Модернизация образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 22:18, реферат

Описание работы

Передача опыта старшими поколениями людей младшим существует с древнейших времен. Накопление человечеством знаний, развитие орудий и способов труда, их усложнение исторически привели к необходимости специально заниматься обучением и воспитанием детей.
Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых, освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт, и, в-третьих, - передать его следующему поколению. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам.

Работа содержит 1 файл

модернизация образования.docx

— 46.18 Кб (Скачать)

 

3.3. По модернизации экономики  образования

 В этой своей части  доклад рабочей группы Госсовета  наиболее близок к правительственной  программе. Однако в нем более  жестко и определенно, чем в  правительственных документах, поставлен  вопрос о крайнем недофинансировании  системы образования и необходимости  резкого увеличения ассигнований  в этой сфере при проведении  ее всесторонней модернизации. Сегодня  реальное недофинансирование образовательных  учреждений достигает 60%, чего  нет ни в одной стране мира. Бюджетные расходы на образование  составляют только 3% ВВП, что также  много ниже мировых стандартов. Необходимо в ближайшие три-четыре  года удвоить финансирование  профессионального образования  и увеличить финансирование общего  образования минимум на 50%. При  том, повторим, непременном условии,  что в самой системе образования  начнутся глубокие, качественные  изменения, без чего любые ассигнования  уйдут в "черную дыру" нынешнего  устройства отрасли. В этом  смысле возвращение государства  в образование - это не безответное  и безадресное увеличение его  финансирования. Это в первую  очередь финансирование проводимой  государством модернизации образования.

 

3.4. Повышение социального  статуса и профессионального  уровня педагогических кадров, усиление  их государственной поддержки

 Проблематика данного  раздела доклада рабочей группы, раздела, который является, пожалуй,  наиболее сильным, вовсе не  присутствует в правительственной  программе. Между тем улучшение  социально-экономического положения  педагогов, повышение их профессионализма, формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, не только одно из приоритетных направлений образовательной политики, но и решающее условие модернизации образования. Отсутствие этой проблематики в правительственных документах можно объяснить только примитивным технократизмом, явным пренебрежением к человеку и человеческому фактору, возобладавшими во властном сознании за последние десять лет.

 Пересказывать новации  данного раздела доклада - значит  переписывать его заново. Отметим  лишь, что стержнем здесь является  федеральная программа "Педагогические  кадры России", которая разворачивается  по трем основным направлениям: "Повышение статуса педагогического  работника", "Усиление государственной  поддержки педагогических и управленческих  работников образования", "Повышение  профессионализма педагогических  кадров". Первые два направления  включают обширный комплекс мер:  переход на оплату труда работников  общего образования с уровня  субъектов Федерации; повышение  минимальной ставки педагогических  работников до уровня не ниже  прожиточного минимума; отказ от  ЕТС в сфере образования и  переход на отраслевую систему  оплаты труда, что позволит  государству опережающими темпами  повышать учительскую зарплату; введение надбавок молодым специалистам  и за продолжительность непрерывной  работы в образовательных учреждениях,  а также надбавок, стимулирующих  высокие результаты педагогической  деятельности; предоставление отсрочки  от призыва в армию молодым  специалистам-педагогам и многое  другое. (К сожалению, из данного  комплекса мер по настоянию,  как это ни парадоксально, образовательного  ведомства были сняты два существенных  момента: а) закрепленная "Законом  о развитии образования в г.  Москве" пятидесятипроцентная скидка  по оплате содержания детей  молодых педагогов в дошкольных  учреждениях и б) предложенные  Я.И.Кузьминовым льготы по оплате  обучения детей учителей в  платном секторе средних и  высших профессиональных учебных  заведений.)

 В рамках третьего  направления в качестве ключевой  задачи выделено решительное  и всестороннее реформирование  педагогического образования - его  организации, структуры, содержания, принципов взаимосвязи с образовательной  практикой и т.д. Реформа педагогического  образования давно должна была  бы стать опережающей, однако  на деле она фактически не  состоялась. И педагогические вузы  сегодня не только не дают  необходимых кадров для школы,  но объективно являются одним  из главных препятствий на  пути обновления и развития  отечественного образования.

