Моделирование как познавательный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 22:40, реферат

Описание работы

В условиях вхождения России в мировое образовательное пространство, активной информатизации образования становится очевидной необходимость повышения качества образования за счет таких инструментальных средств, как визуализация учебной информации. Визуализация прошла путь от иллюстрации учебной информации до ее моделирования как объекта познания и средства активизации познавательной деятельности в обучении.

Содержание

Введение.

ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки проектирования педагогических условий применения знаково-снмволического моделирования учебной информации как средства формирования функциональной грамотности школьников.

1.1. Визуализация учебной информации как принцип наглядности в обучении.

1.2. Функциональная грамотность как совокупность познавательных средств школьников.

1.3. Моделирование как компонент учебно-познавательной деятельности и познавательное средство функциональной грамотности.

1.4. Организация обучения знаково-символическому моделированию содержания учебной информации.

ГЛАВА 2. Проектирование педагогических условий организации обучения школьников на основе знаково-символического моделирования учебной информации.

2.1. Интегративный характер содержания образовательной области «Естествознание» как минимальное поле функциональной

I грамотности.

2.2. Педагогические условия организации обучения знаково-символическому моделированию в процессе изучения естествознания школьниками 5-6 класса.

2.3. Знаково-символическое моделирование в педагогической практике и в поисковом эксперименте обучения естествознанию в 5-6 классе.

2.4. Результаты опытно-экспериментальной проверки эффективности модели педагогических условий знаково-символического моделирования учебной информации «Естествознания».

Работа содержит 1 файл

моделирование.docx

— 43.77 Кб (Скачать)

1. Определены  основные блоки модели педагогических  условий по применению обобщенного  средства формирования функциональной  грамотности: детерминанты (источники  педагогических условий); компоненты (содержательно-целевой, организационно-методический), этапы их реализации (совокупность действий учителя).

2. Выявлены педагогические условия по применению знаково-символического моделирования как учебного средства формирования функциональной грамотности: конкретизация цели и отбор содержания обучения; знаково-символическая форма предъявления учебной информации; знаково-символическая деятельность учащихся (выполнение разноуровневых специальных заданий, направленных на усвоение познавательных средств «Естествознания» с помощью кодирования и декодирования учебной информации); дополнительные средства наглядности; субъект-субъектное взаимодействие учитель — ученик, ученик — ученик; оценка и самооценка выполнения заданий.

3. Установлены  педагогические действия учителя,  определяющие способ организации  и характер учебно-познавательной  деятельности обучающихся. К ним относятся: аналитико-проектировочные, обучающие, организационно-деятельностные, контрольно-корректирующие.

Теоретическая значимость исследования

1. Уточнено понятие  «педагогические условия» как результат совокупности педагогических действий учителя (внешних обстоятельств учения), определяющих организацию и характер учебно-познавательной деятельности учащихся.

2. Обосновано  применение знаково-символического  моделирования учебной информации  как обобщенного средства формирования  функциональной грамотности школьников  на основе усвоения естественнонаучных знаний и выработки общеучебных умений.

3. Определены  детерминанты педагогических условий  (долгосрочные цели - формирование  функциональной грамотности, естественно-научных знаний, символико-графических умений; содержание обучения образовательной области «Естествознание»; методологические подходы — системный и личностно-деятельностный; принципы обучения — общедидактические и специальные); их компоненты (содержательно-целевой и организационно-методические) и этапы реализации как совокупность педагогических действий учителя.

Практическая  значимость

Разработаны алгоритмы  действий по обучению знаково-символическому выражению учебной информации; составлены вариативные обучающие задания разного уровня сложности по моделированию учебной информации (на примере образовательной области «Естествознание» 5,6 классов).

Рекомендации  по использованию результатов исследования

При обучении знаково-символическому моделированию в любой образовательной  области па различных ступенях образования; в системе подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических кадров.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется: методологической целостностью работы; многосторонним анализом фактического материала, полученного в ходе эксперимента; качественным и количественным анализом эмпирических данных, позволяющих оценить  эффективность педагогических условий, обеспечивающих формирование функциональной грамотности средствами знаково-символического моделирования.

