Методы организации обучения с применением персонального компьютера

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: Рассмотреть и раскрыть целесообразность применения информационных технологий в профессиональном образовании.
Задачи:
1) Выделить дидактические основы и психологические особенности использования технических и информационных средств, в процессе обучения и воспитания;
2) Классифицировать виды педагогических программных средств;
3) Рассмотреть методы организации процесса обучения с применением ИКТ.

Содержание

Введение 2
1.1 Информатизация образования 4
1.1.1 Информационное общество 4
1.1.2 Влияние информатизации на сферу образования 5
1.1.3 Этапы информатизации образования 5
1.1.4 Основные задачи информатизации образования 6
1.2 Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании 7
1.2.1 Дидактические основы использования ИКТ в процессе обучения и воспитания 9
1.2.2 Психологические особенности использования технических средств обучения 12
1.2.3 Классификация педагогических программных средств 14
1.2.4 Средства информационных и коммуникационных технологий в системе образования 22
1.2.5 Информационные и коммуникационные технологии в научной деятельности 24
2.1 Методы организации обучения с применением персонального компьютера 26
2.2 Использование презентаций на учебных занятиях по экономике 28
Заключение 34
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая по методике.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

     Информационные  и коммуникационные технологии (ИКТ) – это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)» [7;12].

     Как правило, все информационные технологии обучения связаны с компьютерным обучением. На современном этапе международные образовательные учреждения разрабатывают новые направления деятельности для создания условий перехода на информационные технологии:

  • Совершенствование базовой подготовки учащихся школ и студентов ВУЗов и СУЗов по информатике и новым информационным технологиям;
  • Переподготовка преподавателей в области новых информационных технологий;
  • Информатизация процесса обучения и воспитания;
  • Оснащение системы образования техническими средствами информатизации;
  • Создание современной национальной информационной среды и объединение в нее учреждений образования;
  • Создание на базе новых информационных технологий единой системы дистанционного образования в стране.

     Современные информационные технологии выполняют различные функции в обучении: средства обучения, учебного и исследовательского инструментария, коммуникативной системы, предмета изучения. В настоящее время становится обычной практикой широкое использование компьютерного тестирования для дистанционного обучения, заочного образования, тренинга, самостоятельной работы, для проведения текущего, промежуточного и обобщающего контроля приобретаемых знаний.

     Применение  гипертекстовой технологии в работе с информацией представлено в виде компьютерных сред и в виде сред мультимедиа (бурно развивающаяся область информатики). Продукты мультимедиа применяют различные разновидности информации: компьютерные данные, теле- и видеоинформацию, речь и музыку. Мультимедиа – интерактивные средства, т.е. зритель и слушатель не остается пассивным. Трудности использования Интернет нашими соотечественниками вызваны языковым барьером, высокой ценой, боязнью нелегального доступа.

     Значение  информационных технологий велико, т.к. они способствуют формированию единого образовательного пространства в рамках мирового сообщества.

       Преимущества и недостатки организации педагогического процесса на основе применения компьютера.

Плюсы:

  • Расширенные возможности представления информации с помощью средств мультимедиа;
  • Доступ к большим объемам информации;
  • Автоматизация рутинных действий;
  • Усиление мотиваций учения;
  • Объективное (непредвзятое) оценивание;
  • Систематичность контроля (возможность пошагового).

Минусы:

  • Возможность неосознанного навязывания обучаемому своего видения системы фактов и выводов в данной области знания;
  • Неадекватный способ передачи информации (отсутствие или изобилие деталей);
  • Сложность учета исходного уровня знаний, способностей, навыков.

     Несомненно, перечисленные проблемы оказывают  различное влияние на разных людей в зависимости от их индивидуально-физиологических и личностных качеств. Учет этих качеств осложняется тем, что многие аспекты работы человека с ПК не получили достаточного научного рассмотрения. 

