Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 19:42, курсовая работа
Цель курсовой работы: измерить степень сплоченности-разобщенности в группе, выявить статус членов группы и обнаружить его соответствие выборной должности; выявить соответствие уровня межличностных отношений в группе стилю руководства ею со стороны классного руководителя, а также психологическому климату, созданному в ней.
Задачами исследования являются:
1. Раскрыть содержание исследований межличностных отношений в работах психологов;
2. Осветить практическое исследование межличностных отношений детей подросткового возраста;
3. Проанализировать практические вопросы межличностных отношений детей на примере конкретной группы детей подросткового возраста
4. Выявить зависимость уровня межличностных отношений от психологического климата в коллективе.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Подходы к межличностным отношениям. Теоретическое изучение межличностных отношений в зарубежной и отечественной литературе………..…5
1.1 Определение межличностных отношений………………………………………..5
1.2 Виды межличностных отношений………………………………………………...9
Глава II. Межличностные отношения в подростковом возрасте…………………..12
2.1 Психологические особенности детей подросткового возраста………………...12
2.2 Межличностные отношения – как важный фактор, влияющий на социальный статус ребенка………………………………………………………………………....17
Заключение.……………………………………………………………………………22
Список используемой литературы…………………………………………………...23
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Подходы к межличностным
отношениям. Теоретическое изучение
межличностных отношений в
1.1 Определение межличностных
1.2 Виды межличностных отношений……
Глава II. Межличностные отношения в подростковом возрасте…………………..12
2.1 Психологические особенности
детей подросткового возраста……
2.2 Межличностные отношения –
как важный фактор, влияющий на
социальный статус ребенка……………
Заключение.…………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………….
Введение
В настоящее
время уже не приходится доказывать,
что межличностное общение - совершенно
необходимое условие бытия
Общение – это взаимодействие людей, в котором всегда развертывается взаимопонимание между ними, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение участвующих в общении людей по отношению друг к другу.
Межличностное
общение оказывается таким
Потребность
в общении со сверстниками, которых
не могут заменить родители, возникает
у ребенка уже в 4-5 лет и с
возрастом неуклонно
Тема межличностных отношений подростков и юношей исследована недостаточно , не раскрыты особенности межличностных взаимоотношений детей данного возраста, в целом исследуемая тема изложена не систематично и кратко. Учитывая это, тема «Развитие межличностных отношений подростков» является актуальной для исследования.
Цель
курсовой работы: измерить степень
сплоченности-разобщенности в
Объектом исследования являются межличностные отношения и общение.
Задачами исследования являются:
1.
Раскрыть содержание
2.
Осветить практическое
3.
Проанализировать практические
вопросы межличностных
4.
Выявить зависимость уровня
Глава 1. Подходы к межличностным
отношениям. Теоретическое изучение
межличностных отношений в
1.1 Определение межличностных
В 1920-1930
годы произошел расцвет социальной
психологии, выясняющий закономерности
межличностных отношений и
Среди американских
социально-психологических
Малая группа
рассматривалась в свете
С точки
зрения этой теории малая группа –
группа лиц, связанных друг с другом
в течение какого-то периода (Г.Хоманс);
некоторые объединения
На 19 конгрессе Петровский А.В. представил доклад «Конформизм и коллективизм», с которого началось исследование личности в коллективе.
Также проблема
отношений в значительной степени
разработана в работах В.Н.
Общественные строятся (экономические, политические, социальные) на основе положения, занимаемого в системе общества, носят безличный характер. Их сущность во взаимодействии конкретных ролей. Человек выполняет несколько социальных ролей (шофер, отец, футболист). Общественные отношения приобретают «личную окраску». Каждый проявляет индивидуальные характеристики. Нет шаблона поведения, но его называют «стилем исполнения роли» - «диапазон возможностей». Этот диапазон является основой для построения межличностных отношений (5,72).
