Мои образовательные среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 23:27, реферат

Описание работы

Целью работы является исследование с помощью теоретических основ образовательной среды - образовательных сред моей жизни.

Анализ особенностей образовательной среды в сочетании с изучением методической литературы по проблеме позволяет выделить основные задачи:

1. Проанализировать и систематизировать информацию по образовательным средам.

2. Рассмотреть образовательные среды в моей жизни.

3. Детально проанализировать одну из сред.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

Сущность образовательной среды…………………………………………………...4

Мои образовательные среды………………………………………………………….

Семья как компонент образовательной среды………………………………………

Список литературы……………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Реферат мои образовательные среды.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

    Федеральное агентство по образованию

    Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования 

    Пермский  государственный технический университет 
 
 
 

Реферат

Мои образовательные  среды 
 

                    Выполнила:

                      студентка 5 курса

                      гр. Э-05-1м

                    Анисимова Е. Л.

                    Проверила:

                    Гейхман Л.К. 
                     
                     
                     

Пермь

2009 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

Сущность  образовательной среды…………………………………………………...4

Мои образовательные  среды………………………………………………………….

Семья как компонент образовательной  среды………………………………………

Список  литературы……………………………………………………………………

 

      Введение

     Экономические и социальные проблемы XXI века обусловливают  повышение роли образования и  соответственно рост потребностей общества в образовании. В основе решения проблемы адаптации человека к современной действительности – лежит идея образовательных сред.

     Образовательную среду рассматривают как подсистему социокультурной среды, как совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций и как целостность  специально организованных педагогических условий развития личности ученика. В широком смысле социо-культурную образовательную среду можно понимать как структуру, включающую несколько взаимосвязанных уровней. К глобальному уровню можно отнести общемировые тенденции развития культуры, экономики, политики, образования. К региональному уровню (страны, крупные регионы) – образовательную политику, культуру, систему образования. К локальному – образовательное учреждение и семью. Локальная образовательная среда может быть рассмотрена как система, включающая особенности микрокультуры, общения, содержания образования, личность педагога, методику обучения и воспитания и многое другое.

     В психолого-педагогической литературе выделены уровни образовательной среды, описана ее структура, функции, субъекты, то есть представлена теоретическая модель.

     Целью работы является исследование с помощью теоретических основ образовательной среды - образовательных сред моей жизни.

     Анализ  особенностей образовательной среды  в сочетании с изучением методической литературы по проблеме позволяет выделить основные задачи:

     1. Проанализировать и систематизировать информацию по образовательным средам.

     2. Рассмотреть образовательные среды в моей жизни.

     3. Детально проанализировать одну из сред.

     При написании работы были использованы труды отечественных и зарубежных авторов, а также нормативные и законодательные акты.

 

      1. Сущность образовательной  среды

     Мировые тенденции экономического и общественного  развития предъявили новые социальные требования к системе российского  образования. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечено, что «каждый из субъектов образовательных правоотношений должен иметь возможность влиять на функционирование и развитие системы образования, но вместе с тем нести свою долю ответственности за создание условий, необходимых для выполнения системой образования своих социальных и образовательных функций»[2, 23].

     Понятие среда в психологии появилось  благодаря принятию большинством специалистов идеи экологической психологии. Экологическая психология возникла под влиянием идей о необходимости изучения экологии человека и социальной экологии, сложившихся в 70-е годы ХХ века. Эта отрасль знаний ставила своей целью изучение закономерностей взаимодействия человека, общества и окружающей среды. По мнению югославского ученого Д. Марковича, социальная экология есть составная часть «Экологии человека», изучающей «влияние среды на человека и человека на среду…» [3]

     Понятие "среда" отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие человека. В этом случае предполагается его присутствие в среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом.

     Само  понятие образовательной среды (и  производные от него) разрабатывается  на протяжении последних десятилетий  рядом ученых как в нашей стране, так и за рубежом. Коллективом ученых и педагогов и психологов-практиков Института педагогических инноваций РАО (В.И.Слободчиков, В.А.Петровский, Н.Б.Крылова, М.М.Князева и др.) разрабатывались философские аспекты понятия «образовательная среда», приемы и технологии ее проектирования. В применении к практике обучения и воспитания вопросы конструирования образовательной среды рассмотрены в ряде работ (О.С.Газман, М.В.Кларин, И.Д.Фрумин, В.А.Ясвин и др.), уделялось внимание данному вопросу и в трудах основоположников систем развивающего обучения (В.В.Давыдов, например, ввел в образовательную практику понятие «школа взросления»), сотрудников Института психологии РАО (В.В.Рубцов, В.И.Панов, Б.Д.Эльконин).

     Образовательная среда - понятие более узкое. Под  образовательной средой чаще всего понимается функционирование конкретного учреждения образования, это мнение Козырева В.А., И.К. Шалаева, А.А. Веряева. Анализируя различные подходы к вопросу об образовательной среде, исследователи имеют в виду конкретную среду учебного заведения, так как образовательная среда составляет совокупность материальных факторов; пространственно-предметных факторов; социальных компонентов; межличностных отношений. Все данные факторы взаимосвязаны, они дополняют, обогащают друг друга и влияют на каждого субъекта образовательной среды, но и люди организовывают, создают образовательную среду, оказывают на нее определенное воздействие.

