Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 18:35, реферат
Заикание является одним из распространенных речевых нарушений, которое характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью лечения. Возникая в сенситивный период развития (от 2 до 6 лет) заикание ограничивает коммуникативные возможности ребенка, искажает развитие личностных качеств, затрудняет его социальную адаптацию. В начальной стадии заикание чаще имеет легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале, заикание может со временем усилиться и вызвать у ребенка болезненные переживания, страх перед речью. Чем больше проходит времени с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка.
Коррекционные задачи: обучение
навыкам пользования
В процессе обучения в первом
квартале допускаются
Второй квартал.
Программные задачи: развитие речи и ознакомление с окружающей природой. Понятия: транспорт, птицы, домашние животные, почта. Зима.
Развитие математических
На занятиях по рисованию и
ручному труду дети учатся
изображать различные по
Коррекционные задачи: овладение сложными формами ситуативной речи. Значительное место занимает поэтапная работа над фразой: построение простой фразы, распространение фраз, конструирование вариантов фраз для выражения одной и той же мысли. Уточняется правильный порядок слов в предложении, осуществляется переход к построению сложноподчиненных конструкций и составлению рассказов. Постепенно использование наглядной опоры в ответах детей уменьшается. В этот период начинается развитие элементарной контекстной речи. Дети задают такие вопросы, при построении ответов на которые они имеют лишь частичную опору на наглядный материал. Конкретные вопросы, относящиеся к последовательности выполняемой работы, способствуют развитию у детей логического мышления. Из отдельных ответов составляется целый логически построенный рассказ.
Третий квартал.
Программные задачи: развитие речи и ознакомление с окружающей природой. Понятия: дикие животные средней полосы, перелетные птицы, профессия. Весна.
Формирование математических
На занятиях по рисованию и
ручному труду дети выполняют
несложные рисунки и
Коррекционные задачи: закрепление навыков пользования ситуативной речью, переход к контекстной речи. Дети учатся составлять рассказы по сюжетным картинкам и вопросам логопеда, затем без помощи вопросов логопеда. Все меньше места отводится наглядной опоре. К концу третьего квартала дети самостоятельно составляют вопросы, относящиеся не только к происходящему действию в данный момент, но и к тому, что происходило или будет происходить. Используются новые формы занятий: беседа, анализ различных видов работ детей. Изучение тем охватывает как можно больше предметов. Дети дают полные разнообразные ответы.
Четвертый квартал.
Программные задачи: развитие речи и ознакомление с окружающей природой. Лето.
Формирование математических
На занятиях по рисованию и ручному труду дети выполняют рисунки по замыслу и узоры в аппликации, лепят героев из сказок, конструируют из природного материала игрушки.
Коррекционные задачи: закрепление навыков пользования ситуативной и контекстной речью различных форм сложности. Дети учатся выразительно пересказывать прочитанный текст и сказки, составлять рассказы без помощи вопросов, рассказы по картине с элементами творчества, проводятся беседы обобщающего характера по знаниям, полученными детьми за год. Наглядный материал почти не используется.
Методика В. И. Селиверстова преимущественно рассчитана на работу с детьми в медицинских учреждениях. Большое значение в данной методике придается родителям. Речевые упражнения предлагаются с учетом степени самостоятельности речи, ее громкости и ритмичности, структуры; с учетом обстановки и видов деятельности ребенка, в процессе которых происходит его речевое общение.
В.И.Селиверстов особо подчеркивает значение индивидуального подхода. В условиях логопедической работы с группой детей формы речевых упражнений выбирают для каждого ребенка отдельно.
Известно, что ведущей деятельностью
детей дошкольного возраста
Вопросу устранения заикания
у дошкольников в процессе
игровой деятельности
Система игр, разработанная Г. А. Волковой, включает следующие виды игр: дидактические, игры с пением, подвижные с правилами, игры – драматизации на основе стихотворного и прозаического текстов, творческие игры. По мнению автора, в играх развиваются не только речевые и неречевые процессы. Но и в игре дети осваивают социальный опыт межличностных отношений, происходит коррекция отклонений в поведении и формировании личности.
И. Г. Выгодская, Е. Л.
Е. Ю. Рау (1992) использует в
своей методике ролевую игру
как средство эмоционально –
стрессовой психотерапии
Вывод.
Среди современных комплексных методов преодоления заикания, мы рассмотрели методику Н.А.Власовой и Е.Ф.Рау, которая является первой отечественной методикой логопедической работы с детьми дошкольного возраста. В основу этой методики положено использование коррекционных приемов и зависимости от разной степени речевой самостоятельности детей. Это методика используется по сей день.
Широко используется методика устранения заикания в процессе ручной деятельности Н.А.Чевелевой.
Позже С.А.Миронова предложила систему обучения заикающихся детей постепенному овладению навыками свободной речи. Эта методика разработана для детских дошкольных учреждений в соответствии с «Программой воспитания и обучения детей в детском саду», что очень облегчает работу логопеда.
Методика В.И.Селиверстова, напротив, рассчитана на работу с заикающимися детьми в медицинских учреждениях.
Многие работы посвящены вопросу устранения заикания в процессе игровой деятельности. В частности, методика Г.А.Волковой; И.Г.Выгодской, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенской; а также методика Е.Ю.Рау.
Выделить какую-либо методику и сказать, что она является «лучшей» сложно, так как каждая методика предназначена для работы с заикающимися детьми в разных условиях: в дошкольных учреждениях, в медицинских учреждениях, в домашних условиях.
Список используемой литературы
1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. – М., 1998. – 486с.
2.Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Логопедия: Заикание // Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений., -М., - 2003. – 208 с.
5. Большакова С. Е. Речевые нарушения у взрослых и их преодоление. –М., 2002. – 160 с.
6. Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися. – М., 1999. – 624с.
8. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для высш. учеб. заведений., - М., - 2003. – 272с. – (Коррекционная педагогика).
9. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – СПб., - 2005. – 144с.
10. Заикание у подростков: Кн. для логопеда: Из опыта работы/ Е. В. Богданова, М. И. Буянов, Т. В. Калошина и др.; Сост. М. И. Буянов. – М., 1989. – 175с.
12. Леонова С.В. Клинико-психолого-
17. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой: В 5 кн. – М., 2003. – Кн.2: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. – 432 с.
19. Логопедия/ Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М., 1998. – 480с.
22. Основы логопедии / Под ред. Т.В.Волосовец. – М., 2000. – 200с.
23. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2002. – 200с.
29. Селиверстов В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений., - М., 2000. – 208с. – (Коррекционная педагогика).
33. Чевелева Н.А. Преодоление заикания у детей. – М., 2001. – 120с.
Информация о работе Методы преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников