Мотивация достижения успеха и пути ее формирования в учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы стал теоретический анализ мотивации достижения успеха и путей ее формирования в учебной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ стр.3
Глава I «Сущность и виды учебных мотивов» стр. 4
Глава II «Мотивация достижения успеха» стр.9
2.1. Проблема мотивации достижения успеха стр.9
2.2 Феномен «обученной беспомощности» стр. 12
Глава III « Формирование и изучение учебной мотивации» стр.16
3.1 Формирование учебной мотивации стр.16
3.2 Изучение учебной мотивации стр.19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ стр.25

Работа содержит 1 файл

Мотивация достижения успеха и пути ее формирования в учебной деятельности.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования  «Уссурийский государственный педагогический институт» 
 
 
 

Восточный факультет 
 
 

Мотивация достижения успеха и пути ее формирования в учебной деятельности 
 
 
 

Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка 1136 группы

ПухН.А.

Научный руководитель –

 Суворова  О.Е. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Уссурийск, 2009 

Содержание: 

ВВЕДЕНИЕ          стр.3

Глава I «Сущность и виды учебных мотивов»     стр. 4

Глава II «Мотивация достижения успеха»     стр.9

2.1. Проблема  мотивации достижения успеха     стр.9

2.2 Феномен «обученной беспомощности»     стр. 12

Глава III « Формирование и изучение учебной мотивации»   стр.16

3.1 Формирование  учебной мотивации      стр.16

3.2 Изучение учебной  мотивации       стр.19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ          стр. 23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        стр.25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ. 
 

         Изучение мотивации достижения успеха в учебной деятельности является  актуальным в связи с тем, что какой бы высокий уровень способностей ни был у учащихся, он не может компенсировать низкую учебную мотивацию или ее отсутствие и, таким образом, не может привести к высокой успешности учебной деятельности. Высокая положительная мотивация учебной деятельности может даже компенсировать недостаточный уровень специальных способностей. Заинтересованные учащиеся работают на уроке и решают различные задачи гораздо оригинальнее, чем их товарищи с высоким уровнем специальных способностей, но с низкой мотивацией к данной деятельности. Тем не менее, прежде чем формировать учебную мотивацию успеха учащихся, педагогу необходимо ее познать, установить для себя характер реальности, с которой придется иметь дело, найти пути ее адекватного описания. Личности со сформированной мотивацией успеха обычно активны, инициативны. Если встречаются препятствия – ищут способы их преодоления. Ученики могут работать активно и продуктивно без внешнего контроля. Они отличаются настойчивостью в достижении цели и склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени.

          В процессе психического развития учеников развивается и мотивация. На основании этого можно утверждать, что высокий исходный уровень умственного развития ребенка является важным условием формирования положительной мотивации в процессе учебной деятельности. При этом устанавливается прямая зависимость между высоким уровнем умственного развития и складывающимися положительными мотивационными тенденциями. Так же можно говорить о зависимости между мотивацией и успешностью обучения детей с высокой и средней мотивацией.

         Мотивация успеха однозначно позитивна. При такой мотивации действия человека направлены на достижение положительных результатов. Личностную активность определяет потребность в достижении успеха.

         Предметом исследования стало формирование мотивации достижения успеха в учебной деятельности.  

     Целью данной работы стал теоретический анализ мотивации достижения успеха и путей ее формирования в учебной деятельности. Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  1. провести анализ психологических теорий зарубежных авторов;
  2. проанализировать понятие «мотивация» и раскрыть сущность учебной мотивации как его частного проявления;
  3. описать возможные пути формирования учебной мотивации;
  4. сделать свои обобщения и выводы по данной теме.
 
 
 
 
 

Глава I «Сущность и виды учебных мотивов» 
 

     Побудителем учебной деятельности является система мотивов, органично включающая в себя: познавательные потребности; цели; интересы; стремления; идеалы; мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно-смысловые особенности.

     Названная система мотивов образует учебную мотивацию, которая характеризуется как устойчивостью, так и динамичностью.

     Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности - одна из стержневых в психологии. Б.Ф. Ломов [8;163] отмечает, что в психологических исследованиях деятельности мотивации и целеполагания принадлежит ведущая роль и выделяет следующие проблемы учебной мотивации:

     1.Проблема соотношения и разграничения учебных мотивов; познавательных интересов; познавательных потребностей

     2.Проблема  сущности природы, структуры учебных  мотивов

     3.Проблема  взаимосвязи мотивационной ориентации  успешности познавательной деятельности

     4.Проблема учебной мотивации в разных системах обучения, в том числе в развивающем обучении

     5.Проблема  возрастных и индивидуальных  особенностей учебных мотивов

     6.Проблема  критериев и показателей сформированности  видов и уровней учебной мотивации

     7.Проблема  формирования мотивации учения в сегодняшних условиях 

     По  мнению А.К. Маркова[15;153], качества мотивов могут быть: содержательными, связанными с характером учебной деятельности (осознанность, самостоятельность, обобщенность, действенность, доминирование в общей структуре мотивации, степень распространения на несколько учебных предметов и др.); динамическими, связанными с психофизиологическими особенностями ребенка (устойчивость мотива, его сила и выраженность, переключаемость с одного мотива на другой, эмоциональная окраска мотивов) и т.д.

