Молодая семья: особенности молодой семьи, исследование отношения к материнству у лиц от 16 до 26 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 18:09, автореферат

Описание работы

Актуальность. Отношение к любви и браку каждого поколения отражает в себе черты времени и психологии людей, несет отпечаток условий жизни и нравственно-эстетических принципов, сложившихся в данном обществе. По мнению специалистов, непрочность современных браков в значительной степени определяется тем, что у молодежи не воспитывается истинное уважение к институту семьи.

Семья - это новый объект, с новыми свойствами, где «старые» свойства членов семьи могут исчезнуть. Семья - это, прежде всего, и главным образом, именно отношения между составляющими ее лицами

Кроме того, общая беда молодых - неосведомленность в вопросах брака, а общая ошибка в том, что они, создавая семью, полагаются лишь на силу чувств. Эта проблема уже была достаточно отражена в социологических исследованиях прошлых десятилетий.

Цель исследования: дать теоретический анализ проблем молодой семьи. Выявить особенности отношения к браку у лиц ранней взрослости

Работа содержит 1 файл

автореферат.docx

— 30.14 Кб (Скачать)

Представления о  смысле материнства. Для испытуемых данной группы - быть матерью, это, значит, взять на себя ответственность. При  этом они не указывают, за что они  готовы взять ответственность и  перед кем.

Таким образом, анализ полученных данных показывает, что  уровень готовности к материнству  очень низкий у женщин данной возрастной группы.

Насколько оказался сформированным положительный образ  ребёнка? Многие отметили, что дети вызывают у них умиление и радость. Однако это не обнаружено при выполнении задания, где требовалось продолжить фразу «ребёнок - это…». 

Результаты рисуночного  теста «Мой малыш».

Одна испытуемая данной группы отказалась выполнять  задание, указав, что не представляет будущего малыша.

Кроме того, для испытуемых данной возрастной группы характерен низкий уровень эмоционально-положительного отношения к ребёнку, так как  ни на одном из рисунков нет улыбающегося малыша.

Рисунки подтверждают и то, что ребёнок для женщин данной возрастной группы не имеет  большого значения.

2 группа. Испытуемые  в возрасте от 19 до 20 лет

Испытуемые данной группы имеют по одному ребенку. Одна испытуемая не планирует больше иметь  детей. Родить второго ребёнка в ближайшие 5 лет планируют двое опрошенных. Параллельно они намерены закончить учёбу, найти работу и устроить личную жизнь.

Лишь для одной  опрошенной рождение ребёнка является счастливым событием, но не как самостоятельная  ценность, а как необходимая часть  жизни, как продолжатель рода, как  «часть семьи». Полученные результаты свидетельствуют о низкой ценности детей для женщин данной возрастной группы.

В чём видят смысл  материнства женщины данной группы? Лишь одна испытуемая в материнстве  видит счастье. Остальные не смогли ответить, что для них значит быть матерью. То есть можно утверждать, что женщины в возрасте 19-20 лет  смысл материнства ещё не осознают.

Относительно знаний женщин о воспитании и развитии ребёнка  отметим, что всего одна испытуемая считает обязательным в течении года кормить ребёнка грудью. Двое испытуемых ответили, что воспитание необходимо начинать с момента зачатия.

Рассмотрим рисунки  испытуемых данной возрастной группы.

В двух работах возраст  ребёнка определить не удалось. То есть у испытуемых образ маленького ребёнка  не сформирован.

Кроме того, одна испытуемая испытывает негативное отношение к  маленьким детям, так как в  ее работе тело ребёнка не пропорционально (разные по длине руки, выступающие  за контур лица щёки, ассиметричное  тело).

Положительное отношение  к ребёнку характерно всего для  одной испытуемой. В ее работе у  малыша прорисованы детали тела и  одежды, в целом рисунок создаёт  приятное впечатление.

Что же касается значения малыша для женщин 19-20 лет, то можно  сказать, что рисунки свидетельствуют  о невысоком значении для них  ребёнка.

Характерное для  большинства рисунков отсутствие улыбки на лице малыша, маленькое количество деталей, чёрно-белая цветовая гамма, мелкие размеры изображения подтверждают полученные при анкетировании данные о низкой ценности детей для респондентов данной возрастной группы и отсутствии положительного отношения к малышу. 

3 группа. Испытуемые  в возрасте от 21 до 23 лет

Все испытуемые данной группы имеют по одному ребенку. Но в ближайшие пять лет не планирует  родить второго ребёнка. Женщины  намерены закончить учёбу, найти  работу и устроить личную жизнь.