Апробация и  внедрение результатов исследования осуществлялись в учебно-воспитательном процессе школ Ленинградской области. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедр естествознания, географии и туризма; педагогики Автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина», на Царскосельских международных научно-практических и научно теоретических конференциях (Санкт-Петербург, 2004-2007), отражены в четырех научных публикациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Выводы по 2 главе.

1. Анализ содержания  образовательной области «Естествознание» выявил ее интегративный характер, обусловленный целостностью знаний физики, химии, биологии, географии как основы единой картины мира

2. Основные задачи  образовательной области «Естествознание» в полной мере отвечают требованиям функциональной грамотности - обеспечение грамотной ориентации в окружающей жизни, умение использовать ориентировочную функцию знаний. Логика и структура учебников характеризуется восхождением от общих знаний о природе к частным, что соответствует концепции развивающего обучения. На основе содержательного обобщения выделяются информационные блоки, выстраиваемые как поэтапное исследование общей проблемы - Природа и Человек как единство Земли и Космоса.

3. Содержание  обучения образовательной области  «Естествознание», его символико-графические выражения, задания, в целом, соответствуют минимальному полю функциональной грамотности. Последнее отражено в четырех блоках — научное объяснение явлений природы, наблюдаемых в повседневной жизни; экологический; химический; символико-графическая грамотность. Каждому из этих блоков соответствуют предметные и общеучебные знания и умения как средства познания окружающего мира.

4. Анализ знаково-символической  графики свидетельствует о том,  что они выполняют роль основы для воспроизведения и закрепления учебной информации. Их развивающая функция реализована не достаточно, т.к. в структуре учебника и учебных заданий нет предпосылок для организации знаково-символической деятельности как универсального средства усвоения школьниками научных понятий.

5. Педагогические  условия - это совокупность педагогических  действий учителя как внешних  обстоятельств, определяющих организацию  и характер учебно-познавательной  деятельности учащихся.

6. Детерминантами  педагогических условий являются:

• долгосрочных цели по формированию функциональной грамотности, естественно-научных знаний, символико-графических умений;

• содержание обучения образовательной области «Естествознание»;

• методологические подходы - системный и личностно-деятельностный;

• принципы обучения - общедидактические и специальные.

7. Модель педагогических  условий организации обучения  школьников знаково-символическому моделированию учебной информации включает содержательно-целевой и организационно-методический компоненты, которые воплощаются в:

• конкретных целях  и соответствующих блоках, подлежащих усвоению с применением отдельных конструктивных элементов, их композиций и логико-графических форм;

• знаково-символическое  выражение учебной информации (способ предъявления учебной информации);

• знаково-символическую  деятельность учащихся на основе специальных  заданий, направленных на усвоение предметных и общеучебных умений;

• дополнительные средства наглядности;

• субъект-субъектное взаимодействие;

• оценку выполнения заданий.

8. Этапами реализации  педагогических условий является:

• аналитико-проектировочный;

• обучающий;

• организационно-деятел ьн о стны й;

• контрольно-корректирующий.

9. Основополагающим  для организации обучения знаково-символическому  моделированию является введение  знаний о знаково-символической  графике и, одновременно соответствующих  умений в содержание обучения  естествознанию. Формирующий эксперимент показал целесообразность их введения в следующих ситуациях:

• при изучении понятий-содержание или признаки которых могут быть выражены с помощью фразировки образов;

• при изучении материала, усвоение которого организуется через использование логических операций (анализ, сравнение, классификация, обобщение, систематизация, конкретизация);

• при изучении материала, раскрывающего возможности  для установления внутри- и межпредметных связей.

10. Знаково-символическое  моделирование учебной информации  становится объектом усвоения  в процессе организации этой  деятельности на основе специальных  заданий, классифицируемых по  составу знаково-символической графики  и по усвоению умственных действий:

• задания, предполагающие использование простых, единичных  конструктивных элементов. В этой группе заданий фрагменты вербальной информации переводятся на язык знаково-символической  графики;

• задания, предполагающие организацию работы с композициями конструктивных элементов;

• задания, связанные  с выражением результатов логических операций, осуществленных с учебным  материалом. Они подразделяются по уровню осуществляемой деятельности: воспроизводяще-реконструктивные (заполнение готовых сравнительных таблиц, самостоятельное дополнение классификационных схем); выполняющиеся по аналогии (составление схем, отражающих классификации различных природных объектов); творческие (составление таблиц обобщающего характера; схем, отражающих связи между понятиями);

• задания по составлению малых графических  пособий, системно выражающих фрагмент или весь учебный материал.

