Методы обучения в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

В связи с актуальностью данной проблемы была определена цель исследования — изучение сущности и особенностей реализации методов обучения в начальной школе.

Задачи:

1. Раскрыть сущность понятия методы обучения, рассмотреть разные подходы к их классификаций и условия их использования.

2. Изучить опыт применения определенных методов.

3. Выделить критерии выбора учителем методов обучения младших школьников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3 Глава I Теоретические основы методов обучения в начальной школе……….. 5

1.1Сущность методов обучения в начальной школе…………………………... 5

1.2 Особенности реализации методов обучения в начальной школе………….15

Глава II.Опыт работы современной начальной школы по реализации методов обучения младших школьников………………………………………………….24

2.1 Характеристика методов обучения младших школьников………………………………………………………………………….24

2.2. Критерии выбора учителем методов обучения младших школьников…………………………………………………………………………28

Заключение…………………………………………………………………………32

Список литературы………………………………………………………………..33

Работа содержит 1 файл

Демеуф Василя 304 группа.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

  В психолого-педагогической литературе выделено немало причин, влияющих на выбор методов обучения. Можно  выделить шесть общих условий, которые  определяют выбор метода обучения: 
1. Закономерности и принципы обучения, которые вытекают из них. 
2. Содержание и методы определенной науки вообще и предмета, темы в частности. 
3. Цели и задачи обучения. 
4. Учебные возможности школьников (возрастные, уровень подготовленности, особенности классного коллектива). 
5. Внешние условия (географические, производственное окружение). 
6. Возможности учителей (опыт, уровень подготовленности, знание типичных ситуаций процесса обучения).

  (Методы  обучения в современной общеобразовательной школе. Ю.К.Бабанский.– М.: Просвещение, 1985.)[]

Для обучения учителей оптимальному выбору методов обучения, как показывает передовой опыт, в  школе должны быть реализованы определенные организационно-педагогические условия, к числу которых в первую очередь надо отнести: организацию самообразования учителей по овладению всем арсеналом методов обучения, накопленных педагогической наукой и передовой практикой (изучение программ, учебников, методических пособий по предмету, материалов о передовом опыте обучения и прочее). Особенно полезно периодическое выполнение упражнений по выбору методов обучения.

  Следующим условием успешной реализации оптимального выбора педагогических решений является обязательный анализ учителем эффективности  применения методов обучения после окончания урока. Педагогам полезно выявить при этом, какими расходами времени и усилий были достигнуты определенные результаты, являются ли эти расходы оптимальными с точки зрения сформулированных ранее критериев. Если будет установлено отклонение в расходах времени, то необходимо провести анализ причин, кроющихся в выборе методов обучения, предусмотреть в последующем профилактику этих причин. При сложном комплексе факторов, от которых зависит успешность решения педагогических задач, мы всегда будем иметь некоторые отклонения от ожидаемого результата, но настойчивое стремление уменьшить разрыв между максимально возможным и реальным результатом будет способствовать повышению эффективности процесса, приблизит его к оптимальному функционированию.

  Далее в ходе исследования были тщательно  рассмотрены отдельные наиболее распространенные методы, которые используют учителя в своем педагогическом опыте.

  Словесные методы обучения требуют от учителя  логической последовательности и доказательности  в объяснении, достоверности материала, образности и эмоциональности изложения, литературно правильной, четкой речи. К словесным методам обучения относятся, прежде всего, такие виды устного изложения знаний учителем, как рассказ, беседа, школьная лекция. В педагогике начальной школы  используется рассказ, объяснение, разъяснение, беседа, инструктаж. Современная дидактика придает большое значение словесным методом обучения, одновременно отличая недопустимость их изоляции от других методов и гиперболизации их значения. Слово мудрого и уважаемого наставника, отвечающее важнейшим педагогическим требованиям, не только играет роль подлинного светоча знаний для учащихся, но и оказывает на них неизгладимое эмоциональное воздействие, имеет огромное воспитывающее значение, является важным средством формирования научного мировоззрения, поведения, положительных качеств личности всесторонне развитого человека.  Различные виды словесного изложения материала учителем должны удовлетворять следующим основным педагогическим требованиям:

1. Научности  и идейности направленности, заключающихся  в строго научном подходе к  отбору материала и оценке  его идейно-политической значимости.

2. Логической  последовательности и доказательности,  которые обеспечивает систематический  характер знаний, их осознанность.

3. Ясности, четкости  и доходчивости, способствующих  прочному усвоению знаний, созданию  необходимой основы для правильных  обобщений и выводов.

4. Образности, эмоциональности  и правильности речи учителя,  облегчающих процесс восприятия  и осмысливания изучаемого материала, вызывающих интерес и привлекающих внимание учащихся, действующих не только на разум, но и на их чувства.

5. Учету возрастных  особенностей учащихся, предусматривающему  постепенное усложнение устного  изложения материала учителем  на последовательных этапах обучения и усиление абстрактного мышления учащихся.

