Межличностные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: измерить степень сплоченности-разобщенности в группе, выявить статус членов группы и обнаружить его соответствие выборной должности; выявить соответствие уровня межличностных отношений в группе стилю руководства ею со стороны классного руководителя, а также психологическому климату, созданному в ней.
Задачами исследования являются:
1. Раскрыть содержание исследований межличностных отношений в работах психологов;
2. Осветить практическое исследование межличностных отношений детей подросткового возраста;
3. Проанализировать практические вопросы межличностных отношений детей на примере конкретной группы детей подросткового возраста
4. Выявить зависимость уровня межличностных отношений от психологического климата в коллективе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Подходы к межличностным отношениям. Теоретическое изучение межличностных отношений в зарубежной и отечественной литературе………..…5
1.1 Определение межличностных отношений………………………………………..5
1.2 Виды межличностных отношений………………………………………………...9
Глава II. Межличностные отношения в подростковом возрасте…………………..12
2.1 Психологические особенности детей подросткового возраста………………...12
2.2 Межличностные отношения – как важный фактор, влияющий на социальный статус ребенка………………………………………………………………………....17
Заключение.……………………………………………………………………………22
Список используемой литературы…………………………………………………...23

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 41.04 Кб (Скачать)

Деловые взаимоотношения людей основаны не на чувствах, а на тех ролях, которые  люди играют в современной деятельности, на обязательствах, которые они берут  на себя в современной работе, или  на обязанностях, которые другие люди возлагают на них (3, 107). Они обусловлены  производственной, учебной, общественной деятельность и ее социальными рамками. Регулируются правовыми и моральными нормами. Личные и деловые взаимоотношения  между собой переплетаются, но полностью  не совпадают.

Эмоциональными  называются взаимоотношения, которые  основаны на эмоциях и непосредственно  выражаются в эмоциях, переживаемых одним человеком в отличие  от другого человека (3, 108). Сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями, не всегда основаны на действительности, объективной информации о человеке.

В рациональных межличностных отношениях на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие. Они  основаны на разумных расчетах и выводах, строятся исходя из реальной пользы. Они  не всегда совпадают с эмоциональными и могут быть даже противоположны.

Официальные – взаимоотношения, которые установлены  и поддерживаются официально, в соответствии с каким-либо нормативными, правовыми  актами (законы, уставы, положения, приказы, инструкции и т.п.) В них вступают по должности.

Неофициальные отношения складываются на базе личного  отношения человека к человеку, не регулируются правовыми актами.

Координационные отношения – это такие отношения, в которые ступают равноправные, независимые люди. Они не подчиняются  и не зависят друг от друга.

Субкоординационные  – взаимоотношения, в которые  они вступают, имея различный социальный статус. Это неравноправные отношения, которых одни люди подчиняются другим.

Итак, межличностные  взаимоотношения делятся на личные (дружба, любовь, вражда, одиночество), деловые, эмоциональные и рациональные, официальные и неофициальные, координационные  и субкоординационные. Далее рассмотрим межличностные отношения в старшем  подростковом возрасте.

 

 

Глава II. Межличностные отношения в подростковом возрасте

2.1 Психологические особенности  детей подросткового возраста

С большим  уважением и тактом к сложному внутреннему миру ребенка нужно  относиться всегда, но особенная чуткость требуется к переходу к подростковой позиции. Увы, именно в это время  мы из одной крайности бросаемся  в другую: требуем как со взрослого, а прав не даем. Нам важно знать, какие психические процессы происходят в этот период, ведь резкой черты  – сегодня младший школьник, завтра подросток просто нет. Это сложный  процесс, который у каждого подростка  еще имеет и личностный оттенок. К взрослению каждый идет своим путем, это зависит от уровня развития, воспитания отдельного человека, семейной обстановки и окружения, психологического климата в класса и во дворе  и т.д. Но тем не менее, есть определенные общие закономерности, на которые  мы и хотим обратить ваше внимание.

Характеристика  психологических особенностей подростков (13-14 лет). Стремление подростка утвердиться в позиции взрослого, и чувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе. Подросток хочет найти свое место в жизни, устремляет взгляд в будущее, однако пока это сочетается с позиции школьника; он еще слишком поглощен школой, учением, взаимоотношениями с товарищами.

Необходимо  дело, которое отличалось бы от всего, что он делал раньше, и по содержанию и по организации. К этому стремлению нужно относиться уважительно и  помочь ему.

Стремление  к взрослости приводит часто к  поиску собственного образа жизни и  деятельности. Направления поиска могут  быть различны: бросить школу, начать зарабатывать деньги, некоторые пытаются утвердить себя в новой позиции, подражая поведению взрослых, начинают курить, одеваться по взрослому, пробуют  наркотики, знакомятся с сексуальными отношениями полов, для них очень  характерно внимание к внешнему виду, проявляются дорогие и дешевые (часто безвкусные) украшения, необыкновенные стрижки приходят на смену длинным  волосам и т.д.

