Методы преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 18:35, реферат

Описание работы

Заикание является одним из распространенных речевых нарушений, которое характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью лечения. Возникая в сенситивный период развития (от 2 до 6 лет) заикание ограничивает коммуникативные возможности ребенка, искажает развитие личностных качеств, затрудняет его социальную адаптацию. В начальной стадии заикание чаще имеет легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале, заикание может со временем усилиться и вызвать у ребенка болезненные переживания, страх перед речью. Чем больше проходит времени с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка.

Работа содержит 1 файл

Темпо-ритмические нарушения речи.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

     Коррекционные задачи: обучение  навыкам пользования простейшей  ситуативной речью. При построении  ответов дети опираются на конкретные вопросы логопеда и наглядный материал.

     В процессе обучения в первом  квартале допускаются однословные  и простые фразовые ответы. Заикающиеся  дошкольники мало пользуются  речью больше слушают короткие  и точные образцы речи логопеда, усваивают правила пользования ею и молча выполняют его задания. Основная задача в этот период – научить детей внимательно слушать, запоминать и правильно выполнять задания. Педагоги тактично и настойчиво останавливают детей при их высказываниях без разрешения.  

Второй  квартал.

     Программные задачи: развитие речи  и ознакомление с окружающей  природой. Понятия: транспорт, птицы,  домашние животные, почта. Зима.

     Развитие математических представлений  включает обучение счету до 9, сравнения в пределах 5, формирование пространственных представлений (левая, правая сторона тела, листа бумаги).

     На занятиях по рисованию и  ручному труду дети учатся  изображать различные по степени  сложности предметы (животные, птицы,  узоры).

     Коррекционные задачи: овладение сложными формами ситуативной речи. Значительное место занимает поэтапная работа над фразой: построение простой фразы, распространение фраз, конструирование вариантов фраз для выражения одной и той же мысли. Уточняется правильный порядок слов в предложении, осуществляется переход к построению сложноподчиненных конструкций и составлению рассказов. Постепенно использование наглядной опоры в ответах детей уменьшается. В этот период начинается развитие элементарной контекстной речи. Дети задают такие вопросы, при построении ответов на которые они имеют лишь частичную опору на наглядный материал. Конкретные вопросы, относящиеся к последовательности выполняемой работы, способствуют развитию у детей логического мышления. Из отдельных ответов составляется целый логически построенный рассказ.

Третий  квартал.

    Программные  задачи: развитие речи и ознакомление  с окружающей природой. Понятия:  дикие животные средней полосы, перелетные птицы, профессия.  Весна.

     Формирование математических представлений  включает обучение сравнению в пределах 9 – 10, ответам на вопросы: Какой? Который? Сколько?

     На занятиях по рисованию и  ручному труду дети выполняют  несложные рисунки и аппликации  к сказкам, лепят животных из  знакомых сказок, конструируют предметы.

     Коррекционные задачи: закрепление навыков пользования ситуативной речью, переход к контекстной речи. Дети учатся составлять рассказы по сюжетным картинкам и вопросам логопеда, затем без помощи вопросов логопеда. Все меньше места отводится наглядной опоре. К концу третьего квартала дети самостоятельно составляют вопросы, относящиеся не только к происходящему действию в данный момент, но и к тому, что происходило или будет происходить. Используются новые формы занятий: беседа, анализ различных видов работ детей. Изучение тем охватывает как можно больше предметов. Дети дают полные разнообразные ответы.

 Четвертый  квартал.

     Программные задачи: развитие речи  и ознакомление с окружающей  природой. Лето.

     Формирование математических представлений  включает изучение состава чисел 4 – 5, закрепляются навыки счета предметов обихода.

     На  занятиях по рисованию и  ручному труду дети выполняют  рисунки по замыслу и узоры  в аппликации, лепят героев из  сказок, конструируют из природного  материала игрушки.

     Коррекционные задачи: закрепление навыков пользования ситуативной и контекстной речью различных форм сложности. Дети учатся выразительно пересказывать прочитанный текст и сказки, составлять рассказы без помощи вопросов, рассказы по картине с элементами творчества, проводятся беседы обобщающего характера по знаниям, полученными детьми за год. Наглядный материал почти не используется.

 

     Методика В. И. Селиверстова  преимущественно рассчитана на  работу с детьми в медицинских  учреждениях. Большое значение  в данной методике придается родителям. Речевые упражнения предлагаются с учетом степени самостоятельности речи, ее громкости и ритмичности, структуры; с учетом обстановки и видов деятельности ребенка, в процессе которых происходит его речевое общение.

В.И.Селиверстов особо подчеркивает значение индивидуального подхода. В условиях логопедической работы с группой детей формы речевых упражнений выбирают для каждого ребенка отдельно.

