I.
Введение.
Воспитание есть процесс социальный
в самом широком смысле. Воспитывает
всё: люди, вещи, явления, но прежде
всего и больше всего – люди. Из них
на первом месте – родители
и педагоги.
А.С. Макаренко
В последние годы наше общество
в полной мере ощутило издержки
проводящихся социально – экономических
реформ, которые особенно болезненно
сказываются на неустойчивой психике
порастающего поколения. Размытость нравственных
идеалов, определённый идеологический
вакуум, агрессивное наступление худших
образцов западной массовой культуры,
превратное понимание свободы и демократии
являются питательной средой для роста
многочисленных негативных явлений в
среде школьников. Причём проблемы эти
касаются не только старших подростков
и юношей (как это было раньше), но и детей
более младшего возраста.
Ещё далеко не все отцы и
матери в полной мере сознают
свою родительскую ответственность и
тем более проявляют её на деле. В беседах
с родителями учащихся нередко приходится
слышать такое: «Для нас главное – накормить
и одеть ребёнка да проследить за выполнением
школьных заданий». Несомненно, что на
ряду с другими причинами, подобное отношение
родителей к детям играет определённую
роль в росте среди школьников негативных
явлений – таких, как потребительство,
равнодушие, нигилизм, жестокость и другое.
Об актуальности дальнейшего
повышения ответственности родителей
за подготовку нового поколения говорят
допускаемые ими ошибки в семейном воспитании.
Причём об этих ошибках говорят сами отцы
и матери, сознавая их, и тем не менее мирясь
с ними. Преодолению ошибок препятствует
именно недостаточное осознание родителями
своей ответственности за подготовку
подрастающего поколения.
Семья обязана формировать физически
и психически, здоровую, нравственную,
интеллектуально развитую личность,
готовую к предстоящей трудовой,
общественной и семейной жизни.
Составными компонентами содержания
семейного воспитания являются известные
направления – физическое, нравственное,
интеллектуальное, эстетическое, трудовое
воспитание.
Эстетическое воспитание в семье
призвано развивать таланты и
дарования детей или, как минимум
дать им представление о прекрасном, существующем
в жизни. Это особенно важно теперь, когда
прежние эстетические ориентиры подвергаются
сомнению, появилось множество ложных
ценностей, сбивающих и детей, и родителей
столку, разрушающих их внутренний мир,
заложенную природой гармонию.
Задачи включения в эстетическую
деятельность предполагают активное
участие каждого воспитанника
в созидание прекрасного своими
руками: практические занятия живописью,
музыкой, хореографией, участие в
творческих студиях, группах и т.д.
«Эстетическое общественное сознание
выражается в форме искусства,
которое является важным средством,
снимающим у детей напряжение
от учёбы, труда, спорта. И можно
смело утверждать, что искусство
осуществляет своеобразную психотерапию»,
так говорил Лихачёв (
).
Воспитывая всесторонне развитых
людей – физически совершенных,
духовно богатых и нравственно
безупречных, нельзя не уделять
должного внимания музыкальному
развитию детей, формированию
у них интереса и любви к
музыке. Музыка является величайшим источником
эстетического и духовного наслаждения.
Музыка в нашей стране вошла
в каждый дом. Музыку слушают
взрослые и дети – классическую,
народную, духовную, серьёзную и
развлекательную.
Разобраться в этом потоке
музыкального звучания бывает порой очень
трудно, особенно детям. Сама жизнь убеждает
нас в том, что мы часто не всегда умеем
замечать красоту, бываем порой равнодушны
к музыке глубокого содержания. И всё потому,
что в детские годы в семье не уделялось
должного внимания музыкальному воспитанию.
Безусловно, школа помогает ребёнку
воспринимать те или иные музыкальные
явления, пробуждает интерес и
любовь к музыке, особенно если
занятия проводит любящий своё
дело учитель. Однако старания
учителя станут более эффективными,
если в доме школьника царит дух любви
и уважения к музыке, поддерживается постоянный
интерес к этому источнику радости и вдохновения.
Известный советский скульптор
С.Г. Коненков как-то сказал: «Я
никогда бы не вступил на
путь искусства, если бы с детства не
полюбил музыку. Впечатления детства во
многом определяют будущее человека, они
– фундамент сознательной жизни». (
)
Но привить детям любовь к
музыке сможет только тот человек,
который сам тонко чувствует
музыку, глубоко воспринимает её. Ярко
свидетельствуют результаты различных
социально-психологических исследований
о том, что семья оказывает значительную
помощь школе в воспитании у ребёнка увлечения
музыкой и подготавливает почву для его
формирования.
Поэтому возникает вопрос о музыкальном
воспитании и самих родителей.
Как организовать работу с
родителями по обучению в области
музыке, как привлечь родителей
к совместной работе со школой,
какую помощь оказать им, чтобы
общие усилия в музыкальном
воспитании детей дали положительные
результаты?
Основные усилия в наделении
родителей музыкально-педагогическими
знаниями должны исходить от
школы, ибо она является ведущим
воспитательным институтом, в котором
работают профессиональные педагогические
кадры, владеющие необходимой методикой,
способные использовать не только современные
научные данные, но и свои ежедневные наблюдения
за детьми, опыт работы с ними.
Подласый И.П. отмечает, что в
работе с родителями популярно
формой остаются: родительские собрания,
также приглашение родителей в школу для
беседы, посещение семей своих учеников,
изучая на месте не только бытовые условия,
но и характер организации семейного воспитания.
Нетрадиционно подошла к родительским
собраниям Дереклеева Н.. В своей статье
«Нетрадиционная форма проведения собраний»,
опубликованной в научно - методическом
журнале «Воспитание школьников», она
предложила такие формы проведения собраний,
как: родительский тренинг, дискуссия,
круглый стол.
Крупинина И. Затронула вопрос
о педагогическом просвещении родителей:
семейному воспитанию помогут такие организационные
формы как школьные и классные лектории,
групповое и индивидуальное консультирование.
Лаврентьев В.В. рекомендует такое
направление в работе с родителями:
привлечение их к участию в общешкольных
делах.
Бордовская Н.В. и Реан А.А.
предлагает формы помощи в
работе с родителями: организационно
педагогическую работу с родителями,
осуществление их педагогического
просвещения и проведения систематической,
индивидуальной работы по улучшению обучения
и воспитанию учащихся.
Анализируя и обобщая литературу,
мы пришли к выводу, что работой
педагога – музыканта с родителями
по эстетическому воспитанию
практически никто не занимается
хотя это очень важно и
актуально в наше время. В основном
в литературе затрагивается вопрос о работе
классного руководителя общеобразовательной
школы. Отсутствие научно – методической
литературы, которая бы чётко сформулировала
функции педагога-музыканта, что является
важной причиной для решения этой проблемы.
В своей работе мы опирались
на опыт других преподавателей-музыкантов,
на их неудачи и положительные
результаты. Что позволило нам
разработать свою методику по
работе с родителями. Эту работу
мы провели работая с группой
родителей одной из музыкальных школ города
Альметьевска.
Объектом нашего исследования стали
родители учащихся в музыкальной школе.
Предметом
– воздействия педагога-музыканта на
родителей посредством рекомендаций,
приобщения к музыкальному искусству.
Целью нашей работы является достижение
определённого уровня понимания задач.
Отсюда вытекает ряд моментов:
- информирование
родителей учащихся о значимости эстетического
воспитания;
- привлечение
родителей к тесному сотрудничеству. Родители
и преподаватель-музыкант партнёры единомышленники,
отсюда вытекает связь: педагог → родители
→ дети;
- создание
в семье ученика благоприятного музыкального
микроклимата;
- приобщение
родителей к музыкальному искусству;
- понимание
родителями о значимости того, что они
имеют большое влияние на детей в поддержке
интереса и уважения к музыке, к этому
источнику радости и вдохновения;
- понимание
ответственности родителей за подготовку
подрастающего поколения;
Если
педагог-музыкант в своей работе
с родителями по эстетическому воспитанию
будет использовать такие формы работы,
как: совместные концерты учащихся и родителей;
лекции, семинарские занятия, педагогические
практикумы; встречи с артистами, певцами,
композиторами; музыкально-педагогическое
самообразование (чтение книг о музыке,
чтение музыкальных журналов); домашние
концерты; совместные походы в театр, филармонию,
то мы предполагаем, что родители передадут
свой опыт детям и эстетическое воспитание
детей будет более эффективным.
Основная
часть.
Глава
I.
§1.Взаимодействие
классного руководителя и семьи.
Суть взаимодействия классного
руководителя и семьи заключается
в том, что обе стороны должны
быть заинтересованы в изучении ребёнка,
раскрытии и развитии в нём лучших качеств
и свойств. В основе такого взаимодействия
лежат принципы взаимного доверия и уважения,
взаимной поддержки и терпимости по отношению
друг к другу. Это поможет к педагогу и
родителям объединить свои усилия для
формирования у ребёнка тех качеств и
свойств, которые необходимы для его
самоопределения и самореализации в случае
неудачи.
Сотрудничество школы и семьи
- это результат целенаправленной
и длительной работы классного
руководителя, которое, прежде всего, предполагает
всестороннее и систематическое изучение
семьи, знание особенностей и условий
семейного воспитания ребёнка.
Семья рассматривается, как начальная
структура членов общества, связанных
между собой родственными отношениями,
совместно живущих и несущих друг за друга
моральную ответственность.
Система семейного воспитания
претерпевает значительные изменения
и сегодня приходится отмечать,
что разрушение семьи в традиционном
понимании усугубляет проблемы семейного
воспитания по ряду причин:
- однодетность
или малодетность семьи уже во многих
поколениях. Воспитываясь в таких условиях,
дети не получают практических навыков
по воспитанию и уходу за младшими сёстрами
и братьями;
- молодые семьи
имеют возможность отделиться от своих
родителей. Влияние старшего поколения
снижается, остаются не востребованными
их жизненный опыт, мудрость. Дети лишаются
ласки, внимания бабушек и дедушек;
- основательно
утрачены традиции народной педагогики,
которые отличают, что воспитывать ребёнка
надо, пока он маленький, и «лежит поперёк
лавки, а не вдоль»;
- происходящая
урбанизация общества усилила анонимность
общения детей и взрослых, особенно в крупных
городах;
- осложнение
семейного воспитания из-за обострения
социальных и экономических трудностей
(низкая зарплата, безработица, низкий
прожиточный минимум и.т.д.);
- гипертрофированная
политизация общества, когда родители
увлекаются просмотром телепередач политического
или художественного характера (в виде
различных сериалов), а на общении с детьми,
то есть на их воспитание не остаётся
времени;