Межличностные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: измерить степень сплоченности-разобщенности в группе, выявить статус членов группы и обнаружить его соответствие выборной должности; выявить соответствие уровня межличностных отношений в группе стилю руководства ею со стороны классного руководителя, а также психологическому климату, созданному в ней.
Задачами исследования являются:
1. Раскрыть содержание исследований межличностных отношений в работах психологов;
2. Осветить практическое исследование межличностных отношений детей подросткового возраста;
3. Проанализировать практические вопросы межличностных отношений детей на примере конкретной группы детей подросткового возраста
4. Выявить зависимость уровня межличностных отношений от психологического климата в коллективе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Подходы к межличностным отношениям. Теоретическое изучение межличностных отношений в зарубежной и отечественной литературе………..…5
1.1 Определение межличностных отношений………………………………………..5
1.2 Виды межличностных отношений………………………………………………...9
Глава II. Межличностные отношения в подростковом возрасте…………………..12
2.1 Психологические особенности детей подросткового возраста………………...12
2.2 Межличностные отношения – как важный фактор, влияющий на социальный статус ребенка………………………………………………………………………....17
Заключение.……………………………………………………………………………22
Список используемой литературы…………………………………………………...23

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 41.04 Кб (Скачать)

 

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………………3

Глава 1. Подходы к межличностным  отношениям. Теоретическое изучение межличностных отношений в зарубежной и отечественной литературе………..…5

1.1 Определение межличностных отношений………………………………………..5

1.2 Виды межличностных отношений………………………………………………...9

Глава II. Межличностные отношения в подростковом возрасте…………………..12

2.1 Психологические особенности  детей подросткового возраста………………...12

2.2 Межличностные отношения –  как важный фактор, влияющий на  социальный статус ребенка………………………………………………………………………....17

Заключение.……………………………………………………………………………22

Список используемой литературы…………………………………………………...23

 

 

Введение

В настоящее  время уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное  формирование у человека ни одной  психической функции или психического процесса, ни одного блока психических  свойств, личности в целом.

Общение – это взаимодействие людей, в  котором всегда развертывается взаимопонимание  между ними, устанавливаются те или  иные взаимоотношения, имеет место  определенное взаимообращение участвующих  в общении людей по отношению  друг к другу.

Межличностное общение оказывается таким процессом, который при условии, если мы хотим  постичь его суть, должен рассматриваться  как система «человек - человек» во всей многоаспектной динамике ее функционирования. Это в полной мере имеет отношение  к детям разных возрастов.

Потребность в общении со сверстниками, которых  не могут заменить родители, возникает  у ребенка уже в 4-5 лет и с  возрастом неуклонно усиливается. К 13-14 годам происходит переориентация подростка и юноши со взрослых (родителей, учителей и вообще старших) на ровесников, более или менее  равных себе по положению. Эта переориентация может происходить медленно и  постепенно или скачкообразно и  быстро, но такая переориентация происходит обязательно (исследования Г.С. Абрамовой, Н.А. Амрекулова, Л.Д. Столяренко, Е.И. Рогова, Дж. Морено и др.)

Тема межличностных отношений подростков и юношей исследована недостаточно , не раскрыты особенности межличностных взаимоотношений детей данного возраста, в целом исследуемая тема изложена не систематично и кратко. Учитывая это, тема «Развитие межличностных отношений подростков» является актуальной для исследования.

Цель  курсовой работы: измерить степень  сплоченности-разобщенности в группе, выявить статус членов группы и обнаружить его  соответствие выборной должности; выявить соответствие уровня межличностных  отношений в группе стилю руководства ею со стороны классного руководителя, а также  психологическому климату, созданному в ней. 

Объектом  исследования являются межличностные  отношения и общение.

Задачами  исследования являются:

1.         Раскрыть содержание исследований  межличностных отношений в работах  психологов;

2.         Осветить практическое исследование  межличностных отношений детей  подросткового возраста;

3.         Проанализировать практические  вопросы межличностных отношений  детей на примере конкретной  группы детей подросткового возраста

4.         Выявить зависимость уровня межличностных  отношений от психологического  климата в коллективе.

