Методы обучения в современной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать методы обучения в современной школе.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы методов обучения;
- изучить характерные черты некоторых методов обучения в современной школе.

Содержание

Введение……………………………………………………………..............…… 3
Понятие о методе обучения…………………………………………..…...… 5
Классификации методов обучения…………………………………..…...…11
Характеристика методов обучения в высшей школе……………...….…19
Список использованной литературы…………………………………...………24

Работа содержит 1 файл

методы обучения.docx

— 43.06 Кб (Скачать)

     6) от наличия учебных пособий.  Огромную роль в выборе метода  обучения играет наглядное пособие.  Бывает, что без него новый  материал объяснить просто невозможно. Так, например, изучая геометрические  фигуры, можно изготовить плоские  и объемные модели, включить в  урок просмотр кинофильма или  фотографий;

     7) от личности учителя. Например, некоторые учителя могут очень  долго и интересно объяснять  тему, удерживая внимание класса  до конца урока. Другим, напротив, живое, долгое общение дается  с трудом. Поэтому вполне естественно,  что они будут использовать  другой метод, для них более  приемлемый. Но это вовсе не  означает, что учитель должен  пользоваться одними и теми же методами, которые ему нравятся. Нужно применять лучшие, в результате чего будет повышаться эффективность обучения. Выбор метода индивидуален для каждого учителя и для каждого случая.

     Необходимо  отметить, что учитель должен постоянно  совершенствовать свои профессиональные навыки, расширять круг используемых методов и применять их на практике. В противном случае при неправильном использовании методов обучения могут быть отрицательные результаты. Очень важно помнить, что методы нужно использовать в совокупности, потому что единичный метод не даст возможности выполнить задачи и цели обучения. В качестве доказательства можно привести слова Ю.К. Бабанского. Размышляя над проблемой методов обучения в своей книге «Выбор методов обучения в средней школе», он сказал: «Чем в большем числе аспектов был обоснован учителем выбор системы методов обучения (в перцептивном, гносеологическом, логическом, мотивационном, контрольно-регулировочном и др.), тем более высоких и прочных учебно-воспитательных результатов он достигает в процессе обучения за одно и то же время, отведенное на изучение соответствующей темы ». (3, 125)  

     1.2 Классификации методов  обучения

     По  этому вопросу в дидактике  нет единого мнения. Поэтому существует несколько видов классификации  методов обучения. Например, поначалу попытались классифицировать методы с  точки зрения учебной деятельности. Согласно ей они делятся на две  группы.

     1. Метод готовых знаний. В этом  случае учащиеся воспринимают, заучивают  и осознают информацию, переданную  учителем.

     2. Исследовательский метод. Направлен  он на самостоятельное изучение  материала и приобретение знаний.

     В то время большое внимание уделялось  исследовательскому методу. Его считали  универсальным и противопоставляли  всем другим методам обучения. В  конечном итоге от такой классификации  отказались. Попытку классифицировать методы сделал и грузинский исследователь  Д.О. Лоркипанидзе. По его мнению, методы можно разделить на словесные, вербальные, работы с книгой, письма и учебно-практических занятий. Они соответствовали таким источникам, как книги, учебники, слово учителя, практическая деятельность учащихся, наблюдения, исследования. (19, 135)

     Некоторые ученые в соответствии с источниками  знаний подразделяют методы на три  категории:

     1) словесные;

     2) наглядные;

     3) практические,

     Разработчиками  этой классификации стали Е.И. Голант, С.Г. Шаповаленко, Н.М. Верзилин. В связи с тем, что классификация была простой и доступной, она получила довольно широкое распространение. Но все же общего признания не получила. Одним из тех, кто не был согласен с этой классификацией, стал Р. Г. Лемберг. Мотивировал свое несогласие он тем, что слово и речь не являются источником знания. По его мнению, первичным компонентом в познавательной деятельности является образ. В свою очередь практика — это не только источник знания, но и критерий истины. Правомерны замечания Лемберга по вопросу о том, что в предложенной классификации группы исследователей (Голанта, Шаповаленко, Верзилина) нет четких границ отнесения методов к иной группе. (8, 136)

     Существует  и классификация методов обучения согласно дидактическим задачам. В  итоге получается следующее.

     1, Учебная задача — приобретение  учащимися знаний;

     а) подготовка учеников к выслушиванию объяснения учителя. Методы: предварительные  наблюдения, предварительное чтение материала;

     б)  изложение знаний учителем. Методы: объяснение, рассказ, беседа, лекция, показ учебных пособий, наглядных объектов, проведение опытов;

     в) обдумывание темы, изложенной учителем, и ее закрепление на практике. Метод: изучение книжного и учебного материала',

     г) получение знаний учениками без  предварительного объяснения учителем. Методы: работа с книгами, учебниками, практические опыты.

     2.  Учебная задача — формирование у учащихся навыков и умений. Метод: выполнение упражнений.

     3. Учебная задача — применение  учениками знаний на практике. Метод: составление и решение  задач, проведение лабораторных  и творческих работ.

     4. Учебная задача — закрепление  полученных знаний и умений  на практике. Методы: чтение учебного  материала, повторное проведение  некоторых практические работ  и выполнение упражнений, проведение  бесед. Заключительные беседы  по изученному ранее материалу.

     5. Учебная задача — проверка  знаний и умений на практике. Методы: устный опрос изученного  материала, текущая проверка знаний  посредством наблюдения. Выполнение  письменных и практических контрольных  работ,

     Несмотря  на свою подробность, эта классификация  также не является идеальной. Дело в  том, что ее нельзя четко систематизировать, так как некоторые методы применяются  при решении разных задач.

