Методы организации обучения с применением персонального компьютера

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: Рассмотреть и раскрыть целесообразность применения информационных технологий в профессиональном образовании.
Задачи:
1) Выделить дидактические основы и психологические особенности использования технических и информационных средств, в процессе обучения и воспитания;
2) Классифицировать виды педагогических программных средств;
3) Рассмотреть методы организации процесса обучения с применением ИКТ.

Содержание

Введение 2
1.1 Информатизация образования 4
1.1.1 Информационное общество 4
1.1.2 Влияние информатизации на сферу образования 5
1.1.3 Этапы информатизации образования 5
1.1.4 Основные задачи информатизации образования 6
1.2 Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании 7
1.2.1 Дидактические основы использования ИКТ в процессе обучения и воспитания 9
1.2.2 Психологические особенности использования технических средств обучения 12
1.2.3 Классификация педагогических программных средств 14
1.2.4 Средства информационных и коммуникационных технологий в системе образования 22
1.2.5 Информационные и коммуникационные технологии в научной деятельности 24
2.1 Методы организации обучения с применением персонального компьютера 26
2.2 Использование презентаций на учебных занятиях по экономике 28
Заключение 34
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая по методике.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 2
1.1 Информатизация  образования 4
  1.1.1 Информационное  общество 4
  1.1.2 Влияние информатизации на сферу образования 5
  1.1.3 Этапы информатизации образования 5
  1.1.4 Основные задачи информатизации образования 6
1.2 Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании 7
  1.2.1 Дидактические основы использования ИКТ в процессе обучения и воспитания 9
  1.2.2 Психологические особенности использования технических  средств обучения 12
  1.2.3 Классификация педагогических программных средств 14
  1.2.4 Средства информационных и коммуникационных технологий в системе образования 22
  1.2.5 Информационные  и коммуникационные технологии в  научной деятельности 24
2.1 Методы  организации обучения с применением  персонального компьютера 26
2.2 Использование презентаций на учебных занятиях по экономике 28
Заключение 34
Список литературы 36
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Новые социально - экономические реалии развития России, которые характеризуются существенным повышением социальной и профессиональной мобильности ее населения, требуют поиска новых адекватных форм организации образования, способных удовлетворить возрастающие потребности граждан в получении знаний и умений, поскольку традиционные концепции и формы обучения в новых условиях становятся все менее эффективными.

     Острую  проблему в современных условиях представляет снижение уровня доступности качественных образовательных услуг и ресурсов, которые могут предоставить далеко не все учебные заведения. Ведущие образовательные учреждения, обладающие квалифицированными преподавателями и другими образовательными ресурсами, в подавляющем большинстве случаев концентрируются в крупных и прежде всего в столичных городах, где стоимость жизни значительно выше средней по стране. Учитывая многократное увеличение стоимости транспортных услуг, следует констатировать, что эти учебные заведения теряют свой общегосударственный или региональный статус. На пути к получению образования для многих граждан реально возникают труднопреодолимые финансовые барьеры.

     В то же время нельзя не заметить того факта, что современный мир практически  стал информационно единым благодаря  повсеместному применению средств  информационно - коммуникационных технологий, которые становятся неотъемлемым атрибутом профессиональной деятельности десятков миллионов людей. Еще более широкие масштабы применения компьютеров и коммуникационных сетей в повседневной жизни.

     Информатизация такой многообразной и социально значимой сферы человеческой деятельности, каковой является система образования, охватывает множество организационных, технических, методических, педагогических, правовых проблем, решаемых в условиях постоянно расширяющегося применения средств коммуникационной и вычислительной техники. В этих условиях не обойтись без планомерной работы по повышению квалификации специалистов и, прежде всего, руководителей учебных заведений, курирующих вопросы информатизации.

     Применение  информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении на современном этапе, несомненно, может явиться катализатором в решении важных социальных задач повышения доступности и качества образовательных ресурсов и услуг, реального обеспечения равных возможностей граждан в получении образования независимо от места проживания, социального статуса, уровня доходов.

     Цель данной работы: Рассмотреть и раскрыть целесообразность применения информационных технологий в профессиональном образовании.

     Задачи:

     1) Выделить дидактические основы и психологические особенности использования технических и информационных средств, в процессе обучения и воспитания;

     2) Классифицировать виды педагогических программных средств;

     3) Рассмотреть методы организации процесса обучения с применением ИКТ.

 

     

1.1 ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

    1.1.1 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО 

     Отличительной чертой современной эпохи является ускоряющийся с каждым годом темп развития новых информационных технологий. Общество вступает в фазу информатизации.

     Будет целесообразным пояснить такие термины, как «информационное общество»  и «информатизация общества».

