Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 23:27, реферат
Целью работы является исследование с помощью теоретических основ образовательной среды - образовательных сред моей жизни.
Анализ особенностей образовательной среды в сочетании с изучением методической литературы по проблеме позволяет выделить основные задачи:
1. Проанализировать и систематизировать информацию по образовательным средам.
2. Рассмотреть образовательные среды в моей жизни.
3. Детально проанализировать одну из сред.
Введение………………………………………………………………………………3
Сущность образовательной среды…………………………………………………...4
Мои образовательные среды………………………………………………………….
Семья как компонент образовательной среды………………………………………
Список литературы……………………………………………………………………
Образовательная среда это не элемент психики, но развитие психики человека нельзя рассматривать вне связи с окружающей средой.
Рассмотрим основные образовательные среды по мере их прохождения с помощью методики векторного моделирования. Вопросы для анализа представлены в Приложении 1.
Первая
среда, самая главная и
Детский сад в моей память представлен смутно. Потому, что большой период из этого времени я провела дома так, как бала болезненным ребенком. В нашей группе было 15 человек. Интересы детей учитывались только как коллектива. Творчество поощрялось, проводились конкурсы рисунков и поделок. За провинности наказывали. Это все свидетельствует о догматической среде пассивной зависимости.
Осознанный период жизни ребенка это школа. Социализация, которую проходит ребенок в школе может повлиять на его поведение.
Окажется влияние школы положительным или отрицательным, зависит от учителей и одноклассников. Вторая мама для ребенка в школе – его первая учительница. Она с первого класса поддерживала все начинания, опекала и прививала все лучшие качества. Из-под «теплого крылышка» первого учителя, мы перешли в заботливые руки классного руководителя. Она занималась внеучебной работой школьников. С пятого класса в нас воспитывали организационные и соревновательные качества. Школа была представлена как единая страна со своим президентом - директором, а классы – «города» со своим управленческим составом. Это повышало самоуправление, самоорганизацию и позволяло наладить общение между ребятами. Между «городами» проводились интеллектуальные игры, итоги которых поощрялись. Конечно, и наказания в школе применялись. Школа образовательная среда, ориентированная на интересы коллектива. Школа является карьерной средой активной зависимости.
Следующей ступенью в моей жизни был ВУЗ. Упор здесь делается на людей, которые хотят и способны учиться. В вузе никто не следит за посещаемостью и все зависит от твоего желания. Если ты готов учиться и уделяешь этому максимум усилий, значит ты сможешь закрепиться в этой образовательной среде. Свобода хоть и чувствуется, но санкции всегда есть, главная из которых – отчисление. Поощрение студентов несомненно есть, это и стипендии, и оценки. В Вузе особая среда, она стимулирует творческое развитие - много возможностей для проявление активности, как в своей области знания, так и в различной деятельности во внеурочное время.
Следовательно, вуз - типичная карьерная среда.
В Приложении 2 представлены векторные модели моих образовательных сред.
Очевидно, что за исключением редких случаев полной изоляции личности от контактов с широкой социальной средой (монастырь, секта и т.п.) на характер ее развития, помимо доминирующей воспитывающей среды семьи или образовательного учреждения, т.е. среды функционирования, будут оказывать влияние те или иные взаимодействия с другими людьми.
Человек для другого человека выступает элементом окружающей среды, оказывая на него влияние своими отношениями и действиями. Поэтому для более детального анализа выбираю именно семью, так как семья в первую очередь формирует личность человека.
3. Семья как компонент образовательной системы
Семья и родители являются активными субъектами формирования личности. В широком социальном и культурном контексте семья создаёт условия для повышения качества общего образования и занимает особое место в создании и сохранении социокультурного пространства. Выявление роли образовательной среды и её элементов, влияющих на воспитание ребенка, является важнейшим компонентом в динамично развивающемся обществе. В.А. Ясвин определил образовательную среду как «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении»[9,14]. Особенностью семьи как элемента образовательной среды является наличие исторически сформировавшейся народной педагогики.
Мою семью можно охарактеризовать как традиционную, наша семья очень большая. В традиционной семье реализуются такие основные педагогические понятия как уход, воспитание, самовоспитание, обучение, приучение и др. Благодаря бабушке педагогу, я воспринималась в семье как объект и субъект воспитания, к которому применялись разнообразные педагогические воздействия: подготовка к труду, формирование морально-волевых черт характера, развитие ума, забота о здоровье и др. В моей семье большое значение придавалось многообразным факторам воспитания: природе, игре, слову, общению, традициям и др. Использовались такие методы как убеждение, пример, приказ, разъяснение, пожелание и др. Бабушка применяла в качестве средств воспитания: считалки, пословицы, поговорки, загадки, рассказы, сказки и др.
Стратегия воспитания в моей семье определялось представлениями родителей о целях воспитания. Компетенции, сформировавшиеся в процессе познавательной деятельности, обеспечили развитие моих личностных качеств.
Семья
влияет на эффективность личностного
саморазвития, развивает способности
быть субъектом учебной
Для анализа образовательной среды, проведем микроэкспертизу воспитательного процесса. Ответим на шесть простых вопросов, отметив те варианты ответов, которые кажутся нам «правдой и только правдой».
Чьи интересы и ценности ставятся на первое место в моей семье?
а) личности каждого; б)общества (коллектива), в нашем случае семьи.
