Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 17:08, курсовая работа
Цель исследования: выявить, обосновать влияние музыкальной сказки на детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Активизировать и развивать у детей интерес к миру сказок через прослушивание произведений на сказочные темы.
2. Развивать слуховое внимание воображением.
3. Создавать из имеющихся в ближайшем окружении предметов атмосферу сказки.
Введение 3
Глава 1. Музыкальная сказка как средство развития ребенка
1.1. Музыка как средство развития ребенка дошкольного возраста 5
1.2. Формирование основ музыкальной культуры дошкольников через
мир музыкальной сказки 11
1.3. Методика применения музыкальной сказки в программе
О.Радыновой «Музыкальное развитие детей дошкольного возраста 15
Глава 2.Музыкальная сказка в повседневной жизни ребенка дошкольного возраста
2.1. Музыкальные игры-сказки для детей дошкольного возраста 17
2.2. Создание музыкальной сказки с детьми дошкольного возраста 19
Заключение 27
Библиография 28
Ребята
подготовительной группы отличаются возросшим
уровнем интеллекта, определенным жизненным
и музыкальным опытом. Это позволяет
преподнести им в доступной форме
некоторый объем теоретических
знаний о музыке. Им можно дать представление
не только о балете, но и рассказать
об опере, объяснить, что такое ария,
хор, увертюра, речитатив, лейтмотив. Нужно
подчеркнуть, что ознакомление с
жанрами и формами музыки не является
самоцелью. Теоретические сведения
о музыке прямо связаны с содержанием
и формой музыкального произведения.
Глава 2. Музыкальная сказка в повседневной жизни ребенка
дошкольного возраста
2.1.
Музыкальные игры-сказки
для детей дошкольного
возраста
Музыкальные игры-сказки занимают большое место в жизни детского сада. Игры-сказки дети исполняют в свободное от занятий время. Нередко игры-сказки составляют часть детских праздников. Например, игру «Дудочка» можно провести на Первомайском празднике, сказку «Холодный нос, короткий хвост» — на празднике, посвященном выпуску детей в школу.
Игры-сказки оказывают огромное воспитательное влияние на детей. Они способствуют развитию художественного вкуса, певческих навыков, вызывают радостные эмоции. Дети лучше передают характер музыки в движениях, у них развивается речь, четкость дикции, речевые интонации.
Прежде чем предложить детям слушать сказку, музыкальный руководитель и воспитатель должны хорошо знать ее, освоить текст, выучить музыку и художественно ее исполнить. Чем выразительнее будет исполнена музыка, тем ярче и глубже она будет воспринята и тем правдивее и выразительнее передадут дети образы сказки.
Сказка усваивается обычно в несколько этапов.
На первом этапе педагог выразительно читает сказку детям, исполняя по ходу действия имеющиеся песни и музыку. После прослушивания дети делятся своими впечатлениями с воспитателями и друг с другом. По прошествии некоторого времени, примерно через неделю или больший промежуток, слушание повторяется. Таким образом, дети слушают сказку 2—3 раза, постепенно усваивая и запоминая ее.
На втором этапе дети активно включаются в исполнение сказки. Освоение и запоминание текста и музыки может идти двумя путями: сказку можно разучивать со всей группой или подгруппами. Обычно это происходит таким образом. Воспитатель читает сказку, а дети — по своему желанию или по просьбе воспитателя — говорят слова и поют песню того или иного персонажа.
Песни, которые встречаются в сказке, можно также выучить со всеми детьми, а затем для исполнения выделить тех, кому это лучше удается. Разучивание сказки на данном этапе следует проводить сидя на стульях.
На
третьем этапе дети усваивают
текст сказки и мелодии песен
и начинают исполнять их в игре.
Руководитель дает некоторые режиссерские
указания, например: откуда выходить действующим
лицам, в каком направлении двигаться,
где им находиться и т. д. При разучивании
сказки в игре не следует навязывать
детям зафиксированных
Если дети затрудняются изобразить тот или иной персонаж, можно напомнить его характерные особенности (например, зайчик пугливый, осторожный, прыгает, оглядывается; медведь косолапый, неуклюжий; петух ходит высоко поднимая ноги, горделиво держит голову и т. д.).
На четвертом этапе в игру можно внести необходимые атрибуты, реквизит.
На пятом этапе участники игры надевают полные костюмы или их элементы. Костюмы помогают детям углубить образ, делают его более ярким, эмоциональным.
Чтение текста сказки можно поручить воспитателю или кому-нибудь из детей, кто обладает хорошей памятью и может четко и выразительно прочесть текст. Когда сказка усвоена, участники показывают ее всем детям своей и других групп. Если сказка не включена в праздник, она дается как самостоятельное представление.
Можно
организовать приход на этот спектакль
как посещение театра. Дети берут
в кассе билеты, контролеры проверяют
билеты, указывают места, куда сесть,
и после третьего звонка начинается
исполнение сказки. Желательно для
углубления и закрепления впечатлений
посмотреть спустя некоторое время
эту сказку еще раз с теми же или (еще лучше)
с другими исполнителями.
2.2.
Создание музыкальной
сказки с детьми дошкольного
возраста
Основной целью работы по созданию музыкальной сказки с детьми дошкольного возраста является развитие способности детей к свободному творческому восприятию окружающего мира, отражению его впечатления и отношения к окружающему миру через творческую деятельность – искусство музыкальной сказки.
Шаг №1. Введение в мир волшебства.
Задачи:
1.
Активизировать и развивать у
детей интерес к миру сказок
через чтение, просмотр фильмов,
посещение театров,
2.