     Учебная мотивация определяется как частный  вид мотивации, включенный в определенную деятельность, - в данном случае деятельность учения, учебную деятельность.

          Учебная мотивация позволяет  развивающейся личности определить не только направление, но и способы реализации различных форм учебной деятельности, задействовать эмоционально-волевую сферу. Она выступает в качестве значимой многофакторной детерминации, обусловливающей специфику учебной ситуации в каждый временной интервал.

     Как и любой другой вид, учебная мотивация  определяется целым рядом специфических  для той деятельности, в которую она включается, факторов: характером образовательной системы; организацией педагогического процесса в образовательном учреждении; особенностями самого обучающегося (пол, возраст, уровень интеллектуального развития и способностей, уровень притязаний, самооценка, характер взаимодействия с другими учениками и т.д.); личностными особенностями учителя (преподавателя) и прежде всего системой его отношений к обучаемому, к педагогической деятельности; спецификой учебного предмета.

     Учебная деятельность является полумотивированной, так как активность обучаемого имеет различные источники. Принято выделять три вида источников активности: внутренние; внешние; личные.

К внутренним источникам учебной мотивации относятся  познавательные и социальные потребности (стремление к социально одобряемым действиям и достижениям).

          Внешние источники учебной мотивации  определяются условиями жизнедеятельности обучаемого, к которой относятся требования, ожидания и возможности. Требования связаны с необходимостью соблюдения социальных норм поведения, общения и деятельности. Ожидания характеризуют отношение общества к учению как к норме поведения, которая принимается человеком и позволяет преодолевать трудности, связанные с осуществлением учебной деятельности. Возможности - это объективные условия, которые необходимы для развертывания учебной деятельности (наличие школы, учебников, библиотеки и т.д.).

         Личные источники занимают особое место среди названных источников активности, мотивирующих учебную деятельность. К их числу относятся интересы, потребности, установки, эталоны и стереотипы и другие, которые обусловливают стремление к самосовершенствованию, самоутверждению и самореализации в учебной и других видах деятельности.

          Взаимодействие внутренних, внешних  и личных источников учебной  мотивации оказывает влияние  на характер учебной деятельности  и ее результаты. Отсутствие одного  из источников приводит к переструктурированию системы учебных мотивов или их деформации.

     Для сильных студентов характерна внутренняя мотивация: они имеют потребность в освоении профессии на высоком уровне, заинтересованы в получении прочных профессиональных знаний и практических умений. Что касается слабых студентов, то их мотивы в основном внешние, ситуативные: избежать осуждения и наказания за плохую учебу, не лишиться стипендии и т.п. Высокий уровень способностей не может компенсировать низкую учебную мотивацию или ее отсутствие и , следовательно, не может привести к высокой успешности учебной деятельности. Высокая положительная мотивация может компенсировать недостаточный уровень специальных способностей. Заинтересованные учащиеся начинают создавать модели более оригинальные, чем их товарищи с высоким уровнем специальных способностей, но с низкой мотивацией к данной деятельности. Таким образом, от силы и структуры мотивации в значительной мере зависят как учебная активность учащихся, так и их успеваемость[14;176].

     На  основе вышеперечисленных источников активности выделяют следующие группы мотивов: социальные (осознание социальной значимости учения, понимание личностно-развивающего значения учения, потребность в развитии мировоззрения и миропонимания  и др.); познавательные (интерес к получению знаний, любознательность, стремление к развитию познавательных способностей, получение удовольствия от интеллектуальной деятельности и др.); личностные (чувство самоуважения и честолюбия, стремление пользоваться авторитетом среди сверстников, подражание референтным соученикам, стремление к персонализации или транслированию и эстафированию личностных свойств и др.).

М.В. Матюхина[11;125] выделяет две основные группы мотивов:

     I. Мотивы, заложенные в самой учебной  деятельности:

  1) Мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т.п.

          2) Мотивы, связанные с самим процессом  учения: ученика побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, т.е. ребенка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты.

     II. Мотивы, связанные с тем, что  лежит вне самой учебной деятельности:

     Широкие социальные мотивы: мотивы долга и  ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями и т.п.; мотивы самоопределения (понимание  значения знаний для будущего, желание  подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения);

     Узколичные  мотивы: стремление заслужить одобрение, получить хорошие отметки (мотивация  благополучия); желание быть первым учеником, занять достойное место  среди товарищей (престижная мотивация).

Отрицательные мотивы: стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников (мотивация избегания неприятностей).[10; 79]

     По  мнению Марковой А.К.[10;118] к видам мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы. Если у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то говорят о социальных мотивах.

          К познавательным мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного.

          К социальным — такие мотивы, как понимание необходимости  учения для дальнейшей жизни,  процесс учения как возможность общения, похвала от значимых лиц. Они являются вполне естественными и полезными в учебном процессе, хотя их уже нельзя отнести полностью к внутренним формам учебной мотивации.

     Еще более обусловлены внешними моментами  такие мотивы, как: учеба как вынужденное поведение; процесс учебы как привычное функционирование; учеба ради лидерства и престижа; стремление оказаться в центре внимания.

Информация о работе Мотивация достижения успеха и пути ее формирования в учебной деятельности