Впервые появляется стремление составить некоторую  общую картину мира, общее представление  о самом себе: появляется еще неосознанное до конца стремление упорядочить  и объединить свои взгляды и отношения. Мышление как бы становится на служку потребности подростка разобраться  во всем окружающем. Вместе с тем, развитие мышления в этот период характеризуется  еще неумением подростка охватить богатство и многогранность действительности с позиции усвоенного им общего понятия.

В этой связи  подростку хочется выяснить: зачем  живет человек, какова будет жизнь  в дальнейшем, зачем живет он сам, каким он станет когда будет взрослым. Формируются зачатки мировоззрения  и связанного с ним общего мироощущения. Большое значение имеет продвижение  подростка его умственным развитием. В этот период у старших подростков возрастает способность к абстрактному мышлению, к анализу и обобщению  фактов и явлений, т.е. к более  совершенному способу познания действительности.

Данная  особенность сочетании с небогатым  пока еще жизненным опытом делает часто подростка очень одностороннего в своих суждениях и взглядах, слишком прямолинейным и нетерпимым. Он еще не умеет выявлять причинно-следственные связи, внимать и учитывать точку  зрения другого человека. Эта особенность  находит свое выражение и в  отношении с людьми, с которыми он общается. Иногда человек лишь одним  хорошим словом или поступком, или  даже красивым жестом может завоевать  расположение подростка и заставить  его закрыть глаза на присущие этому человеку недостатки. И наоборот, какой-нибудь неблаговидный поступок, который не характерен для личности в целом, может в корне изменить отношение подростка к этому  человеку. Этим объясняется имеющее  место в этом возрасте «крушение  авторитетов», безжалостность и жестокость.

Требуется в этот период и выход за рамки  общения своего класса, отряда, желание  расширить социальные связи, что  имеет двоякое значение: с одной  стороны, обогащает опытом общения, с другой – расширяет социальные связи. Они с особым увлечением занимаются техникой, спортом, туризмом, участвуют  в научных кружках. Этому способствует та огромная информация, которую повседневно получают старшие подростки по радио и телевидению.

Появляется  повышенная активность, действенность. Но в отличие от младших подростков, нет стремления к получению оценки их деятельности со стороны взрослых; чаще наоборот, похвала вызывает обратную реакцию. Особенно агрессивно воспринимаются нравоучения, нотации, разговоры.

Подросток стремится все понять, сам во всем разобраться, уяснить свое отношение  ко всему, что и кто его окружает. Отсюда склонность спорить, оспаривать, казалось, даже очевидные вещи, перестают  принимать «на веру». В частых в этом время в спорах пытаются выявить свою точку зрения, и, если это удается, подросток начинает утверждать ее даже навязывая другим.

Происходит  изменение в развитии моральных  чувств и сознания. К этому времени  подросток уже усвоил определенную систему моральных требований и  овладел определенными нормами  взаимоотношений между людьми. К  этой области складывается сове личное отношение: одни нравственные нормы  и требования начинают действительно  определять все его поведение; другие остаются для него лишь внешними требованиями и либо не выполняются вовсе, либо выполняются только под давлением  окружающих. Образование собственные  моральных установок и требований определяют иной характер взаимоотношений  старшего подростка не только с отдельными людьми, как мы об этом говорили выше, но и с коллективом в целом. Если в предшествующие годы для принятия детьми требований коллектива и подчинении им огромную роль играла стремление сохранить  свое положение в коллективе и  завоевать авторитет у товарищей, то теперь старший подросток уже  может противостоять влиянию  окружающих в том случае, когда  он не соответствует его собственным  требованиям – убеждениям.

Таким образом, на основе сознательно усвоенных  моральных требований у старших  подростков появляются известное «освобождение» от непосредственного влияния коллектива.

В этом значительное отличие старших подростков от младших, которые часто были готовы, не раздумывая, идти вслед за коллективом. Такого рода самостоятельность очень ценна, она необходима для становления  личности. Появление достаточно осознанных моральных требований и оценок вносит значительные изменения в волевую  сферу подростка. Напомним, что школьники  более младшего возраста могли успешно  действовать лишь в том случае, если цели деятельности и сама деятельность были для них достаточно привлекательны; длительная многоэтапная деятельность была им трудна, а препятствия их демобилизировали. Старшие же подростки, сознательно поставив перед собой  цель, могут действовать даже в  тех случаях, когда содержание деятельности их не привлекает или когда на пути достижения цели у них встречается  серьезное препятствие.

