Музыкальная сказка как средство развития ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 17:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить, обосновать влияние музыкальной сказки на детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Активизировать и развивать у детей интерес к миру сказок через прослушивание произведений на сказочные темы.
2. Развивать слуховое внимание воображением.
3. Создавать из имеющихся в ближайшем окружении предметов атмосферу сказки.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Музыкальная сказка как средство развития ребенка
1.1. Музыка как средство развития ребенка дошкольного возраста 5
1.2. Формирование основ музыкальной культуры дошкольников через
мир музыкальной сказки 11
1.3. Методика применения музыкальной сказки в программе
О.Радыновой «Музыкальное развитие детей дошкольного возраста 15
Глава 2.Музыкальная сказка в повседневной жизни ребенка дошкольного возраста
2.1. Музыкальные игры-сказки для детей дошкольного возраста 17
2.2. Создание музыкальной сказки с детьми дошкольного возраста 19
Заключение 27
Библиография 28

Работа содержит 1 файл

Музыкальная сказка.docx

— 52.38 Кб (Скачать)

     Таким образом, работа над персонажем способствует развитию психических процессов  – памяти, воображению, фантазии, речи.

     Взаимодействие  с партнерами и участие в спектакле  становится все более увлекательным. Хорошо зная и представляя своего героя, умея понятно и выразительно говорить его словами, дети с легкостью  справляются с мимическим решением образа.

     Дети  уже знакомы с музыкой спектакля. Там, где музыка звучит фоном, дети могут  импровизировать и создавать  движимый образ сами. Каждый герой  по своему: музыка “Лес” - как Красная  Шапочка пойдет по лесу, а как  волк, музыка “Бал” - как танцуют  дамы, а как стражники.

     Есть  музыка для конкретного персонажа. Например, постановка танца, где уже  предлагается определенный набор движений. В этом случае музыка усиливает выразительность  образа и передает образ в стройной художественной форме.

     Каждый  персонаж обладает своей особенной  творческой характеристикой. Яркость  образа достигается разными способами, но более всего музыкальными. Какая же Красная Шапочка без песен? Или какие восточные гости без танца? Как обойдутся стражники без бравой песни и веселого марша? Как Золушка расскажет о своей беде? Конечно же песенкой. Чтобы исполнить все эти особенно интересные музыкальные номера, необходимо развивать музыкальные способности.

     Весь  музыкальный материал, с которым  ребенок встречается, на протяжении спектакля развивает музыкальную  память. Музыка для прослушивания  и музыка для исполнения требуют  запоминания, чтобы следить за ходом  спектакля, взаимодействовать с  партнерами, помнить свою музыкальную  тему и исполнять ее.

     Шаг 4. Создание сценического пространства.

     Для этого необходимо уметь ориентироваться  в любом пространстве, уметь определять границы для данного действия, разделять пространство на сектора, линии, основное место действия, знать  стороны (лево, право, назад, вперед, по диагонали), определять середину, края.

     Игры  способствуют развитию ориентировки: “Запомни свое место”, “Запомни свое дерево”, “Ветерок”, “Лес” (деревья  и звери), “Иголочка и ниточка”, “Скучно так сидеть”, “Тропинка”, “Декорация”, “Разведчик”.

     Развитию  ориентировки способствуют различные  упражнения на перестроение. Чтобы  лучше представить рисунок перестроений детям предлагается зрительный ряд  пиктограмм. Научившись видеть и понимать пространство, дети быстро находят  место себе, партнерам и предметам  с которыми надо взаимодействовать. В силу вступает детская импровизация, ассоциативное мышление. Возникает  необходимость использования предметов (как декораций, так и предметов  – заменителей). Взаимодействие с  партнерами приводит к составлению  мизансцен.

     Педагогу  остается скорректировать творческий намек детей, не навязывая своего видения, но совместно “обживая”  с детьми пространство. Все, что может  послужить, для репетиции эпизодов находит свое точное место на площадке (элементы декорации, реквизит). А элементы костюма находят своего исполнителя.

     Шаг 5. Формирование актерского состава (распределение  ролей)

     Дети  на протяжении некоторого времени погружались  в волшебный мир, сами создавали  его, научились смотреть и слушать  известные сказки и сказки, придуманные  детьми. За это время сформировались детские желания, обозначился круг интересов, выявились пристрастия. Ребята попробовали себя во всех ролях  – одушевленных и неодушевленных. Поиграли в разных эпизодах. Теперь настало время взять на себя ответственность  за конкретную роль, чтобы донести  спектакль до зрителя. Детям дается возможность высказать свое желание  и попробовать себя в той или  иной роли. По мере исполнения ребенок  сам оценивает себя (свои возможности, степень выразительности, умение взаимодействовать  с партнерами). Ребенку дается возможность  почувствовать насколько ему  комфортно в этой роли, его ли это “одежка”. С другой стороны  его оценивают товарищи (взаимовыручка, насколько убедительно получается образ, умение работать с партнерами). Коллектив детей высказывает  свои пожелания, определяет свои симпатии. Совместный выбор детей определяет исполнителя наиболее подходящей роли.

     Ребенку дается возможность попробовать  себя в образе одного или нескольких персонажей, тем самым, развивая уверенность  в себе, коммуникативность в отношении  со сверстниками. Возникает необходимость  определить второй состав исполнителей, чтобы каждый мог раскрыть свой творческий потенциал.

     Шаг 6. Выступление.

     Выступление является самым волнующим и ответственным  этапом в нашей работе. Ребенок  получает возможность заявить о  себе и поверить в себя. Формируется  чувство ответственности за общее  дело. Ребенок ощущает радость общения со сверстниками и взрослыми. Взрослым отводится роль помощников и ценителей. Осуществляется социально-личностное развитие ребенка.

     Шаг 7. Повторные показы.

     Получив оценку зрителей и оценив самих себя, исполнители желают рассказать сказку “по новому” - с дополнениями, изменениями, а то и вовсе поменяться ролями. Исполнителями могут стать и терпеливые зрители, которые в силу каких-то причин не участвовали в первом показе. Закрепляя, полученные навыки и умения каждый ребенок индивидуально проявляется, раскрывается через творческую деятельность.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Музыкальная сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, развивает его фантазию, помогает понять музыку. Но и музыка «наполняет сказочные образы живым биение сердца и трепетом мыслей. Музыка вводит ребенка в мир добра» (В. Сухомлинский). Сказка дает мощный толчок развитию самых добрых чувств в маленьком человеке.

     В музыкальных сказках духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным  сопровождением, эмоционально-чувственным  воздействием. Определенный настрой, установка  на восприятие способствует пробуждению  в слушателях инстинкта сопереживания, соучастия, сотворчества. Музыкальная  сказка – это яркое, эмоциональное  изложение сказочных событий, имеющих  духовно-нравственное содержание.

     Учитывая  роль сказки, как носителя нравственных и социальных ценностей и идеалов, особое внимание необходимо уделять  содержательному аспекту, характерологическим  особенностям героев, диалоговой речи в произведении. Среди основных групп  социально-нравственных норм, усваиваемых  в дошкольном возрасте, можно назвать: нормы внутрисемейных отношений, нормы  поведения, социальные и моральные  нормы саморегуляции и организации  межличностных отношений, предпочтения в выборе идеала развития, эстетические представления и др. Преподнесенные языком сказки - эти нормы закладывают  мировоззренческую и нравственную основу личности.

     В работе расписаны вопросы - музыка как  средство развития ребенка дошкольного  возраста; формирование основ музыкальной  культуры дошкольников через мир  музыкальной сказки; методика применения музыкальной сказки в программе  О.П. Радыновой «Музыкальное развитие детей дошкольного возраста»; музыкальные  игры-сказки для детей дошкольного  возраста; создание музыкальной сказки с детьми дошкольного возраста.

     Цель  и задачи курсовой работы достигнуты.

Библиография 

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском  саду - М.: Просвещение, 1981;
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь – М.: Провещение, 1990;
  3. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития. – М.; «Владос», 2000г.
  4. Коренева Т.Ф. «В мире музыкальной драматургии». М. «Владос».
  5. Метлов Н.А. Музыка – детям – М.: Просвещение, 1985;
  6. Методика музыкального воспитания в детском саду/под. ред. Н.А.Ветлугиной. – М, 1982;
  7. Макеева И.П., Чуракова М.Д., Хорева Л.А. Воспитание сказкой. Программа занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Психолого-медико-социальный центр «Феникс» // Сборник практических материалов.- М.: «Планета 2000».
  8. Мерзлякова С.И. «Волшебный мир театра». Программа развития сценического творчества детей средствами театрализованных игр и игровых представлений». М. «Владос».1999.
  9. Науменко Г.И. Фольклорная азбука – М.: Изд.центр «Академия», 1996;
  10. Петрова В.А.  «Малыш». Программа развития музыкальности у детей раннего возраста (третий год жизни). М. «Виоланта».1998.
  11. Радынова О.П.  «Музыкальные шедевры». М.  «Гном- Пресс».1999.
  12. Радынова О.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников/под. ред. О.П. Радыновой – М.: Просвещение: Владос, 1994;

Информация о работе Музыкальная сказка как средство развития ребенка