Межличностные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: измерить степень сплоченности-разобщенности в группе, выявить статус членов группы и обнаружить его соответствие выборной должности; выявить соответствие уровня межличностных отношений в группе стилю руководства ею со стороны классного руководителя, а также психологическому климату, созданному в ней.
Задачами исследования являются:
1. Раскрыть содержание исследований межличностных отношений в работах психологов;
2. Осветить практическое исследование межличностных отношений детей подросткового возраста;
3. Проанализировать практические вопросы межличностных отношений детей на примере конкретной группы детей подросткового возраста
4. Выявить зависимость уровня межличностных отношений от психологического климата в коллективе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Подходы к межличностным отношениям. Теоретическое изучение межличностных отношений в зарубежной и отечественной литературе………..…5
1.1 Определение межличностных отношений………………………………………..5
1.2 Виды межличностных отношений………………………………………………...9
Глава II. Межличностные отношения в подростковом возрасте…………………..12
2.1 Психологические особенности детей подросткового возраста………………...12
2.2 Межличностные отношения – как важный фактор, влияющий на социальный статус ребенка………………………………………………………………………....17
Заключение.……………………………………………………………………………22
Список используемой литературы…………………………………………………...23

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 41.04 Кб (Скачать)

Свойственное  многие старшеклассникам преувеличение  собственной уникальности с возрастом  обычно проходит, но отнюдь не ценой  ослабления индивидуального начала. Напротив, чем человек старше и  более развит, тем более он находит  различий между собой и «усредненным»  сверстником. Осознание своей непохожести  на других исторически и логически  предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи с окружающими  людьми и единства с ними. Не менее  сложным является осознание своей собственной преемственности, устойчивости своей личности во времени.

Развитие  временных представлений тесно  связано с умственным развитием. В юности временной горизонт расширяется  как вглубь, охватывая отдаленное прошлое и будущее, так и вширь, включая не только личные, но и социальные перспективы.

Изменение временной перспективы тесно  связано с переориентацией юношеского сознания с внешнего контроля на самоконтроль и ростом потребности в достижении конкретных результатов.

Статусы идентичности – это как бы и  этапы развития личности и вместе с тем типологические понятия.

Чрезвычайно важный компонент самосознания –  самоуважение. Это понятие многозначно, оно подразумевает и удовлетворенность  собой, и принятие себя, и чувство  собственного достоинства, и положительное  отношение к себе, и согласованность  своего наличного и идеального «Я», и указывает, в какой мере индивид  считает себя способным, значительным, преуспевающим и достойном. Короче, самоуважение – это личное целостное  суждение, выраженное в установках индивида «к себе» (4, 529).

Главное психологическое приобретение юношеского возраста – это открытие своего внутреннего мира. Формирование новой  временной перспективы сопряжено с известными психологическими трудностями. Обостренное чувство необратимости времени нередко соседствует в юношеском сознании с нежеланием замечать его течение, с ощущением, будто время остановилось. Подобная «остановка» времени психологически означает как бы возврат к детскому состоянию, когда время еще не существовало в переживании и не воспринималось осознанно. Главная трудность юношеской рефлексии состоит в правильном совмещении того, что А.С.Макаренко называл ближней и дальней перспективой. Ближняя перспектива – это непосредственная сегодняшняя деятельность и ее цели. Дальняя перспектива – долгосрочные жизненные планы, личные и общественные.

Факторы, влияющие на социализацию.

Социальная  активность – главное качество социализации. Содержанием социализации является выработка соответствующих социальных позиций личности.

Социологи, психологи и педагоги выделяют следующие  факторы, влияющие на социализацию человека:

1. Семья.  В любом типе культуры семья  выступает основной ячейкой, в  которой происходит социализация  личности. В современном обществе  социализация идет главным образом  в малых по размеру семьях. Как правило, ребенок выбирает  стиль жизни или образ поведения,  которые присущи его родителям,  семье.

2. «Отношения»  равенства. Включение в «группы  равных», т.е. друзей одного  возраста, также влияет на социализацию  личности. Каждое поколение имеет  свои права и обязанности. В  разных культурах существуют  особые церемонии при переходе  человека из одной возрастной  группы в другую.

Отношения между сверстниками более демократичны, чем отношения между детьми и  родителями. Однако дружеские отношения  между сверстниками могут быть и  эгалитарными: физически сильный  ребенок может оказаться лидером  и подавлять других. В «группе  равных» дети вступают в широкую  сеть контактов между собой, которые могут сохраниться на протяжении всей жизни индивида, создавая неформальные группы людей одного и того же возраста.