 

 

Глава 1. Подходы к межличностным  отношениям. Теоретическое изучение межличностных отношений в зарубежной и отечественной литературе

1.1 Определение межличностных отношений

В 1920-1930 годы произошел расцвет социальной психологии, выясняющий закономерности межличностных отношений и становится ведущим направлением в США, Англии, Германии, Франции, Японии. В центре внимания оказалась малая группа. Сплоченность малых групп, устойчивость их структуры против воздействующих вил, эффективность деятельности группы в зависимости от ее размера, от стиля  руководства конфликтность личности в группе или независимость ее от группы, а также другие проблемы межличностных отношений – все  это стало предметом экспериментального исследования и образовало специальный  раздел социальной психологии- изучение групповой динамики (1, 9).

Среди американских социально-психологических исследований выделяются работы, направленные на изучение малых групп, контактных общностей, где осуществляются взаимоотношения  и взаимодействия индивидов (Р.Бейтс, А.Зандер, Д.Картрайт и др.)

Малая группа рассматривалась в свете отношений  преимущественно эмоционального характера (симпатия, антипатия, безразличие и  т.д.)

С точки  зрения этой теории малая группа –  группа лиц, связанных друг с другом в течение какого-то периода (Г.Хоманс); некоторые объединения взаимодействующих  людей, находящихся в непосредственном контакте (лицом к лицу) или серии  контактов, так, что у каждого  члена осуществляется перцепция (восприятие) всех остальных (А.Хейр). Но она сопровождалась критикой. Так, спиритуалистические  построения Дж.Морено по поводу потока «теле», якобы создающую иррациональную Мистическую основу для межличностного общения в малых группах, подверглась  критике. Некоторые наши психологи  считали, что закономерности, выявленные в группах, пригодны для объяснения взаимосвязи в любых группах, даже в коллективах.

На 19 конгрессе  Петровский А.В. представил доклад «Конформизм  и коллективизм», с которого началось исследование личности в коллективе.

Также проблема отношений в значительной степени  разработана в работах В.Н.Мясищева. Он считает, что роли объектов строго распределены (5,70). Человек оказывается  субъектом многочисленных и разнообразных  отношений. Их различают на общественные и межличностные.

Общественные  строятся (экономические, политические, социальные) на основе положения, занимаемого  в системе общества, носят безличный  характер. Их сущность во взаимодействии конкретных ролей. Человек выполняет  несколько социальных ролей (шофер, отец, футболист). Общественные отношения  приобретают «личную окраску». Каждый проявляет индивидуальные характеристики. Нет шаблона поведения, но его  называют «стилем исполнения роли» - «диапазон возможностей». Этот диапазон является основой для построения межличностных отношений (5,72).

Некоторые считают, что межличностные отношения  находятся в одном ряду с общественными (Кузьмин), другие – как отражение  в сознании общественных отношений (Платонов) и т.д. Андреева считает, что  они возникают внутри каждого  вида общественных отношений. Важнейшая  отличительная черта межличностных  отношений от общественных – эмоциональная  сфера. Эмоциональная основа межличностных  отношений означает, что они возникают  и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Различают  три вида или уровня эмоциональных  проявлений личности: аффекты, эмоции, чувства. Эмоциональная основа межличностных  отношений включает все виды эмоциональных  проявлений. Обычно характеризуется  третий компонент – чувства. Их две  группы: 1) конъюнктивные – сближающие, объединяющие людей; 2)дизъюнктивные  – разъединяющие людей. Межличностные  отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи людей. На содержательном уровне межличностные отношения- это  система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов, через которые или  с помощью которых люди воспринимают и оценивают друг друга.

Общение людей друг с другом осуществляется в группах. Они бывают большие  и малые. К большим относятся  государства, нации, партии, социальные общности.

Под малой  группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой  объединены общей социальной деятельностью  и находятся в непосредственном личном общении, что является основой  для возникновения эмоциональных  отношений, групповых норм и групповых  процессов (5, 8).

Малые группы – немногочисленные объединения  людей, члены которого имеют непосредственный контакт друг с другом и общую  цель.

Эти группы от 2-3 человек до 30-40 человек. К малым  группам относятся семья, учебная  группа, объединение близких людей, спортивная команда и т.д.

Классификация малых групп условная и реальная. Выделение условных необходимо в  исследовательских целях, для сравнения  результата, полученных в реальных группах. А реальная, т.е. действительно  существующее объединение людей. Реальная бывает естественная (складывается сама по себе) и лабораторная (в лабораториях). Естественная делится на формальную и неформальную. Формальная – существует лишь в рамках официально принятых организаций, а цели задаются из вне. Неофициальная – объединение  на база личных интересов.