    1.2.1 Дидактические основы использования ИКТ в процессе обучения и воспитания 

     Качество  проведения учебного занятия зависит  от наглядности и изложения, от умения педагога сочетать живое слово с  образами, используя разнообразные  технические средства обучения, которые  обладают следующими дидактическими возможностями:

    • являются источником информации;
    • рационализируют формы преподнесения учебной информации;
    • повышают степень наглядности, конкретизируют понятия, явления, события;
    • организуют и направляют восприятие;
    • обогащают круг представлений учащихся, удовлетворяют их любознательность;
    • наиболее полно отвечают научным и культурным интересам и запросам учащихся;
    • создают эмоциональное отношение учащихся к учебной информации;
    • усиливают интерес учащихся к учебе путем применения оригинальных, новых конструкций, технологий, машин, приборов;
    • делают доступным для учащихся такой материал, который без технических средств обучения недоступен;
    • активизируют познавательную деятельность учащихся, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;
    • являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;
    • иллюстрируют связь теории с практикой;
    • создают условия для использования наиболее эффективных форм и методов обучения, реализации основных принципов целостного педагогического процесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному);
    • экономят учебное время, энергию преподавателя и учащихся за счет уплотнения учебной информации и ускорения темпа. Сокращение времени, затрачиваемого на усвоение учебного материала, идет за счет переложения на технику тех функций, которые она выполняет качественнее, чем учитель. Экспериментально доказано, что даже простой фильмоскоп экономит 25 мин двухчасового занятия, а на технических операциях по воспроизведению графиков, таблиц, формул экономится 15-20 учебного времени.

     Все это достигается благодаря определенным дидактическим особенностям технических средств обучения, к которым относятся:

    1. информационная насыщенность;
    2. возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы;
    3. возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов;
    4. показ изучаемых явлений в развитии, динамике;
    5. реальность отображения действительности;
    6. выразительность, богатство изобразительных приемов.

     Дидактические возможности обучающих, так же как  и контролирующих технических средств  обучения, определяются степенью совершенства программ, которые в них реализуются. Программа и технические средства обучения органически взаимосвязаны и дополняют друг друга. Какими бы совершенными ни были технические средства обучения, без соответствующей программы, разработанной на основе принципов теории обучения и с учётом достижений в области изучаемого предмета, они утрачивают свою ценность в дидактическом плане и становятся малоэффективными при контроле знаний. В то же время любая совершенная обучающая программа требует для своей реализации устройства с высокими техническими данными. Наиболее полно требованиям, предъявляемым к техническим средствам обучения, удовлетворяют автоматизированные обучающие системы.

     Автоматизированные  обучающие системы - функционально взаимосвязанный набор подсистем учебно-методического, информационного, математического и инженерно-технического обеспечения на базе средств вычислительной техники, предназначенный для оптимизации процессов обучения в различных его формах и работающий в диалоговом режиме коллективного пользования. Автоматизированные обучающие системы дают возможность использовать быстродействие электронно-вычислительных машин, её способность хранить большое количество информации, логической возможности, дистанционный доступ к информационным массивам, возможность накапливать и обрабатывать статистический материал об учебном процессе с требуемым уровнем обобщения. Применение автоматизированных обучающих систем в учебном процессе позволяет решить ряд фундаментальных проблем педагогики, основные из которых, это:

  • индивидуализация обучения в условиях массовости образования;
  • развитие творческой активности и способностей учащихся к познавательной деятельности;
  • унификация учебно-методического материала в связи с открывшейся возможностью «тиражирования» опыта лучших преподавателей.

     Оснащение учебного рабочего места устройством  отображения информации на электроннолучевой трубке (дисплеем) позволяет организовать диалог с электронно-вычислительной машиной, близкий к естественной форме общения учащихся с преподавателем.

     Комплексное использование технических средств  обучения всех видов создаёт условия  для решения основной задачи обучения - улучшения качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями современного научно-технического прогресса. 