Каково же отношение  к рождению ребёнка? Двое испытуемых ответили, что рождение малыша - это  счастливое событие. При этом на самом  деле лишь одна опрошенная считает, что  «ребёнок - это счастье для каждой же .Кроме того, в задании, где требовалось продолжить фразу «дети - это…» у двух испытуемых фигурируют слова «радость», «смысл», «любовь» («ребёнок - это радость, смысл всей жизни любой женщины», «дети - это богатство женщины»). То есть, для большинства женщин данной возрастной группы ребёнок имеет большое значение

Отметим, что в  среднем женщины данной возрастной группы готовы постоянно быть рядом  с малышом, пока ему не исполнится 2,5 года, ежедневно уделяя занятиям с ребёнком не менее 4-5 часов. Отметим, что женщины данной возрастной группы больше времени отводят ребёнку  и семье.

Были проанализированы результаты рисуночного теста «Мой малыш».

Проведённый анализ позволяет говорить о том, что  для испытуемых характерен высокий  уровень эмоционально-положительного отношения к ребёнку.

Двое испытуемых изобразили малыша с приветливым  выражением лица. Прорисованы детали тела (свойственные малышам складочки  на ручках и ножках и ножках, ямочки на пальчиках) и одежды (чепчик, пинетки, передничек). Кроме того, рисунки  выполнены цветными карандашами. данная возрастная группа испытывает радостное отношение к маленьким детям.

Относительно ценности ребёнка для испытуемых отметим  следующее. Рисунки расположены  в центре листа. То есть ребёнок для  испытуемых имеет важное значение.

Женщины, имеющие  детей

1 группа. Испытуемые  в возрасте от 16 до 18 лет

 Двое ответили, что рождение малыша является  для них счастливым событием. При этом в задании, где требовалось  продолжить фразу «Ребёнок - это…»  лишь для 1 испытуемой ребёнок  - это радость и счастье. В  основном ответы этой группы  носят формальный характер, типа  «дети - это будущее», «ребёнок - это  человек, не достигший совершеннолетия». Особого внимания заслуживают  ответы, которые определяют детей  как: «супер», «ребёнок - это классно».

Представления о  смысле материнства. Для испытуемых данной группы - быть матерью, это, значит, взять на себя ответственность. При  этом они не указывают, за что они  готовы взять ответственность и  перед кем.

Таким образом, анализ полученных данных показывает, что  уровень готовности к материнству  очень низкий у женщин данной возрастной группы.

Насколько оказался сформированным положительный образ  ребёнка? Многие отметили, что дети вызывают у них умиление и радость. Однако это не обнаружено при выполнении задания, где требовалось продолжить фразу «ребёнок - это…».

Результаты рисуночного  теста «Мой малыш».

Одна испытуемая данной группы отказалась выполнять  задание, указав, что не представляет будущего малыша.

Кроме того, для испытуемых данной возрастной группы характерен низкий уровень эмоционально-положительного отношения к ребёнку, так как  ни на одном из рисунков нет улыбающегося малыша.

Рисунки подтверждают и то, что ребёнок для женщин данной возрастной группы не имеет  большого значения.

2 группа. Испытуемые  в возрасте от 19 до 20 лет

Испытуемые данной группы имеют по одному ребенку. Одна испытуемая не планирует больше иметь  детей. Родить второго ребёнка в ближайшие 5 лет планируют двое опрошенных. Параллельно они намерены закончить учёбу, найти работу и устроить личную жизнь.

Лишь для одной  опрошенной рождение ребёнка является счастливым событием, но не как самостоятельная  ценность, а как необходимая часть  жизни, как продолжатель рода, как  «часть семьи». Полученные результаты свидетельствуют о низкой ценности детей для женщин данной возрастной группы.

В чём видят смысл  материнства женщины данной группы? Лишь одна испытуемая в материнстве  видит счастье. Остальные не смогли ответить, что для них значит быть матерью. То есть можно утверждать, что женщины в возрасте 19-20 лет  смысл материнства ещё не осознают.

Относительно знаний женщин о воспитании и развитии ребёнка  отметим, что всего одна испытуемая считает обязательным в течении года кормить ребёнка грудью. Двое испытуемых ответили, что воспитание необходимо начинать с момента зачатия.

Рассмотрим рисунки  испытуемых данной возрастной группы.

В двух работах возраст  ребёнка определить не удалось. То есть у испытуемых образ маленького ребёнка  не сформирован.

Кроме того, одна испытуемая испытывает негативное отношение к  маленьким детям, так как в  ее работе тело ребёнка не пропорционально (разные по длине руки, выступающие  за контур лица щёки, ассиметричное  тело).

