Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 18:09, автореферат
Актуальность. Отношение к любви и браку каждого поколения отражает в себе черты времени и психологии людей, несет отпечаток условий жизни и нравственно-эстетических принципов, сложившихся в данном обществе. По мнению специалистов, непрочность современных браков в значительной степени определяется тем, что у молодежи не воспитывается истинное уважение к институту семьи.
Семья - это новый объект, с новыми свойствами, где «старые» свойства членов семьи могут исчезнуть. Семья - это, прежде всего, и главным образом, именно отношения между составляющими ее лицами
Кроме того, общая беда молодых - неосведомленность в вопросах брака, а общая ошибка в том, что они, создавая семью, полагаются лишь на силу чувств. Эта проблема уже была достаточно отражена в социологических исследованиях прошлых десятилетий.
Цель исследования: дать теоретический анализ проблем молодой семьи. Выявить особенности отношения к браку у лиц ранней взрослости
Автореферат на тему: « Молодая семья: особенности молодой семьи, исследование отношения к материнству у лиц от 16 до 26 лет»
Автореферат
Тема работы:
«Молодая семья: особенности молодой семьи, исследование отношения к материнству у лиц от 16 до 26 лет»
Введение
Актуальность. Отношение к любви и браку каждого поколения отражает в себе черты времени и психологии людей, несет отпечаток условий жизни и нравственно-эстетических принципов, сложившихся в данном обществе. По мнению специалистов, непрочность современных браков в значительной степени определяется тем, что у молодежи не воспитывается истинное уважение к институту семьи.
Семья - это новый объект, с новыми свойствами, где «старые» свойства членов семьи могут исчезнуть. Семья - это, прежде всего, и главным образом, именно отношения между составляющими ее лицами
Кроме того, общая
беда молодых - неосведомленность в
вопросах брака, а общая ошибка в
том, что они, создавая семью, полагаются
лишь на силу чувств. Эта проблема уже
была достаточно отражена в социологических
исследованиях прошлых
Цель исследования: дать теоретический анализ проблем молодой семьи. Выявить особенности отношения к браку у лиц ранней взрослости.
Объект исследования: молодая семья.
Предмет исследования: особенности работы с молодой семьей.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать
состояние проблемы в
2. Дать характеристику особенностей молодой семьи;
3. Выявить особенности работы с молодой семьей.
4. Изучить теоретические аспекты и выявить современные проблемы брачных отношений;
5. Охарактеризовать
основные задачи личного
6. Выявить степень готовности молодежи от 16 до 26 лет к созданию семьи.
В главе 1. рассматриваем
теоретические подходы к
Термины «брак» и «семья» как в обыденной речи, так и в научных публикациях находятся обычно рядом. Это правомерно, поскольку реальности, обозначаемые этими терминами, тесно взаимосвязаны. Однако брак и семья - не одно и то же, это не тождественные, а скорее пересекающиеся понятия, ведь семья может существовать без брака, а брак - без семьи.
Брак - это общественное
установление, учреждение или, как говорят
юристы и социологи, особый общественный
институт, особая форма общественного
устройства, исторически обусловленная,
санкционированная и
Глава 2. психологический портрет лиц ранней взрослости и факторы, влияющие на их отношение к браку (характеристика периода ранней взрослости, факторы, влияющие на отношение современной молодежи к браку).
В 3 главе провели исследование отношения к материнству у лиц от 16 до 26 лет
Описание выборки
Исследование проводилось на двух экспериментальных группах.
Первую группу составили 12 женщин в возрасте от 16 до 26 лет, не имеющие детей, которые были разбиты на четыре возрастные группы (16-18 лет, 19-20 лет, 21-23 года, 24-26 лет).
Вторую группу составили 12 женщин в возрасте от 16 до 26 лет, имеющие детей, которые также были разбиты на четыре группы (16-18 лет, 19-20 лет, 21-23 года, 24-26 лет).
90% испытуемых данной
группы находятся в
75% женщин находятся
в отпуске по уходу за
Женщины 1 и 2 группы
принимали участие в
Результаты и их анализ
Были проанализированы результаты анкет и рисуночного теста «Мой малыш».
Женщины, не имеющие детей
1 группа. Испытуемые в возрасте от 16 до 18 лет
Большинство опрошенных ответили, что рождение малыша является для них счастливым событием. При этом в задании, где требовалось продолжить фразу «Ребёнок - это…» лишь для 1 испытуемой ребёнок - это радость и счастье. В основном ответы этой группы носят формальный характер, типа «дети - это будущее», «ребёнок - это человек, не достигший совершеннолетия». Особого внимания заслуживают ответы, которые определяют детей как: «супер », «ребёнок - это классно».
В чём же женщины видят ценность ребёнка? в том, что ребёнок укрепляет семью, опора в старости, ребёнок нужен только для того, чтобы дать ему то, что не смогла получить сама женщина.
Аналогичная тенденция прослеживается в представлениях о смысле материнства. Для испытуемых данной группы - быть матерью, это, значит, взять на себя ответственность. При этом они ........... не указывают, за что они готовы взять ответственность и перед кем.
Таким образом, анализ
полученных данных показывает, что
уровень ценностно-смысловой
Анализируя их отношение к беременности и к родам было обнаружено, что при виде беременных женщин у испытуемых данной группы не возникает никаких эмоций, не хотят рожать детей, глядя на беременную женщину
Насколько оказался сформированным положительный образ ребёнка? Многие отметили, что дети вызывают у них умиление и радость. Однако это не обнаружено при выполнении задания, где требовалось продолжить фразу «ребёнок - это…».
Было интересно выяснить, насколько долго женщина намерена быть постоянно с малышом, заботиться о нём. Двое опрошенных уверены, что отдавать ребёнка в детский сад надо в 1,5 года, одна - в 3 года. То есть большинство выразили желание заботиться о малыше не более 1,5-2 лет.
Каков же уровень знаний о воспитании детей? Всего 1 испытуемая считает необходимым начинать воспитание ребёнка с момента зачатия. Остальные ответили, что воспитание надо начинать с момента рождения малыша.
Низкий уровень знаний о воспитании подтверждается и тем, что испытуемые отводят игре небольшую роль и считают, что с ребёнком необходимо играть лишь изредка. При этом большинство не знают, какие игрушки покупать детям.
Теперь сделаем выводы по рисункам. Преобладает схематичность, неоконченность графической презентации, иногда пропуск в рисунке существенных частей тела (головы, рук, ног). Это еще раз подтверждает тот факт, что испытуемые данной группы не готовы иметь детей, не владеют информацией о развитии и воспитании ребенка.
2 группа. Испытуемые в возрасте от 19 до 20 лет
Испытуемые данной группы хотят иметь детей. Одна испытуемая не задумывалась над этим вопросом. Родить ребёнка в ближайшие 5 лет планируют двое опрошенных. Параллельно они намерены закончить учёбу, найти работу и устроить личную жизнь.
Лишь для одной
опрошенной рождение ребёнка является
счастливым событием, но не как самостоятельная
ценность, а как необходимая часть
жизни, как продолжатель рода, как
«часть семьи». Нами получены ответы, в
которых женщины данной возрастной
группы указывали, что «дети - это
радость бабушек». Можно предположить,
что этим испытуемым ребёнок не нужен,
его рожают для кого-то, но только
не для себя. Полученные результаты
свидетельствуют о низкой ценности
детей для женщин данной возрастной
группы.
В чём видят смысл материнства женщины данной группы? Лишь одна испытуемая в материнстве видит счастье. Остальные не смогли ответить, что для них значит быть матерью. То есть можно утверждать, что женщины в возрасте 19-20 лет смысл материнства ещё не осознают.
Относительно знаний женщин о воспитании и развитии ребёнка отметим, что всего одна испытуемая считает обязательным в течении года кормить ребёнка грудью. Двое испытуемых ответили, что воспитание необходимо начинать с момента зачатия.
Рассмотрим рисунки испытуемых данной возрастной группы.
Одна испытуемая
нарисовала крупную фигуру ребенка,
это указывает на значимость ребенка
для женщины. Вторая испытуемая нарисовала
ребенка подросткового
3 группа. Испытуемые в возрасте от 21 до 23 лет
Все испытуемые данной группы хотят иметь детей. Но в ближайшие пять лет планирует родить ребёнка лишь одна опрошенная. Остальные прежде всего, намерены закончить учёбу, найти работу и устроить личную жизнь.
Каково же отношение к рождению ребёнка? Двое испытуемых ответили, что рождение малыша - это счастливое событие. При этом на самом деле лишь одна опрошенная считает, что «ребёнок - это счастье для каждой женщины». Ответ третьей испытуемой носит чисто формальный характер типа «ребёнок - это будущее», «…это цветы жизни».
Испытуемые данной возрастной группы более полно осознают смысл детей. Двое из них считают, что ребенок, являясь объектом забот и любви, принесёт им счастье, укрепит семью, «сделает жизнь более полной…». Одна испытуемая смысл детей осознает не в полной мере.
В чём же опрошенные видят смысл материнства? Двое ответили, что быть матерью «значит быть самым счастливым, любимым и необходимым человеком на земле», «быть 24 часа в сутки сердцем и мыслями со своим ребёнком», «чувствовать и понимать малыша, любить его безгранично». Третья испытуемая не смогла ответить на данный вопрос.
Каков же уровень знаний испытуемых о воспитании и развитии ребёнка? Двое испытуемых знают, что в первый год жизни малыша необходимо кормить кормит грудью. Одна женщина указала, что воспитание необходимо начинать с момента зачатия.
Проанализируем рисунки женщин данной возрастной группы. Испытуемые переживают эмоционально тёплое отношение к маленькому ребёнку, рисунок выглядит как целостная фигура с атрибутами младенца.
Указанной презентации свойственна и позитивная концентрация на рисовании большого количества деталей тела, декорирование одежды малыша, большая величина фигуры.
4 группа. Испытуемые респонденты в возрасте от 24 до 26 лет
Все опрошенные данной возрастной группы хотят иметь детей. Причём, двое опрошенных планируют родить ребёнка в ближайшие 5 лет.
Двое хотят иметь двух детей, одна - трёх и более детей. В качестве главных условий для этого испытуемые указали наличие хорошего здоровья и благоприятные материальные условия.
Кроме того, в задании, где требовалось продолжить фразу «дети - это…» у двух испытуемых фигурируют слова «радость», «смысл», «любовь» («ребёнок - это радость, смысл всей жизни любой женщины», «дети - это богатство женщины»). То есть, для большинства женщин данной возрастной группы ребёнок имеет большое значение
Отметим, что в среднем женщины данной возрастной группы готовы постоянно быть рядом с малышом, пока ему не исполнится 2,5 года, ежедневно уделяя занятиям с ребёнком не менее 4-5 часов. Отметим, что женщины данной возрастной группы больше времени отводят ребёнку и семье.
Были проанализированы результаты рисуночного теста «Мой малыш».
Проведённый анализ
позволяет говорить о том, что
для испытуемых характерен высокий
уровень эмоционально-
Двое испытуемых изобразили малыша с приветливым выражением лица. Прорисованы детали тела (свойственные малышам складочки на ручках и ножках и ножках, ямочки на пальчиках) и одежды (чепчик, пинетки, передничек). Кроме того, рисунки выполнены цветными карандашами. данная возрастная группа испытывает радостное отношение к маленьким детям.
Относительно ценности ребёнка для испытуемых отметим следующее. Рисунки расположены в центре листа. То есть ребёнок для испытуемых имеет важное значение.
Женщины, имеющие детей
1 группа. Испытуемые в возрасте от 16 до 18 лет
Двое ответили,
что рождение малыша является
для них счастливым событием.
При этом в задании, где