Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 22:40, реферат
В условиях вхождения России в мировое образовательное пространство, активной информатизации образования становится очевидной необходимость повышения качества образования за счет таких инструментальных средств, как визуализация учебной информации. Визуализация прошла путь от иллюстрации учебной информации до ее моделирования как объекта познания и средства активизации познавательной деятельности в обучении.
Введение.
ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки проектирования педагогических условий применения знаково-снмволического моделирования учебной информации как средства формирования функциональной грамотности школьников.
1.1. Визуализация учебной информации как принцип наглядности в обучении.
1.2. Функциональная грамотность как совокупность познавательных средств школьников.
1.3. Моделирование как компонент учебно-познавательной деятельности и познавательное средство функциональной грамотности.
1.4. Организация обучения знаково-символическому моделированию содержания учебной информации.
ГЛАВА 2. Проектирование педагогических условий организации обучения школьников на основе знаково-символического моделирования учебной информации.
2.1. Интегративный характер содержания образовательной области «Естествознание» как минимальное поле функциональной
I грамотности.
2.2. Педагогические условия организации обучения знаково-символическому моделированию в процессе изучения естествознания школьниками 5-6 класса.
2.3. Знаково-символическое моделирование в педагогической практике и в поисковом эксперименте обучения естествознанию в 5-6 классе.
2.4. Результаты опытно-экспериментальной проверки эффективности модели педагогических условий знаково-символического моделирования учебной информации «Естествознания».
1. Определены
основные блоки модели
2. Выявлены педагогические условия по применению знаково-символического моделирования как учебного средства формирования функциональной грамотности: конкретизация цели и отбор содержания обучения; знаково-символическая форма предъявления учебной информации; знаково-символическая деятельность учащихся (выполнение разноуровневых специальных заданий, направленных на усвоение познавательных средств «Естествознания» с помощью кодирования и декодирования учебной информации); дополнительные средства наглядности; субъект-субъектное взаимодействие учитель — ученик, ученик — ученик; оценка и самооценка выполнения заданий.
3. Установлены
педагогические действия
Теоретическая значимость исследования
1. Уточнено понятие «педагогические условия» как результат совокупности педагогических действий учителя (внешних обстоятельств учения), определяющих организацию и характер учебно-познавательной деятельности учащихся.
2. Обосновано
применение знаково-
3. Определены
детерминанты педагогических
Практическая значимость
Разработаны алгоритмы действий по обучению знаково-символическому выражению учебной информации; составлены вариативные обучающие задания разного уровня сложности по моделированию учебной информации (на примере образовательной области «Естествознание» 5,6 классов).
Рекомендации
по использованию результатов
При обучении знаково-символическому
моделированию в любой
Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется: методологической целостностью работы; многосторонним анализом фактического материала, полученного в ходе эксперимента; качественным и количественным анализом эмпирических данных, позволяющих оценить эффективность педагогических условий, обеспечивающих формирование функциональной грамотности средствами знаково-символического моделирования.
Апробация и
внедрение результатов
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Выводы по 2 главе.
1. Анализ содержания
образовательной области «
2. Основные задачи
образовательной области «
3. Содержание
обучения образовательной
4. Анализ знаково-символической
графики свидетельствует о том,
5. Педагогические
условия - это совокупность
6. Детерминантами
педагогических условий
• долгосрочных цели по формированию функциональной грамотности, естественно-научных знаний, символико-графических умений;
• содержание обучения
образовательной области «
• методологические подходы - системный и личностно-деятельностный;
• принципы обучения - общедидактические и специальные.
7. Модель педагогических условий организации обучения школьников знаково-символическому моделированию учебной информации включает содержательно-целевой и организационно-методический компоненты, которые воплощаются в:
• конкретных целях и соответствующих блоках, подлежащих усвоению с применением отдельных конструктивных элементов, их композиций и логико-графических форм;
• знаково-символическое выражение учебной информации (способ предъявления учебной информации);
• знаково-символическую деятельность учащихся на основе специальных заданий, направленных на усвоение предметных и общеучебных умений;
• дополнительные средства наглядности;
• субъект-субъектное взаимодействие;
• оценку выполнения заданий.
