Мотивация достижения успеха и пути ее формирования в учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы стал теоретический анализ мотивации достижения успеха и путей ее формирования в учебной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ стр.3
Глава I «Сущность и виды учебных мотивов» стр. 4
Глава II «Мотивация достижения успеха» стр.9
2.1. Проблема мотивации достижения успеха стр.9
2.2 Феномен «обученной беспомощности» стр. 12
Глава III « Формирование и изучение учебной мотивации» стр.16
3.1 Формирование учебной мотивации стр.16
3.2 Изучение учебной мотивации стр.19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ стр.25

Работа содержит 1 файл

Мотивация достижения успеха и пути ее формирования в учебной деятельности.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

     Вышеназванные методы изучения (индивидуальный формирующий  эксперимент, постановка в ситуации выбора) лучше облекать в привычные для учащихся формы регулярно проводимых учебных работ (устный опрос, письменная проверка, индивидуальное дополнительное занятие).

     Полученные  с помощью разных методических приемов  данные учителю необходимо сопоставлять с жизненными показателями учащихся.

     Конечно, можно использовать и какие-то другие методики, которые изложены в соответствующей  литературе.

     Учебная деятельность всегда полимотивирована. Мотивы учебной деятельности не существуют в изолированном виде. Чаще всего они выступают в сложном взаимопереплетении и взаимосвязи. Одни из них имеют основное значение в стимулировании учебной деятельности, другие - дополнительное. Принято считать, что социальные и познавательные мотивы являются психологически более значимыми и чаще проявляемыми.

     Учебные мотивы различаются не только по содержанию, но и по мере их осознанности. Наиболее адекватно осознаются мотивы, связанные  с близкой перспективой в учении. В ряде ситуаций учебные мотивы остаются замаскированными, т.е. трудно выявляемыми.

     Таким образом можно сделать вывод, что при изучении психологических особенностей конкретного ребенка надо сравнивать его не с другими детьми, а с ним самим, с его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение. Учителю необходимо подходить к изучению и формированию мотивации учащихся с оптимистической гипотезой. Она означает определение оптимальной зоны, в которой ребенок, несмотря на внешние небольшие успехи, проявляет большой интерес, добивается несколько больших достижений, чем в других сферах. Очень важно изучать и формировать мотивацию не только у не успевающих и трудновоспитуемых учащихся, но и у каждого, даже внешне благополучного ребенка. При изучении мотивации у каждого школьника надо выявить состояние его познавательной сферы (умение учиться и обученность, возможность учиться и обучаемость), мотивационной сферы (стремление учиться, мотивы), волевой и эмоциональной сферы (цели в ходе учения, переживания в процессе учения). В ходе изучении мотивации учения школьников учителю надо обладать психологической грамотностью, т.к. формировать мотивацию - значит не закладывать готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались. Заключение, суждение об ученике учитель должен формулироваться в щадящей форме, с опорой на положительные стороны и возможности ребенка 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

     На  сегодняшний день в психологии нет  единого мнения по поводу сути мотива. В качестве мотива называются самые разные психологические феномены, такие как: намерения, представления, идеи, чувства, переживания; потребности, влечения, побуждения, склонности; желания, хотения, привычки, мысли, чувство долга; морально-политические установки и помыслы; психические процессы, состояния и свойства личности; предметы внешнего мира; установки; условия существования; побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий; соображение, по которому субъект должен действовать.

     Между мотивацией и свойствами личности существует взаимосвязь: свойства личности влияют на особенности мотивации, а особенности  мотивации, закрепившись, становятся свойствами личности.

     Учебная мотивация определяется как частный  вид мотивации, включенный в определенную деятельность, в данном случае - учебную деятельность.

     Побудителем учебной деятельности является система  мотивов, органично включающая в  себя: познавательные потребности; цели; интересы; стремления; идеалы; мотивационные  установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно-смысловые особенности. Названная система мотивов образует учебную мотивацию, которая характеризуется как устойчивостью, так и динамичностью.

     Учебная деятельность всегда полимотивирована. Мотивы учебной деятельности не существуют в изолированном виде. Чаще всего они выступают в сложном взаимопереплетении и взаимосвязи. Одни из них имеют основное значение в стимулировании учебной деятельности, другие - дополнительное. Принято выделять три вида источников активности: внутренние; внешние; личные.

     На  основе вышеперечисленных источников активности выделяют следующие группы мотивов: социальные, познавательные, личностные.

     Можно выделить следующие функции учебных мотивов: побуждающую, направляющую и регулирующую функцию.

     Учебная мотивация характеризуется силой  и устойчивостью учебных мотивов.

     Большую значимость приобретает исследование таких широких форм мотивации, которые, проявляясь в разных сферах деятельности (профессиональной, научной, учебной), определяют творческое, инициативное отношение к делу и влияют как на характер, так и на качество выполнения труда. Одним из основных видов такой мотивации выступает мотивация достижения, определяющая стремление человека выполнить дело на высоком уровне.

     В традиционном обучении часто наблюдается  феномен, который был назван комплексом "обученной беспомощности".

     Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и  к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Поэтому большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемных ситуаций.

     Мотивы  всех видов и уровней могут  проходить в своем становлении  следующие этапы: актуализация привычных мотивов; постановка на основе этих мотивов новых целей; положительное подкрепление мотива при реализации этих целей; появление на этой основе новых мотивов; соподчинение разных мотивов и построение их иерархии; появление у ряда мотивов новых качеств (самостоятельности, устойчивости и др.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

     1.Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995.

     2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. 2-е изд. М.; Воронеж, 1997.

     3. Бондаренко С.М. Проблема формирования познавательного интереса при классно-групповом и программированном обучении: по материалам психолого-педагогической литературы / Вопросы алгоритмизации и программирования обучения / Под ред. Л.Н. Ланды. М., 1973. 

     4. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.

     5. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т.: Пер. с франц. М., 1992.

     6. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988.

     7. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.

     8. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М., 1991.

     9. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности: [Новые теории]: Учеб. пособие. М., 1998.

     10. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М., 1990. 192 с

     11. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.

     12. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности /Вопр. психологии. 1987. № 5.

     13. Реан А.А., Коломинский Я.Л., Социальная педагогическая психология – СПб.: Питер Ком, 1999. – 416с.

     14. Столяренко Л.Д. Педагогическая  психология. Серия «Учебники и  учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2000.-544с.

     15. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К. Марковой. 1986.

     16. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования: Пособие для студентов и учителей. М., 1997.

     17. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Мотивация достижения успеха и пути ее формирования в учебной деятельности