Методы обучения двигательным действиям

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы изучить методы двигательных действий.
Задачи курсовой работы
рассмотреть основные понятия и термины методики
изучить общие требования к методике
охарактеризовать классификацию методов обучения
раскрыть основные характеристики методов обучения

Содержание

Введение
. Основные понятия и термины методики обучения двигательным действиям
. Общие требования к методике обучения двигательным действиям
. Классификация методов обучения двигательным действиям
. Основная характеристика методов обучения двигательным действиям
.1 Практические методы
.2 Методы использования слова
.3 Методы наглядного восприятия
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 53.31 Кб (Скачать)

Плакаты обязаны отражать те моменты в действии, которые  трудно акцентировать при показе, тем более доходчиво объяснить. Поэтому изображение необходимо освобождать от деталей, которые могут отвлекать учеников от главного. Особенно ценными по содержанию являются плакаты с изображением последовательности и одновременности движений, составляющих действие.

Демонстрации должна предшествовать подготовка учеников к восприятию материала  у детей необходимо сформировать интерес к предмету предполагаемого  наблюдения, а их внимание должно быть направлено на те элементы изображения, которые являются ведущими для решения  задачи обучения. Соотношение демонстрации и сопутствующих объяснений по времени  и объему обусловлено педагогической задачей. Но в любых случаях для  проверки результатов наглядного восприятия полезны вопросы учителя и  ответы учеников.

Рисунки мелом на доске, если учитель способен их выполнить достаточно эстетично, обладают некоторыми преимуществами перед плакатами, хотя и не могут  их полностью заменить. Во-первых, последовательно  изображая отдельные элементы действия, а следовательно, поочередно сосредоточивая внимание учеников на этих элементах, можно создать более запоминающееся представление о последовательности фаз движений, об основе и деталях  техники; во-вторых, рисунок может  быть очень простым, не загроможденным частностями, отвлекающими внимание ребенка; в-третьих, рисунки на доске очень  оперативный метод демонстрации. В любой момент урока без дополнительной затраты времени учитель может  им воспользоваться; в-четвертых, способность  учителя рисовать - немаловажный фактор эмоционального и эстетического  воздействия на учеников. Возникающие  под рукой педагога фигурки не оставят детей равнодушными к  изучаемым действиям.

Зарисовки, выполняемые учениками  в виде контурных фигурок, позволяют  графически выразить собственное понимание  структуры действия, образно продумать  выполнение, найти свои ошибки. Обучение детей подобным простейшим зарисовкам - это и развитие у них способности  к анализу движений, и один из способов использования занятий  физическими упражнениями для эстетического  воспитания.

Предметные пособия обладают сравнительно ограниченными дидактическими возможностями, но могут оказывать  достаточно сильное эмоциональное  воздействие, особенно на детей младшего школьного возраста (кукла на уроке - это всегда интересно!). Объемные и  плоскостные шарнирные модели позволяют  демонстрировать движения отдельных  звеньев тела, траектории и амплитуды  движений, передвижение всего тела в пространстве, но все это только в одной плоскости.

Кинофильм при всех технических  трудностях его демонстрации в ходе педагогического процесса обладает громадными Дидактическими возможностями. С помощью кинофильма можно многократно  демонстрировать исполнение действия на уровне высшего спортивного мастерства, причем в разных плоскостях, в общем  плане и в крупном плане  для акцентирования деталей. Большое  значение для наглядного восприятия движений имеет так называемая рапидная съемка, т. е. киносъемка движений с  повышенной частотой. Проекция полученной кинопленки со скоростью Меньшей, чем  скорость съемки, дает на экране замедленное  движение, что позволяет рассмотреть  его во всех деталях. Нельзя забывать и об эмоциональном воздействии  кинофильма.

Звуковая и световая сигнализации создают не обходимые слуховые и  зрительные ориентиры для начала и окончания действия (или движения), задают определенный темп ритм движений, направление, амплитуду и т. д. Простейшими  способами подобной сигнализации являются удары метронома задающие необходимый  темп движений, отметки на грунте, кс лычки, флажки, определяющие длину и направление разбега] метании и пр. Широкое распространение начинают получать электрозвуколидеры, электромишени, специальные устройства для срочной информации о выполняемом действии.

Заключение

 

Раньше, чем приступить к  обучению какому-либо действию, важно, естественно, установить, готов ли обучаемый  к освоению этого действия, и, если не готов, провести предварительную  подготовку. Готовность к обучению выявляется с помощью контрольных (тестовых) упражнений и сведений о  прошлом двигательном опыте ученика, а обеспечивается посредством подготовительных, в частности подводящих, упражнений. Она характеризуется в основном тремя компонентами степенью развития физических качеств (собственно «физическая  готовность»), двигательным опытом (в  том числе «координационной готовностью») и психическими факторами («психическая готовность»).