     Информационное общество – это «общество, в котором социально-экономическое развитие зависит, прежде всего, от производства, переработки, хранения, распространения информации среди членов общества» [7;5].

     Общество  можно назвать информационным, если в нем более 50% населения занято в сфере информационных услуг. Соответственно, Россия «делает только первые шаги в этом направлении» [7;5]. Информационное общество отличается от предыдущих тем, что главным фактором в нём выступают не материальные, а идеальные факторы – знание и информация. Отличительными особенностями такого общества являются:

     - увеличение роли информации в  жизни общества;

     - рост доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в жизни  людей;

     - создание глобального информационного  пространства.

     Информатизация общества означает совокупность взаимосвязанных политических, социально-экономических, научных факторов, которые обеспечивают свободный доступ каждому члену общества к любым открытым источникам информации. Целью информатизации общества является улучшение качества жизни людей за счет одновременного увеличения производительности и облегчения условий труда.  

 

      1.1.2 Влияние информатизации

     на  сферу образования 

     Так как образование находится между  производством и наукой, оно должно соответствовать и уровню развития общественного производства, и состоянию науки. Во второй половине ХХ века производство и наука развивались быстрыми темпами, в то время как образование эволюционировало очень медленно. В результате назрели весьма глубокие противоречия между производством и наукой, с одной стороны, и образованием, с другой.

     В начале 70-х годов наступил кризис образования, который, несомненно, имел глобальный характер и определялся  социально-политическими и экономическими процессами, а также качественными  изменениями в развитии науки и техники, особенно информатики. Стало очевидным, что необходимо совершенно иное направление развития современной системы образования - курс на индивидуализацию, самостоятельность обучения.

     Все большую силу набирает демократизация, компьютеризация и гуманизация образования, свободный выбор программы обучения, создание системы непрерывного образования. 

     1.1.3 Этапы информатизации  образования 

     Первый  этап информатизации образования (электронизация) характеризовался внедрением электронных  средств и вычислительной техники в процесс подготовки студентов сначала технических специальностей, а затем гуманитарных (конец 60-х - начало 70-х годов). Предполагалось обучение основам алгоритмизации и программирования, элементам алгебры логики, математического моделирования на ЭВМ.

     Данный  подход предусматривал формирование у  студентов алгоритмического стиля  мышления, овладение языком программирования, освоение умений работы на ЭВМ. Но отсутствие удобных в работе, понятных для  обычного пользователя программных средств не способствовали широкому использованию вычислительной техники в сфере гуманитарного образования.

     Второй  этап информатизации образования (компьютеризация) протекал с середины 70-х годов  по 90-е годы и был связан с появлением более мощных компьютеров, упрощенного программного обеспечения. Подобные компьютерные образовательные технологии позволили с помощью моделирования исследовать различные (химические, физические, социальные, педагогические и т.п.) процессы и явления. В сфере образования все больше стали использоваться автоматизированные системы обучения, контроля знаний и управления учебным процессом.

     Третий, современный, этап информатизации образования  характеризуется использованием мощных персональных компьютеров, быстродействующих  накопителей большой емкости, новых информационных и телекоммуникационных технологий, мультимедиа-технологий и виртуальной реальности, а также осмыслением происходящего процесса информатизации и его социальных последствий, что, конечно, является немаловажным. 

     1.1.4 Основные задачи

     информатизации  образования 

     С появлением в процессе образования  такой составляющей, как информатизация, стало целесообразным пересмотреть его задачи. Основными из них являются:

     - повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;

     - применение активных методов обучения и, как результат, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;

     - интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);

     - адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;

     - обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;

     - разработка информационных технологий дистанционного обучения;

     - совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса.

     А также важнейшей задачей информатизация сферы образования должно стать  опережение информатизации других отраслей человеческой деятельности, поскольку  знания и навыки, полученные в процесс  е образования, лежат в основе всех видов деятельности человека. 

     1.2 Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании 

     Информация – все те сведения, которые уменьшают степень неопределенности нашего знания о каком-либо объекте. А, соответственно, информационная технология – система процедур преобразования информации с целью её формирования, организации, обработки, распространения и использования.

     Информационные  технологии обучения – это все технологии, использующие специальные технические средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали широко использоваться в процессе образования, появился термин «новая информационная технология обучения». Но некоторые исследователи подчеркивают, что говорить о новой информационной технологии обучения можно лишь в том случае, если она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целостность и т.д.). Решает задачи, которые прежде  не были теоретически или практически решены и если средством передачи информации обучаемому является компьютерная и информационная техника.

Информация о работе Методы организации обучения с применением персонального компьютера