     1.2.2 Психологические особенности использования технических средств обучения 

     Технические средства и информационные технологии обучения повысят продуктивность учебно-воспитательного процесса только в том случае, если учитель, воспитатель хорошо себе представляют и понимают психологические основы их применения.

     Одной из немаловажных для работы с ПК психологических проблем является проблема возрастов. Дело в том, что чаще всего люди старшего поколения более осторожно относятся к процессу компьютеризации, нежели молодежь. Это можно объяснить тем, что у взрослых людей к определенному возрасту формируются привычные методы и формы работы, которые они не захотят, а часто - и не могут кардинально менять (что неизбежно случиться при компьютеризации их работы).

     Как известно, главное преимущество компьютерных технологий, особенно при выходе в  Интернет, заключается в том, что любой человек получает доступ к максимально большому объёму знаний, полученных человечеством на данный момент в соответствующей области науки. Студент в принципе обеспечивается современным материалом наиболее высокого уровня. (Учебники, как правило, отстают в силу специфики своего производства на ряд лет).

     Однако, стремительная компьютеризация  учебного процесса в вузах, в том  числе в различных системах открытого  и дистанционного образования, заставляет обратить самое серьёзное внимание на важнейший элемент этого процесса - самого обучающегося. Массовое воздействие на психику потока непривычных и сложных форм обучения вызывает у учеников неоднозначную реакцию и даёт не всегда положительные результаты с точки зрения углублённого постижения изучаемых дисциплин и формирования творческого потенциала учащихся. Очень часто происходит, требуемая машинными методиками схематизация как в оформлении, так и в подаче материала. Это может служить серьёзным минусом в изучении гуманитарных дисциплин, особенно философского цикла. ( В своё время программированное обучение в этих областях знания было сочтено нецелесообразным).

     Общение с компьютером ставит целый ряд  методологических и психологических  проблем. Не все учащиеся достаточно легко им овладевают. Это вызывает нежелательные стрессы. Исследования и опросы показывают, что примерно у 30% обучающихся на компьютере поднимается давление, ухудшается сон, обостряются болезни. Этому способствуют и не совсем комфортные условия в компьютерных классах (неправильная освещённость, скученность, шум и т.п.).

     Работа  на компьютере, связанная с обучением тем или иным наукам, вызывает интерес примерно у 35-40%  обучающихся. Около 35% считают обучение с помощью компьютера "полезным" и "нужным". От 7 до 12% считают работу на компьютере "тяжёлой" и "неэффективной".

     Таким образом, если рассматривать эти данные с учётом общей успеваемости студентов, то получается следующее. Предоставляемая компьютером возможность более углублённого изучения какого-либо предмета определённую часть студентов не привлекает. Наоборот, она пугает и раздражает /как слишком подробный и "учёный" учебник/. Слабые, плохо успевающие студенты избегают работать и осваивать учебные программы на компьютерах. Средние по уровню успеваемости не видят в них никакой особой помехи. И весьма ценят возможности компьютерного обучения отличники и личности с разносторонними интересами. 

     1.2.3 Классификация педагогических программных средств 

     Информационная  технология обучения предполагает использование  наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. Под программным  средством учебного назначения понимается программное средство, в котором отражается некоторая предметная область, где в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Такие программные средства, функционально поддерживающие различные виды учебного процесса, называются педагогическими программными средствами.

     В настоящее время существует большое  количество различных классификаций  и типологий педагогических программных  средств

     Образовательные электронные издания следует различать:

  1. по функциональному признаку, определяющему значение и место образовательных электронных изданий в учебном процессе;
  2. по структуре
  3. по организации текста;
  4. по характеру представляемой информации;
  5. по форме изложения;
  6. по целевому назначению;
  7. по наличию печатного эквивалента;
  8. по природе основной информации;
  9. по технологии распространения;
  10. по характеру взаимодействия пользователя и электронного издания.

Информация о работе Методы организации обучения с применением персонального компьютера