Методы обучения в современной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать методы обучения в современной школе.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы методов обучения;
- изучить характерные черты некоторых методов обучения в современной школе.

Содержание

Введение……………………………………………………………..............…… 3
Понятие о методе обучения…………………………………………..…...… 5
Классификации методов обучения…………………………………..…...…11
Характеристика методов обучения в высшей школе……………...….…19
Список использованной литературы…………………………………...………24

Работа содержит 1 файл

методы обучения.docx

— 43.06 Кб (Скачать)

     Система перцептивных методов включает в  себя не только источники информации, но и характер чувственного восприятия, к которому относятся зрительное, слуховое и проприоцептивно-тактильное. Что касается классификации с точки зрения логики, то здесь обычно принято выделять индуктивные и дедуктивные, аналитические и синтетические методы обучения. При индуктивном методе процесс познания протекает от частного к общему, а при дедуктивном, наоборот, от общего к частному.

     Говоря  же о методах стимулирования и  мотивации, следует различать несколько  подгрупп. Основными видами мотивов  учеников являются, во-первых, мотивы познавательного  интереса, а во-вторых, мотивы долга  в учении. Так, выделяются следующие  две подгруппы:

     -   методы формирования интереса к учению;

     -   методы развития долга и ответственности в учении.

     Помимо  всех перечисленных выше методов  обучения, стимулирующих работу учеников, существуют и специфические, направленные на усвоение знаний и умений и выполняющие  функцию развития познавательного  интереса. К такого рода методам можно отнести следующие методы:

     -   познавательных игр;

     -   учебных дискуссий;

     -   создания ситуаций эмоционально-нравственных переживаний, а также занимательности, опоры на полученный ранее жизненный опыт, познавательной новизны.

     Что касается развития мотивов долга  и ответственности, то сюда можно  отнести следующие методы:

     -   убеждения учеников в том, насколько общественно и личностно значимо учение;

     -   предъявления требований. От их соблюдения зависит успешность учения;

     -   упражнения и приучения к выполнению требований;

     -   положительного примера;

     -   создания благоприятного общения;

     -   поощрения или порицания и т.д.

     К контролю и самоконтролю относят  методы:

     -  устного контроля;

     -  письменного контроля;

     -  лабораторно-практического контроля;

     -  программированного и непрограммированного контроля;

     1.3. Характеристика методов обучения в высшей школе

     Одна  из важнейших проблем дидактики - проблема методов обучения - остается актуальной как в теоретическом, так и непосредственно в практическом плане. В зависимости от ее решения  находятся сам учебный процесс, деятельность преподавателя и студентов, а следовательно, и результат обучения в высшей школе в целом.

     Термин "метод" происходит от греческого слова "methodos", что означает путь, способ продвижения к истине.

     В педагогической литературе нет единого  мнения относительно роли и определения  понятия "метод обучения". Так, И. Ф. Харламов дает следующее определение  сущности этого понятия: "Под методами обучения следует понимать способы  обучающей работы учителя и организации  учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических  задач, направленных на овладение изучаемым  материалом".

     Ю. К. Бабанский считает, что "методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования".

     Т. А. Ильина понимает под методом обучения "способ организации познавательной деятельности учащихся".

     Остановимся еще на одной классификации - классификации  методов по характеру деятельности обучаемых. Эту весьма продуктивную классификацию еще в 1965 г. предложили И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин. Они справедливо отметили, что многие прежние подходы к методам обучения основывались на различии их внешних структур или источников. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности, проявление творческих способностей и должны служить важным критерием выбора метода. И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин предложили выделить пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.

     1. Объяснительно-иллюстративный метод.  Учащиеся получают знания на  лекции, из учебной или методической  литературы, через экранное пособие  в "готовом" виде. Воспринимая  и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках  репродуктивного мышления. В вузе  данный метод находит самое  широкое применение для передачи  большого массива информации.

     2. Репродуктивный метод. К нему  относят применение изученного  на основе образца или правила.  Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.