Некоторые
считают, что межличностные отношения
находятся в одном ряду с общественными
(Кузьмин), другие – как отражение
в сознании общественных отношений
(Платонов) и т.д. Андреева считает, что
они возникают внутри каждого
вида общественных отношений. Важнейшая
отличительная черта
Общение людей друг с другом осуществляется в группах. Они бывают большие и малые. К большим относятся государства, нации, партии, социальные общности.
Под малой
группой понимается немногочисленная
по составу группа, члены которой
объединены общей социальной деятельностью
и находятся в непосредственном
личном общении, что является основой
для возникновения
Малые группы – немногочисленные объединения людей, члены которого имеют непосредственный контакт друг с другом и общую цель.
Эти группы от 2-3 человек до 30-40 человек. К малым группам относятся семья, учебная группа, объединение близких людей, спортивная команда и т.д.
Классификация малых групп условная и реальная. Выделение условных необходимо в исследовательских целях, для сравнения результата, полученных в реальных группах. А реальная, т.е. действительно существующее объединение людей. Реальная бывает естественная (складывается сама по себе) и лабораторная (в лабораториях). Естественная делится на формальную и неформальную. Формальная – существует лишь в рамках официально принятых организаций, а цели задаются из вне. Неофициальная – объединение на база личных интересов.
Группы
могут быть слаборазвитыми и высокоразвитыми.
Слаборазвитыми называются группы, в
которых отсутствует или
Корпорация – это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за чет других групп (2, 449).
Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы (2, 449).
Признаки корпорации: деятельность мало полезна или вредна обществу, индивидуалистические отношения строятся на страхе, недоверии, подозрительности.
Признаки
коллектива: деятельность общественно
значима, доминирование общественных
интересов над личными и
В группах также существуют неофициальные контакты, содержание которых называют психологическим климатом.
Существует много трудностей во взаимоотношениях людей.
Первой
из них является то, что люди довольно
часто, помимо своего желания, оказываются
невольным препятствием на пути удовлетворения
интересов и потребностей друг друга
и отношения между невольными
конкурентами во всех этих делах неизбежно
будут сложными, поскольку получение
одним человеком
Второй причиной - различные психологические различия между людьми как личностями, в силу которых они или не могут вместе жить и работать, или не в состоянии прийти к единому мнению так, что начинают мешать друг другу.
Третья причина – неправильное восприятие и понимание людьми друг друга.
Четвертая причина –действительно существующие недостатки в характере человека (агрессивность, неуживчивость, непорядочность, зависть и т.д.).
Пятая причина – преднамеренное провоцирование других людей на конфликты.
Пути
и способы преодоления
Отношения в группе закономерно изменяются. Сначала они бывают безразличными (люди не знают друг друга), затем могут стать конфликтными, а при благоприятных условиях превращаются в коллективистские.
Итак, усилия
зарубежных психологов были направлены
на изучение малых групп и в
большинстве случаев «
1.2 Виды межличностных отношений
Межличностные отношения делятся на личные и деловые, эмоциональные и рациональные, официальные и неофициальные, координационные и субкоординационные.
Личными называют отношения, которые возникают между людьми как личностями (3, 107). В основе таких отношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу, а также индивидуальные, психологические особенности этих людей. Чувства могут быть положительные и отрицательные, включать переживания, симпатии, антипатии, любовь, вражду, ненависть, уважения и т.д.
Любовь, вражда, дружба, одиночество – интимные межличностные отношения.
Интересы людей различны, а зачастую удовлетворяются за счет нарушения интересов других людей. Тот, кто имеет больше - вызывает зависть.
Основная причина – интеллектуальные, личностные различия, а также различие в области образования. Третье – индивидуальные различия: темперамент, черты характера. Эти противоречия ведут к конфликту, а потом к вражде. Враждебные отношения легче предупредить, в случае удачи они приводят к равнодушию. Человек изолируется от людей – это ведет к одиночеству.
Одиночество
– тяжелое психологическое