Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 22:40, реферат
В условиях вхождения России в мировое образовательное пространство, активной информатизации образования становится очевидной необходимость повышения качества образования за счет таких инструментальных средств, как визуализация учебной информации. Визуализация прошла путь от иллюстрации учебной информации до ее моделирования как объекта познания и средства активизации познавательной деятельности в обучении.
Введение.
ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки проектирования педагогических условий применения знаково-снмволического моделирования учебной информации как средства формирования функциональной грамотности школьников.
1.1. Визуализация учебной информации как принцип наглядности в обучении.
1.2. Функциональная грамотность как совокупность познавательных средств школьников.
1.3. Моделирование как компонент учебно-познавательной деятельности и познавательное средство функциональной грамотности.
1.4. Организация обучения знаково-символическому моделированию содержания учебной информации.
ГЛАВА 2. Проектирование педагогических условий организации обучения школьников на основе знаково-символического моделирования учебной информации.
2.1. Интегративный характер содержания образовательной области «Естествознание» как минимальное поле функциональной
I грамотности.
2.2. Педагогические условия организации обучения знаково-символическому моделированию в процессе изучения естествознания школьниками 5-6 класса.
2.3. Знаково-символическое моделирование в педагогической практике и в поисковом эксперименте обучения естествознанию в 5-6 классе.
2.4. Результаты опытно-экспериментальной проверки эффективности модели педагогических условий знаково-символического моделирования учебной информации «Естествознания».
10. Берлянт, А. М. Теория геоизображений / А. М. Берлянт. М.: ГЕОС, 2006. -261 с.
11. Болтнянский, В. Г. Формула наглядности = изоморфизм + простота / В. Г. Болтнянский // Сов. педагогика. 1970. — № 5. — С. 46-60.
12. Большая Советская энциклопедия: в 30 т. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - Т. 16.
13. Н.Ботвинников,
А. Д. Графическая
14. A. Д. Ботвинников. М., 1968. - 55 с.
15. Ботвинников,
А. Д. Научные основы
16. Боумен, У. Графическое представление информации / У. Боумен. М.: Мир, 1971.-225 с.
17. Верховский, В. Н. Методика преподавания химии в средней школе /
18. B. Н. Верховский , Я. Л. Гольдфарб, Л. М Сморгонский. М.-Л.: Учпедгиз, 1936.-372с.
19. Винокур, М. С. Листы опорных сигналов и структурно- логические схемы на уроках географии: пособие для учителя / М. С. Винокур, О. Я. Скуратович. -Киев: Радяньска ш'к., 1990. 47 с.
20. Войтов, А.Г. Учебная наглядность / А. Г. Войтов. — 2-е изд. М.: Дашков и К, 2007.-238 с.
21. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. -М.: Изд.-во АПН, 1960. 500 с.
22. Галагузова, М. А. Моделирование в процессе обучения педагогике / М. А. Галагузова, Г. В. Сердюк // Сов. педагогика. 1991. - № 12. - С. 78-82.
23. Гамезо, М. В. Психологические аспекты методологии и общей теории знаков и знаковых систем / М. В. Гамезо, Б. Ф. Ломов, В. Ф. Рубахин // Психологические проблемы переработки знаковой информации. М., 1977. - С. 5^19.
24. Гедымин, А. В. Использование изображения рельефа горизонталями при создании почвенных карт крупного масштаба: метод, пособие / А. В. Гедымин. М.: Из-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 1990. - 24 с.
25. Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики: учеб. пособие / В. И. Гинеципский. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1992. - 151 с.
26. Гинецинский, В. И. Предмет психологии: дидактический аспект: пособие для преподавателей / В. И. Гинецинский. М.: Логос, 1994. - 211 с.
27. Графическое сгущение учебной информации / С. П. Грушевский В. В. Гузенко 3. Г. Карелина и др. // Вестн. Азовского гос. пед. лицея. Вып. 12. — Краснодар: Просвещение-Юг, 2005. 37 с.
28. Грязнов, Б. С. Логика, рациональность, творчество / Б. С. Грязнов. М.: Наука, 1982.-256 с.
29. Давыдов, В.
В. Теория развивающего
30. Давыдов, В.
П. Теоретические и
31. Демидова, М.