 В значительной мере  этот же упрек может быть  адресован и нынешнему состоянию  педагогической науки с ее  головным учреждением - Российской  академией образования, резко  отстающей от процессов, которые  идут и в обществе, и в образовании,  давно нуждающейся в глубоком, качественном обновлении. Доклад  рабочей группы Госсовета подчеркивает, что требуется в первую очередь  кардинальная перестройка самой  организации педагогической науки,  изменение изживших себя принципов  ее финансирования, когда средства  выделяются не на научные исследования, а на содержание научных учреждений. Необходимы также неотложные  и решительные усилия для преодоления  оторванности академической педагогической  науки от запросов современного  общества и передовой образовательной  практики, для обеспечения ее  деятельного участия в решении  реальных, а не мнимых нужд  и проблем образования (типа  пресловутой 12-летки), для создания  механизмов постоянного и системного  обновления образования, а не  его стихийного и спорадического  псевдообновления, типа серийного производства новых БУПов.

 

3.5. Реорганизация системы  управления образованием

 Данная проблематика  также отсутствует в правительственной  программе. Но надо признать, что  и в докладе рабочей группы  Госсовета она представлена не в лучшем виде. Это, пожалуй, самый бледный раздел доклада, что, увы, тоже один из результатов консенсуса. Испуг перед предстоящей реорганизацией, вероятно, настолько парализовал образовательное ведомство, что оно заблокировало продвижение сколько-нибудь серьезных, прорывных идей. Ведь даже такая безобидная мысль, как создание в рамках федеральных округов своеобразных образовательных округов - не как дополнительных бюрократических структур, а как коллективных координирующих органов - напугала министерство и была отвергнута им.

 Скорее всего, по  той же причине и в правительственных  документах нет ничего об изменениях  в системе управления образованием. Инстинкт самосохранения сильнее  инстинкта истины. Однако, хотелось  бы кому-то того или нет,  радикальная реорганизация этой  системы неотвратима, ибо ее  нынешняя неэффективность, о чем  говорилось ранее, более чем  очевидна.¹

 И, тем не менее,  при всех названных обстоятельствах,  в докладе рабочей группы был  выделен ряд, как общих важных  концептуальных моментов, так и  значимых операциональных предложений.

 

Заключение

 Так можно описать  основные тенденции в развитии  образования в современном обществе.

 В реальной же образовательной  политике, которая до сих пор  остается ведомственной вотчиной, безраздельно господствуют установки  самого ведомства, к коим правительство  и его премьер большей частью  не имеют никакого касательства.

 Смысл этих установок  сводится к банальной подмене  сути вещей - 12-летка вместо  модернизации. В правительственных  программах модернизация нацелена  на глубокое, кардинальное обновление  образования, в том числе школьного, без изменения существующих сроков обучения. В интерпретации Министерства образования вся модернизация сводится к введению 12-летки, что фактически означает сохранение, консервацию всего старого в школе при растягивании его на 12 лет и в лучшем случае при его беглом косметическом ремонте.

 В целом можно сказать,  что реформа - это не то, что  планируется, а то, что реально  происходит в жизни. Даже если  полагать, что кто-либо планирует  что-либо в интересах страны, то  на практике совсем иные люди  совсем в других интересах  осуществляют совсем другое. Но  о политике в итоге судят  не по ее планам и замыслам, а по ее практическим результатам.  Результат - мерило политики. Он  либо ее венец, либо надгробный  камень.

 Пока же в нашей  образовательной политике мы  бродим посреди надгробий.

 

Библиографический список

1.            Радугин А.А. Психология и педагогика  – Москва: Вече, 2000.-526с.

2.            Столяренко А.М. Психология и  педагогика – Москва: Наука, 2001.-469с.

3.            Харламов И.Ф. Педагогика –  Москва: Просвещение, 2002.-483с.

4.            Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб.: Дельта, 2000.-678с.

5.            Вербицкий А.А. Активное обучение  в высшей школе: контекстный  подход. - М.: Просвещение, 2001.-538с.

6.            История педагогики и образование/Под  ред. А.И. Пискунова. - М.: Наука, 2001.-697с.

7.            Калюжный А. А. Роль учителя  в нравственном воспитании школьников, А – а, 2003.-187с.

8.            Савин Н. В. Педагогика, Москва, 2002.-373с.

9.            Харламов И. Ф. Педагогика, Москва, 2002.-723с.

10.          Эльконин А.Б., Вагнер Л.В. Диагностика учебной деятельности и интеллектуальное развитие детей, Москва. 2001.-270с.


Информация о работе Модернизация образования