Мотивация учебной деятельности у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение мотивов учебной деятельности младших школьников.
Задачами работы является:
• Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
• Описать мотивационную сферу у младших школьников.

Содержание

Введение……………………………………………………...………2
1. Изучение мотивационной сферы у младших школьников.…6
1.1 Понятия «мотив», «мотивация» в психологии……………..10
1.2 Описание мотивационной сферы у младших школьников………………………………………………..….10
1.3 Мотивы,связанные с процессом учения……………….……14
1.4 Формирование мотивов учебной деятельности школьников…………………………………………………...16
2. Экспериментальное исследование мотивационной сферы у младших школьников…………………………….…………..21
2.1 Результаты исследования и выводы…………….…………..22
Заключение……………………………………….…………..26
Список использованной литературы……………….……….27
Приложения………………………………………..…………29

Работа содержит 1 файл

Курсовая за 3курс.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

В четвертом классе ситуация намного  лучше, чем во втором и третьем. Уровень школьной мотивации соответствует направленности на приобретение знаний.

 

 

 

 

Заключение

Основная цель, стоящая перед  школой - создание условий для самовыражения, саморазвития и самоопределения  каждого ученика. К таким условиям относится организация деятельности ученика, а деятельность невозможна без мотива. Совершенно очевидно, что интенсивность учебной деятельности в существенной мере зависит от мотива. Изучение мотивов дает возможность наиболее полно характеризовать человека вообще, а подрастающего человека особенно.  В самом деле, уже знание таких мотивов поведения школьника, как интересы, объясняет особенности общения ребенка. Конечно, отношение к тому или иному учебному предмету во многом определяется личными качествами учителя, его эрудицией, умением увлекательно излагать материал, методическим мастерством. Педагогу очень важно знать, какова общественная ценность и значимость мотивов поведения и учения воспитанников.  Очевидно, совсем различный педагогический подход следует искать к ребенку, хорошо занимающемуся только потому, что его побуждает страх наказания, или к его товарищу, самозабвенно увлеченному предметом.  Нет нужды повторять хорошо известную, но далеко не всегда реализуемую истину о том, что одна из главных задач учителя с первого до выпускного класса – упорно и терпеливо формировать содержательные и общественно значимые мотивы, которые бы направляли не только школьную, но и всю последующую жизнь человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. - М.: Изд-во УРАО, 1998. - 176 с.
  2. И.А Зимняя «Педагогическая психология» Учебник для ВУЗов.          М.: Изд-во Логос, 2005. – 384 с.
  3. О.Б Дарвиш «Возрастная психология»: Учебное пособие для студентов ВУЗов. - М.: Изд-во Владос-Пресс, 2005.- 264 с.
  4. Мир Детства «Младший школьник» под ред. А.Г Хрипкова Издательство: М.: Педагогика; Издание 2-е, доп. 272 с.1988 г.
  5. Н.В Клюева «Педагогическая психология» М.: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений (Серия "Учебник для вузов"), (ГРИФ),2004. -400с.
  6. Н.И Гуткина «Психологическая готовность к школе» — М.: Академический Проект, 2000. — 3-е изд., перераб. и доп. — 184 с.
  7. Р.С Немов «Общая психология» Учебник. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 146 с.
  8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1968. – 321с.
  9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Просвещение, 1982. – 245 с.
  10. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. –     М., 1972.
  11. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М.,1988.
  12. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.
  13. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990. – 212 с.
  14. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1996. – 340 с.
  15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Просвещение, 1982
  16. Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979.
  17. Ильин Е.П., Мотивация и мотивы. Питер, 2006
  18. Практикум по возрастной психологии.: Учебное пособие/Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.- СПб.: Речь,2002г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Тест № 1 («Изучение направленности на приобретение знаний» по методике Е.П. Ильина, Н.А. Курдюковой).

  1. Получив плохую отметку, ты, придя домой:

    а) сразу садишься за уроки, повторяя то, что плохо ответил;

     б) садишься смотреть  телевизор или играть на компьютере, думая, что урок по этому  предмету будет еще через день.

  1. После получения хорошей отметки ты:

      а) продолжаешь  добросовестно готовиться к следующему  уроку;

      б) не готовишься  тщательно, так как знаешь, что все равно не спросят.

  1. Бывает ли, что ты остаешься, недоволен ответом, а не отметкой:

      а) да                                                       б) нет

  1. Что для тебя учеба:

       а) познание  нового

       б) обременительное  занятие

  1. Зависят ли твои отметки от тщательности подготовки к уроку:

       а) да                                                      б) нет

  1. Анализируешь ли ты после получения низкой отметки, что ты сделал неправильно:      а) да                      б) нет
  2. Зависит ли твое желание готовить домашнее задание от того, выставляют ли за него отметки:  а) да                 б) нет
  3. Легко ли ты втягиваешься в учебу после каникул:

а) да                                                  б) нет

     9.  Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из-за болезни учителя:

       а) да                                                      б) нет

    10. Когда ты, перейдя в  следующий класс, получаешь новые  учебники, тебя интересует, о чем  в них идет речь:   а) да                   б) нет

    11. Что, по-твоему, лучше  учиться или болеть:

       а) учиться                                         б) болеть

    12.  Что для тебя  важнее – отметки или знания:

          а) отметки                          б) знания

Обработка результатов: О мотивации на приобретение знаний свидетельствуют ответы: а) на вопросы 1-6, 8-11 и ответы б) на вопросы 7 и 12. Сумма баллов от 0 до 12 свидетельствует о степени выраженности мотивации на приобретение знаний.

 

Тест № 2  («Оценка уровня школьной мотивации» по методике Н.Г. Лускановой).

  1. Тебе нравится в школе?
  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
  4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
  5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
  7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
  8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
  9. У тебя в классе много друзей?
  10. Тебе нравятся твои одноклассники?

Для дифференцирования детей  по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:

• ответ ребенка, свидетельствующий  о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;

• нейтральный (средний) ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;

• ответ, свидетельствующий  об отрицательном отношении ребенка  к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.

Максимально возможная оценка равна 30 баллам.

Было установлено 5 основных уровней школьной мотивации.

5-й уровень. 25-30 баллов (максимально  высокий уровень школьной мотивации,  учебной активности).

4-й уровень. 20-24 балла (хорошая школьная мотивация).

3-й уровень. 15-19 баллов  — положительное отношение к школе

2-й уровень. 10-14 баллов  — низкая школьная мотивация. 

1-й уровень. Ниже 10 баллов  — негативное отношение к школе,  школьная дезадаптация.

Тест № 3 («Определение мотивов учения» по методике М.Р. Гинсбург).

Ребенку выкладываются карточки с  рисунками школьников. На карточках  «зашифрован» мотив. Ребенок должен выбрать карточку с той ситуацией, которую он считает правильной. Ведется  беседа: Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый(ая) сказал(а): «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама я бы в школу не ходил(а)» - внешний мотив. Второй(ая) сказал(а): «Я хожу в школу потому, что мне нравится учится, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы  все равно учился» - учебный мотив. Третий(ья) сказал(а): «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть» - игровой мотив. Четвертый(ая) сказал(а): «Я хочу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким» - позиционный мотив. Пятый(ая) сказал(а): «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься – можешь стать кем захочешь» - социальный мотив. Шестой(ая) сказал(а): «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки» - мотив отметки.

 

1 Цитата по К.Обуховский, 1972, стр.20-21

2 По А.Г.Маклакову «Общая психология»

3 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972. С. 513




Информация о работе Мотивация учебной деятельности у младших школьников