003 
  6. Крутетский В.А. Лукин Н.С. Психология подростка. – М., 1965
  7. Маслов А.С. Психологические процессы – М., 1994
  8. Лихачёв Б. Педагогика. Курс лекций. – М., 1998
  9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1999
  10. Пиаже Жан. Речь и мышление ребёнка, 1969
  11. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996
  12. Психологические средства выявления особенностей личного развития подростков и юношества. – М., 1990
  13. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М., 1984
  14. Хрестоматия по возрастной психологии – М., 1998
  15. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 1983.
  16. Выготский Л.С. Мышление и речь: собрание сочинений. В 6 т. Т.2. – М., 1982.
  17. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л., 1988
  18. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972
  19. Познавательное прогнозирование и способности в обучении. – М., 1990
  20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. – Т.1. – М., 1989
  21. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности. – Спб., 1996

Информация о работе Мышление школьников