Ю. Практические работы по
32. Евдокимов,
В. И. Использование средств
наглядного обучения в
33. Ермилова, Е. Б. Визуализация обучения в начальной школе: учеб. пособие / Е. Б. Ермилова. М.: Когито-Центр, 2003. - 195 с.
34. Естествознание как учебный предмет // материалы междунар. науч.-практ. конф. Учеб. предмет "Естествознание": история, теория, практика, Санкт-Петербург, 16-18 февр. 2000 / науч. ред. И. Ю. Алексашина. СПб.: СПбГУПМ, 2000. - 79 с.
35. Естествознание: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / И. Т. Суравегина, М. В. Рыжаков, Р. Г. Иванова и др.; под ред. И. Т. Суравегиной. М.: Вита-Пресс, 2004. - 223 с.
36. Естествознание: учеб. для б кл. общеобразоват. учреждений / А. Н. Воробьев, Р. Г. Иванова, И. Г. Кириллова и др.; под ред. И. Т. Суравегиной. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2000. 238 с.
37. Зб.Заездпый, Р. А. Графическая наглядность в преподавании экономическойгеографии / Р. А. Заездный. М.: Просвещение, 1977. - 128 с. 37.3анков, Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении / Л. В. Занков.
38. М.: Учпедгиз, 1960. 311 с. 38.Заславский, И. И. Карта на уроках географии / И. И. Заславский. - М., 1954. 39.3вегинцев, В. А. Язык и лингвистическая теория / В.А. Звегинцев. - 2-е изд.
39. В. М. Мунипов, В. М. Гордон // Вопр. Психологии. 1973. - № 2. - С. 3-14. 42.Зинченко, В. П. Функциональная структура зрительной памяти /
40. B. П. Зинченко, Б. М. Величковский, Г. Г. Вучетич. М.: Изд.-во МГУ, 1980.1. C. 272.
41. Знаково-символическое
моделирование учебной
42. Иваницкая,
Н. П. Графическое
43. Исаченко, А.
Г. Теория и методология
44. Клаус, Г. Введение в дифференциальную психологию учения / Г. Клаус; пер. с нем. М.: Педагогика, 1987 - 173 с.
45. Комисарова, Т. С. Графикация как метод моделирования в эколого-географическом образовании / Т. С. Комисарова // Проблемы экологии и региональной политики Северо-Запада России и сопредельных территорий. -Псков: ПГПИ, 1999. С. 37-39.
46. Комиссарова,
Т. С. Картографический метод
обучения будущего учителя
47. Комиссарова,
Т. С. Моделирование
48. Конобеевский, Н. П. Иллюстративный материал для словарно-логических упражнений в первом классе / Н. П. Конобеевский. — 5-е изд. М.: Просвещение, 1981.
49. Коршунов, А.
М. Теория отражения и
50. Кузнецова,
Т. С. Дополнительная учебная
информация как средство
51. Лебедев О.
Е. Цели и результаты
52. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
53. Лозинг, В. Р. Организационно-педагогические условия построения практики развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова: автореф. дис. . канд. пед. наук / В. Р. Лозинг. М., 1997. - 18 с.
54. Ломов, Б.
Ф. Вербальное кодирование в
познавательных процессах:
55. Лурия, А. Р. Язык и сознание: курс лекций, прочит, на фак-те. психологии МГУ / А. Я. Лурия. 2-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 1998. - 335 с.
56. Марон, А.
Е. Опорные конспекты и
57. Махмутов, М. И. Организация проблемного обучения в школе / М. И. Махмутов. М.,1977.
58. Менчинская, Н. А. Вопросы обучения и воспитания / Н. А. Менчинская // Сов. педагогика 1979. - № 9. - С. 35-42.
59. Мингазов, Э. Г. Гносеологические основы принципа наглядности обучения / Э. Г. Мингазов // Сов. педагогика. 1975. - № 9. - С. 37-39.
60. Минц, А. А. Актуальные и дискуссионные проблемы системной организации в географии / А. А. Минц, В. С. Преображенский. М., 1972.
61. Модестова, Н. В. Функции средств наглядности в анализе изучаемых объектов и в практической деятельности школьников / Н. В. Модестова. М., 1962. -76 с.
62. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р. С. Немов. 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Т. 2. - С. 491.
