Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:57, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать методы обучения в современной школе.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы методов обучения;
- изучить характерные черты некоторых методов обучения в современной школе.
Введение……………………………………………………………..............…… 3
Понятие о методе обучения…………………………………………..…...… 5
Классификации методов обучения…………………………………..…...…11
Характеристика методов обучения в высшей школе……………...….…19
Список использованной литературы…………………………………...………24
Содержание
Введение…………………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………...………
Введение
Школьное
образование имеет большую
Актуальность. Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности используя различные для этого методы обучения.
Метод
обучения - понятие весьма сложное
и неоднозначное. До сих пор ученые,
занимающиеся этой проблемой, не пришли
к единому пониманию и
Современные
достижения компьютерной техники убедительно
доказывают нам, что под методами
обучения можно понимать и "способ
организации познавательной деятельности
учащихся" (Т. А. Ильина) вообще без
участия учителя. Таким образом,
на современном этапе развития педагогики
наиболее адекватным представляется следующее
определение: методы обучения - это
способы организации учебно-
В
первобытном обществе и в древние
времена преобладали методы обучения,
основанные на подражании. Наблюдение
и повторение действий взрослых оказывались
доминирующими в процессе передачи
опыта. По мере усложнения освоенных
человеком действий и расширения
объема накопленных знаний простое
подражание уже не могло обеспечить
достаточный уровень и качество
усвоения ребенком необходимого культурного
опыта. Поэтому человек был просто
вынужден перейти к словесным
методам обучения. Это явилось
своеобразной поворотной вехой в
истории образования; теперь стало
возможным передавать большой массив
знаний за короткое время. В обязанности
ученика входило аккуратное заучивание
передаваемой ему информации. В эпоху
великих географических открытий и
научных изобретений объем
1.
Ни один отдельно взятый метод
не может обеспечить
2.
Вытекает из предыдущего;
3.
Наибольшего эффекта можно
Цель курсовой работы – исследовать методы обучения в современной школе.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы методов обучения;
-
изучить характерные черты некоторых
методов обучения в современной школе.
1.1 Понятие о методе обучения
метод обучение школа
Метод обучения является одном из главных компонентов процесса обучения. Если не применять различные методы, то нельзя будет реализовать цели и задачи обучения. Именно поэтому такое большое внимание исследователи уделяют выяснению, как их сущности, так и функциям.
В наше время развитию творческих способностей ребенка, его познавательным потребностям и особенностям мировоззрения необходимо уделять большое внимание. О важности методов обучения писал А.В. Луначарский: «От метода преподавания зависит, будет ли оно возбуждать в ребенке скуку, будет ли преподавание скользить по поверхности детского мозга, не оставляя на нем почти никакого следа, или, наоборот, это преподавание будет восприниматься радостно, как часть детской игры, как часть детской жизни, сольется с психикой ребенка, станет его плотью и кровью. От метода преподавания зависит, будет ли класс смотреть на занятия как на каторгу и противопоставлять им свою детскую живость в виде шалостей и каверз или класс этот будет спаян единством интересной работы и проникнут благородной дружбой к своему руководителю. Незаметно методы преподавания переходят в методы воспитания. Одно и другое связано теснейшим образом. А воспитание еще более чем преподавание, должно базироваться на знании психологии ребенка, на живом усвоении новейших методов». (17, 126)
Методы обучения — это сложное явление. То, какими они будут, напрямую зависит от целей и задач обучения. Методы определяются, прежде всего, эффективностью приемов обучения и преподавания.
Вообще методом называется способ, или система приемов, с помощью которых достигается та или иная цель при выполнении определенной операции. Так что при определении сущности метода можно выявить два характерных его признака. Во-первых, здесь следует говорить о признаке целенаправленности действия, а во-вторых, о признаке его регуляции. Это так называемые стандартные характеристики метода вообще. Но есть и специфические, имеющие отношение лишь к методу обучения. К таковым, прежде всего, относятся:
- некие формы движения познавательной деятельности;
- какие-либо способы обмена информацией между учителями и учениками;
- стимулирование и мотивирование учебно-познавательной деятельности учеников;
- контроль за процессом обучения;
- управление познавательной деятельностью учеников;
- раскрытие содержания знания в учебном заведении.
Причем успех осуществления метода на практике и степень его эффективности напрямую зависят от усилий не только учителя, но и самого ученика.
Исходя из наличия многочисленных признаков можно дать несколько определений понятию метода обучения. Согласно одной из точек зрения, метод обучения — способ организации и управления учебно-познавательной деятельностью. Если подойти к определению с точки зрения логики, то метод обучения можно назвать логическим способом, который помогает овладевать определенными навыками, знаниями и умениями. Но каждое из этих определений характеризует лишь одну сторону метода обучения. Наиболее полно понятие было определено на научно-практической конференции в 1978 г. Согласно ей методами обучения называются «упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования, воспитания и развития школьников».
Логический
подход к определению метода обучения
был предложен еще в
В
рамках этого вопроса интересна
и точка зрения Е.И. Петровского,
который подходил к определению
содержания и сущности методов обучения
с общефилософской точки
Существуют и другие концепции содержания обучения. Согласно одной из них методы обучения рассматриваются «как способы организации познавательной деятельности учащихся, обеспечивающие овладение знаниями, методами познания и практической деятельностью». Для специальных и гуманитарных наук методы обучения будут различными. Так, например, в биологии обязательно должны присутствовать эксперименты, исследования и наблюдения. При преподавании истории непременным условием должна быть работа со справочниками, газетами, журналами, составление схем, т.е. большая исследовательская деятельность, направленная на изучение исторических памятников. Без этой составляющей историю изучать невозможно. Изучая литературу, невозможно обойтись без глубокого анализа текста, исследования биографии самого писателя, исторической эпохи, в которой он жил.
Принято различать методы учения и преподавания. Методы обучения содержат не только способы, но и описание того, как организовывать обучающую деятельность. Причем для обучения может быть выбран любой метод, все зависит от того, каких целей он хочет достичь. Хотя иногда для достижения успеха в обучающей деятельности необходим один определенный метод, а другие оказываются неэффективными.
Метод обучения зависит:
1)
от цели урока. Например, учащимся
5 класса необходимо усвоить
2)
от этапа урока. Так, на
3)
от содержания обучения. Каждый
предмет обладает своими