Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 18:35, реферат
Заикание является одним из распространенных речевых нарушений, которое характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью лечения. Возникая в сенситивный период развития (от 2 до 6 лет) заикание ограничивает коммуникативные возможности ребенка, искажает развитие личностных качеств, затрудняет его социальную адаптацию. В начальной стадии заикание чаще имеет легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале, заикание может со временем усилиться и вызвать у ребенка болезненные переживания, страх перед речью. Чем больше проходит времени с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка.
В литературе
по вопросам преодоления заикания встречаются
также многочисленные указания на необходимость
использования облегчающих и
корригирующих речь ортопедических
средств и различных
Ортопедические
приспособления, однако, не имели самостоятельного
значения в лечении заикания и
рекомендовались как
Лечение заикания, как собственно и любого заболевания, немыслимо рассматривать без учета оздоровляющего воздействия личности врача на больного, бесед с ним о сущности заболевания и путях его преодоления, без создания определенных условия для благоприятного лечения, поддержания веры в его положительный исход, убеждения в необходимости активного участия больного в лечебном процессе и т.д. Следовательно, всем без исключения методам преодоления заикания свойственно было в разной степени направленное психотерапевтическое воздействие на психику заикающегося.
С появлением взглядов на заикание как на невротическое расстройство некоторые авторы стали предавать первостепенное значение в его преодолении психотерапевтическому воздействию (Бертран, Шультесс, Лагузен, Меркель, А.Либман, Г.Д.Неткачев, Фрешельс и др.). Сторонники психологического направления в преодолении заикания видели в нем, прежде всего психическое страдание, поэтому при выборе средств воздействия на заикающегося, они, прежде всего, учитывали влияние этих средств на его психику.
Сторонники
только дидактических приемов
Изолированное применение мер педагогического или лечебного характера при лечении заикания, безусловно, обедняло лечебное воздействие на больного. Поэтому независимо от названия метода лечения почти каждый из них включает в разной степени и в разной форме элементы и педагогического, и медицинского характера.
Однако многоплановость корригирующего воздействия на речь заикающегося в прошлом – это обычно примитивное (с современных позиций) стремление соединить разные лечебно-педагогические средства. Это стремление нельзя отождествлять с комплексным подходом преодоления заикания, применяемым в настоящее время. Указания на необходимость комплексного воздействия и серьезные попытки его применения при заикании мы впервые встречаем в трудах отечественных авторов – И.А.Сикорского (1889) и И.К.Хмелевского (1897). Многоплановость лечебного воздействия, по И.А.Сикорскому, впервые стала комплексной системой преодоления заикания. Эту систему мы рассмотрим ниже.
Итак, в литературе по вопросам преодоления заикания описываются следующие методы: терапевтические средства, хирургический метод, ортопедические средства, психотерапевтическое воздействие, дидактические приемы воспитания. Изолированное применение данных методов, как показало время, обедняет лечебное воздействие на больного. Только комплексное применение данных методов имеет эффективное воздействие.
Под современным комплексным
подходом к преодолению
В комплекс лечебно –
Логопед, как основной специалист по борьбе с дефектами речи, в целом организует содружественную медико-педагогическую работу необходимых специалистов (врачей, воспитателей, ритмиста, инструктора по ЛФК, музыкального работника), использующих свои методы и средства при воздействии на заикающихся. Другими словами, логопед пользуется консультациями и соответствующей помощью разных специалистов в своей коррекционно-воспитательной работе с заикающимися.
Опыт работы с заикающимися позволяет заключить, что весь лечебно – педагогический комплекс по характеру его воздействия условно можно разделить на две составные части: лечебно – оздоровительную и коррекционно-воспитательную.
Основной задачей лечебно – оздоровительной работы, которую преимущественно проводит и направляет врач, является укрепление и оздоровление нервной системы и физического здоровья заикающегося, устранение и лечение отклонений и патологических проявлений в их психофизическом состоянии (ослабление или снятие речевых судорог, расстройств вегетативной нервной системы, нарушений моторики).
