Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 21:05, курсовая работа
Целью данной работы стал теоретический анализ мотивации достижения успеха и путей ее формирования в учебной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ стр.3
Глава I «Сущность и виды учебных мотивов» стр. 4
Глава II «Мотивация достижения успеха» стр.9
2.1. Проблема мотивации достижения успеха стр.9
2.2 Феномен «обученной беспомощности» стр. 12
Глава III « Формирование и изучение учебной мотивации» стр.16
3.1 Формирование учебной мотивации стр.16
3.2 Изучение учебной мотивации стр.19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ стр.25
Вышеназванные методы изучения (индивидуальный формирующий эксперимент, постановка в ситуации выбора) лучше облекать в привычные для учащихся формы регулярно проводимых учебных работ (устный опрос, письменная проверка, индивидуальное дополнительное занятие).
Полученные с помощью разных методических приемов данные учителю необходимо сопоставлять с жизненными показателями учащихся.
Конечно, можно использовать и какие-то другие методики, которые изложены в соответствующей литературе.
Учебная деятельность всегда полимотивирована. Мотивы учебной деятельности не существуют в изолированном виде. Чаще всего они выступают в сложном взаимопереплетении и взаимосвязи. Одни из них имеют основное значение в стимулировании учебной деятельности, другие - дополнительное. Принято считать, что социальные и познавательные мотивы являются психологически более значимыми и чаще проявляемыми.
Учебные мотивы различаются не только по содержанию, но и по мере их осознанности. Наиболее адекватно осознаются мотивы, связанные с близкой перспективой в учении. В ряде ситуаций учебные мотивы остаются замаскированными, т.е. трудно выявляемыми.
Таким
образом можно сделать вывод,
что при изучении психологических особенностей
конкретного ребенка надо сравнивать
его не с другими детьми, а с ним самим,
с его прежними результатами, оценивать
его по индивидуальному вкладу в то или
иное достижение. Учителю необходимо подходить
к изучению и формированию мотивации учащихся
с оптимистической гипотезой. Она означает
определение оптимальной зоны, в которой
ребенок, несмотря на внешние небольшие
успехи, проявляет большой интерес, добивается
несколько больших достижений, чем в других
сферах. Очень важно изучать и формировать
мотивацию не только у не успевающих и
трудновоспитуемых учащихся, но и у каждого,
даже внешне благополучного ребенка. При
изучении мотивации у каждого школьника
надо выявить состояние его познавательной
сферы (умение учиться и обученность, возможность
учиться и обучаемость), мотивационной
сферы (стремление учиться, мотивы), волевой
и эмоциональной сферы (цели в ходе учения,
переживания в процессе учения). В ходе
изучении мотивации учения школьников
учителю надо обладать психологической
грамотностью, т.к. формировать мотивацию
- значит не закладывать готовые мотивы
и цели в голову учащегося, а поставить
его в такие условия и ситуации развертывания
активности, где бы желательные мотивы
и цели складывались и развивались. Заключение,
суждение об ученике учитель должен формулироваться
в щадящей форме, с опорой на положительные
стороны и возможности ребенка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
На сегодняшний день в психологии нет единого мнения по поводу сути мотива. В качестве мотива называются самые разные психологические феномены, такие как: намерения, представления, идеи, чувства, переживания; потребности, влечения, побуждения, склонности; желания, хотения, привычки, мысли, чувство долга; морально-политические установки и помыслы; психические процессы, состояния и свойства личности; предметы внешнего мира; установки; условия существования; побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий; соображение, по которому субъект должен действовать.
Между мотивацией и свойствами личности существует взаимосвязь: свойства личности влияют на особенности мотивации, а особенности мотивации, закрепившись, становятся свойствами личности.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, в данном случае - учебную деятельность.
Побудителем учебной деятельности является система мотивов, органично включающая в себя: познавательные потребности; цели; интересы; стремления; идеалы; мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно-смысловые особенности. Названная система мотивов образует учебную мотивацию, которая характеризуется как устойчивостью, так и динамичностью.
Учебная деятельность всегда полимотивирована. Мотивы учебной деятельности не существуют в изолированном виде. Чаще всего они выступают в сложном взаимопереплетении и взаимосвязи. Одни из них имеют основное значение в стимулировании учебной деятельности, другие - дополнительное. Принято выделять три вида источников активности: внутренние; внешние; личные.
На основе вышеперечисленных источников активности выделяют следующие группы мотивов: социальные, познавательные, личностные.
Можно выделить следующие функции учебных мотивов: побуждающую, направляющую и регулирующую функцию.
Учебная
мотивация характеризуется
Большую значимость приобретает исследование таких широких форм мотивации, которые, проявляясь в разных сферах деятельности (профессиональной, научной, учебной), определяют творческое, инициативное отношение к делу и влияют как на характер, так и на качество выполнения труда. Одним из основных видов такой мотивации выступает мотивация достижения, определяющая стремление человека выполнить дело на высоком уровне.
В традиционном обучении часто наблюдается феномен, который был назван комплексом "обученной беспомощности".
Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Поэтому большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемных ситуаций.
Мотивы
всех видов и уровней могут
проходить в своем становлении
следующие этапы: актуализация привычных
мотивов; постановка на основе этих мотивов
новых целей; положительное подкрепление
мотива при реализации этих целей; появление
на этой основе новых мотивов; соподчинение
разных мотивов и построение их иерархии;
появление у ряда мотивов новых качеств
(самостоятельности, устойчивости и др.).
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1.Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. 2-е изд. М.; Воронеж, 1997.
3. Бондаренко С.М. Проблема формирования познавательного интереса при классно-групповом и программированном обучении: по материалам психолого-педагогической литературы / Вопросы алгоритмизации и программирования обучения / Под ред. Л.Н. Ланды. М., 1973.
4. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
5. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т.: Пер. с франц. М., 1992.
6. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
8. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М., 1991.
9. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности: [Новые теории]: Учеб. пособие. М., 1998.
10. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М., 1990. 192 с
11. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.
12. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности /Вопр. психологии. 1987. № 5.
13. Реан А.А., Коломинский Я.Л., Социальная педагогическая психология – СПб.: Питер Ком, 1999. – 416с.
14.
Столяренко Л.Д.
15. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К. Марковой. 1986.
16. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования: Пособие для студентов и учителей. М., 1997.
17.
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность:
В 2 т. М., 1986.
Информация о работе Мотивация достижения успеха и пути ее формирования в учебной деятельности