Развивать слуховое внимание, воображение,
способствовать всестороннему
Специально
подобранный репертуар “
Окружающий мир полон различных звуков. Чтобы показать волшебный лес, загадочную страну или пение райских птиц необходимо развивать такие качества, как внимание, наблюдательность и научиться дифференцировать звуки окружающего мира. С этой целью с детьми проводятся исследовательские игры: “Как звучит дерево”, “Как звучит вода”.
3.
Использовать элементарное
Освоение навыков игры на инструментах, использование ансамбля в различных спектаклях.
4.
Создавать из имеющихся в
Сказочный образ или действие рождаются в обычной обстановке и возникает необходимость изменить обстановку, приспособить окружающие предметы для более яркого наглядного отражения той или иной сказочной ситуации. В работу включается ассоциативное мышление. Как создать сказочный поезд? Как сделать дом для трех поросят? Обычный стол превращается в избушку на курьих ножках, голубые ленточки – в озеро, гимнастические обручи – лужи на асфальте. Но самое главное в сказке это все таки сказочный персонаж.
Каждый ребенок хочет превратиться в сказочного героя и ощущает потребность изменить свою внешность. Но как это сделать без специального костюма. Зато есть большой красивый платок, который может быть фатой, вуалью для царевны, может быть плащом для царевича, волшебника, если завязать на голову можно стать бабушкой, если в виде чалмы, тогда магом, фокусником и т.д. Просто палочка с помощью “волшебных” слов может стать волшебной и она же может быть волшебной флейтой. Возьми в руки прозрачный шарфик, и ты уже ветерок, возьми белый шарфик и ты античная статуя.
Чтобы почувствовать себя любимым и известным героем сказки, необходима некоторая помощь педагога. Педагог предлагает наборы предметов или элементы костюмов, из которых ребенок самостоятельно выбирает то, что поможет ему наиболее ярко выразить любимый образ. При внимательном рассматривании предметов, оказывается, что один и тот же предмет, может быть использован для определения многих персонажей. Например: колпачок – Петрушка, Клоун, Гном, Звездочет. Накидка – пелерина – плащ Царевича, Кот в сапогах, мантия Принца. Набор головных уборов, юбок, жилетов, масок – открывает неограниченные возможности для перевоплощения.
Для развития ассоциативного мышления, развития фантазии, воображения используются игры: «Найди пару», «Волшебный платок», «Маска, я тебя знаю».
Шаг 2. Введение в атмосферу конкретной сказки.
1. Выбор произведения.
Как
выбрать произведение, которое будет
действительно интересовать детей,
будет соответствовать
Таким образом, определяется круг интересов и желаний детей и определяется тип сказки, вызывающий интерес в данном возрасте.
Например, в старшем дошкольном возрасте девочки хотят быть принцессами, феями, а мальчики сказочными воинами, царевичами. Детям предлагается вспомнить сказку, где присутствуют желаемые персонажи. Девочки могут назвать сказку “Спящая красавица” (там есть принцесса и фея), мальчики могут назвать “Сказку о царе Салтане” (там есть 33 богатыря).
2.
Знакомство с музыкальным
Развитие слухового внимания. Слуховое внимание наиболее трудная область развития для дошкольников. Для того чтобы продолжительное время слушать серьезную музыку, необходима определенная подготовка. Дети должны научиться понимать, откуда берутся звуки, различать их по тембру, следить за развитием звука в динамике, определять характер звука и музыки в целом. Этому занятию уделяется большое внимание в подготовительном периоде, описанном выше. Поэтому, к восприятию музыки спектакля, дети приходят уже подготовленными. Поскольку сам по себе спектакль не является точной копией какой-либо сказки, а скорее фантазией на тему, то и музыка в спектакле весьма разнообразна. Звучит классическая музыка – Чайковский, Моцарт, Вивальди, Мусоргский, Римский-Корсаков; современная классика – Прокофьев, Свиридов; эстрадные композиции; народная музыка; детские песенки и детское музицирование.
Музыка может быть фоном, на котором развивается действие, музыка помогает войти в нужное эмоциональное состояние, музыка сопровождает все ритмические действия от простейшей игры или сигнала до сюжетного постановочного танца и, конечно же, музыка помогает усилить и ярче представить сказочные персонажи.
Знакомство с музыкой может происходить во время чтения текста сказки. Музыкальные фрагменты могут звучать как фон, могут иллюстрировать описания какого-либо персонажа или действия. Индивидуальные песни разучиваются при работе над образом, танцующие персонажи знакомятся с музыкой при разучивании танца, хоровые или ансамблевые пения при работе над эпизодами. Очень часто знакомство с музыкой и прочтение текста сказки происходит одновременно. Художественное слово и музыка дополняют друг друга, усиливают впечатления от услышанного и побуждают детей взять в руки карандаши или краски и выразить свои впечатления на бумаге. Кто-то сразу же в группе рисует принцессу в сказочном замке, а кто-то дома обдумывает волшебный лес. На следующий день мы имеем собственные иллюстрации, которые еще более активизирует интерес к нашей сказки.
Шаг 3. Работа над персонажами.
1.
Начиная работу над
Хорошо представив и поняв своего персонажа, озвучивает его. Ребенок знакомится с текстом персонажа и в процессе разучивания и запоминания формируется четкое, выразительное произношение. Ребенок начинает понимать, что, если хорошо представить предмет, о котором идет речь и выразительно сказать – то текст запоминается лучше и быстрее.
Информация о работе Музыкальная сказка как средство развития ребенка