Младший школьный возраст

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:46, реферат

Описание работы

Цель исследования: выявить наиболее эффективные формы и методы формирования учебных умений и навыков младших школьников.
В соответствии с целью, объектом, предметом сформулированы следующие задачи:
1. На основе изучения психолого–педагогической литературы раскрыть содержание основных понятий исследования: «общеучебные умения и навыки младших школьников», «уровни сформированности общеучебных умений и навыков »
2. Изучить особенности проведения диагностики учебных умений и навыков младших школьников;

Работа содержит 1 файл

курсовая Голошевская.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

    - решать простейшие задачи арифметическим способом;

    - осуществлять вычисления.

      Результаты  представлены в диаграмме 2

      Диаграмма 2 Сформированность умений по математике

Результаты  работы по окружающему миру представлены в таблице 1

Табл. 1 Результативность выполненной работы по окружающему миру.

Ф.И. К-во правильных ответов К-во неправильных ответов
Федоров Р. 7 13
Коломеец  С. 9 11
Гутовова  А. 9 11
Иванов Р. 15 5
Малышевич Д. 14 6
Кунгуриев В. 14 6
Бриль Е. 11 9
Бударная  Н. 13 7
Тюликов С. 15 5
Путренко  С. 14 6
Зуева Д. 5 15
Чахлова С. 8 12
Семеруха  И. 9 11
Шершова В. 10 10
Колесникова В. 7 13
Кошеварова  Е. 8 12
Хомутцова В. 12 8
Сулиманов И. 14 6
Ваганова  С. 11 9
Солонко А. 6 14
 

Диаграмма 3 Сформированность умений по окружающему  миру

Вывод по таблице 

1. ни  один ребенок не справился  с работой в полном объеме

2. практически  у всех детей вызвали затруднения  вопросы и задания связанные с третьим и четвертым уровнями овладения знаниями и умениями.

3.затруднения  вызвали вопросы, связанные с переносом умений  из одной ситуации в другую.

Вывод по второй главе

Часть исследуемых учащихся начальной школы допускают вычислительные ошибки; часть учащихся не умеют простраивать отношения между единицами; практически  каждый третий не умеет решать задачи арифметическим способом. 

Каждый  четвертый  исследуемый испытывает затруднения при выполнении заданий, проверяющих умения, связанные с  усвоением знаний системы языка, и умения, связанные с овладением нормами литературного языка.  

Ряд исследуемых учеников не демонстрируют умение осуществлять поиск и преобразование информации.  

. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Овладение умениями и навыками является условием и основой образования человека. В психолого-педагогическом понимании знание представляет собой  адекватно запечатленную в памяти человека в языковой форме познаваемую действительность, в том числе способы (правила) деятельности. Умение есть знание в действии. Знание, умение и навык взаимосвязаны как абстрактное и  конкретное. Человек знает только то, что умеет и наоборот. Умение своим проявлением свидетельствует об овладении определенным знанием. Пока ученик не покажет в процессе деятельности нужного умения и навыка, нельзя говорить о наличии у него такого умения и навыка, а следовательно, и знания. Методология оценивания учебных достижений предполагает, что умение и навык как совокупность усвоенных элементов опыта человека и общества воспроизводятся обучаемым в речи и в деятельности. Так как для успешного обучения школьникам необходим навык чтения, письма, счета, разговорной речи, то именно эти умения позволят перейти к усвоению более сложных умений и навыков.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы.

1.  Асмолов  А.Г. Практическая психология  и проектирование вариативного  образования в России: от парадигмы  кон-фликта к парадигме толерантности//Психология  образования: проблемы и перспективы.  Материалы первой международной  научно-практической конференции. – М., 2004.

2. Венгер  Л.А. Развитие общих познавательных  способностей как предмет психологического  исследования//Развитие познавательных  способностей в процессе дошкольного  воспитания/Под ред. Л.А. Венгера.- М., 1986.

3. Вербицкий  А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение.- М., 1999.

4.  Концептуальная  модель развития универсальных  учебных действий.

5. Лихачев Б.Г. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. уч. Заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992.-528 с., с.351-357.

6.  Маскин  М.М., Петренко Т.К. , Меркулова Т.К.  Алгоритм перехода образовательного  учреждения к компетентностно-

7.Оконь В. Введение в общую дидактику. – М.: Высш. шк., 1990.

8.Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под ред. И.П. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с., с. 129-192.