При всех видах устного изложения знаний следует стремиться к сочетанию  их с другими методами (применяя в ходе изложения демонстрации, иллюстрации, упражнения и т.п.) и обеспечению  максимальной активности учащихся (путем предварительного ознакомления их с темой, краткого раскрытия цели и плана изложения, постановки в ходе изложения, проблемного характера изложения, постановки в ходе изложения вопросов, заставляющих работать мысль учащихся). Имеет большое значение темп и тон изложения материала учителем. Слишком быстрый темп затрудняет восприятие и понимание услышанного, при очень замедленном темпе теряется интерес и внимание учащихся; излишне громкое и слишком тихое, монотонное изложение также не дают хороших результатов. Бывают очень уместны веселая шутка, острое слово, меткое сравнение.

Выделяют  следующие функции словесных  методов:

  • Мотивационная: создание  психологической установки  на усвоение нового материала, побуждение познавательной  деятельности учеников при изучении определенной темы, создание проблемной ситуации;
  • Информационная: раскрытие содержания фактического материала, описание природной среды, определенного объекта, сообщение о событиях, явлениях, раскрытие причинно- следственных связей между предметами и явлениями окружающего мира;
  • Воспитательная: решение всевозможных воспитательных задач, возникающих  при изучении учебного материала;
  • Обобщающая: сведение знаний в определенную систему;
  • Организационная: объяснение ученикам способов предстоящей деятельности;
  • контрольно-корректирующая: установление  обратной связи,  получение информации о том, как дети усваивают знания, исправление ошибок.

Словесные методы применяются на всех этапах обучения: во время подготовки к  усвоению нового материала, в процессе его объяснения, усвоения , обобщения и применения.

Рассказ - монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого,  и эмоционального преподнесения  знаний. Этот метод чаще других используется в младших  классах. [17,193]

 Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций  и метод демонстраций.

метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией  приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

Такое подразделение средств наглядности  на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. (Например, показ иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп). Внедрение новых технических средств в учебный процесс 
(телевидения, видеомагнитофонов, компьютеров) расширяет возможности наглядных методов обучения.[17,200]

При использовании  наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

а) применяемая  наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

б) наглядность  должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в  соответствующий момент урока;

в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

е) демонстрируемая  наглядность должна быть точно согласована  с содержанием материала;

ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Практические  методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и  навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического  действия с целью овладения им или повышения его качества. Различают специальные, производные, и комментированные  упражнения. Специальными называются многократно повторяемые упражнения, направленные на формирование учебных трудовых умений и навыков. Производные упражнения способствуют повторению и закреплению  ранее сформированных навыков. Если при выполнении действий ученик про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции, такие упражнения называют комментированными. Комментирование действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.

Упражнения  по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу.Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.

Письменные  упражнения используются для закрепления  знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе.  Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.

К графическим  упражнениям относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно- практических работ, экскурсий и т.д. В начальной школе  широко используются  устные упражнения. Они связаны  с  развитием речи, логического мышления, познавательных возможностей.

По степени  самостоятельности учащихся при  выполнении упражнений выделяют: а) упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления ( воспроизводящие упражнения); б) упражнения по применению знаний в новых условиях ( тренировочные упражнения).[17,204]

Упражнения  являются эффективными только при соблюдении ряда требований к ним: сознательный подход учащихся к их выполнению; соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений ( сначала упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, затем ( на воспроизведение ( применение ранее усвоенного ( на самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации ( на творческое применение, с помощью которого обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенных знаний, умений и навыков. Крайне необходимы и проблемно-поисковые упражнения, которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию. 
 
 
 
 
 

 Глава II.Опыт работы современной начальной школы по реализации методов обучения младших школьников.

2.1 Характеристика методов  обучения младших  школьников.

В рамках проведенного исследования были охарактеризованы наиболее интересные  и распространенные методы обучения. К каждой характеристике будет предложен фрагмент урока с применением данного метода.

Метод упражнений. Характер и методика упражнений зависят от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся. Но дидактика формулирует ряд общих правил проведения упражнений. 
Первым правилом является доведение до сознания учащихся цели и порядка выполнения упражнения. 
Разнообразие упражнений — второе важное правило их организации. 
Третье правило — систематичность проведения упражнений. Причем после объяснения нового материала упражнения даются чаще. Постепенное нарастание трудности упражнений — следующее правило их проведения. 
Сразу после изучения нового материала учитель дает типичные упражнения, в которых изученные учащимися признаки выступают наиболее ярко и выпукло. Когда же новый материал усвоен учащимися прочно, можно давать задачи и упражнения, для выполнения которых дети используют знания других тем предмета. 
Эффективность упражнений повышается в том случае, если дети приучены к самоконтролю в учебном труде: решению задач с проверкой, проверке упражнений по родному языку после их выполнения и т. д. Правильно организованные упражнения имеют большое воспитательное значение. Характер воздействия упражнений на учащихся зависит от степени самостоятельности их выполнения. Не менее важное значение имеет и содержание упражнений. Оно должно соответствовать требованию высокой коммунистической идейности. 
В начальных классах дается много разнообразных письменных упражнении. Они должны выполняться особенно тщательно и быть хорошо оформлены. В этой связи хочется обратить внимание будущих учителей на важность аккуратного ведения всеми учениками тетрадей. Необходимо, чтобы в школах был установлен определенный режим ведения тетрадей, который должен строго выполняться.

Информация о работе Методы обучения в начальной школе