Модернизация образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 22:18, реферат

Описание работы

Передача опыта старшими поколениями людей младшим существует с древнейших времен. Накопление человечеством знаний, развитие орудий и способов труда, их усложнение исторически привели к необходимости специально заниматься обучением и воспитанием детей.
Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых, освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт, и, в-третьих, - передать его следующему поколению. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам.

Работа содержит 1 файл

модернизация образования.docx

— 46.18 Кб (Скачать)

- неэффективное профессиональное  образование, несостыкованное как с реальными и перспективными потребностями страны в кадрах, так и с современными требованиями к их квалификации, в результате чего выпускники профессиональных учебных заведений всех уровней в значительной своей части (до 60, если не более процентов) оказываются неконкурентоспособными и невостребованными на рынке труда;

- неэффективная система  социально-экономического обеспечения  педагогических кадров, ставящая  их на грань нищеты, и столь  же неэффективная система подготовки  этих кадров, парализующая всякие  позитивные изменения в школьном  деле, готовящая для сегодняшней  школы учителей вчерашнего дня;

- неэффективное управление  образованием, предельно бюрократизированное,  неспособное мобилизовать как  внесистемные, так и внутрисистемные  факторы и ресурсы развития  образования, функционирующее почти  вслепую - без какого-либо прогноза  в подготовке кадров и соотнесения  его с потребностями рынка  труда, без наличия социально-экономических  и качественных показателей работы  отрасли и даже без текущего  мониторинга образования. В этой  ситуации управление системой  образования можно считать весьма  условным.

 Таким образом, центральная  задача модернизации образования  - обеспечение его современного  качества, выстраивание эффективной  образовательной системы с действенной  экономикой и управлением, соответствующей запросам современной жизни и потребностям развития страны, повернутой лицом, а не спиной к интересам личности, общества, государства.

 При этом надо отчетливо  осознавать еще одну фундаментальную  задачу модернизации, диктуемую  вхождением образования в принципиально  новую стадию своего развития. На современном этапе общественной  жизни и своей собственной  истории образование становится  не только важнейшей социальной  сферой, но и в прямом смысле  важнейшей экономической отраслью. Оно играет все более важную  роль в накоплении и развитии  человеческого капитала, который  в развитых странах составляет  более 75% национального богатства,  оставляя на долю физического  (воспроизводимого) капитала 10-20 и на  долю природного фактора - до 5%.

 Благосостояние России  держится вполовину (50%) на человеческом  капитале, 10% дает воспроизводимый  капитал и 40% обеспечивает природа.  Перспективы роста благосостояния  страны - на пути увеличения значимости  человеческого капитала в России, а следовательно, значимости российского  образования. Этот путь становится  реальным только при масштабной  модернизации отечественного образования.

 Вывод из всего сказанного  очевиден: комплексная, глубокая  модернизация образования - императив  образовательной политики России  на современном этапе, ее главное  стратегическое направление.

 Ключевые условия реализации  этого императива - возвращение государства  в сферу образования и активизация  общественного участия в ее  развитии. Ибо модернизация образования  - это отнюдь не ведомственная,  не отраслевая, а общенациональная  задача. Это масштабная акция  государства, проводимая при интенсивном  содействии общества. Она должна  привести к достижению нового  качества российского образования,  которое определяется прежде всего его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны.

 И здесь не нужно  драматизировать неизбежность "внешних  усилий", если мы хотим реальных  изменений в образовании. Это  - закономерность. Само образование,  как показал весь исторический  опыт его развития, не может  ни реформировать, ни модернизировать  себя изнутри. Такова его природа.  Не говоря уже о том, что  интересы системы образования  далеко не всегда совпадают  с интересами государства и  общества в образовании. Как  отмечал известный американский  исследователь и деятель образования  Ф.Г. Кумбс, образование обычно "упрямо противится нововведениям в своей собственной области", что периодически ставит его перед лицом кризиса. Из-за "инертности, присущей системам образования, они слишком медленно меняют свой внутренний уклад в ответ на поступающие извне запросы".