3. Обучение  в школе. Это формальный процесс  – определенный круг учебных  предметов. Кроме формального  учебного плана в школе существует  то, что социологи называют «скрытым»  учебным планом для детей: правила  школьной жизни, авторитет учителя,  реакции учителя на поступки  детей. Все это потом сохраняется  и применяется в дальнейшей  жизни индивида. Отношение равенства  тоже чаще формируется в школе,  и система школьной жизни усиливает  их влияние.

4. Средства  массовой информации. Это очень  сильный фактор воздействия на поведение и взгляды людей. Газеты, журналы, телевидение, радиовещание и т.д. влияют на социализацию индивида.

5. Труд. Во всех типах культуры труд  является важным фактором социализации  индивида.

6. Организации.  Молодежные объединения, церковь,  свободные ассоциации, спортивные  клубы и т.д.тоже играют свою  роль в социализации (4, 532).

Общение со сверстниками

В отрочестве общение со сверстниками приобретает  совершенно исключительную значимость. В отношениях исходного возрастного  равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу соц. отношений. В своей  среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего  мира и друг друга становятся самоценными. Подросток теперь менее зависит  от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже  не родителям, а обретенному другу. В отношениях со сверстниками подросток  стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужна личная свобода и  личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу на взрослость. При этом по отношению к родителям, подросток, как правило, занимает негативную позицию.

Учеба в  школе занимает большое место  в жизни подростка.

Позитивное  здесь – готовность подростка  к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая  готовность может быть одним из мотивов  учения. Для подростка становятся привлекательными самостоятельные  формы занятий. Подростку это  импонирует и он легче осваивает  способы действия, когда учитель  лишь помогает ему.

В этом возрасте возникают новые мотивы учения, связанные  с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений идеала.

Знания  приобретают особую значимость для  развития личности подростка. Они являются той ценностью, которая обеспечивает подростку расширение собственно сознания и значимое место среди сверстников.

Эрудированный подросток пользуется авторитетом  у сверстников, как носитель особого  фетиша, что побуждает его приумножать  свои знания. При этом сами по себе знания доставляют подростку истинную радость  и развивают его мыслительные способности.

Важным  стимулом к учению является притязания на признание среди сверстников. Высокий статус может быть достигнут  с помощью хороших знаний: при  этом для подростка продолжают иметь  значение оценки. Высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно  для эмоционального благополучия подростков. В противном случае могут возникнуть внутренний дискомфорт и даже конфликт.

При всей ориентации на утверждение себя среди  сверстников подростки отличаются крайним конформизмом в подростковой группе. Один зависит от всех, стремится  к сверстникам и подчас готов  выполнить то, на что его подталкивает группа. Группа создает чувство «Мы», которое поддерживает подростка  и укрепляет его внутренние позиции.

 

Заключение

По всей вероятности, становление личности в рамках того или иного общества задается общей схемой взаимодействия человека и природы, человека и общества, человека и человека. В современном  обществе индивид постоянно обогащает  свои взаимосвязи с природой и  обществом. Для ребенка сначала  определяющим является контакт с  матерью или отцом, затем эти  контакты расширяются на нескольких человек в границах семьи; некоторое  время спустя возникают группы сверстников; еще позже эти связи простираются на дошкольные учреждения, школу, вуз. Затем число контактов человека с другими людьми резко расширяются  за счет овладевания опосредованными  связями через искусство, средства массовой информации и т.д. Причем роль опосредованных связей в формировании человека постоянно возрастает, и  эти связи накладывают свой отпечаток  на характер личности, на структуру  ее мировоззрения.

 

 

Список используемой литературы:

  1. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1992, 256 с.
  2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 6-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/д: Феникс, 2002., с.444-628.
  3. Немов Р.С. Психология. Словарь-справочник: В ч ч. – перераб. и доп. М.: Дрофа, 2001, 204 с.
  4. Мухина В.С., Хвостов А.А. Возрастная психология. Детство, отрочество, юность. Хрестоматия. – М., 1999, с.411-425; с.529-532.
  5. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1998, 376 с.
  6. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. – СПб., ИГУП, 1999, с.239-252.
  7. 9. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1990.

Информация о работе Межличностные отношения