Группы  могут быть слаборазвитыми и высокоразвитыми. Слаборазвитыми называются группы, в  которых отсутствует или недостаточно развиты некоторые параметры. Высокоразвитые – это корпорация и коллектив.

Корпорация  – это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить  свои групповые цели любой ценой, в том числе и за чет других групп (2, 449).

Коллектив – устойчивая во времени организационная  группа взаимодействующих людей  со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно  полезной деятельности и сложной  динамикой формальных (деловых) и  неформальных взаимоотношений между  членами группы (2, 449).

Признаки  корпорации: деятельность мало полезна  или вредна обществу, индивидуалистические отношения строятся на страхе, недоверии, подозрительности.

Признаки  коллектива: деятельность общественно  значима, доминирование общественных интересов над личными и строятся на уважении и доверии. Степень развития группы определяется по параметрам: достаточная  психологическая общность (сплоченность), сложившаяся структура, четко распределенные обязанности, наличие признанных лидеров, налаженные деловые и личные связи.

В группах  также существуют неофициальные  контакты, содержание которых называют психологическим климатом.

Существует  много трудностей во взаимоотношениях людей.

Первой  из них является то, что люди довольно часто, помимо своего желания, оказываются  невольным препятствием на пути удовлетворения интересов и потребностей друг друга  и отношения между невольными конкурентами во всех этих делах неизбежно  будут сложными, поскольку получение  одним человеком соответствующей  «награды» автоматически лишает ее другого человека.

Второй  причиной - различные психологические различия между людьми как личностями, в силу которых они или не могут вместе жить и работать, или не в состоянии прийти к единому мнению так, что начинают мешать друг другу.

Третья  причина – неправильное восприятие и понимание людьми друг друга.

Четвертая причина –действительно существующие недостатки в характере человека (агрессивность, неуживчивость, непорядочность, зависть и т.д.).

Пятая причина  – преднамеренное провоцирование других людей на конфликты.

Пути  и способы преодоления трудностей во взаимоотношениях людей зависят  от тех причин, которые эти трудности  создают.

Отношения в группе закономерно изменяются. Сначала они бывают безразличными (люди не знают друг друга), затем  могут стать конфликтными, а при  благоприятных условиях превращаются в коллективистские.

Итак, усилия зарубежных психологов были направлены на изучение малых групп и в  большинстве случаев «диффузных», а наши отечественные психологи  изучали в большей степени  коллектив. Межличностные отношения  пронизывают общественные и реализуют  безличные. Далее рассмотрим виды межличностных  отношений.

 

1.2 Виды межличностных  отношений

Межличностные отношения делятся на личные и  деловые, эмоциональные и рациональные, официальные и неофициальные, координационные  и субкоординационные.

Личными называют отношения, которые возникают  между людьми как личностями (3, 107). В основе таких отношений лежат  чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу, а также  индивидуальные, психологические особенности  этих людей. Чувства могут быть положительные  и отрицательные, включать переживания, симпатии, антипатии, любовь, вражду, ненависть, уважения и т.д.

Любовь, вражда, дружба, одиночество – интимные межличностные отношения.

Интересы  людей различны, а зачастую удовлетворяются  за счет нарушения интересов других людей. Тот, кто имеет больше - вызывает зависть.

Основная  причина – интеллектуальные, личностные различия, а также различие в области  образования. Третье – индивидуальные различия: темперамент, черты характера. Эти противоречия ведут к конфликту, а потом к вражде. Враждебные отношения  легче предупредить, в случае удачи  они приводят к равнодушию. Человек  изолируется от людей – это  ведет к одиночеству.

Одиночество – тяжелое психологическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением  и тяжелым эмоциональными переживанием. Это несчастные люди. Они не всегда изолированные люди. Можно чувствовать  себя одиноким среди чужих людей. Нередко одиночество возникает  при социальных причинах: вдовство, развод и т.д. Выделяют три типа одиночества: хронический, ситуативный, переходящий. Хроническое – наступает, когда  человек не смог установить удовлетворительные отношения с людьми. Ситуативное  – результат каких-либо стрессов (смерть, развод). Человек смиряется  с потерей и преодолевает чувство  одиночества. Переходящее – кратковременные  приступы чувства одиночества, которые  полностью и бесследно проходят.

Информация о работе Межличностные отношения