Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 16:15, курсовая работа
Целью исследования является изучение мотивов учебной деятельности младших школьников.
Задачами работы является:
• Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
• Описать мотивационную сферу у младших школьников.
Введение……………………………………………………...………2
1. Изучение мотивационной сферы у младших школьников.…6
1.1 Понятия «мотив», «мотивация» в психологии……………..10
1.2 Описание мотивационной сферы у младших школьников………………………………………………..….10
1.3 Мотивы,связанные с процессом учения……………….……14
1.4 Формирование мотивов учебной деятельности школьников…………………………………………………...16
2. Экспериментальное исследование мотивационной сферы у младших школьников…………………………….…………..21
2.1 Результаты исследования и выводы…………….…………..22
Заключение……………………………………….…………..26
Список использованной литературы……………….……….27
Приложения………………………………………..…………29
Однако, побуждая интерес школьников к учению, не следует излишне эксплуатировать приемы, связанные с внешней занимательностью или ссылками на практическую значимость получаемых знаний и умений в настоящее время и в будущем.
Организация учебной деятельности. А.К. Маркова и соавторы отмечают, что изучение каждого раздела или темы учебной программы должно состоять из трех основных этапов: мотивационного, операционно-познавательного и рефлексивно-оценочного.
Мотивационный этап – это сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы. Этот этап состоит из трех учебных действий:
Операционно-познавательный этап. На этом этапе учащиеся усваивают тему, овладевают учебными действиями и операциями в связи с ее содержанием. Роль данного этапа в создании и поддержании мотивации к учебной деятельности будет зависеть от того, ясна ли учащимся необходимость данной информации, осознают ли они связь между частными учебными задачами и основной, выступают ли эти задачи как целостная структура, т.е. понимают ли они предложенный учебный материал. Существенное влияние на возникновение правильного отношения к учебной деятельности на данном этапе могут оказать положительные эмоции, возникающие от процесса деятельности и достигнутого результата. Поэтому важно не рассуждать об учебе, ее важности и пользе, а добиваться, чтобы учащийся начинал действовать.
Рефлексивно-оценочный этап связан с анализом проделанного, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Подведение итогов надо организовывать так, чтобы учащиеся испытали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового. Это приведет к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний и в будущем. Следовательно, этот этап должен служить своеобразным «подкреплением» учебной мотивации, что приведет к формированию ее устойчивости.
Коллективная (групповая) форма деятельности. Известно, что во многих случаях групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая форма «втягивает» в активную работу даже пассивных слабо мотивированных учащихся, т.к. они не могут отказаться выполнять свою часть работы, не подвергнувшись обструкции со стороны товарищей. Кроме того, подсознательно возникает установка на соревнование, желание быть не хуже других.
Оценка результатов учебной деятельности. Мотивирующая роль оценки результатов учебной деятельности не вызывает сомнения. Однако слишком частое оценивание (выставление отметок) приводит к тому, что получение хороших отметок становится для учащихся самоцелью, что и показано в ряде исследований, приведенных выше. Происходит сдвиг учебной мотивации с самой деятельности, с ее процесса и результата на отметку, которая «добывается» многими школьниками нечестными способами. Это приводит к угасанию мотива собственно учебной (познавательной) деятельности и к деформации развития личности учащегося. Поэтому в ряде стран в начальных классах отметки не выставляются, а в старших классах используются лишь тематические формы учета и оценки.
Важно, чтобы в оценке давался качественный, а не количественный анализ учебной деятельности учащихся, подчеркивались положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала, выявлялись причины имеющихся недостатков, а не только констатировалось их наличие.
В то же время принижать
мотивирующую роль отметок (
Стиль деятельности учителя. На формирование мотивов учения оказывает влияние стиль педагогической деятельности учителя, различные стили формируют различные мотивы. Авторитарный стиль формирует «внешнюю» мотивацию учения. Мотив «избегания неудачи», задерживает формирование «внутренней» мотивации. Демократический стиль педагога, наоборот, способствует внутренней мотивации; а попустительский (либеральный) стиль снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежды на успех».
2.Экспериментальное исследование мотивационной сферы у младших школьников
Для изучения мотивационной сферы учения младших школьников нами было проведено исследование. Исследование проводилось на базе школы надомного обучения №367 г. Зеленограда. Исследование проводилось в феврале-марте 2007 г.
Цель исследования: провести анализ мотивации учения учащихся начальной школы.
Задачи: 1. Выявить мотивацию учения младших школьников.
2. Проанализировать особенности динамики мотивации учения в младшем школьном возрасте.
Исследование проводилось
класс 1 - возраст 6-7 лет (7 чел.)
класс 2-возраст 7-8 лет (6 чел.)
класс 3 - возраст 8-9 лет (7 чел.)
класс 4 - возраст 9-10 лет (7 чел.)
Исследование проводилось методом письменного и устного опроса. В исследовании использовались следующие методики: методика М.Р. Гинсбург «Определение мотивов учения», методика Е.П. Ильина и Н.А Курдюковой «Изучение направленности на приобретение знаний», методика Н.Г Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации».
2.1 Результаты исследования и выводы
Оценка уровня школьной мотивации Таблица № 1
Уровни мотивации |
Распределение ответов | ||||
баллы |
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс | |
высокий |
25-30 |
10% |
60% | ||
средневысокий |
20-24 |
50% |
50% |
40% | |
средний |
15-19 |
10% |
50% |
35% |
|
низкий |
10-14 |
30% |
10% |
||
дезадаптация |
ниже 10 |
10% |
45% |
В первом классе видно, что преобладает хорошая школьная мотивация 50% на класс и есть дети с низкой школьной мотивацией, видимо потому, что у них преобладает игровой мотив вместо учебного - это видно в таблице № 3. Во втором классе уровень мотивации хороший и положительный, это говорит о том, что учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью. В третьем классе, скорее всего у детей существуют проблемы во взаимоотношениях с учителем, в общении с одноклассниками, либо они не справляются с учебной деятельностью. В четвертом классе уровень мотивации является нормой и даже с максимальной учебной активностью.
Изучение направленности на приобретение знаний
Степень выраженности направленности |
3 класс |
4 класс |
Количество человек | ||
Высокая |
60% |
60% |
Средняя |
40% |
40% |
низкая |
- |
- |
По таблице видно, что в третьем и четвертом классах преобладает высокая и средняя степени направленности на приобретение знаний, это хороший показатель, это значит что, дети мотивированны на приобретение и получение знаний в школе.
Определение мотивов учения Таблица № 3
Мотивы учения |
1 класс |
2 класс |
Внешний |
30% |
|
Учебный |
70% |
80% |
Игровой |
20% | |
Позиционный |
||
Социальный |
||
Мотив отметки |
В этой таблице мы наблюдаем, что в первом классе преобладает учебный мотив, и присутствует внешний мотив. Во втором классе картина меняется, все так же преобладает учебный мотив, но уже присутствует игровой мотив.
Таблица №4
1 класс Имя |
Уровень школьной мотивации |
Мотив учения |
Дима |
средневысокий |
учебный |
Соня |
средневысокий |
учебный |
Влад |
средневысокий |
социальный |
Женя |
средневысокий |
учебный |
Лиза |
средний |
учебный |
Паша |
низкий |
внешний |
Глеб |
низкий |
учебный |
Вилла |
низкий |
внешний |
По этой таблице мы можем наблюдать, что уровень школьной мотивации первоклассников соответствует мотивам учения.
Таблица № 5
2 класс Имя |
Уровень школьной мотивации |
Мотивы учения |
Илья |
низкий |
игровой |
Миша |
низкий |
игровой |
Саша |
средневысокий |
учебный |
Настя |
средневысокий |
учебный |
Сережа |
низкий |
учебный |
Яна |
средний |
учебный |
Во втором классе мы наблюдаем ситуацию, когда у детей падает интерес к учению-3 человека с низким уровнем школьной мотивации.
Таблица №6
3 класс Имя |
Уровень школьной мотивации |
Направленность на приобретение знаний |
Максим |
низкий |
Высокая |
Коля |
низкий |
Высокая |
Дарья |
высокий |
Высокая |
Полина |
дезадаптация |
Высокая |
Женя |
дезадаптация |
Средняя |
Петр |
дезадаптация |
Средняя |
Кирилл |
средний |
Средняя |
В третьем классе проявляется дезадаптация, хотя направленность на приобретение знаний у детей высокая.
Таблица №7
4 класс Имя |
Уровень школьной мотивации |
Направленность на приобретение знаний |
Лера |
высокий |
средняя |
Оля |
средневысокий |
средняя |
Сергей |
средневысокий |
средняя |
Женя |
средневысокий |
средняя |
Андрей |
высокий |
высокая |
Андрей |
высокий |
высокая |
Катя |
высокий |
высокая |
Информация о работе Мотивация учебной деятельности у младших школьников