Музыкальная сказка как средство развития ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 17:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить, обосновать влияние музыкальной сказки на детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Активизировать и развивать у детей интерес к миру сказок через прослушивание произведений на сказочные темы.
2. Развивать слуховое внимание воображением.
3. Создавать из имеющихся в ближайшем окружении предметов атмосферу сказки.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Музыкальная сказка как средство развития ребенка
1.1. Музыка как средство развития ребенка дошкольного возраста 5
1.2. Формирование основ музыкальной культуры дошкольников через
мир музыкальной сказки 11
1.3. Методика применения музыкальной сказки в программе
О.Радыновой «Музыкальное развитие детей дошкольного возраста 15
Глава 2.Музыкальная сказка в повседневной жизни ребенка дошкольного возраста
2.1. Музыкальные игры-сказки для детей дошкольного возраста 17
2.2. Создание музыкальной сказки с детьми дошкольного возраста 19
Заключение 27
Библиография 28

Работа содержит 1 файл

Музыкальная сказка.docx

— 52.38 Кб (Скачать)
justify">     Чтобы развитие детей в этом направлении  совершалось успешно, необходимо организовать работу по музыкальному воспитанию с  учетом особенностей музыки и возрастных возможностей детей.

     Содержанием музыкального воспитания детей от рождения до четырех лет является вовлечение их в разные виды музыкальной деятельности, формирование у них внимания, интереса к музыке, подготовка их к приобретению некоторых исполнительских навыков.

     Все музыкальные способности объединяются единым понятием - музыкальность. “Музыкальность – это комплекс способностей, развиваемых  на основе врождённых задатков в музыкальной  деятельности, необходимых для успешного  её осуществления” (Радынова О.П.“Музыкальное развитие детей”).

     Ядром музыкальности являются три основные способности, которые необходимы для  успешного осуществления всех видов  музыкальной деятельности: эмоциональная  отзывчивость, музыкальный слух, чувство  ритма.

     Эмоциональная отзывчивость на музыку - это центр  музыкальности ребенка, основа его  музыкальной деятельности, необходимая  для прочувствования и осмысления музыкального содержания и его выражения  в исполнительской и творческой деятельности.

     Музыкальный слух необходим для чистого интонирования  при пении, чувство ритма –  для движения, танцев и игре на музыкальных  инструментах.

     В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать  остальным видам. Исполнительство  и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях  и игре на музыкальных инструментах. Музыкально- образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера  в музыке как виде искусства, музыкальных  жанрах, композиторах, музыкальных  инструментах и т.д., а так же специальные  знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение  детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние  на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.

     Музыкально-образовательная  деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о  музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительство, творчество, по ходу, к месту. Каждый вид музыкальной  деятельности требует определенных знаний. Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности. Обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция и т.д.). В музыкально-ритмической деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, хороводов. Обучаясь на игре на музыкальных инструментах, дети так же получают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах.

     Таким образом, необходимо помнить, что музыкальное  развитие положительно влияет на общее  развитие детей. У ребёнка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная  сфера, а умение переживать и чувствовать  музыку помогает воспитать любовь к  прекрасному в целом, чуткость в  жизни. Развиваются и мыслительные операции, язык, память. Поэтому развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности, что очень важно. Музыкальная  деятельность дошкольников – это  различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через  него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Формирование основ музыкальной культуры дошкольников

     через мир музыкальной  сказки 

     Музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств. Основой музыкальной культуры дошкольника  является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства. Доктор педагогических наук О.П. Радынова подчеркивает, что  «развитие у детей эмоциональной  отзывчивости и осознанности восприятия (эмоционально-оценочного отношения  к музыке) ведет к проявлениям  предпочтений, желанию слушать музыкальные  произведения, являющиеся шедеврами  искусства, рождает творческую активность» [12; 107].

     Развитие  творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать, анализировать, а также  через активность ребенка, которая  проявляется в разных видах музыкальной  деятельности. Дети в процессе обучения должны научиться чувствовать красоту  музыкального произведения и выражать свою радость от его восприятия словами, танцем, игрой на детских музыкальных  инструментах или изобразительным  творчеством.