Основной задачей коррекционно-
До
1930 года логопедическая помощь
оказывалась заикающимся, в
В 1931 году в Москве открываются ясли для заикающихся детей, где логопедическая работа проводилась Е. Ф. Рау, и полустационар, где работала Н. А. Власова.
Авторами впервые выработаны принципы комплексного метода реабилитации заикающихся:
В основу первой отечественной
методики логопедической
На первом этапе детям предлагаются упражнения в сопряженной и отраженной формах речи. Материалом для этих занятий служат наглядные пособия. Плавность речи отрабатывается в заученных фразах, стихотворных текстах, широко используются декламации. На втором этапе в ситуативном диалоге дети отвечают на вопросы по знакомой картинке, описывают картинку и пересказывают прослушанный текст. При ответе на вопрос по картинке одно слово в предложении ребенок должен произнести самостоятельно. Вопрос задают таким образом, чтобы ребенок мог почти отраженно повторить весь вопрос в своем ответе. Тем самым, постепенно совершается переход от отраженной речи к описанию картинок, самостоятельному произнесению фразы, но еще подкрепленной зрительно игрушкой или картинкой. Для самостоятельного описания картинок детям сначала предлагают уже знакомый материал. Особое внимание предлагают обращать внимание на грамматически правильное оформление фразы.
При пересказе прослушанного текста используют наглядный материал, развивается слуховое внимание и память заикающихся детей. Вырабатывается выразительность, правильная интонация путем подражания речи логопеда. Эффективным приемом является пересказ текста своими словами.
На третьем этапе закрепляются приобретенные навыки плавной речи в спонтанной речи (в обиходном разговоре с окружающими детьми и взрослыми, во время игр, занятий, бесед). Детям предлагают задания на составление самостоятельно творческих рассказов на заданную тему или слово.
Особое место в методике
Эта система не потеряла своей
актуальности до настоящего
В 1958 году Р. Е. Левина выдвинула идею развития коммуникативной функции речи у заикающихся детей, а ее последователями была разработана целостная система психолого-педагогического воздействия на заикающихся детей дошкольного и школьного возраста (Н. А. Чевелева, С. А. Миронова. А. В. Ястребова, О. С. Бот, Л. Ф. Спирова).[6, 17]
С 1960 года в нашей стране развертывается сеть дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи, и организовываются группы для заикающихся детей, в которых широко начинает использоваться методика устранения заикания в процессе ручной деятельности Н. А. Чевелевой (1965).[4] Автор исходит из психологической концепции о том, что развитие связной речи ребенка осуществляется путем перехода от речи ситуативной к контекстной, а затем на протяжении дошкольного возраста эти речевые формы сосуществуют. Поэтому последовательность речевых упражнений с заикающимися детьми усматривается в постепенном переходе от наглядных, облегченных форм речи к отвлеченным, контекстным высказываниям и включает в себя следующие формы: сопровождающую, завершающую и предваряющую.
1. Подготовительный период, во время которого организуется речевой режим заикающихся детей. Он заключается во временном ограничении речи самих детей и развитии слухового внимания к речи окружающих.
2. Основной формой речи,
которой дети пользуются в этот период
является сопровождающая речь по поводу
одновременно совершаемых ими действий
с опорой на конкретные, наглядные предметы
или действия:
В методике Н. А. Чевелевой
реализован принцип
Вся
коррекционная и обучающая
Первый квартал.
Программные задачи: развитие речи и ознакомление с окружающей природой. Знакомство с предметами, расширение знаний, обогащение словаря. Усваиваются понятия овощи, фрукты, грибы. Это связывается с понятием Осень.
Развитие элементарных
В рисовании дети учатся
На занятиях по ручному труду (рисование, лепка, аппликация, конструирование) дети также овладевают простыми геометрическими формами, учатся их вырезать, конструировать.
Информация о работе Методы преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников