Музыкальное воспитание в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является достижение определённого уровня понимания задач. Отсюда вытекает ряд моментов:
информирование родителей учащихся о значимости эстетического воспитания;
привлечение родителей к тесному сотрудничеству. Родители и преподаватель-музыкант партнёры единомышленники, отсюда вытекает связь: педагог → родители → дети;
создание в семье ученика благоприятного музыкального микроклимата;

Работа содержит 1 файл

Музыкальное воспитание в семье.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

I. Введение.

                                                                            

                                                                             Воспитание есть процесс социальный 

                                                                          в самом широком смысле. Воспитывает

                                                                          всё: люди, вещи, явления, но прежде           

                                                                          всего и больше всего – люди. Из них

                                                                          на первом месте – родители  и педагоги.

                                                                            

                                                                                                                 А.С.  Макаренко

      В последние годы наше общество  в полной мере ощутило издержки  проводящихся социально – экономических  реформ, которые особенно болезненно  сказываются на неустойчивой психике порастающего поколения. Размытость нравственных идеалов, определённый идеологический вакуум, агрессивное наступление худших образцов западной массовой культуры, превратное понимание свободы и демократии являются питательной средой для роста многочисленных негативных явлений в среде школьников. Причём проблемы эти касаются не только старших подростков и юношей (как это было раньше), но и детей более младшего возраста.

      Ещё далеко не все отцы и  матери в полной мере сознают  свою родительскую ответственность и тем более проявляют её на деле. В беседах с родителями учащихся нередко приходится слышать такое: «Для нас главное – накормить и одеть ребёнка да проследить за выполнением школьных заданий». Несомненно, что на ряду с другими причинами, подобное отношение родителей к детям играет определённую роль в росте среди школьников негативных явлений – таких, как потребительство, равнодушие, нигилизм, жестокость и другое.

      Об актуальности дальнейшего  повышения ответственности родителей за подготовку нового поколения говорят допускаемые ими ошибки в семейном воспитании.  Причём об этих ошибках говорят сами отцы и матери, сознавая их, и тем не менее мирясь с ними. Преодолению ошибок препятствует именно недостаточное осознание родителями своей ответственности за подготовку подрастающего поколения.

      Семья обязана формировать физически  и психически, здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни.  Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления – физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание.

      Эстетическое воспитание в семье  призвано развивать таланты и  дарования детей или, как минимум  дать им представление о прекрасном, существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появилось множество ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей столку, разрушающих их внутренний мир, заложенную природой гармонию.

      Задачи включения в эстетическую  деятельность предполагают активное  участие каждого воспитанника  в созидание прекрасного своими  руками: практические занятия живописью,  музыкой, хореографией, участие в  творческих студиях, группах и т.д.

      «Эстетическое общественное сознание  выражается в форме искусства,  которое является важным средством,  снимающим у детей напряжение  от учёбы, труда, спорта. И можно  смело утверждать, что искусство  осуществляет своеобразную психотерапию»,  так говорил Лихачёв (          ).

      Воспитывая всесторонне развитых  людей – физически совершенных,  духовно богатых и нравственно  безупречных, нельзя не уделять  должного внимания музыкальному  развитию детей, формированию  у них интереса и любви к  музыке. Музыка является величайшим источником эстетического и духовного наслаждения.  

      Музыка в нашей стране вошла  в каждый дом. Музыку слушают  взрослые и дети – классическую, народную, духовную, серьёзную и  развлекательную.

      Разобраться в этом потоке  музыкального звучания бывает порой очень трудно, особенно детям. Сама жизнь убеждает нас в том, что мы часто не всегда умеем замечать красоту, бываем порой равнодушны к музыке глубокого содержания. И всё потому, что в детские годы в семье не уделялось должного внимания музыкальному воспитанию.

      Безусловно, школа помогает ребёнку  воспринимать те или иные музыкальные  явления, пробуждает интерес и  любовь к музыке, особенно если  занятия проводит любящий своё  дело учитель. Однако старания  учителя станут более эффективными, если в доме школьника царит дух любви и уважения к музыке, поддерживается постоянный интерес к этому источнику радости и вдохновения.

      Известный советский скульптор  С.Г. Коненков как-то сказал: «Я  никогда бы не вступил на  путь искусства, если бы с детства не полюбил музыку. Впечатления детства во многом определяют будущее человека, они – фундамент сознательной жизни». (         )

      Но привить детям любовь к  музыке сможет только тот человек,  который сам тонко чувствует  музыку, глубоко воспринимает её. Ярко свидетельствуют результаты различных социально-психологических исследований о том, что семья оказывает значительную помощь школе в воспитании у ребёнка увлечения музыкой и подготавливает почву для его формирования.

      Поэтому возникает вопрос о музыкальном воспитании и самих родителей.

       Как организовать работу с  родителями по обучению в области  музыке, как привлечь родителей  к совместной работе со школой, какую помощь оказать им, чтобы  общие усилия в музыкальном  воспитании детей дали положительные результаты?

      Основные усилия в наделении  родителей музыкально-педагогическими  знаниями должны исходить от  школы, ибо она является ведущим  воспитательным институтом, в котором  работают профессиональные педагогические  кадры, владеющие необходимой методикой, способные использовать не только современные научные данные, но и свои ежедневные наблюдения за детьми, опыт работы с ними.

      Подласый И.П. отмечает, что в  работе с родителями популярно  формой остаются: родительские собрания, также приглашение родителей в школу для беседы, посещение семей своих учеников, изучая на месте не только бытовые условия, но и характер организации семейного воспитания. Нетрадиционно подошла к родительским собраниям Дереклеева Н.. В своей статье «Нетрадиционная форма проведения собраний», опубликованной в научно - методическом журнале «Воспитание школьников», она предложила такие формы проведения собраний, как: родительский тренинг, дискуссия, круглый стол.

      Крупинина И. Затронула вопрос  о педагогическом просвещении родителей: семейному воспитанию помогут такие организационные формы как школьные и классные лектории, групповое и индивидуальное консультирование.

      Лаврентьев В.В. рекомендует такое  направление в работе с родителями: привлечение их к участию в общешкольных делах.

      Бордовская Н.В. и Реан А.А.  предлагает формы помощи в  работе с родителями: организационно  педагогическую работу с родителями, осуществление их педагогического  просвещения и проведения систематической,  индивидуальной работы по улучшению обучения и воспитанию учащихся.

      Анализируя и обобщая литературу, мы пришли к выводу, что работой  педагога – музыканта с родителями  по эстетическому воспитанию  практически никто не занимается  хотя это очень  важно и  актуально в наше время. В основном в литературе затрагивается вопрос о работе классного руководителя общеобразовательной школы. Отсутствие научно – методической литературы, которая бы чётко сформулировала функции педагога-музыканта, что является важной причиной для решения этой проблемы.

      В своей работе мы опирались  на опыт других преподавателей-музыкантов, на их неудачи и положительные  результаты. Что позволило нам  разработать свою методику по  работе с родителями. Эту работу  мы провели работая с группой  родителей одной из музыкальных школ города Альметьевска.

      Объектом нашего исследования стали родители учащихся в музыкальной школе.

Предметом – воздействия педагога-музыканта на родителей посредством рекомендаций, приобщения к музыкальному искусству. Целью нашей работы является достижение определённого уровня понимания задач. Отсюда вытекает ряд моментов:

  • информирование родителей учащихся о значимости эстетического воспитания;
  • привлечение родителей к тесному сотрудничеству. Родители и преподаватель-музыкант партнёры единомышленники, отсюда вытекает связь: педагог → родители → дети;
  • создание в семье ученика благоприятного музыкального микроклимата;
  • приобщение родителей к музыкальному искусству;
  • понимание родителями о значимости того, что они имеют большое влияние на детей в поддержке интереса и уважения к музыке, к этому источнику радости и вдохновения;
  • понимание ответственности родителей за подготовку подрастающего поколения;

    Если  педагог-музыкант в своей работе с родителями по эстетическому воспитанию будет использовать такие формы работы, как: совместные концерты учащихся и родителей; лекции, семинарские занятия, педагогические практикумы; встречи с артистами, певцами, композиторами; музыкально-педагогическое самообразование (чтение книг о музыке, чтение музыкальных журналов); домашние концерты; совместные походы в театр, филармонию, то мы предполагаем, что  родители передадут свой опыт детям и эстетическое воспитание детей будет более эффективным.

         

                                                                                                                                   
     

Основная  часть.

Глава I.

§1.Взаимодействие классного руководителя и семьи. 

      Суть взаимодействия классного  руководителя и семьи заключается  в том, что обе стороны должны  быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет к педагогу и родителям объединить свои усилия для формирования у ребёнка тех качеств и свойств, которые необходимы для его                самоопределения и самореализации в случае неудачи.

      Сотрудничество школы и семьи  - это  результат целенаправленной  и длительной работы классного руководителя, которое, прежде всего, предполагает всестороннее  и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребёнка.

      Семья рассматривается, как начальная  структура членов общества, связанных  между собой родственными отношениями, совместно живущих и несущих друг за друга моральную ответственность.

      Система семейного воспитания  претерпевает значительные изменения  и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном  понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин:

  • однодетность или малодетность семьи уже во многих поколениях. Воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по воспитанию и уходу за младшими сёстрами и братьями;
  • молодые семьи имеют возможность отделиться  от своих родителей. Влияние старшего поколения снижается, остаются не востребованными их жизненный опыт, мудрость. Дети лишаются  ласки, внимания бабушек и дедушек;
  • основательно утрачены традиции народной педагогики, которые отличают, что воспитывать ребёнка надо, пока он маленький, и «лежит поперёк лавки, а не вдоль»;
  • происходящая  урбанизация общества усилила анонимность общения детей и взрослых, особенно в крупных городах;
  • осложнение семейного воспитания из-за обострения социальных и экономических трудностей (низкая зарплата, безработица, низкий прожиточный минимум и.т.д.);
  • гипертрофированная политизация общества, когда родители увлекаются просмотром телепередач политического или художественного характера (в виде различных сериалов), а на общении с детьми, то есть  на их воспитание не остаётся времени;

Информация о работе Музыкальное воспитание в семье