     Известно, что ведущей деятельностью  детей дошкольного возраста является  игровая деятельность. Именно в игре происходит развитие личности ребенка, его речи, моторики, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, активности, формируется умение управлять своим поведением. Поэтому открываются широкие возможности применения игры в коррекционных целях.

     Вопросу устранения заикания  у дошкольников в процессе  игровой деятельности посвящены  работы Г. А. Волковой, И. Г.  Выгодской, Е. Л. Пеллингер,  Л. П. Успенской. Авторы с позиций психологии детского возраста предлагают систему различных игр – упражнений.

     Система игр, разработанная Г.  А. Волковой, включает следующие виды игр: дидактические, игры с пением, подвижные с правилами, игры – драматизации на основе стихотворного и прозаического текстов, творческие игры. По мнению автора, в играх развиваются не только речевые и неречевые процессы. Но и в игре дети осваивают социальный опыт межличностных отношений, происходит коррекция отклонений в поведении и формировании личности.

     И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер,  Л. П. Успенская (1984, 1993) предлагают игры и игровые приемы для проведения расслабляющих упражнений в соответствии с этапами логопедического воздействия: снижение речевой активности заикающихся детей для облегчения формирования нового речевого навыка; нормализация речевого дыхания; обучение ребенка технике правильной речи – умению говорить на выдохе, делая опору на ударные гласные, слитно произносить слова в смысловом отрезке, пользоваться паузами и логическими ударениями; тренировка навыков правильной речи при постепенном расширении объема высказываний (отдельные фразы, пересказ, рассказ, инсценировки). Авторы также дают практические рекомендации родителям для систематической работы с заикающимися детьми, для организации общего и речевого режима ребенка в домашних условиях. Предложенная ими система воспитания плавной речи включает в себя три этапа.

     Е. Ю. Рау (1992) использует в  своей методике ролевую игру  как средство эмоционально –  стрессовой психотерапии заикающихся  дошкольников. По мнению автора, с помощью ролевой игры разрушаются патологические коммуникативные стереотипы, и облегчается дальнейший процесс коррекции заикания у детей. 

 

Вывод.

Среди современных комплексных методов преодоления заикания, мы рассмотрели методику Н.А.Власовой и Е.Ф.Рау, которая является первой отечественной методикой логопедической работы с детьми дошкольного возраста. В основу этой методики положено использование коррекционных приемов и зависимости от разной степени речевой самостоятельности детей. Это методика используется по сей день.

Широко используется методика устранения заикания в процессе ручной деятельности Н.А.Чевелевой.

Позже С.А.Миронова предложила систему обучения заикающихся  детей постепенному овладению навыками свободной речи. Эта методика разработана  для детских дошкольных учреждений в соответствии с «Программой воспитания и обучения детей в детском саду», что очень облегчает работу логопеда.

Методика  В.И.Селиверстова, напротив, рассчитана на работу с заикающимися детьми в  медицинских учреждениях.

Многие работы посвящены вопросу устранения заикания в процессе игровой деятельности. В частности, методика Г.А.Волковой; И.Г.Выгодской, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенской; а также методика Е.Ю.Рау.

Выделить  какую-либо методику и сказать, что  она является «лучшей» сложно, так  как каждая методика предназначена для работы с заикающимися детьми в разных условиях: в дошкольных учреждениях, в медицинских учреждениях, в домашних условиях.

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. – М., 1998. – 486с.

2.Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Логопедия: Заикание // Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений., -М., - 2003. – 208 с.

5. Большакова С. Е. Речевые нарушения у взрослых и их преодоление. –М., 2002. – 160 с.

6. Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися. – М., 1999. – 624с.

8. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для высш. учеб. заведений., - М., - 2003. – 272с. – (Коррекционная педагогика).

9. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – СПб., - 2005. – 144с.

10. Заикание у подростков: Кн. для логопеда: Из опыта работы/ Е. В. Богданова, М. И. Буянов, Т. В. Калошина и др.; Сост. М. И. Буянов. – М., 1989. – 175с.

12. Леонова С.В. Клинико-психолого-педаогическая характеристика заикающихся школьников. // Логопед. 2004, №2. – с.70-76

17. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой: В 5 кн. – М., 2003. – Кн.2: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. – 432 с.

19. Логопедия/ Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М., 1998. – 480с.

22. Основы логопедии / Под ред. Т.В.Волосовец. – М., 2000. – 200с.

23. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2002. – 200с.

29. Селиверстов В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений., - М., 2000. – 208с. – (Коррекционная педагогика).

33. Чевелева Н.А. Преодоление заикания у детей. – М., 2001. – 120с.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Методы преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников