Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 16:15, курсовая работа
Целью исследования является изучение мотивов учебной деятельности младших школьников.
Задачами работы является:
• Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
• Описать мотивационную сферу у младших школьников.
Введение……………………………………………………...………2
1. Изучение мотивационной сферы у младших школьников.…6
1.1 Понятия «мотив», «мотивация» в психологии……………..10
1.2 Описание мотивационной сферы у младших школьников………………………………………………..….10
1.3 Мотивы,связанные с процессом учения……………….……14
1.4 Формирование мотивов учебной деятельности школьников…………………………………………………...16
2. Экспериментальное исследование мотивационной сферы у младших школьников…………………………….…………..21
2.1 Результаты исследования и выводы…………….…………..22
Заключение……………………………………….…………..26
Список использованной литературы……………….……….27
Приложения………………………………………..…………29
В четвертом классе ситуация намного лучше, чем во втором и третьем. Уровень школьной мотивации соответствует направленности на приобретение знаний.
Заключение
Основная цель, стоящая перед школой - создание условий для самовыражения, саморазвития и самоопределения каждого ученика. К таким условиям относится организация деятельности ученика, а деятельность невозможна без мотива. Совершенно очевидно, что интенсивность учебной деятельности в существенной мере зависит от мотива. Изучение мотивов дает возможность наиболее полно характеризовать человека вообще, а подрастающего человека особенно. В самом деле, уже знание таких мотивов поведения школьника, как интересы, объясняет особенности общения ребенка. Конечно, отношение к тому или иному учебному предмету во многом определяется личными качествами учителя, его эрудицией, умением увлекательно излагать материал, методическим мастерством. Педагогу очень важно знать, какова общественная ценность и значимость мотивов поведения и учения воспитанников. Очевидно, совсем различный педагогический подход следует искать к ребенку, хорошо занимающемуся только потому, что его побуждает страх наказания, или к его товарищу, самозабвенно увлеченному предметом. Нет нужды повторять хорошо известную, но далеко не всегда реализуемую истину о том, что одна из главных задач учителя с первого до выпускного класса – упорно и терпеливо формировать содержательные и общественно значимые мотивы, которые бы направляли не только школьную, но и всю последующую жизнь человека.
Список использованной литературы:
Приложения
Тест № 1 («Изучение направленности на приобретение знаний» по методике Е.П. Ильина, Н.А. Курдюковой).
а) сразу садишься за уроки, повторяя то, что плохо ответил;
б) садишься смотреть
телевизор или играть на
а) продолжаешь
добросовестно готовиться к
б) не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно не спросят.
а) да
а) познание нового
б) обременительное занятие
а) да
а) да
9. Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из-за болезни учителя:
а) да
10. Когда ты, перейдя в
следующий класс, получаешь
11. Что, по-твоему, лучше учиться или болеть:
а) учиться
12. Что для тебя важнее – отметки или знания:
а) отметки
Обработка результатов: О мотивации на приобретение знаний свидетельствуют ответы: а) на вопросы 1-6, 8-11 и ответы б) на вопросы 7 и 12. Сумма баллов от 0 до 12 свидетельствует о степени выраженности мотивации на приобретение знаний.
Тест № 2 («Оценка уровня школьной мотивации» по методике Н.Г. Лускановой).
Для дифференцирования детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:
• ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;
• нейтральный (средний) ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;
• ответ, свидетельствующий
об отрицательном отношении
Максимально возможная оценка равна 30 баллам.
Было установлено 5 основных уровней школьной мотивации.
5-й уровень. 25-30 баллов (максимально
высокий уровень школьной
4-й уровень. 20-24 балла (хорошая школьная мотивация).
3-й уровень. 15-19 баллов — положительное отношение к школе
2-й уровень. 10-14 баллов — низкая школьная мотивация.
1-й уровень. Ниже 10 баллов
— негативное отношение к
Тест № 3 («Определение мотивов учения» по методике М.Р. Гинсбург).
Ребенку выкладываются карточки с рисунками школьников. На карточках «зашифрован» мотив. Ребенок должен выбрать карточку с той ситуацией, которую он считает правильной. Ведется беседа: Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый(ая) сказал(а): «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама я бы в школу не ходил(а)» - внешний мотив. Второй(ая) сказал(а): «Я хожу в школу потому, что мне нравится учится, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился» - учебный мотив. Третий(ья) сказал(а): «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть» - игровой мотив. Четвертый(ая) сказал(а): «Я хочу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким» - позиционный мотив. Пятый(ая) сказал(а): «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься – можешь стать кем захочешь» - социальный мотив. Шестой(ая) сказал(а): «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки» - мотив отметки.
1 Цитата по К.Обуховский, 1972, стр.20-21
2 По А.Г.Маклакову «Общая психология»
3 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972. С. 513
Информация о работе Мотивация учебной деятельности у младших школьников