Кто к кому подстраивается впроцессе взаимодействия?
а) воспитатель к ребенку; б) ребенок к воспитателю.
Какая форма воспитания преимущественно осуществляется?
а) индивидуальная; б) коллективная (групповая).
Практикуется ли наказание детей?
а) пожалуй, да; б) скорее,нет.
Стимулируется ли проявление ребенком какой-либо инициативы?
а) обычно, да; б) пожалуй, далеко не всегда.
Всегда ли находят какой-либо положительный отклик те или иные творческие проявления ребенка?
а) скорее, да; б) пожалуй, нет.
Теперь проанализировав ответы, построим векторную модель образовательной среды семьи в системе координат, состоящей из двух осей: ось «свобода — зависимость» и ось «активность — пассивность». Три первых вопроса направлены на определение наличия в среде возможностей для свободного развития ребенка и соответственно три оставшихся – возможностей развития его личностной активности.
На основе проведенной диагностики анализируемая среда может быть отнесена к одному из четырех базовых типов сред: догматической, безмятежной, карьерной, творческой.
рис. 1 Векторная модель образовательной среды «Семья»
Семья является творческой средой свободной активности. Согласно теории Януша Корчака творческая среда – идейная среда. Личность развивается при активном освоении и преобразовании окружающего мира. Формируется высокая самооценка, открытость и свобода суждений.
На характер развития, воспитывающей среды семьи оказывать влияние те или иные взаимодействия с другими людьми, с обществом целом, т.е. среды обитания.
Для
определения влияния социальной среды,
Ясвин В.А. вводит понятие "силы общественного
ветра". Вектор общественного влияния
смещает результат действия основной
образовательной среды к смежному с ее
основной образовательной средой типу
в направлении увеличивающихся степеней
зависимости и пассивности. Полученный
путем такого смещения вектор рассматривается
как "вектор личности", сформированной
в данной образовательной среде. Следовательно,
векторная модель моей образовательной
среды - семья, будет выглядеть следующим
образом (рис. 2).
рис. 2 Влияние вектора общественного ветра
Далее попробую найти коэффициент модальности.
Модальность это качественный показатель экспертизы образовательной среды. Коэффициент модальности показывает степень использования учащимися развивающих возможностей (ресурсов среды). Модальность образовательной среды как ее качественная характеристика является важнейшим параметром потому, что в наибольшей степени отражает педагогическую эффективность всей образовательной системы учебного заведения. Модальность показывает КПД (коэффициент полезного действия) образовательного процесса.
Для определения коэффициента модальности используется "вектор личности", формирующейся в данном типе образовательной среды.
Если
рассматривать мою
Таблица 1. Коэффициент модальности
Образовательные среды | Тип образовательной среды | Коэффициент модальности |
Семья | Карьерная среда зависимой активности | 1,2 |
Рассмотрим количественные
показатели экспертизы образовательной
среды применительно к
Количественные параметры дают представление о степени организации образовательных возможностей среды.
Определение уровней этих параметров осуществляется с помощью блоков соответствующих таблиц, разработанных В.А. Ясвиным, каждая из которых отражает ту или иную сторону возможностей среды. Безусловно, содержание пунктов таблиц не претендует на полное отражение соответствующей реальности, их задача состоит лишь в диагностике количеств, сил и средств.
Таблица 2. Количественная оценка образовательной среды
№ | Параметры | Количественное значение | |
1 | Широта образовательной среды | 1,25+0,5+1,25+0+0+0,2+0,55+1= | |
Коэффициент модальности | 1,2 | ||
Итоговый балл | 4,75*1,2=5,7 | ||
2 | Интенсивность образовательной среды | 0,5+0,8+1+1=3,3 | |
Коэффициент модальности | 1,2 | ||
Итоговый балл | 3,3*1,2=3,96 | ||
3 | Осознаваемость образовательной среды | 1,4+0+0,4+0,9+1,4+1,4+1,4=6,9 | |
Коэффициент модальности | 1,2 | ||
Итоговый балл | 6,9*1,2=8,28 | ||
4 | Обобщенность образовательной среды | 1,4+1,7+1,6+1,2+0,8+0=6,7 | |
Коэффициент модальности | 1,2 | ||
Итоговый балл | 6,7*1,2=8,04 | ||
5 | Эмоциональность образовательной среды | 0,4+0,9+0,9+0,7=2,9 | |
Коэффициент модальности | 1,2 | ||
Итоговый балл | 2,9*1,2=3,48 | ||
6 | Доминантность образовательной среды | 2+1,5+2,5=6 | |
Коэффициент модальности | 1,2 | ||
Продолжение таблицы 2 | |||
Итоговый балл | 6*1,2=7,2 | ||
7 | Когерентность | 1+0,4+0,7=2,1 | |
Коэффициент модальности | 1,2 | ||
Итоговый балл | 2,1*1,2=2,52 | ||
8 | Социальная активность | 0,4+0,8+(0,2+0,5)+0,5=2,4 | |
Коэффициент модальности | 1,2 | ||
Итоговый балл | 2,88 | ||
9 | Мобильность | 1+0,5+0,5+1 | |
Коэффициент модальности | 1,2 | ||
Итоговый балл | 3*1,2=3,6 | ||
10 | Устойчивость | 10+(+0,3+0,2+0,3)+(-1)=9,8 | |
Коэффициент модальности | - | ||
Итоговый балл | 9,8 |