 По словам Кумбса, мировая практика наглядно свидетельствует, что "изменения внутри систем образования во многих странах были скорее результатом внешнего вмешательства, чем собственной инициативы". О том же свидетельствует и опыт России, где все реформаторские усилия всегда приходили в образование извне с тем, чтобы привести его в соответствие с потребностями развития страны. Суммируя мировой опыт социального реформирования и развития образования, опыт взаимоотношений образования и общества, К.Д. Ушинский еще в 1857 году писал: "Не педагогика и не педагоги, но сам народ и его великие люди прокладывают дорогу в будущее: воспитание только идет по этой дороге и, действуя заодно с другими общественными силами, помогает идти по ней отдельным личностям и новым поколениям".

 Итак, окончательное понимание  предстоящей модернизации образования  как императива образовательной  политики на современном этапе  развития России созрело у  реформаторской части российского  правительства в начале последнего  года ушедшего века. Это понимание  отразилось в подготовленной Центром стратегических разработок программе модернизации образования (Я.Кузьминова - Г.Грефа). Однако из-за разногласий в правительстве данный, безусловно перспективный документ, не был выпущен в свет. Одобренный протокольно на заседании правительства 28 июня 2000 г., он так и остался достоянием канцелярских полок.

 Между тем уже месяц  спустя (26 июля) было издано правительственное  распоряжение №1072-р с "Планом  действий Правительства РФ в  области социальной политики  и модернизации экономики на 2000-2001 годы". Раздел "Реформирование  образования" этого плана был  весьма примитивным и на несколько  порядков уступал программе Кузьминова - Грефа. Более того, в нем отчетливо  слышались явные отголоски экономического  радикализма образца 1997 г., в частности  в нарушении конституционных  прав на общее образование  родителям предлагалось "софинансировать" обучение учащихся гимназий и им подобных школ.

 Однако не этот близорукий  экономический радикализм, вновь  вызвавший бурную негативную  реакцию общества, оказался основным  препятствием на пути модернизации  образования. Главным ее тормозом  стала усиленно пробиваемая с  конца 1998 г. Министерством образования  и руководством Российской академии  образования идея перехода к  12-летнему школьному обучению. Эта  идея, бессмысленность и авантюрность  которой многократно раскрывалась  в сотнях статей, встретила жесткую  отповедь и прессы, и общества, и Государственной Думы. По своей  сути она была вдвойне вредоносна. Ибо, во-первых, подменяла сущностные  задачи модернизации внешними  изменениями и, во-вторых, склеивала  в сознании общества 12-летку и  модернизацию образования, естественно  вызывая к последней мощную  социальную аллергию.

 Эта склейка остается  и по сей день, хотя в правительственных  документах по модернизации образования  ни разу не упоминается о  12-летке. Остается, поскольку Министерство образования, несмотря на жесточайшую общественную критику, начинает с 1 сентября с.г. с упорством, достойным лучшего применения, "широкомасштабный эксперимент" по переходу на 12-летку. В официальных документах этот эксперимент именуется "переходом на новое содержание и структуру общего образования". Однако всякому, кто хоть сколько-нибудь знаком с этим "экспериментом в особо крупных размерах", как его называют в педагогическом народе, абсолютно очевидно, что нового содержания образования в эксперименте нет, есть пережевывание старого. Новая же "структура" - попросту эвфемизм 12-летки.

 Два года мыльный  пузырь 12-летки составляет стержень  ведомственной, с позволения сказать,  образовательной политики. Два года  общество при молчаливой позиции  государства не может привести  ведомство в чувство. И два  года воз модернизации, склеенный  с ведомственной 12-леткой, не сдвигается  с места.

 В этих условиях, учитывая  острейшую общественную дискуссию  о 12-летнем школьном обучении, рабочая группа Госсовета, естественно,  не могла обойти молчанием  данную болевую точку, не могла  не развести в первую очередь  вопрос о 12-летке и проблему  модернизации образования.

 Сегодня уже нет  смысла делать секрет из того, что руководство образовательного  ведомства с самого начала  деятельности рабочей группы  пыталось оказывать на нее  давление (вплоть до ожесточенных, даже шантажных попыток устранить  из рабочей группы некоторых  ее членов). Это секрет полишинеля. В случае с 12-леткой такое  давление было наибольшим. И тем  не менее рабочая группа Госсовета  высказала практически единодушное  убеждение, что переход на 12-летнее  школьное обучение является несвоевременным,  что этот переход не имеет  ни экономического обоснования,  ни социального прогноза, ни правового  разрешения (в части призыва выпускников  в армию), ни научно-методического  и организационно-управленческого  обеспечения. Более того, по данным  социологических опросов, почти 80% респондентов высказываются против 12-летки. Нельзя не отметить также и то, что в стране нет даже реальной 11-летки, поскольку в связи с существующей структурой начальной школы (3-4 года обучения) и массовым переходом детей из третьего класса в пятый свыше 60% школьников учатся всего 10 лет.