Заключение 

1. Содержание  естествознания включает учебную информацию, соответствующую требованиям функциональной грамотности. Ее формирование требует универсальной технологии знаково-символического моделирования учебной информации, включающей комплекс этих ситуаций (заданий), решение которых обеспечивает формирование умений ориентироваться в знаниях для решения конкретных ситуаций и преобразовывать учебную информацию (свертывать-развертывать) с помощью искусственного и естественного языков.

2. Преобразование  учебной информации с помощью  знаков, символов, графики обеспечивает  ее наглядность как условие оптимальной передачи и восприятия и как результат ее осмысления, запоминания, применения. Знаково-символические модели учебной информации выполняют функции наглядности, образности, оперативности и эвристичности. Знаково-символическое моделирование — процесс преобразования учебной информации об обьектах изучения посредством комбинирования и расположения идеографических и пиктографических знаков. Моделирование учебной информации осуществляется на основе общедидактических и специальных принципов. К последним относятся: ■ количественная ограниченность и унифицированность; ■ актуализация смысловых элементов; ■ автономность и модельность; - ассоциативность и стереотипность.

3. Технология  моделирования учебной информации  — это процесс содержательного  обобщения, который включает три  этапа: ■ аналитический, (выделение  дидактических единиц в виде познавательной задачи); ■ перевод учебной информации на визуальный язык в виде дедуктивной модели (кодирование учебной информации); • сопоставление модели с учебной информацией.

Выделенные этапы  отражают единство действий и мышления и дают представление о содержании и последовательности действий Технология моделирования учебной информации как объект усвоения включается в технологию обучения с соответственным дополнением этапов. Как технология обучения знаково-символическое моделирование включает: общую и конкретные цели, которые характерны для поэтапного овладения познавательными средствами; - алгоритм знаково-символического моделирования; ■ предъявление учебной информации в форме знаково-символической модели; ■ методическое обеспечение обучения (система заданий, средства наглядности); ■ субъект-субъектное взаимодействие участников дидактического процесса.

4. Педагогические  условия — это р

писок литературы: 

1. Алексашина, И.  Ю. Естествознание: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / И. Ю. Алексашина, Н. И. Орещенко. 2-е изд., перераб. - СПб.: Спецлит, 2001.- 190 с.

2. Алексашина, И.  Ю. Естествознание: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / И. Ю. Алексашина, А. В. Космодамианский, Н. И. Орещенко. СПб.: Спецлит, 2001.-237 с.

3. Алексашина, И.  Ю. Образовательные стандарты  Петербургской школы. Естественнонаучные  дисциплины / И. Ю. Алексашина. СПб.: ЦПИ, 1996. -132 с.

4. Антонова, Л.  П. Повышение эффективности использования  плоскостных графических наглядных  пособий: дис. . канд. пед. наук / Л. П. Антонова. Л., 1976.- 157с.

5. Аранова, С. В. Интеграция художественного и логического в обучении школьников с 1 по 8 класс: автореф. дис. . канд. пед. наук / С. В. Аронова. -СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т пед. мастерства, 2002. 20 с.

6. Атмосфера:  рабочая тетр. для школьников по курсу естествознания / под ред. И. Ю. Алексашиной. СПб.: Спецлит, 1997. — 88 с.

7. Безрукова,  В. С. Все о современном уроке  в школе: проблемы и решения  / В. С. Безрукова. -М.: Сентябрь, 2004. 164 с.

8. Бенькович, Т. М. Опорные конспекты в обучении географии России: 8-й кл.: кн. для учителя: Из опыта работы / Т. М. Бенькович. М.: Просвещение, 1997. -127 с.

9. Ю.Берлянт, А. М. Образ пространства: карта и информация / А. М. Берляит. М.: Мысль, 1986.-238 с.

Информация о работе Моделирование как познавательный процесс