Музыкальное воспитание в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является достижение определённого уровня понимания задач. Отсюда вытекает ряд моментов:
информирование родителей учащихся о значимости эстетического воспитания;
привлечение родителей к тесному сотрудничеству. Родители и преподаватель-музыкант партнёры единомышленники, отсюда вытекает связь: педагог → родители → дети;
создание в семье ученика благоприятного музыкального микроклимата;

Работа содержит 1 файл

Музыкальное воспитание в семье.doc

— 231.50 Кб (Скачать)
align="justify">      На наш взгляд семья может  оказать значительную помощь  школе в воспитании у ребёнка  увлечения музыкой и подготовить  для его формирования. Об этом ярко свидетельствуют результаты различных социально педагогических исследований. Они показывают, что очень многие ребята полюбили её благодаря родителям.

      Безусловно, школа помогает ребёнку  воспринимать те или иные музыкальные  явления пробуждать интерес и любовь к музыке. Однако старание учителя станут более эффективными, если в доме школьника царит дух любви и уважения к музыке, поддерживается постоянный интерес к музыкальному искусству.

      Но привить детям любовь к  музыке сможет тот человек, который сам глубоко воспринимает и тонко чувствует музыку, поэтому возникает вопрос о музыкальном воспитании самих родителей. Работа с родителями должна определятся дифференцированным подходом. Педагог музыкант должен учитывать типы семей и подходить в работе с ними индивидуально.

      Основными формами работы с  семьёй являются групповые и  индивидуальные

      Совместная деятельность педагогов,  родителей и детей может быть  успешной, если все положительно  настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.

      Делая выводы по первой главе  можно ещё добавить, что общее  и специальное музыкальное образование  школьников всегда было, и остаётся  неотъемлемой частью эстетического  воспитания подрастающего поколения. Музыкальное воспитание формирует творческую личность, способную пережить и перестрадать то, о чём думал, что пережил и воплотил в образах художник, и способную создать свои художественные произведения.

       Семья является благодатной почвой для формирования и подготовки ребёнка к музыкальному воспитанию, следовательно, для формирования творческой личности.

      Во второй главе были предложены  методы работы педагога – музыканта  по эстетическому воспитанию. К  ним мы отнесли:

  • систематические занятия музыкально педагогического лектория (лекции, педагогические практикумы, семинарские занятия, тематические вечера, встречи с артистами театра и филармонии).
  • музыкально – педагогическое самообразование родителей силами детей
  • индивидуальные консультации с родителями
  • организация концертов для родителей силами детей.
  • Посещение театров, концертов, филармоний.

      В работе с родителями и  их детьми был затронут такой  важный вопрос, как культура поведения  школьников. В процессе занятий  музыкой в ребятах произошли серьёзные изменения, не обратить внимания на которые было бы ошибочно. Искусство выступило здесь как фактор, формирующий такие стороны поведения человека, как добрые взаимоотношения с окружающими, культуру речевого общения с окружающими (манеру говорить, слушать, чистоту языка), внешний облик, умение и желание разумно и интересно проводить свой досуг, следить за собой.

      Современная работа школы и  семьи необычно обогатила процесс  познания музыки ребятами, способствовала  развитию устойчивого интереса к ней. Мнение родителей в совместных знаниях искусством являются документами, которые ещё раз подтверждают ценности и важность эстетического фактора в воспитании современного подростка.

       Наша работа в области музыкально  эстетического развития подрастающего поколения показало, что на эффективность её большое влияние оказывает семья. Те знания и впечатления, которые ребята получают в школе, по- разному преломляются в каждом из них. Там, где действие совпадает с действиями семьи, эффект будет наибольший.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

IV.Список использованной литературы.

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М.: Политиздат,1982г.
  2. Андиенко Е.В. Социальная психология: Учеб. Пособие для студентов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001г.
  3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Издательство Казанского университета, 1998 г.
  4. Антонов А.И., Борисов А.Л., Кризис семьи и пути его преодоления. – М., 1990 г.
  5. Аришина Н.П. Уроки прекрасного: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1983 г.
  6. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика учебник для вузов. – СПб: Издательство «Питер», 2000г. С-П
  7. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений – М.: «Академия», 2000г.
  8. Вопросы эстетического воспитания учащихся ( из опыта работы школ Татарской АССР). Издательство Казанского университета, 1972г.
  9. Зацепин В.И.  Молодая семья. – Киев, 1991г.
  10. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития. – М.; «Владос», 2000г.
  11. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. Пособие, - Ростов,: издательство «Феникс», 1997г.
  12. Игошев К.Е., Минковский Г.М. Семья, дети, школа. – М., 1989г.
  13. Искуство и школа: Книга для учителя/ составил А.К. Василевский. – М.: Просвещение, 1981г.
  14. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. – М.,1980г.
  15. Коненков С.Т. Беседы об искусстве. – М.; 1954г.
  16. Корчак Я. Как любить детей. – М.,1973г.
  17. Корчак Я. Как любить ребёнка: Книга о воспитании: Пер. с польского. – М.: Политиздат, 1990г.
  18. Лёвшин И.С. Как воспринимаются произведения искуства (из опыта социологических исследований). – М.: Знание, 1983г.
  19. Лихачёв Б.Г. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. учеб. заведений. – М.:Прометей,Юрайт,1998г.
  20. Лихачёв Б.Г. Эстетика воспитания. – М., «Педагогика», 1972г.
  21. Мантейчек Зденяк. Родители и дети. – М., 1992г.
  22. Минтоян А.А. Потребительское поведение семьи. – М.; 1990г.
  23. Мудрость воспитания: книга для родителей – М.,1998г.
  24. Музыкальное образование в школе: Учеб. Пособие для студентов муз. Факультетов и отделений высших и средних пед. учеб. Заведений /Л.В.Школяр., В.А.Школяр и др; - М.: «Академия», 2001г.
  25. Нефёдов В.И., Щербань Ю.Ю. Искусство воспитания в семье. – Минск, 1971г.
  26. Никитин Б.П. Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки – М.,1989г.
  27. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя /Ю.Б.Алиев, Г.Т.Ардаширова,Л.П.Барышникова и др.,; Под ред. Н.А. Кушаева. – М.: Просвещение,1986г.
  28. Основы  эстетического воспитания. Учеб. Пособие. Под ред. А.Кдрёмова.- М., Высшая школа», 1975г.
  29. Основы эстетики и искусствознания. Факультативный курс. Пособие для учителей. Под. Ред. И.Л.Любинского и В.К. Скатерщикова. – М.; «Просвящение»,1973г.
  30. Отец в семье: Книга для родителей. – М. 1970г.
  31. Педагогика: Учеб. Пособие для пед.училища. /С.П. Баранов, Л.Р. Болотина и.т.д. – М.: « Просвещение»,1981г.
  32. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов высш. и сред. Пед. учеб. Заведений /С.А. Смирнов, И.б. Котова/; - М.; Издательский центр «Академия»,2000г.
  33. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. Курсов: В 2кн. – М.: Впадос, 1999г.
  34. Соловейчик С.М. Педагогика для всех. – М.,1987г.
  35. Спутник классного руководителя. 1990/91г. Пособие для учителя. – М.:» Просвещение;1990г.
  36. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика, - М.;1977г.
  37. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. Пособие для студентов высш. и сред. – М.: Издательский центр «Академия»,1999г.
  38. Тимошенко Л.Н. Воспитание старшеклассников: Книга для учителя.-2-ое издание, доп. И перераб.-М.: Просвещение,1990г.
  39. Точин А.Е. Трудовое воспитание детей в семье – Минск, 1982г.
  40. Флейк-Хобсон К. и др. Развитие ребёнка и его отношений с окружающими /пер с анг. –М.,1993г.
  41. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие. – 4-е изд., перер. И доп. –М.:Гардарики;1999г.
  42. Чернышевский Н.Г. Эстетическое отношение искусства к действительности.-М.,1948г.
  43. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования.-М.,1997г.
  44. Эстетика и современность. Книга для учителя. Под ред. С.Е. Можнягуна. – М., «Просвящение»,1978г.
 

Журналы:

  1. Ванслов Об отражении действительности в музыке // Вопросы философии-1950г. – №3.
  2. Дереклеева Н. Нетрадиционные формы проведения собраний // Воспитание школьников. – 2001г. №10 – с 46-50 стр.
  3. Лаврентьев В.В. Семья и школа //Классный руководитель. – 2000г. №3 с86-88 стр.
  4. Крупнина И. Педагогическое просвещение родителей. // Воспитание школьников. – 2001г. №1 – с 18-20 стр.
 
 
 
 

V.Приложение.

Роль  искусства в воспитании подрастающего поколения (для  родителей).

«Прекрасное пробуждает доброе».

      Шла по телевиденью беседа  для родителей о том, как  воспитывать в детях чувство  долга.  Вела беседу заведующая учебной частью одной из Московских школ.

      И в качестве примера нарушения  долга рассказала, что на объявленный  классный час несколько ребят  не явились, т.к. пошли в музыкальную  школу. Завуч возмущалась: «Мы  обязаны воспитывать в них  чувство долга, а без музыки-то они проживут»!

      Странные эти слова – «Без  музыки проживут». Убогая, но далеко  идущая мысль заложена в них.

      Что значит проживут без искусства?  Проживут без музыки – значит, проживут без литературы, без  живописи, без театра – словом проживут без искусства. А ведь искусство - это часть духовной культуры человека, причём не просто «возможная» или даже желательная, но обязательная часть. И дискуссию развернувшегося на страницах журнала «Ровесник» «Нужен ли инженеру Чайковский»? Следовало бы по справедливости назвать иначе: «Должен ли инженер быть культурным человеком»? Известно, что первым породив утверждения, будто никому в наш век науки и техники не нужны ни Бах, ни Блок, что искусство стало сейчас лишь досугом, развлечением, а не жизнью, решительно - выступили сами же учёные, инженеры, техники.

      Они пишут: «Чайковский наш  соавтор! Техническое и научное  творчество требует от специалиста  всестороннего культурного развития, а музыка, литература, живопись оплодотворяют  творческий процесс учёного». Как хорошо эти слова отражают дух нашего времени, который мы всё чаще называем не «Веком науки и техники», а гораздо шире – «веком культуры».

      Эстетическое воспитание воздействует  на весь духовный облик человека, на всю его психику. Человеку свойственно воспринимать мир, самые жизненные различные явления сквозь эстетическую призму, что, несомненно, связано с потребностью эстетической оценки действительности в целом, а не только искусство.  Эстетическая оценка любого жизненного явления, любого человеческого поступка и человека в целом, не говоря уже об искусстве, всегда оказывается одновременно оценкой этической.

      Именно такое понимание органической  связи эстетики с этикой нашло  яркое выражение в словах Чернышевского:  «Прекрасное» по своему содержанию, тождественно с добрым». Вот почему можно говорить, что эстетическое воспитание помогает выработке в человеке высоких морально – эстетических качеств, а не только хорошего музыкального вкуса, что оно имеет непосредственное отношение ко всем проявлениям жизни, а не только к области искусства. Мир прекрасного пронизывает всю природу. Скучны и духовно бедные люди, не способные это ощутить. Мир прекрасного теснейшим образом связан едва ли не со всеми областями деятельности человека с самых его ранних детских лет. И если первоклассник поймёт и почувствует, что клякса в тетрадке – это не только плохо, но и прекрасно, он в дальнейшем в любой своей работе будет стремится к красоте. А это очень важно: ведь красиво всё совершенное, всё целесообразное, всё гармонично сконструированное, всё хорошо сделанное. В системе эстетического воспитания, да и во всей нашей жизни, музыка по сравнению с литературой находится, можно сказать на положении падчерицы.

       Как, например, вы относитесь к  старшему школьнику, если он не сможет ответить на вопрос о том, кто такой Пушкин  и какого содержание хотя бы основных его произведений? Вероятно воспримите это как редчайший и печальный пример некультурности. Ну, а если вопрос был не о Пушкине а, скажем о Мусорском, - что тогда? Не появится спасительная отговорка, что он мол не музыкант и потому «имеет право» этого не знать?….. но ведь он и не литератор? Быть может, на этом основании ему и Пушкина знать не обязательно.

      Музыка искусство, обладающее  особенно большой силой эмоционального воздействия на человека, и именно поэтому она может играть громадную роль в воспитании духовного мира детей и юношества. И ещё надо поверить в то, что искусство – великая ценность, украшающая жизнь человека, облагораживающая его, обогащающая его духовный мир.

      Некоторые родители (люди пользующие  авторитетом, добрые, отзывчивые) сами  не владеют никаким искусством  и горько сожалеют о том,  что условия жизни лишили их  в своё время, научится играть  на каком – либо музыкальном  инструменте, или рисовать, или просто знать искусство, хорошо в нём разбираться. Но они всей душой, всем сердцем любят ни только хорошие книги, но и живопись, скульптуру и хорошую серьёзную музыку. Эстетическое воспитание ставит своей целью научить каждого человека отличить прекрасное от уродливого, благородное и возвышенное от пошлого и вульгарного не только в искусстве, но и повсюду в окружающей нас среде. Иначе говоря, оно воспитывает в людях хороший эстетический вкус. Большую помощь в эстетическом воспитании детей оказывают работники искусств – писатели и композиторы, артисты и художники, режиссёры и балетмейстеры, они стремятся вызвать в детях и молодёжи любовь к прекрасному, привить им хороший эстетический вкус, помочь им в их стремлении приблизится к искусству. Надо ли говорить, какая большая роль принадлежит здесь и семье, о чём часто забывают родители, полагающие, что только школа должна сделать их детей людьми разносторонний развитыми.

      Очень много детских музыкальных  школ  существует в нашей стране, и всё время открываются новые. Тысячи и тысячи ребят идут учиться в эти школы, где приобщаются к чудесному искусству музыки. Велика сейчас тяга ребят к музыке И люди старшего поколения, которым в своё время не удалось самим познать музыку, настойчиво стремятся к тому, чтобы их дети обязательно выросли людьми, музыкально грамотными. Нас очень радует, что желание ребят учиться в музыкальной школе, становиться с каждым годом больше, у нас выросли конкурсы, но в тоже время и глубоко огорчает, что много ребят возвращаются домой разочарованными, им просто не хватило места.

      И что же происходит с теми  счастливчиками, которым удалось  поступить в музыкальную школу,  сколько ребят доучивается в  школах до выпускных экзаменов,  а сколько их бросает школу  и навсегда отходит от музыки? В большинстве случаев родители ведут своих детей, чтобы приблизить их к музыке, чтобы сделать их культурными людьми, чтобы музыка оказало своё благотворное влияние на формирование их духовного мира, часть родителей надеется и мечтает о том, что музыка станет профессией их детей.

      Музыкальная школа предъявляет  строгие профессиональные требования  и не все их выдерживают.  У одних не хватает времени,  у других – способностей, у  третьих – просто желания.

      В любом предмете общеобразовательной школы – ребята встречают какие-то трудности, но одолевают их в общем-то легко, потому что даже первоклассники знают, что школа эта для них обязательна.

      А то, что занятия музыкой для  них вовсе не обязательны –  это они тоже хорошо понимают. И преодолевать трудности в том деле, которое не обязательно – это для них уже более сложно. Поэтому наша совместная с родителями задача прежде всего убедить ребёнка в необходимости того, чем он занимается, с самого первого дня настроить его на работу. Ребята представляют учёбу в музыкальной школе как игру, лёгкую и весёлую. Конечно постановка руки – дело скучное, и не надо строить на этот счёт никаких иллюзий. И первоначальные упражнения – дело скучное. И, гаммы и арпеджио тоже дело скучное. Скучное до того поворотного дня, когда ученик перегнёт черту, за которой сама работа, само упражнение начинает приносить радость и удовлетворение. Но ведь у большинства ребят этот счастливый день наступает не сразу. Не сразу осознают и главное практически убеждаются в том, что «плод учения сладок» Поначалу с гораздо меньшим трудом убеждаются они в том, что «корень учения горек». И до того времени, когда они увидят результаты труда, нужно полнее преодолевать трудности. В этом и заключается наша с вами задача: Задача родителей и педагога музыканта. 
 
 

Информация о работе Музыкальное воспитание в семье