Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:57, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать методы обучения в современной школе.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы методов обучения;
- изучить характерные черты некоторых методов обучения в современной школе.
Введение……………………………………………………………..............…… 3
Понятие о методе обучения…………………………………………..…...… 5
Классификации методов обучения…………………………………..…...…11
Характеристика методов обучения в высшей школе……………...….…19
Список использованной литературы…………………………………...………24
6)
от наличия учебных пособий.
Огромную роль в выборе метода
обучения играет наглядное
7) от личности учителя. Например, некоторые учителя могут очень долго и интересно объяснять тему, удерживая внимание класса до конца урока. Другим, напротив, живое, долгое общение дается с трудом. Поэтому вполне естественно, что они будут использовать другой метод, для них более приемлемый. Но это вовсе не означает, что учитель должен пользоваться одними и теми же методами, которые ему нравятся. Нужно применять лучшие, в результате чего будет повышаться эффективность обучения. Выбор метода индивидуален для каждого учителя и для каждого случая.
Необходимо
отметить, что учитель должен постоянно
совершенствовать свои профессиональные
навыки, расширять круг используемых
методов и применять их на практике.
В противном случае при неправильном
использовании методов обучения
могут быть отрицательные результаты.
Очень важно помнить, что методы
нужно использовать в совокупности,
потому что единичный метод не
даст возможности выполнить задачи
и цели обучения. В качестве доказательства
можно привести слова Ю.К. Бабанского.
Размышляя над проблемой методов обучения
в своей книге «Выбор методов обучения
в средней школе», он сказал: «Чем в большем
числе аспектов был обоснован учителем
выбор системы методов обучения (в перцептивном,
гносеологическом, логическом, мотивационном,
контрольно-регулировочном и др.), тем
более высоких и прочных учебно-воспитательных
результатов он достигает в процессе обучения
за одно и то же время, отведенное на изучение
соответствующей темы ». (3, 125)
1.2 Классификации методов обучения
По этому вопросу в дидактике нет единого мнения. Поэтому существует несколько видов классификации методов обучения. Например, поначалу попытались классифицировать методы с точки зрения учебной деятельности. Согласно ей они делятся на две группы.
1. Метод готовых знаний. В этом случае учащиеся воспринимают, заучивают и осознают информацию, переданную учителем.
2.
Исследовательский метод.
В
то время большое внимание уделялось
исследовательскому методу. Его считали
универсальным и
Некоторые ученые в соответствии с источниками знаний подразделяют методы на три категории:
1) словесные;
2) наглядные;
3) практические,
Разработчиками этой классификации стали Е.И. Голант, С.Г. Шаповаленко, Н.М. Верзилин. В связи с тем, что классификация была простой и доступной, она получила довольно широкое распространение. Но все же общего признания не получила. Одним из тех, кто не был согласен с этой классификацией, стал Р. Г. Лемберг. Мотивировал свое несогласие он тем, что слово и речь не являются источником знания. По его мнению, первичным компонентом в познавательной деятельности является образ. В свою очередь практика — это не только источник знания, но и критерий истины. Правомерны замечания Лемберга по вопросу о том, что в предложенной классификации группы исследователей (Голанта, Шаповаленко, Верзилина) нет четких границ отнесения методов к иной группе. (8, 136)
Существует
и классификация методов
1, Учебная задача — приобретение учащимися знаний;
а) подготовка учеников к выслушиванию объяснения учителя. Методы: предварительные наблюдения, предварительное чтение материала;
б) изложение знаний учителем. Методы: объяснение, рассказ, беседа, лекция, показ учебных пособий, наглядных объектов, проведение опытов;
в) обдумывание темы, изложенной учителем, и ее закрепление на практике. Метод: изучение книжного и учебного материала',
г) получение знаний учениками без предварительного объяснения учителем. Методы: работа с книгами, учебниками, практические опыты.
2. Учебная задача — формирование у учащихся навыков и умений. Метод: выполнение упражнений.
3.
Учебная задача — применение
учениками знаний на практике.
Метод: составление и решение
задач, проведение
4.
Учебная задача — закрепление
полученных знаний и умений
на практике. Методы: чтение учебного
материала, повторное
5.
Учебная задача — проверка
знаний и умений на практике.
Методы: устный опрос изученного
материала, текущая проверка
Несмотря на свою подробность, эта классификация также не является идеальной. Дело в том, что ее нельзя четко систематизировать, так как некоторые методы применяются при решении разных задач.
Встречается
и еще один вид классификации,
согласно которому методы обучения делятся
по степени самостоятельности
Существует и еще одна классификация, которую предложили исследователи И.Я. Лернер и Л. Я. Скаткин. По их мнению, методы обучения — это способы организации познавательной деятельности учащихся, с помощью которых в процессе обучения происходит овладение знаниями, умениями и навыками. Так, все методы они классифицируют на четыре категории. (8,137)
1.
Объяснительно-иллюстративный, или
репродуктивный, метод. Этот метод
связан, прежде всего, с усвоением
учениками уже готовых знаний.
Эти знания сообщает им
2.
Проблемный метод. В этом
3.
Исследовательский метод.
4.
Частично-поисковый метод. Это
более доступный и простой
метод по сравнению с
По
мнению авторов этой классификации,
способы обучения в их традиционном
понимании являются внешним проявлением
названных ими методов. Иными
словами, объяснительно-иллюстративный
метод аналогичен демонстрации, лекции,
рассказу, беседе, письменным упражнениям,
работе с учебниками и т.д. Что
касается проблемного метода, то ему
соответствуют доказательное
Но и данная классификация подверглась критике. Некоторые исследователи посчитали, что она не решает дидактической проблемы классификации методов обучения. Б.П. Есипов, автор учебника «Основы дидактики», утверждает по этому поводу следующее: «Проблема методов обучения подменяется проблемой сущности процесса познавательной работы учащихся при обучении». (8,139)
В связи с этим некоторые дидакты предлагают использовать следующее деление методов обучения: словесные, наглядные, практические. Но следует отметить, что все эти методы используются в совокупности или в различных сочетаниях. Но в любом случае практические методы являются обязательным дополнением, поскольку не должна быть нарушена связь между теорией и практикой. Ведь всем известно, что теория без практики мало что значит.
Существует и еще одна классификация методов обучения, предложенная М.И. Пахмутовым. Она представляет собой своеобразный вариант классификации, разработанный И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным. Ее автор выделяет четыре метода обучения, которые он называет так: (8,139)
- информационно-исполнительский;
- объяснительно-репродуктивный;
- информационно-поисковый;
- побуждающе-исследователъский.
Известна и еще одна классификация, по которой методы обучения делятся на три большие группы:
1)
методы организации и
2)
методы стимулирования и
3)
методы контроля и
Такой
своеобразный подход к методам обучения,
по мнению некоторых исследователей,
связан с их многообразием и с
возможным пополнением новых
способов учебы. В связи с этим
классифицируются не отдельные методы,
а их группы. К тому же число, как
и методов, не является постоянным,
оно может варьироваться, если внутри
групп проводить более
В каждой группе методов можно выделить подгруппы. В первой группе (методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности) рассматривают перцептивные методы, или методы организации и осуществления чувственного восприятия учебной информации. Ко второй подгруппе относятся логические методы, или, как их еще называют, методы организации и осуществления мыслительной деятельности индуктивного, дедуктивного и другого характера. Третью подгруппу составляют гностические методы, или методы репродуктивного и поискового характера. Последними в эту группу включены методы управления в обучении или, другими словами, методы управляемой и самоуправляемой учебно-практической деятельности.
Рассмотрим каждую подгруппу подробнее. Перцептивные методы включают в себя следующие виды;
1) словесные методы, в состав которых входят беседа, рассказ, лекция и т.д.;
2) наглядные методы, включающие в себя демонстрации, иллюстрации и т.д.;
3) практические методы, которые состоят из упражнений, лабораторных опытов, трудовых действий и т.д.