Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:57, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать методы обучения в современной школе.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы методов обучения;
- изучить характерные черты некоторых методов обучения в современной школе.
Введение……………………………………………………………..............…… 3
Понятие о методе обучения…………………………………………..…...… 5
Классификации методов обучения…………………………………..…...…11
Характеристика методов обучения в высшей школе……………...….…19
Список использованной литературы…………………………………...………24
Система перцептивных методов включает в себя не только источники информации, но и характер чувственного восприятия, к которому относятся зрительное, слуховое и проприоцептивно-тактильное. Что касается классификации с точки зрения логики, то здесь обычно принято выделять индуктивные и дедуктивные, аналитические и синтетические методы обучения. При индуктивном методе процесс познания протекает от частного к общему, а при дедуктивном, наоборот, от общего к частному.
Говоря же о методах стимулирования и мотивации, следует различать несколько подгрупп. Основными видами мотивов учеников являются, во-первых, мотивы познавательного интереса, а во-вторых, мотивы долга в учении. Так, выделяются следующие две подгруппы:
- методы формирования интереса к учению;
- методы развития долга и ответственности в учении.
Помимо всех перечисленных выше методов обучения, стимулирующих работу учеников, существуют и специфические, направленные на усвоение знаний и умений и выполняющие функцию развития познавательного интереса. К такого рода методам можно отнести следующие методы:
- познавательных игр;
- учебных дискуссий;
- создания ситуаций эмоционально-нравственных переживаний, а также занимательности, опоры на полученный ранее жизненный опыт, познавательной новизны.
Что касается развития мотивов долга и ответственности, то сюда можно отнести следующие методы:
- убеждения учеников в том, насколько общественно и личностно значимо учение;
- предъявления требований. От их соблюдения зависит успешность учения;
- упражнения и приучения к выполнению требований;
- положительного примера;
- создания благоприятного общения;
- поощрения или порицания и т.д.
К контролю и самоконтролю относят методы:
- устного контроля;
- письменного контроля;
- лабораторно-практического контроля;
- программированного и непрограммированного контроля;
1.3. Характеристика методов обучения в высшей школе
Одна
из важнейших проблем дидактики
- проблема методов обучения - остается
актуальной как в теоретическом,
так и непосредственно в
Термин "метод" происходит от греческого слова "methodos", что означает путь, способ продвижения к истине.
В
педагогической литературе нет единого
мнения относительно роли и определения
понятия "метод обучения". Так,
И. Ф. Харламов дает следующее определение
сущности этого понятия: "Под методами
обучения следует понимать способы
обучающей работы учителя и организации
учебно-познавательной деятельности учащихся
по решению различных
Ю. К. Бабанский считает, что "методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования".
Т. А. Ильина понимает под методом обучения "способ организации познавательной деятельности учащихся".
Остановимся еще на одной классификации - классификации методов по характеру деятельности обучаемых. Эту весьма продуктивную классификацию еще в 1965 г. предложили И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин. Они справедливо отметили, что многие прежние подходы к методам обучения основывались на различии их внешних структур или источников. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности, проявление творческих способностей и должны служить важным критерием выбора метода. И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин предложили выделить пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.
1.
Объяснительно-иллюстративный
2.
Репродуктивный метод. К нему
относят применение изученного
на основе образца или правила.
3.
Метод проблемного изложения.
Используя самые различные
4.
Частично-поисковый, или
5.
Исследовательский метод.
Итак, в педагогической литературе представлен широкий спектр методов обучения. Но какие методы обучения использовать? Какие взять за основу? Какие из них содержат оптимальные обучающие возможности?
Известен подход, в котором удачно обобщен в алгоритме "оптимальный выбор метода обучения". Он состоит из семи шагов:
1.
Решение о том, будет ли
2.
Определение соотношения
3.
Определение соотношения
4.
Меры и способы сочетания
5.
Решение о необходимости
6.
Определение "точек", интервалов,
методов контроля и
7.
Продумывание запасных
Список использованной литературы
1. Громкова М. Т. Педагогика образования взрослых.- М: Просвещение, 1995.
2. Горбатов Д. С. Умения и навыки: О соотношении содержания этих понятий// Педагогика.- 1994.- № 2.- С. 15.
3. Ильин Г.
Педагогические проблемы
4. Лагусева Н. Н. Научно-педагогическое сопровождение профессионального воспитания студентов// Вестник Моск. гос. ун-та культуры и искусства.- 2007.- № 4.- С. 124.
5. Педагогика и психология высшей школы/ Под ред. М. В. Булановой-Топорковой.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
6. Петров ПА.
Организация воспитания в вузе/
7. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования.- М.: Аспект Пресс, 1995.
8. Христидис Т. В.
Взаимодействие преподавателя и студента
в процессе развития педагогических способностей//
Вестник Моск. гос. ун-та культуры и искусства.-
2006.- № 1.- С. 131.