Глубокой  и существенной характеристикой  личности является преобладание доминирования  направленности личности на себя или  на других. В зависимости от этой направленности складываются и многие другие особенности человека. Так, например, направленность на себя часто связана  с такими чертами, как доброжелательность, бескорыстие, готовность пойти на помощь другому и т.д. Тут надо особо  учесть по крайней мере две психологические  особенности старших подростков. Во-первых, то, что на основе возросшей  самостоятельности у них возникает  активное стремление осуществлять в  своей жизни освоенные ими  моральные требования. Во-вторых, то, что старшие подростки обладают большей зоркостью и наблюдательностью  ко всем явлениям окружающей жизни. В  связи с этим они замечают в  ней каждое несоответствие усвоенным  ими моральным нормам. Такое несоответствие очень остро переживается подростками  и может привести к обесцениванию  самих моральных взглядов и принципов.

Следует помнить, что отношения старших  подростков со взрослыми значительно  усложняются: прямое непосредственное давление (приказ, немотивированное требование) вызывает протест. Зато охотно принимается  опосредованное руководство в виде совета или ненавязчивого предложения  прийти на помощь. Если взрослый хочет  успешно взаимодействовать с  подростками, он должен «завоевать их сознание», убедить их в правильности своих предложений. Если же моральные установки самого подростка являются неправильными, ему необходимо найти доказательства несостоятельности и должности взглядов подростка.

Другая  особенность взаимоотношения взрослых со старшими подростками заключается  в необходимости оказывать им доверие и предоставлять возможно большую самостоятельность.

В руководстве  старшими подростками есть и еще  одно условие: чтобы иметь авторитет  у детей этого возраста, надо его  завоевать. Подростки чутко улавливают любые противоречия во взглядах старших  людей и болезненно относится  к малейшему расхождению между  тем, что взрослые утверждают и пропагандируют, и тем, как они сами поступают  и думают.

Хотелось  бы обратить внимание, что этот интересный и сложный мир подростков делится  еще на мальчиков и девочек. Педагогика не может быть бесполой. У представителей «слабого» и «сильного» полов  есть различия в поведении, своеобразие  которого вызвано особенностями  строения и развития человеческого  организма, различиями в устройстве и функционировании нервной системы.

Девочки гораздо чувствительнее мальчиков  в сфере личных взаимоотношений, более точно умеют «читать» в  других людях их состояние, определять самочувствие окружающих людей.

Для мальчишек  предпочтительна деятельность, связанная  с преодолением физических трудностей. Тем более, что они считают  себя более энергичными и деловыми людьми. Они более практичны, в  то время как для девочек характерна словесно-речевая деятельность. Иначе  говоря, девочки- большие любительницы порассуждать, поговорить, обсудить, осудить, что не свойственно мальчишкам.

Девочки чаще, чем мальчишки испытывают состояние  тревоги, переживания, страха, опасности. Это не говорит за то, что мальчишкам не надо бояться, тревожиться. Дело в  том, что мужской стереотип поведения  не позволяет им внешне демонстрировать  свои слабости, тем более трусость. Психологи утверждают, что мальчишки зачастую подавляют или маскируют в себе чувство тревоги и страха, тогда как девочки порой простодушно и открыто оповещают окружающих о своих переживаниях.

 

2.2 Межличностные отношения как  важный фактор, влияющий на социальный  статус подростка

Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется большей дифференцированностью  эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля и саморегуляции. Тем не менее  отмечаются изменчивость настроения с  переходами от безудержного веселья  к унынию и сочетания ряда полярных качеств, выступающих переменно. К  ним относится особая подростковая чувствительность к оценке другими  своей внешности, способностей, умений и наряду с этим излишняя самоуверенность  и чрезвычайная критичность в  отношении окружающих. Полная чувствительность порой уживается с поразительной  черствостью, болезненная застенчивость  – с развязностью, желание быть признанным и оцененными другими  – с подчеркнутой независимостью, борьба с авторитетами – с обожествлением случайных кумиров, чувственное  фантазирование – с сухим мудрствованием.

Открытие  своего внутреннего мира – радостное  и волнующее событие. Но оно вызывает и много тревожных, драматических  переживаний. Внутреннее «Я» не совпадает  с внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля.

Вместе  с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское  «Я» еще неопределенно, расплывчато, оно нередко переживается как  смутное беспокойство или ощущения внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность  в общении и одновременно повышается его избирательность, появляется потребность  в уединении. Представление юноши  о себе всегда соотносится с групповым  образом «мы», т.е. образом типичного  сверстника своего пола, но никогда  не совпадает с этим мы полностью. Юноши считают себя менее смелыми, менее общительными и жизнерадостными, но зато более добрыми и способными понять другого человека, чем их ровесники. Девушки приписывают себе меньшую общительность, но большую искренность, справедливость и верность.

Информация о работе Межличностные отношения