     Существуют  различные модификации образовательных  сред: например, А. А. Калмыков и Л. А. Хачатуров описывают виртуальные образовательные среды. При этом дается специфическое определение, в котором использован аксиологический подход: "под виртуальной образовательной средой понимается среда, которая способствует творческому постижению Себя - Нового, то есть личность, находящуюся в процессе образовательного становления, осваивающую как новые знания, так и новые степени свободы". Другие исследователи описывают интегрированные и распределенные образовательные среды.

     Говоря  об учебных средах (или средах обучения), исследователи имеют в виду взаимосвязанные процессы учения и преподавания (оба процесса присутствуют в названных средах). Понятие "учебная среда" еще более конкретизирует "образовательную среду", так как в образовательной среде может существовать множество учебных сред, однако, в отличие от образовательной среды, которая может возникать как организованно, так и стихийно, учебные среды всегда специально организуются. Таким образом, под учебной средой понимается взаимосвязь конкретных материальных, коммуникационных и социальных условий, обеспечивающих процессы преподавания и учения. В этом случае предполагается присутствие обучаемого/учащегося в среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом. По нашему мнению, среда обучения - это специально организованная среда, направленная на приобретение учащимся определенных знаний, умений и навыков, в которой цели, содержание, методы и организационные формы обучения становятся подвижными и доступными для изменения в рамках конкретного учебного заведения. Иначе говоря, это внешняя организующая сила и вещественный антураж для разворачивания процессов обучения и развития. О.П. Околелов говорит о педагогической среде обучения, под которой он понимает генерируемое индивидуумами-участниками процесса обучения системное образование, пронизанное специфическими, характерными именно для этого образования взаимодействиями. В данном случае на первый план выдвигается коммуникация внутри среды.

     Наибольшей  популярностью в последнее время  пользуется термин "информационно-образовательная среда". В Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России, утвержденной постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию 31 мая 1995 г., под информационно-образовательной средой понимается "системно-организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей". В дальнейшем под информационно-образовательной средой мы будем понимать определенным образом связанные между собой образовательные учреждения, которые находятся в условиях информационного обмена, организуемого специальными программными средствами.

     Анализируя  имеющееся понятие «образовательная среда», необходимо отметить их разнообразие и исследовать глубину. В.А. Ясвин определил образовательную среду как «процесс специального организованного целенаправленного формирования личности по социально обусловленному образцу». И выделил компоненты образовательной среды.

      В свою очередь, Ковалев Г.А. выделяет в качестве структурных единиц образовательной  среды: физическое окружение, человеческие факторы и программы обучения.

      Процесс развития личности так же необходимо изучать с учетом естественного окружения. При этом естественное окружение, существует и оказывает влияние на нескольких разны уровнях. Ури Бронфенбреннер выделяет четыре таких уровня:

      1. Микросистема — «комплекс отношений между развивающимся человеком и непосредственной средой, включающее самого этого человека» (семья, школа, сверстники и пр.).

      2. Мезосистема — совокупность влияющих друг на друга 
микросистем. Речь идет о взаимосвязях между семьей, школой 
группой сверстников.

      3. Экзосистема — «расширение мезосистемы, охватывающее другие   специальные   структуры,   как   формальные,   так   и  не формальные, которые сами не включают в себя развивающегося человека, но воздействуют на непосредственные условия, в которых человек оказывается».

      4. Макросистема — «преобладающие институциональные паттерны культуры или субкультуры, такие, как экономическая. социальная, образовательная, правовая и политическая системы, конкретными проявлениями которых являются микро-, мезо- к экзосистемы».

      В.И. Панов в своих трудах систематизировал модели образовательной среды. 

    1. Эколого-личностная модель разработчик В.А. Ясвин.
    2. Комуникативно – ориентированная модель – В.В. Рубцов.
    3. Антрополого – психологическую модель - В.И. Слободчиков.
    4. Психодидактическая модель образовательной среды разработана коллективом авторов: .П.Лебедевой, В.А.Орловым В.А.Ясвиным и др.
    5. Экопсихологический подход к разработке модели образовательной среды предложен психологом В.И. Пановым. Человек в процессе обучения рассматривается в системе «человек – окружающая среда».
 

      На  основании типологии образовательных сред Я. Корчака, Ясвиным В.А. была разработана методика векторного моделирования образовательной среды предполагающая построение системы координат, состоящей из двух осей: ось «свобода-зависимость» и ось «активность-пассивность». Для построения в этой системе координат вектора соответствующего тому или иному типу образовательной среды необходимо на основе анализа данной среды ответить на шесть диагностических вопросов. Три вопроса направлены на определена наличия в данной среде возможностей для свободного развития ребенка и три вопроса на наличие возможностей для развития активности.

      «Активность»  понимается в данном случае как наличие таких свойств как инициативность, стремление к чему-либо, упорство, борьба личности за свои интересы, соответственно «пассивность» - как отсутствие этих свойств.

      «Свобода» связывается здесь с независимостью суждений и поступков, свободой выбора, самостоятельностью и т.п., (зависимость» понимается как приспособленчество, послушание чужой воле, личная безответственность и т.п.

      На  основании данного анализа можно  судить о модальности образовательной среды. Именно по данному параметру можно судить об образовательной среде с качественной, типологической точки зрения.

     Рассмотрим основные образовательные среды по мере их прохождения с помощью методики векторного моделирования.

      

 

      2.Мои образовательные  среды

     Жизнь человека начинается и проходит в  различных образовательных средах. Человек иногда даже не понимает какую  роль в формировании его личности сыграла семья, школа, ВУЗ.

Информация о работе Мои образовательные среды