     Встречается и еще один вид классификации, согласно которому методы обучения делятся  по степени самостоятельности учащихся. Несмотря на то, что в таком делении  есть зерно смысла, методы здесь  рассматриваются в соответствии с источниками получаемых знаний, например при работе с книгой, учебником, при опытах, наблюдениях.

     Существует  и еще одна классификация, которую  предложили исследователи И.Я. Лернер и Л. Я. Скаткин. По их мнению, методы обучения — это способы организации познавательной деятельности учащихся, с помощью которых в процессе обучения происходит овладение знаниями, умениями и навыками. Так, все методы они классифицируют на четыре категории. (8,137)

     1. Объяснительно-иллюстративный, или  репродуктивный, метод. Этот метод  связан, прежде всего, с усвоением  учениками уже готовых знаний. Эти знания сообщает им учитель  в разнообразных формах, а они,  соответственно, эти знания воспроизводят.

     2. Проблемный метод. В этом случае  ученики активно участвуют в  обсуждении и решении различного  рода учебных проблем. Эти проблемы  выдвигает сам учитель в познавательных  целях.

     3. Исследовательский метод. Здесь  проблему решают сами учащиеся. Учитель же играет роль организатора  самостоятельной поисковой деятельности  учеников.

     4. Частично-поисковый метод. Это  более доступный и простой  метод по сравнению с исследовательским. С его помощью ученики получают знания, навыки и умения на отдельных этапах, называемыми элементами процесса научного познания. Достигается это с помощью создания гипотез, посредством наблюдения или решения логических задач.

     По  мнению авторов этой классификации, способы обучения в их традиционном понимании являются внешним проявлением  названных ими методов. Иными  словами, объяснительно-иллюстративный метод аналогичен демонстрации, лекции, рассказу, беседе, письменным упражнениям, работе с учебниками и т.д. Что  касается проблемного метода, то ему  соответствуют доказательное изложение  учителя, подученная из учебника или  научно-популярной книги информация, экскурсии и демонстрации. Исследовательский  метод адекватен наблюдениям, экспериментам, составлению планов, решению познавательных задач, проектированию и т.д.

     Но  и данная классификация подверглась  критике. Некоторые исследователи  посчитали, что она не решает дидактической  проблемы классификации методов  обучения. Б.П. Есипов, автор учебника «Основы дидактики», утверждает по этому поводу следующее: «Проблема  методов обучения подменяется проблемой  сущности процесса познавательной работы учащихся при обучении». (8,139)

     В связи с этим некоторые дидакты предлагают использовать следующее деление методов обучения: словесные, наглядные, практические. Но следует отметить, что все эти методы используются в совокупности или в различных сочетаниях. Но в любом случае практические методы являются обязательным дополнением, поскольку не должна быть нарушена связь между теорией и практикой. Ведь всем известно, что теория без практики мало что значит.

     Существует  и еще одна классификация методов  обучения, предложенная М.И. Пахмутовым. Она представляет собой своеобразный вариант классификации, разработанный И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным. Ее автор выделяет четыре метода обучения, которые он называет так:  (8,139)

     -  информационно-исполнительский;

     -  объяснительно-репродуктивный;

     -  информационно-поисковый;

     -  побуждающе-исследователъский.

     Известна  и еще одна классификация, по которой  методы обучения делятся на три большие  группы:

     1) методы организации и осуществления  учебно-познавательной деятельности. Они способствуют обеспечению  процесса опосредования личностью учебной информации;

     2) методы стимулирования и мотивации  учебно-познавательной деятельности. Они обеспечивают важнейшие функции  регулировки учебного процесса, а также его познавательную, волевую  и эмоциональную активизацию;

     3) методы контроля и самоконтроля  эффективности учебно-познавательного  процесса. Они помогают учителю  контролировать учебную работу  учащихся, а также осуществляют  самоконтроль учеников. В каждой  из этих групп учитывается  тесное взаимодействие между  учениками и учителем. Получается, что организаторские способности  учителя играют такую же важную роль, как и самоорганизация самих учащихся. Учитель должен постоянно стимулировать школьников, благодаря чему происходит и их внутреннее стимулирование. Столь же тесно сочетаются контроль учителя и самоконтроль учеников, другими словами, они взаимоопределяют друг друга.

     Такой своеобразный подход к методам обучения, по мнению некоторых исследователей, связан с их многообразием и с  возможным пополнением новых  способов учебы. В связи с этим классифицируются не отдельные методы, а их группы. К тому же число, как  и методов, не является постоянным, оно может варьироваться, если внутри групп проводить более подробное  членение. Причем следует отметить, что каждый из этих методов выполняет  сразу несколько функций: образовательную, воспитательную и развивающую. Кроме того, у каждого метода существует своя доминирующая функция, в соответствии с которой его можно отнести к той или иной группе.

     В каждой группе методов можно выделить подгруппы. В первой группе (методы организации и осуществления  учебно-познавательной деятельности) рассматривают перцептивные методы, или методы организации и осуществления  чувственного восприятия учебной информации. Ко второй подгруппе относятся логические методы, или, как их еще называют, методы организации и осуществления  мыслительной деятельности индуктивного, дедуктивного и другого характера. Третью подгруппу составляют гностические методы, или методы репродуктивного  и поискового характера. Последними в эту группу включены методы управления в обучении или, другими словами, методы управляемой и самоуправляемой  учебно-практической деятельности.

     Рассмотрим  каждую подгруппу подробнее. Перцептивные методы включают в себя следующие  виды;

     1) словесные методы, в состав которых  входят беседа, рассказ, лекция  и т.д.;

     2) наглядные методы, включающие в  себя демонстрации, иллюстрации  и т.д.;

     3) практические методы, которые состоят  из упражнений, лабораторных опытов, трудовых действий и т.д.

Информация о работе Методы обучения в современной школе