     Такое направление в области музыкального воспитания является приоритетным, так  как размышления и анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формированию навыков самостоятельной  работы. При развитии мышления формируется  зрелая личность, способная творить  и созидать. Практическая музыкальная  деятельность активизирует волю ребенка, делает процесс обучения более эффективным. В ходе музыкальных занятий происходит естественное развитие речи, способности  ясно излагать свои мысли, выражать словами  эмоциональные восприятия и ощущения.

     Сказку  любят все: и взрослые, и дети. В чем же секрет этой всеобщей любви  к сказке? Главное здесь, наверное, то, что сказка – это воплощение народной мечты, представление народа о справедливости, о победе над  пространством и временем, воплощение веры в могучую силу родной земли. Народный сказочный герой, идеал  народа - носитель правдивости и  великодушия, физической душевной силы, постоянно готовый поставить  эту силу на службу добру и справедливости.

     Сказка, являясь важным средством умственного  развития ребенка, развивает его  фантазию, помогает понять музыку. Но и  музыка «наполняет сказочные образы живым биение сердца и трепетом мыслей. Музыка вводит ребенка в мир добра» (В. Сухомлинский). Сказка дает мощный толчок развитию самых добрых чувств в маленьком  человеке.

     В музыкальных сказках духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным  сопровождением, эмоционально-чувственным  воздействием. Определенный настрой, установка  на восприятие способствует пробуждению  в слушателях инстинкта сопереживания, соучастия, сотворчества. Музыкальная  сказка – это яркое, эмоциональное  изложение сказочных событий, имеющих  духовно-нравственное содержание.

     В работе с младшими дошкольниками  по этой теме используют несложные пьесы. Например, «Нянина сказка», «Мама» из «Детского альбома» П. И. Чайковского, «Вечерняя сказка» А. Хачатуряна. Малыши эмоционально откликаются на музыку, слышат ее общее настроение, темповые, динамические особенности, некоторые выделяют мелодию. С помощью педагога они высказываются о характере музыки, придумывают сказки, пытаются в рисунках и элементарных движениях передать музыкальные образы, согласовывать действия соответственно смене частей музыкального произведения. На музыкальных развлечениях с малышами слушают, а иногда разыгрывают музыкальные сказки: «Теремок» музыка Т. Попатенко, «Маша и медведь» музыка Е. Тиличеевой. В них звучат и инструментальная, и вокальная музыка, что намного облегчает малышам целостное восприятие музыкальных образов.

     Для работы со старшими дошкольниками по теме «Сказка в музыке» разработаны циклы интегрированных тематических занятий, включающих в себя различные виды художественной деятельности детей (слушание музыки, стихов, русских народных сказок; просмотр видеоматериалов; музыкальные импровизации (движение и игра на музыкальных инструментах); рисование).

     «Волшебное  озеро» – цикл из шести интегрированных  занятий для детей подготовительной к школе группе включает в себя музыкальные произведения А. Лядова «Волшебное озеро» и «Кикимора», П.И. Чайковского «Баба Яга», М.П. Мусоргского  «Избушка на курьих ножках».

     Со  старшими дошкольниками продолжают слушать и разыгрывать музыкальные сказки, используя лучшие образцы классической музыки. Например, музыкальное развлечение по мотивам сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка», где дети исполняли танцевальные импровизации под музыку К. Сен-Санса «Аквариум», Ф. Шопена «Ноктюрн», Э. Грига «Норвежский танец» и «Утро», затем выразили свои впечатления в рисунках. Музыкальная сказка «Снежная королева» (по мотивам сказки Г.Х. Андерсена) была показана детьми на новогоднем празднике. Здесь звучала музыка Э. Грига «В пещере горного короля», «Танец Анитры», М.И. Глинки «Вальс-фантазия», И. С. Баха «Менуэт» соль-мажор, В. Ребикова «Вальс» из оперы «Елка», Ф. Шопена «Вальс».

