Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 12:49, курсовая работа
Цель данной работы: Рассмотреть и раскрыть целесообразность применения информационных технологий в профессиональном образовании.
Задачи:
1) Выделить дидактические основы и психологические особенности использования технических и информационных средств, в процессе обучения и воспитания;
2) Классифицировать виды педагогических программных средств;
3) Рассмотреть методы организации процесса обучения с применением ИКТ.
Введение 2
1.1 Информатизация образования 4
1.1.1 Информационное общество 4
1.1.2 Влияние информатизации на сферу образования 5
1.1.3 Этапы информатизации образования 5
1.1.4 Основные задачи информатизации образования 6
1.2 Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании 7
1.2.1 Дидактические основы использования ИКТ в процессе обучения и воспитания 9
1.2.2 Психологические особенности использования технических средств обучения 12
1.2.3 Классификация педагогических программных средств 14
1.2.4 Средства информационных и коммуникационных технологий в системе образования 22
1.2.5 Информационные и коммуникационные технологии в научной деятельности 24
2.1 Методы организации обучения с применением персонального компьютера 26
2.2 Использование презентаций на учебных занятиях по экономике 28
Заключение 34
Список литературы
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)» [7;12].
Как правило, все информационные технологии обучения связаны с компьютерным обучением. На современном этапе международные образовательные учреждения разрабатывают новые направления деятельности для создания условий перехода на информационные технологии:
Современные информационные технологии выполняют различные функции в обучении: средства обучения, учебного и исследовательского инструментария, коммуникативной системы, предмета изучения. В настоящее время становится обычной практикой широкое использование компьютерного тестирования для дистанционного обучения, заочного образования, тренинга, самостоятельной работы, для проведения текущего, промежуточного и обобщающего контроля приобретаемых знаний.
Применение гипертекстовой технологии в работе с информацией представлено в виде компьютерных сред и в виде сред мультимедиа (бурно развивающаяся область информатики). Продукты мультимедиа применяют различные разновидности информации: компьютерные данные, теле- и видеоинформацию, речь и музыку. Мультимедиа – интерактивные средства, т.е. зритель и слушатель не остается пассивным. Трудности использования Интернет нашими соотечественниками вызваны языковым барьером, высокой ценой, боязнью нелегального доступа.
Значение информационных технологий велико, т.к. они способствуют формированию единого образовательного пространства в рамках мирового сообщества.
Преимущества и недостатки организации педагогического процесса на основе применения компьютера.
Плюсы:
Минусы:
Несомненно,
перечисленные проблемы оказывают
различное влияние на разных людей
в зависимости от их индивидуально-физиологических
и личностных качеств. Учет этих качеств
осложняется тем, что многие аспекты работы
человека с ПК не получили достаточного
научного рассмотрения.
1.2.1
Дидактические основы
использования ИКТ в
процессе обучения и
воспитания
Качество проведения учебного занятия зависит от наглядности и изложения, от умения педагога сочетать живое слово с образами, используя разнообразные технические средства обучения, которые обладают следующими дидактическими возможностями:
Все
это достигается благодаря
Дидактические
возможности обучающих, так же как
и контролирующих технических средств
обучения, определяются степенью совершенства
программ, которые в них реализуются.
Программа и технические
Автоматизированные обучающие системы - функционально взаимосвязанный набор подсистем учебно-методического, информационного, математического и инженерно-технического обеспечения на базе средств вычислительной техники, предназначенный для оптимизации процессов обучения в различных его формах и работающий в диалоговом режиме коллективного пользования. Автоматизированные обучающие системы дают возможность использовать быстродействие электронно-вычислительных машин, её способность хранить большое количество информации, логической возможности, дистанционный доступ к информационным массивам, возможность накапливать и обрабатывать статистический материал об учебном процессе с требуемым уровнем обобщения. Применение автоматизированных обучающих систем в учебном процессе позволяет решить ряд фундаментальных проблем педагогики, основные из которых, это:
Оснащение учебного рабочего места устройством отображения информации на электроннолучевой трубке (дисплеем) позволяет организовать диалог с электронно-вычислительной машиной, близкий к естественной форме общения учащихся с преподавателем.
Комплексное
использование технических
1.2.2
Психологические особенности
использования технических
средств обучения
Технические средства и информационные технологии обучения повысят продуктивность учебно-воспитательного процесса только в том случае, если учитель, воспитатель хорошо себе представляют и понимают психологические основы их применения.
Одной из немаловажных для работы с ПК психологических проблем является проблема возрастов. Дело в том, что чаще всего люди старшего поколения более осторожно относятся к процессу компьютеризации, нежели молодежь. Это можно объяснить тем, что у взрослых людей к определенному возрасту формируются привычные методы и формы работы, которые они не захотят, а часто - и не могут кардинально менять (что неизбежно случиться при компьютеризации их работы).
Как известно, главное преимущество компьютерных технологий, особенно при выходе в Интернет, заключается в том, что любой человек получает доступ к максимально большому объёму знаний, полученных человечеством на данный момент в соответствующей области науки. Студент в принципе обеспечивается современным материалом наиболее высокого уровня. (Учебники, как правило, отстают в силу специфики своего производства на ряд лет).
Однако,
стремительная компьютеризация
учебного процесса в вузах, в том
числе в различных системах открытого
и дистанционного образования, заставляет
обратить самое серьёзное внимание
на важнейший элемент этого
Общение с компьютером ставит целый ряд методологических и психологических проблем. Не все учащиеся достаточно легко им овладевают. Это вызывает нежелательные стрессы. Исследования и опросы показывают, что примерно у 30% обучающихся на компьютере поднимается давление, ухудшается сон, обостряются болезни. Этому способствуют и не совсем комфортные условия в компьютерных классах (неправильная освещённость, скученность, шум и т.п.).
Работа на компьютере, связанная с обучением тем или иным наукам, вызывает интерес примерно у 35-40% обучающихся. Около 35% считают обучение с помощью компьютера "полезным" и "нужным". От 7 до 12% считают работу на компьютере "тяжёлой" и "неэффективной".
Таким
образом, если рассматривать эти данные
с учётом общей успеваемости студентов,
то получается следующее. Предоставляемая
компьютером возможность более углублённого
изучения какого-либо предмета определённую
часть студентов не привлекает. Наоборот,
она пугает и раздражает /как слишком подробный
и "учёный" учебник/. Слабые, плохо
успевающие студенты избегают работать
и осваивать учебные программы на компьютерах.
Средние по уровню успеваемости не видят
в них никакой особой помехи. И весьма
ценят возможности компьютерного обучения
отличники и личности с разносторонними
интересами.
1.2.3
Классификация педагогических
программных средств
Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. Под программным средством учебного назначения понимается программное средство, в котором отражается некоторая предметная область, где в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Такие программные средства, функционально поддерживающие различные виды учебного процесса, называются педагогическими программными средствами.
В настоящее время существует большое количество различных классификаций и типологий педагогических программных средств
Образовательные электронные издания следует различать:
Информация о работе Методы организации обучения с применением персонального компьютера