 Фактически те же  аргументы против инициативы  Министерства образования и Российской  академии образования по введению 12-летки были высказаны Государственной  Думой год назад - на парламентских  слушаниях 15 июня 2000 г. Но ведомство  не захотело их услышать. Вопрос  о намерениях ввести 12-летку поднимался  на многих заседаниях рабочей  группы Госсовета и каждый  раз встречал резкое неприятие  почти всех ее членов, включая  председателя Комитета по образованию  и науке Государственной Думы  И.И. Мельникова. Но представители  министерства упорно стояли на  своем. И здесь сработал договор  о консенсусе: наличие разногласий  не позволило внести негативное  отношение к этому вопросу  в текст основного доклада  рабочей группы, что, по нашему  убеждению, резко ослабило его  общественное звучание и его  соотнесенность с общественными  ожиданиями. В данном конкретном  случае консенсус отнюдь не  означал общественного согласия  в рабочей группе - ведомство противопоставило  себя рабочей группе. Равно как  в очередной раз оно противопоставило  обществу свои интересы и в  очередной раз в своей обычной  манере изнасиловало общественное  мнение, подспудно навязывая стране 12-летку. При том, повторим, что  в правительственных программах  нигде даже не упоминается  о переходе на 12-летнее школьное  образование.

 Таким образом, как  видим, в самом правительстве  существуют разные взгляды на  суть и задачи модернизации  образования. При этом в программных  документах правительства преобладают  в основном здравые и перспективные  идеи Кузьминова - Грефа.

 

2.Сходство и различие  подходов правительства и рабочей  группы к проблемам модернизации  образования

 Если все же попытаться (в качестве умственного эксперимента) отделить программную часть модернизационных начинаний правительства в сфере образования от их реализационной части, проводимой образовательным ведомством, и сделать первую предметом особого рассмотрения, то тогда можно будет увидеть как сходство, так и различия программных положений правительства и рабочей группы Госсовета в области модернизации образования. Причем различия - как в общих подходах, так и в конкретных планируемых шагах и мерах. Это сравнение достаточно легко сделать, поскольку уже в самом конце деятельности рабочей группы Госсовета (и, вероятно, не без ее влияния) правительство выпустило распоряжение N 901-р от 10 июля с.г. "О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы)". В этой программе есть раздел "Политика в сфере образования". Данный раздел программы, вкупе с прочими документами правительства, имеющими отношение к модернизации образования, и дает обширный материал для сравнения. Можно только приветствовать эту синхронную работу правительства и Госсовета на благо образования. И, несомненно, эта синхронность имеет большой смысл.

 

2.1. Подход к модернизации  образования

 Давая поручение Госсовету  рассмотреть в ряду других  острейших проблем реформирования  страны вопросы образования, В.В.Путин,  несомненно, хотел получить свежий, непредвзятый взгляд на состояние  и болевые точки образования.  Взгляд, свободный от отраслевых  пристрастий и стереотипов различных  ведомств, отражающий общенациональные, общегосударственные интересы.

 Этот взгляд мог  совпадать (и во многом совпал) с позицией правительства, мог  и отличаться от этой позиции.  В итоге президент получал  двустороннее видение ситуации  в образовании, две точки зрения, которые должны были содействовать  выработке единой линии образовательной  политики. Это трезвый, нормальный  политический шаг. Шаг, показавший, во-первых, что принципиальных разногласий  у Госсовета и правительства  в данном вопросе нет и, во-вторых, что есть существенные и даже  принципиальные различия в подходах  к его решению, в выборе способов  и средств этого решения. В  целом же стало очевидно, что  Госсовет и правительство работали  на взаимодополнение и взаимообогащение, на прояснение ряда спорных позиций. Самое главное, что показала данная параллельная работа, - это полное понимание ее участниками неотвратимости модернизации образования и выбор единого вектора движения по избранному пути. В этом суть принципиального сходства позиций Госсовета и правительства при сходстве, а подчас и тождественности многих конкретных шагов.

Информация о работе Модернизация образования