     Музыкальные сказки с использованием небольших  инструментальных пьес или отрывков из крупных музыкальных произведений являются переходной ступенькой к пониманию  таких сложных жанров как опера  и балет.

     На  музыкальных занятиях по ознакомлению детей с оперой или балетом, читая  замечательные сказки и рассматривая иллюстрации к ним, а также  картины известных художников, всегда стараются сохранить приоритет музыки. Все средства, используемые на занятиях, должны помочь ребенку лучше понять музыку, глубже проникнуть в ее содержание.

     На  протяжении нескольких лет педагоги убедились, что знакомство с музыкой  оперы или балета даже с детьми одного возраста необходимо проводить по-разному, в зависимости от сложности, а главное – от музыкального и общего развития детей. По-разному происходит знакомство с литературным материалом (чтение сказки или использование музыкально-литературной композиции этой сказки), отличаются формы проведения занятий.

     Детям доставляли радость и процесс  подготовки спектакля, и, конечно, само выступление. Как приятно было видеть и родителям, и нам, педагогам, когда  ребенок, еще готовясь к своему выходу, совершенно преображался: одухотворенное лицо, ноги в нужной танцевальной позиции, красивая, правильная осанка. А это  особенно важно для наших воспитанников, так как у нас коррекционное  дошкольное учреждение и посещают его  только дети с нарушением опорно-двигательного  аппарата. А когда исполнялись  танцевальные композиции, все совершенно забывали, что эти дети только вчера  занимались лечебной физкультурой, посещали массаж и другие лечебные процедуры. И все это происходило под  влиянием красивейшей, эмоционально-чувственной  музыки П.И. Чайковского.

     Ежегодное диагностическое обследование детей  показывает, что интегрированные  занятия по слушанию музыки, включение  классической музыки в музыкальные  развлечения и праздники, разыгрывание музыкальных сказок и постановка музыкальных спектаклей, посещение  театров оказывают положительное  воздействие на общее и художественное развитие детей, формирование их музыкальных  и творческих способностей. А мир  музыкальной сказки является прекрасным средством приобщения дошкольников к классической музыке, развития эмоциональной  сферы, формирования основ музыкальной  культуры. 
 
 
 
 

     1.3. Методика применения  музыкальной сказки 

     в программе О. П. Радыновой

     «Музыкальное  развитие ребенка  дошкольного возраста» 

     Сказка  – это мир фантазии, переплетенный с реальностью. Чтобы понять сказку, нужно уметь фантазировать, воображать. Чтобы понять музыку, тоже нужны фантазия и воображение. Таким образом, в какой-то степени сказка и музыка имеют точки соприкосновения в их восприятии. Поэтому сказка может помочь научить воспринимать музыку. Непосредственно перед тем, как начать знакомство с музыкой, воспитатели читают с детьми саму сказку или литературную композицию, чтобы ребята знали ее содержание, сюжет. Ознакомление с таким большим произведением, как опера или балет, происходит на протяжении нескольких занятий. Для прослушивания предлагают наиболее яркие в музыкальном отношении и по драматургии фрагменты.

     При прослушивании обращаем внимание на звучание инструментов симфонического оркестра, находим связь между  тембром инструмента и характером музыкального образа. Так для сверкающих на солнце пушистых снежинок композитору  необходимо было использовать в оркестровке  колокольчики, треугольники, посвистывающий нежный тембр флейты; для передачи картины метели – переборы арфы; а “вьюжную” мелодию сыграли  трепетные скрипки. Обязательно  показываю иллюстрации этих инструментов.

     На  следующем этапе предлагают детям самим выбрать музыкальные инструменты для совместного исполнения того или иного фрагмента. Для “Марша” они выбирают барабан, бубен, дудочки, трещотки, а для “Колыбельной” - металлофон, колокольчик, треугольник.

     Подбирают иллюстрации, репродукции, соответствующие сюжету, чтобы помочь детям лучше представить саму сцену и понять музыку. Зрительная наглядность, без сомнения, усиливает впечатления от музыки, вызывает в их воображении зрительные образы и побуждает выразить свое восприятие в творческом движении, пластике, танце.

Информация о работе Музыкальная сказка как средство развития ребенка