8. Этапами реализации
педагогических условий
• аналитико-проектировочный;
• обучающий;
• организационно-деятел ьн о стны й;
• контрольно-корректирующий.
9. Основополагающим
для организации обучения
• при изучении понятий-содержание или признаки которых могут быть выражены с помощью фразировки образов;
• при изучении материала, усвоение которого организуется через использование логических операций (анализ, сравнение, классификация, обобщение, систематизация, конкретизация);
• при изучении материала, раскрывающего возможности для установления внутри- и межпредметных связей.
10. Знаково-символическое
моделирование учебной
• задания, предполагающие использование простых, единичных конструктивных элементов. В этой группе заданий фрагменты вербальной информации переводятся на язык знаково-символической графики;
• задания, предполагающие организацию работы с композициями конструктивных элементов;
• задания, связанные
с выражением результатов логических
операций, осуществленных с учебным
материалом. Они подразделяются по уровню
осуществляемой деятельности: воспроизводяще-
• задания по составлению малых графических пособий, системно выражающих фрагмент или весь учебный материал.
Заключение
1. Содержание естествознания включает учебную информацию, соответствующую требованиям функциональной грамотности. Ее формирование требует универсальной технологии знаково-символического моделирования учебной информации, включающей комплекс этих ситуаций (заданий), решение которых обеспечивает формирование умений ориентироваться в знаниях для решения конкретных ситуаций и преобразовывать учебную информацию (свертывать-развертывать) с помощью искусственного и естественного языков.
2. Преобразование учебной информации с помощью знаков, символов, графики обеспечивает ее наглядность как условие оптимальной передачи и восприятия и как результат ее осмысления, запоминания, применения. Знаково-символические модели учебной информации выполняют функции наглядности, образности, оперативности и эвристичности. Знаково-символическое моделирование — процесс преобразования учебной информации об обьектах изучения посредством комбинирования и расположения идеографических и пиктографических знаков. Моделирование учебной информации осуществляется на основе общедидактических и специальных принципов. К последним относятся: ■ количественная ограниченность и унифицированность; ■ актуализация смысловых элементов; ■ автономность и модельность; - ассоциативность и стереотипность.
3. Технология
моделирования учебной
Выделенные этапы отражают единство действий и мышления и дают представление о содержании и последовательности действий Технология моделирования учебной информации как объект усвоения включается в технологию обучения с соответственным дополнением этапов. Как технология обучения знаково-символическое моделирование включает: общую и конкретные цели, которые характерны для поэтапного овладения познавательными средствами; - алгоритм знаково-символического моделирования; ■ предъявление учебной информации в форме знаково-символической модели; ■ методическое обеспечение обучения (система заданий, средства наглядности); ■ субъект-субъектное взаимодействие участников дидактического процесса.
4. Педагогические условия — это р
писок литературы:
1. Алексашина, И. Ю. Естествознание: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / И. Ю. Алексашина, Н. И. Орещенко. 2-е изд., перераб. - СПб.: Спецлит, 2001.- 190 с.
2. Алексашина, И. Ю. Естествознание: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / И. Ю. Алексашина, А. В. Космодамианский, Н. И. Орещенко. СПб.: Спецлит, 2001.-237 с.
3. Алексашина, И.
Ю. Образовательные стандарты
Петербургской школы.
4. Антонова, Л.
П. Повышение эффективности
5. Аранова, С. В. Интеграция художественного и логического в обучении школьников с 1 по 8 класс: автореф. дис. . канд. пед. наук / С. В. Аронова. -СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т пед. мастерства, 2002. 20 с.
6. Атмосфера: рабочая тетр. для школьников по курсу естествознания / под ред. И. Ю. Алексашиной. СПб.: Спецлит, 1997. — 88 с.
7. Безрукова, В. С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения / В. С. Безрукова. -М.: Сентябрь, 2004. 164 с.
8. Бенькович, Т. М. Опорные конспекты в обучении географии России: 8-й кл.: кн. для учителя: Из опыта работы / Т. М. Бенькович. М.: Просвещение, 1997. -127 с.
9. Ю.Берлянт, А. М. Образ пространства: карта и информация / А. М. Берляит. М.: Мысль, 1986.-238 с.
Информация о работе Моделирование как познавательный процесс