Удачно выполнить с  первых же попыток новое двигательное действие обычно удается лишь в тех  случаях, когда оно имеет сравнительно простую структуру. При более  сложных структурах скорость образования  нового двигательного умения существенно  зависит от двигательного опыта  обучающихся. Чем шире и разнообразнее  этот опыт, тем больше предпосылок  для успешного освоения нового действия на основе переноса ранее приобретенных  умений и навыков. Этим определяется роль упражнений, направленных на расширение фонда двигательных умений и навыков  в процессе обеспечения готовности к обучению сложным двигательным действиям. Нередко в состав подготовительных упражнений бывает целесообразно включать задания, связанные с тонким дифференцированием отдельных параметров движений, например задания по различению величины амплитуды  движений в гимнастических упражнениях  или других пространственных характеристик, временных интервалов и т. д.

Вполне понятно, что решающую роль в обеспечении готовности к  обучению двигательным действиям, требующим  высокой степени проявления физических качеств, будет играть воспитание этих качеств с помощью обще-подготовительных и избирательно-направленных упражнений. При обучении же действиям, связанным  с повышенным риском получить травму, чувством страха или другими отрицательными эмоциями, особенно важно предварительно сформировать позитивную психическую  установку, создать достаточно сильный  стимул к преодолению психических  трудностей и выработать необходимую  уверенность (в частности, с помощью  упражнений, выполняемых в облегченных  условиях).

Проблема подготовки к  обучению сложным двигательным действиям  решается в целом на основе умелой реализации принципов доступности  и индивидуализации, систематичности  и постепенного повышения требований. Новые перспективы в оптимальном  решении этой проблемы открываются  в связи с внедрением в теорию и практику физического воспитания современных подходов к программированию учебного материала. Например, в гимнастике разработаны программы обучения технике движений на снарядах с учетом структурной общности двигательных действий и рациональной последовательности в освоении их основных и вспомогательных  компонентов (подъемов и оборотов на снарядах, предварительных махов, сгибаний-разгибаний и т. д.); последовательное выполнение учебно-подготовительных заданий, составленных в соответствии с такими программами, позволяет обеспечить рациональную преемственность в процессе обучения.

 

Список использованных источников

 

1. Ашмарин Б. А. Теория  и методика педагогических исследований  в физическом воспитании. - М. Физкультура  и спорт, 1978. - 107с.

. Боген М. М. Обучение  двигательным действиям. - М. Физкультура  и спорт, 1985 - 75с.

.Введение в теорию физической  культуры  Под ред. Л. П. Матвеева. - Физкультура и спорт, 1983. - 65 с.

. Гандельсман А. Б., Смирнов  К. М. Физиологические основы  методики спортивной тренировки. - М. Физкультура и спорт, 1970.

. Донской Д. Д. Законы  движения в спорте.- М. Физкультура  и спорт, 1968.

. Мейксон Г. Б., Шаулин  В. Н., Шаулина Е. Б. Самостоятельные  занятия учащихся по физической  культуре. - М. Просвещение, 1986. - 79 с.

. Настольная книга учителя  физической культуры  Под ред.  Проф. Л. Б. Кофмана - М. Физкультура  и спорт, 1998. - 127с.

. Очерки по теории физической  культуры  Под ред. Л. П. Матвеева. - М. Физкультура и спорт, 1984. - 156 с.

. Совершенствование технического  мастерства.  Под ред. В. М.  Дьячкова.- М. Физкультура и спорт, 1972.

. Сборник инструктивно-методических  материалов по физическому воспитанию  Пособие для учителей  Сост. В.  П. Богословский. - М. Просвещение, 1984. - 117 с.

. Теория и методика  физического воспитания.  Под  ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова.- М. Физкультура и спорт, 1976. 1-й  том.

. Теория и методика  физического воспитания.  Под  ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова.- М. Физкультура и спорт, 1976. 2-й  том.

. Теория и методика  физической культуры учебник  для института физической культуры  в двух томах.  Под ред. Б.А.  Ашмарина. - М. Просвещение, 1990.

. Физическое воспитание  Учебник  Под ред. В. А.  Говрилова, В. А. Маслякова,  А. В. Коробкова и др. - М. Высшая  школа, 1983. - 124 с.


Информация о работе Методы обучения двигательным действиям