Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 21:05, курсовая работа
Целью данной работы стал теоретический анализ мотивации достижения успеха и путей ее формирования в учебной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ стр.3
Глава I «Сущность и виды учебных мотивов» стр. 4
Глава II «Мотивация достижения успеха» стр.9
2.1. Проблема мотивации достижения успеха стр.9
2.2 Феномен «обученной беспомощности» стр. 12
Глава III « Формирование и изучение учебной мотивации» стр.16
3.1 Формирование учебной мотивации стр.16
3.2 Изучение учебной мотивации стр.19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ стр.25
Государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Уссурийский государственный педагогический
институт»
Восточный
факультет
Мотивация
достижения успеха и пути ее формирования
в учебной деятельности
Курсовая
работа
Выполнила студентка 1136 группы
ПухН.А.
Научный руководитель –
Суворова
О.Е.
Уссурийск,
2009
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ стр.3
Глава I «Сущность и виды учебных мотивов» стр. 4
Глава II «Мотивация достижения успеха» стр.9
2.1. Проблема
мотивации достижения успеха
2.2 Феномен «обученной беспомощности» стр. 12
Глава III « Формирование и изучение учебной мотивации» стр.16
3.1 Формирование учебной мотивации стр.16
3.2 Изучение учебной мотивации стр.19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ стр.
ВВЕДЕНИЕ.
Изучение мотивации достижения успеха в учебной деятельности является актуальным в связи с тем, что какой бы высокий уровень способностей ни был у учащихся, он не может компенсировать низкую учебную мотивацию или ее отсутствие и, таким образом, не может привести к высокой успешности учебной деятельности. Высокая положительная мотивация учебной деятельности может даже компенсировать недостаточный уровень специальных способностей. Заинтересованные учащиеся работают на уроке и решают различные задачи гораздо оригинальнее, чем их товарищи с высоким уровнем специальных способностей, но с низкой мотивацией к данной деятельности. Тем не менее, прежде чем формировать учебную мотивацию успеха учащихся, педагогу необходимо ее познать, установить для себя характер реальности, с которой придется иметь дело, найти пути ее адекватного описания. Личности со сформированной мотивацией успеха обычно активны, инициативны. Если встречаются препятствия – ищут способы их преодоления. Ученики могут работать активно и продуктивно без внешнего контроля. Они отличаются настойчивостью в достижении цели и склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени.
В процессе психического развития учеников развивается и мотивация. На основании этого можно утверждать, что высокий исходный уровень умственного развития ребенка является важным условием формирования положительной мотивации в процессе учебной деятельности. При этом устанавливается прямая зависимость между высоким уровнем умственного развития и складывающимися положительными мотивационными тенденциями. Так же можно говорить о зависимости между мотивацией и успешностью обучения детей с высокой и средней мотивацией.
Мотивация успеха однозначно позитивна. При такой мотивации действия человека направлены на достижение положительных результатов. Личностную активность определяет потребность в достижении успеха.
Предметом исследования стало формирование мотивации достижения успеха в учебной деятельности.
Целью данной работы стал теоретический анализ мотивации достижения успеха и путей ее формирования в учебной деятельности. Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
Глава I
«Сущность и виды учебных мотивов»
Побудителем учебной деятельности является система мотивов, органично включающая в себя: познавательные потребности; цели; интересы; стремления; идеалы; мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно-смысловые особенности.
Названная система мотивов образует учебную мотивацию, которая характеризуется как устойчивостью, так и динамичностью.
Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности - одна из стержневых в психологии. Б.Ф. Ломов [8;163] отмечает, что в психологических исследованиях деятельности мотивации и целеполагания принадлежит ведущая роль и выделяет следующие проблемы учебной мотивации:
1.Проблема соотношения и разграничения учебных мотивов; познавательных интересов; познавательных потребностей
2.Проблема
сущности природы, структуры
3.Проблема
взаимосвязи мотивационной
4.Проблема учебной мотивации в разных системах обучения, в том числе в развивающем обучении
5.Проблема возрастных и индивидуальных особенностей учебных мотивов
6.Проблема
критериев и показателей
7.Проблема
формирования мотивации учения в сегодняшних
условиях
По мнению А.К. Маркова[15;153], качества мотивов могут быть: содержательными, связанными с характером учебной деятельности (осознанность, самостоятельность, обобщенность, действенность, доминирование в общей структуре мотивации, степень распространения на несколько учебных предметов и др.); динамическими, связанными с психофизиологическими особенностями ребенка (устойчивость мотива, его сила и выраженность, переключаемость с одного мотива на другой, эмоциональная окраска мотивов) и т.д.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, - в данном случае деятельность учения, учебную деятельность.
Учебная мотивация позволяет
развивающейся личности
Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для той деятельности, в которую она включается, факторов: характером образовательной системы; организацией педагогического процесса в образовательном учреждении; особенностями самого обучающегося (пол, возраст, уровень интеллектуального развития и способностей, уровень притязаний, самооценка, характер взаимодействия с другими учениками и т.д.); личностными особенностями учителя (преподавателя) и прежде всего системой его отношений к обучаемому, к педагогической деятельности; спецификой учебного предмета.
Учебная деятельность является полумотивированной, так как активность обучаемого имеет различные источники. Принято выделять три вида источников активности: внутренние; внешние; личные.
К внутренним источникам учебной мотивации относятся познавательные и социальные потребности (стремление к социально одобряемым действиям и достижениям).
Внешние источники учебной
Личные источники занимают особое место среди названных источников активности, мотивирующих учебную деятельность. К их числу относятся интересы, потребности, установки, эталоны и стереотипы и другие, которые обусловливают стремление к самосовершенствованию, самоутверждению и самореализации в учебной и других видах деятельности.
Взаимодействие внутренних, внешних
и личных источников учебной
мотивации оказывает влияние
на характер учебной
Для сильных студентов характерна внутренняя мотивация: они имеют потребность в освоении профессии на высоком уровне, заинтересованы в получении прочных профессиональных знаний и практических умений. Что касается слабых студентов, то их мотивы в основном внешние, ситуативные: избежать осуждения и наказания за плохую учебу, не лишиться стипендии и т.п. Высокий уровень способностей не может компенсировать низкую учебную мотивацию или ее отсутствие и , следовательно, не может привести к высокой успешности учебной деятельности. Высокая положительная мотивация может компенсировать недостаточный уровень специальных способностей. Заинтересованные учащиеся начинают создавать модели более оригинальные, чем их товарищи с высоким уровнем специальных способностей, но с низкой мотивацией к данной деятельности. Таким образом, от силы и структуры мотивации в значительной мере зависят как учебная активность учащихся, так и их успеваемость[14;176].
На
основе вышеперечисленных источников
активности выделяют следующие группы
мотивов: социальные (осознание социальной
значимости учения, понимание личностно-
М.В. Матюхина[11;125] выделяет две основные группы мотивов:
I. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности:
1) Мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т.п.
2) Мотивы, связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, т.е. ребенка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты.
II.
Мотивы, связанные с тем, что
лежит вне самой учебной
Широкие
социальные мотивы: мотивы долга и
ответственности перед
Узколичные мотивы: стремление заслужить одобрение, получить хорошие отметки (мотивация благополучия); желание быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация).
Отрицательные мотивы: стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников (мотивация избегания неприятностей).[10; 79]
По мнению Марковой А.К.[10;118] к видам мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы. Если у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то говорят о социальных мотивах.
К познавательным мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного.
К социальным — такие мотивы, как понимание необходимости учения для дальнейшей жизни, процесс учения как возможность общения, похвала от значимых лиц. Они являются вполне естественными и полезными в учебном процессе, хотя их уже нельзя отнести полностью к внутренним формам учебной мотивации.
Еще более обусловлены внешними моментами такие мотивы, как: учеба как вынужденное поведение; процесс учебы как привычное функционирование; учеба ради лидерства и престижа; стремление оказаться в центре внимания.
Информация о работе Мотивация достижения успеха и пути ее формирования в учебной деятельности