     3. Метод проблемного изложения.  Используя самые различные источники  и средства, педагог, прежде чем  излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему  доказательств, сравнивая точки  зрения, различные подходы, показывает  способ решения поставленной  задачи. Студенты как бы становятся  свидетелями и соучастниками  научного поиска. И в прошлом,  и в настоящем такой подход  широко используется.

     4. Частично-поисковый, или эвристический,  метод. Заключается в организации  активного поиска решения выдвинутых  в обучении познавательных задач  либо под руководством педагога, либо на основе эвристических  программ и указаний. Процесс  мышления приобретает продуктивный  характер, но при этом поэтапно  направляется и контролируется  педагогом или самими учащимися  на основе работы над программами  и учебными пособиями. Такой  метод, одна из разновидностей  которого - эвристическая беседа, - проверенный  способ активизации мышления, возбуждения  интереса к познанию на семинарах  и коллоквиумах.

     5. Исследовательский метод. После  анализа материала, постановки  проблем и задач и краткого  устного или письменного инструктажа  обучаемые самостоятельно изучают  литературу, источники, ведут наблюдения  и измерения и выполняют другие  действия поискового характера.  Инициатива, самостоятельность, творческий  поиск проявляются в исследовательской  деятельности наиболее полно.  Методы учебной работы непосредственно  перерастают в методы научного  исследования.

     Итак, в педагогической литературе представлен  широкий спектр методов обучения. Но какие методы обучения использовать? Какие взять за основу? Какие из них содержат оптимальные обучающие возможности?

     Известен  подход, в котором удачно обобщен  в алгоритме "оптимальный выбор  метода обучения". Он состоит из семи шагов:

     1. Решение о том, будет ли материал  изучаться самостоятельно или  под руководством педагога; если  студент может без излишних  усилий и затрат времени достаточно  глубоко изучить материал самостоятельно, помощь педагога окажется излишней. В противном случае в той  или иной форме она необходима.

     2. Определение соотношения репродуктивных  и продуктивных методов. Если  есть условия, предпочтение должно  отдаваться продуктивным методам.

     3. Определение соотношения индуктивной  и дедуктивной логики, аналитического  и синтетического путей познания. Если эмпирическая база для  дедукции и анализа подготовлена, дедуктивные и синтетические  методы вполне по силам для  взрослого человека. Они, бесспорно,  предпочтительнее как более строгие,  экономные, близкие к научному  изложению.

     4. Меры и способы сочетания словесных,  наглядных, практических методов.

     5. Решение о необходимости введения методов стимулирования деятельности студентов.

     6. Определение "точек", интервалов, методов контроля и самоконтроля.

     7. Продумывание запасных вариантов  на случай отклонения реального  процесса обучения от запланированного. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы

1. Громкова М. Т. Педагогика образования взрослых.- М: Просвещение, 1995.

2. Горбатов Д.  С. Умения и навыки: О соотношении  содержания этих понятий// Педагогика.- 1994.- № 2.- С. 15.

3. Ильин Г.  Педагогические проблемы современного  отечественного высшего образования// Алма матер: Вестн. высш. шк.- 2005.- № 11.- С. 35.

4. Лагусева Н. Н. Научно-педагогическое сопровождение профессионального воспитания студентов// Вестник Моск. гос. ун-та культуры и искусства.- 2007.- № 4.- С. 124.

5. Педагогика  и психология высшей школы/ Под ред. М. В. Булановой-Топорковой.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

6. Петров ПА. Организация воспитания в вузе// Высшее образование в России.- 2006.- № 3.- С. 8.

7. Смирнов С.  Д. Педагогика и психология  высшего образования.- М.: Аспект  Пресс, 1995.

8. Христидис Т. В. Взаимодействие преподавателя и студента в процессе развития педагогических способностей// Вестник Моск. гос. ун-та культуры и искусства.- 2006.- № 1.- С. 131. 
 

Информация о работе Методы обучения в современной школе