Положительное отношение  к ребёнку характерно всего для  одной испытуемой. В ее работе у  малыша прорисованы детали тела и  одежды, в целом рисунок создаёт  приятное впечатление.

Что же касается значения малыша для женщин 19-20 лет, то можно  сказать, что рисунки свидетельствуют  о невысоком значении для них  ребёнка.

Характерное для  большинства рисунков отсутствие улыбки на лице малыша, маленькое количество деталей, чёрно-белая цветовая гамма, мелкие размеры изображения подтверждают полученные при анкетировании данные о низкой ценности детей для респондентов данной возрастной группы и отсутствии положительного отношения к малышу. 

3 группа. Испытуемые  в возрасте от 21 до 23 лет

Все испытуемые данной группы имеют по одному ребенку. Но в ближайшие пять лет не планирует  родить второго ребёнка. Женщины  намерены закончить учёбу, найти  работу и устроить личную жизнь.

Каково же отношение  к рождению ребёнка? Двое испытуемых ответили, что рождение малыша - это  счастливое событие. При этом на самом  деле лишь одна опрошенная считает, что  «ребёнок - это счастье для каждой женщины». Ответ третьей испытуемой носит чисто формальный характер типа «ребёнок - это будущее», «…это  цветы жизни».

Испытуемые данной возрастной группы более полно осознают смысл детей. Двое из них считают, что ребенок, являясь объектом забот  и любви, принесёт им счастье, укрепит  семью, «сделает жизнь более полной…». Одна испытуемая смысл детей осознает не в полной мере.

В чём же опрошенные видят смысл материнства? Одна испытуемая ответила, что быть матерью «значит  быть самым счастливым, любимым и  необходимым человеком на земле», «быть 24 часа в сутки сердцем и  мыслями со своим ребёнком», «чувствовать и понимать малыша, любить его безгранично». Двое испытуемых не смогли ответить на данный вопрос.

Каков же уровень  знаний испытуемых о воспитании и  развитии ребёнка? Двое испытуемых знают, что в первый год жизни малыша необходимо кормить кормит грудью. Одна женщина указала, что воспитание необходимо начинать с момента зачатия.

Проанализируем рисунки  женщин данной возрастной группы.

Все испытуемые справились с заданием. Хотя в правильном возрасте ребёнок на двух рисунках.

Что же показывают рисунки  об отношении к маленьким детям? У двух испытуемых эмоционально-положительное  отношение к детям сформировано не в полной мере, так как женщины  изобразили только голову ребёнка. На рисунке третьей испытуемой малыш  изображён грустным, не прорисованы  детали.

Рисунки подтверждают и то, что ребёнок для испытуемых по значимости стоит лишь на пятом  месте. Для женщин в возрасте 21-23 лет характерен более высокий  уровень эмоционально-положительного отношения к ребёнку.

4 группа. Испытуемые  в возрасте от 24 до 26 лет

Все опрошенные данной возрастной группы имеют по одному ребенку. Причём, двое опрошенных планируют родить второго ребёнка в ближайшие 5 лет.

Двое хотят иметь  двух детей, одна - трёх и более детей. В качестве главных условий для  этого испытуемые указали наличие  хорошего здоровья и благоприятные  материальные условия.

Кроме того, в задании, где требовалось продолжить фразу  «дети - это…» у двух испытуемых фигурируют слова «радость», «смысл», «любовь» («ребёнок - это радость, смысл  всей жизни любой женщины», «дети - это богатство женщины»). То есть, для большинства женщин данной возрастной группы ребёнок имеет большое значение

Отметим, что в  среднем женщины данной возрастной группы готовы постоянно быть рядом  с малышом, ежедневно уделяя занятиям с ребёнком не менее 4-5 часов. Отметим, что женщины данной возрастной группы больше времени отводят ребёнку и семье.

Были проанализированы результаты рисуночного теста «Мой малыш».

С заданием справились все женщины данной возрастной группы. Проведённый анализ позволяет говорить о том, что для женщин данной возрастной группы характерен высокий уровень  эмоционально-положительного отношения  к ребёнку. Эти испытуемые изобразили малыша с приветливым выражением лица. Прорисованы детали тела (свойственные малышам складочки на ручках и  ножках и ножках, ямочки на пальчиках) и одежды (чепчик, пинетки, передничек).

Особенностью рисунков данной возрастной группы является то, что во всех работах изображён  не только малыш, но и соответствующая  обстановка (кроватка, коляска, игрушки). Это говорит о включённости женщин данной возрастной группы в процесс  воспитания, развития и заботы о  ребёнке.

Информация о работе Молодая семья: особенности молодой семьи, исследование отношения к материнству у лиц от 16 до 26 лет