63. Никишов, А. И. Естествознание: Неживые тела. Организмы: учеб. для 5 кл. / А. И. Никишов. М.: ВЛАДОС, 2002. - 239 с.
64. Новый курс философии в иллюстрациях / Р. Ф. Абдеев. М.: ГУП «Клинцовская гор. тип.», 2004. - С. 40-45.
65. Панфилов, М.
А. Модельное представление
66. Панчешникова, Л. М. Опорные логические конспекты к лекциям по методике обучения географии: метод, рекомендации / Л. М. Панчешниковой. М.: МГПИ, 1987.- 17 с.
67. Педагогика: учеб. для студ. пед. учеб. заведений / В. В. Краевский, А. Ф. Меняев, П. И. Пидкасистый и др.; под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Пед. о-во России, 2002. - 604 с.
68. Перминова, Jl. М. Формирование функциональной грамотности учащихся: основы теории и технология / Л. М. Перминова. СПб.: СПбГУПМ, 1998. -49 с.
69. Петров, И.
И. Использование графиков и
диаграмм при изучении
70. Порус, Б. Н., Сараева В.Г. Формирование у школьников умения работать с учебным текстом / Б. Н. Порус, В. Г. Сараева // Химия в шк. 1984. - № 5. -С. 27-30.
71. Преображенский,
В. С. Основы ландшафтного
72. Программа и методические рекомендации к курсу "Естествознание": 5-6 кл. / И. Ю. Алексашина, Н. И. Орещенко. М.: ACT: Астрель; СПб.: Спецлит, 2003.- 122 с.
73. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер-принт, 2003. 508 с.
74. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2006. - 705 с.
75. Салмина, Н. Г. Виды и функции материализации в обучении / Н. Г. Салмина. — М.: МГУ, 1981.- 132 с.
76. Салмина, Н. Г. Виды моделей и их функции в обучении / Н. Г. Салмина,
77. Г. П. Мажура // Движущие силы учебно-воспитательного процесса / под ред.
78. В. И. Загвязинского. Тюмень, 1976. - С. 4-16.
79. Салмина, Н. Г. Знак и символ в обучении / Н. Г. Салмина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.-286 с.
80. Самодельные
учебно-наглядные пособия по
81. Скаткин, М. Н. Методология и методика педагогических исследований / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986. - 150 с.
82. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. 5-е изд., стер. — М.: Академия, 2006. - 566 с.
83. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Гапацевич. Мн.: Современное слово, 2001. - С. 434^135.
84. Солдатенков, Ю. В. Структурология / Ю. В. Солдатенков // Новый Петербург. -2004,-№25.
85. Солсо, P. J1. Когнитивная психология / P. JI. Солсо; пер. с англ. Н. Ю. Спомиор.- М.: Тривола: Либерея, 2002. 598 с.
86. Сочава, В. Б. Теоретическая и прикладная география / В. Б. Сочава. — Новосибирск: Наука, 2005. 287 с.
87. Спиридонов, А.
И. Геоморфологическое
88. Суртаева, Н. Н. Нетрадиционные образовательные технологии / Н. Н. Суртаева.- Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2000. 63 с.
89. Титова, И.
М. Активизация познавательной
деятельности учащихся в
90. Траулько, Е. В. Методика обучения естествознанию учащихся с нарушениями слуха: учеб. пособие / Е. В. Траулько. — Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. техн. ун-та: Ин-т соц. реабилитации, 2007. 53 с.
91. Трофимов, А.
М. Концептуальные основы
92. A. М. Трофимов, Е. И. Игонин. Казань: Матбугат йорты, 2001. - 339 с.
93. Фельдт, В. В. Некоторые приемы увеличения наглядности пособий по химии /
94. B. В. Фельдт // Химия в школе. 1962. - № 4.
95. Фельдт, В. В. Рисунок в преподавании химии / В. В. Фельдт. М.: Учпедгиз, 1963.- 126 с.
96. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е. Ф. Губский и др. — М.: ИНФРА-М, 2003. 574 с.
97. Фридланд, А.Я. Об уточнении понятия «информация» / А. Я. Фридланд // Пед. информатика. 2001. -№ 4. - С. 29-36.
98. Фридман M.JI. Наглядность и моделирование в обучении / М. JI. Фридман. -М.: Знание, 1984.-80 с.
Информация о работе Моделирование как познавательный процесс