9.Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996. – 423 с., с. 199-224.

10.Ступницкая, М. Диагностика уровня сформированности  общеучебных умений и навыков  школьников. / М. Ступницкая, // Школьный  психолог. – 2006. – № 7 – С.20 – 29.

11. Татьяченко, Д. Развитие общеучебных умений школьников. /

12. Федорова, Л.А. Формирование практических умений и навыков школьников / Л.А. Федорова, // Аспирант и соискатель. – 2005. – №6. –С.128 – 135.

13. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1990. – 576 с., с. 122-148.

14.  Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск, 1989.

15. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное образование в современной жизни. – М., 2000.

(http://www.altai.fio.ru/projects/GROUP4/potok34/site/index.html; см. материалы по развитию общеучебных  умений и навыков),

(http://www.mes.ru/rus/text/priorit.html; см. сайт Московской экономической  школы),

(http://premier.edu.ru/; см. материал о системе международного  бакалавриата).

Приложение

1. Наблюдение, классификация  (по заданному или самостоятельно  найденному основанию), самоконтроль. 

Объект наблюдения: рисунки к страничке, знакомящей детей с буквой а и звуком «а». 

Задания: рассмотреть  рисунки в азбуке, которые сделаны  к страничке, знакомящей с буквой и звуком «а». Выбрать те рисунки, названия которых начинаются со звука «а». 

Придумать свои задания на группировку этих рисунков. 

Предложить для  записи на доске собственное решение. 

2. Слушание, классификация  (по заданному или самостоятельно  найденному основанию), самоконтроль. 

Текст: «Борин папа – капитан. Папа Павлика – радист. Лидин папа – кок. А у Оли, Даши и Коли папы служат матросами». 

Задания: прослушать два первых предложения и назвать  слова, в которых есть звук «п» (папа, Павлика). Проверить себя по азбуке. 

Варианты задания, которые могут придумать и  дети: прослушать предложения и назвать только такие слова, в которых есть звук [п’]; такие слова, в которых нет ни звука [п], ни звука [п’] (Борин, радист, Лидин, кок, а, у, Оли, Даши, и, Коли, служат, матросами); на какие группы можно разделить слова предложений? (На группы, в которых есть звук [п], есть звук [п’], нет ни того, ни другого звука – три группы; односложные и многосложные; начинающиеся с большой буквы и с маленькой – две группы...) 

3. Чтение, классификация  (по заданному или самостоятельно  найденному основанию), самоконтроль. 

Текст:  

Вот стоит пастух, // Как постовой. // Стаду он сигналит: // – Стадо! Стой! 

Задания: прочитать  текст и решить, как разделить  слова текста на две разные группы (с буквой с и без этой буквы), на разные группы (с буквой с только в начале, только в середине, без буквы с...);записать слова по группам в разные столбики; проверить работу, используя азбуку. 

4. Наблюдение, обобщение,  самоконтроль. 

Объект наблюдения: рисунок к словам он, она, оно, они, мы. 

Задания: назвать  этот рисунок. («Светит солнце», «Дружная семья», «Чаепитие», «Летний дождь», «Мама несет самовар»...). 

Определить, чье  название самое точное. Почему? («Дружная семья», «Чаепитие» – названия обобщенно  и наиболее точно раскрывают рисунок.) 

5. Слушание, обобщение, самоконтроль 

Текст: «Громко  заиграла музыка. Туман окутал зал, и возник фокусник. Перед ним был  пустой сундук. 

Фокусник сказал: 

– Финти, винти, фукс! 

И вдруг из сундука  забил фонтан. Вот это фокус! 

– Браво! Браво! Браво!» 

Задание: прослушай  текст и озаглавить его. («Цирк», «Я тоже люблю цирк»...) Какое название наиболее точное? Почему? 

6. Чтение, обобщение,  самоконтроль 

Текст: «Новый год  – это снег, сугробы, санки, коньки. Это зимние каникулы! 

Но в это  же время в далекой Австралии  у детей наступают летние каникулы. Жара до сорока градусов. Вот тебе и Новый год! Но Санта-Клаус и Дед Мороз долетят с подарками и до Австралии, и до Африки». 

Задание: прочитать  и назвать этот рассказ. («Про зиму», «Зима в России и в Австралии», «Какая бывает зима»...) Какое название самое точное? Почему?

•    

Информация о работе Младший школьный возраст