Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 22:05, курсовая работа
Цель курсовой работы изучить методы двигательных действий.
Задачи курсовой работы
рассмотреть основные понятия и термины методики
изучить общие требования к методике
охарактеризовать классификацию методов обучения
раскрыть основные характеристики методов обучения
Введение
. Основные понятия и термины методики обучения двигательным действиям
. Общие требования к методике обучения двигательным действиям
. Классификация методов обучения двигательным действиям
. Основная характеристика методов обучения двигательным действиям
.1 Практические методы
.2 Методы использования слова
.3 Методы наглядного восприятия
Заключение
Список использованных источников
Основу содержания любой игры в физическом воспитании составляют действия, способствующие физическому совершенствованию человека. Различия между играми, гимнастикой, спортом, туризмом следует признать во многом условными. Причем эта условность по мере их развития становится более выраженной. Игру надо рассматривать и как систему конкретных действий, выполняемых в рамках определенных правил (по этим признакам можно отличить, например, «Круговую лапту» от «Мяч - ловцу»), и как метод, которым можно решать разнообразные педагогические задачи вне зависимости от характера физических упражнений.
Игра как метод реализуется не только через общепринятые игры. Понятие игрового метода гораздо шире по средствам и формам реализации, чем официальные игры. Например, игровым методом можно провести весь урок под девизом «Мы готовимся в полет», не использовав при этом ни одной подвижной или спортивной игры. Изучая, предположим, способы переноски грузов, можно организовать его в виде игры «Строим спортивную площадку».
Наиболее характерные признаки игрового метода
Ярко выраженное соперничество
и эмоциональность в игровых
действиях. Метод позволяет воспроизводить
сравнительно сложные взаимоотношения
между людьми. Даже командные соревнования,
например в беге, не создают столько
многогранных ситуаций между участниками,
сколько появляется их в игре двух
человек. В связи с этим при
игровом методе тщательно регламентируются
взаимоотношения между
Чрезвычайная изменчивость условий ведения борьбы, условий выполнения действий. В результате этого играющие должны владеть многообразными способами решения возникающих задач, а сформированные у них навыки отличаться гибкостью, приспособляемостью к изменяющимся условиям.
Высокие требования к творческой инициативе в действиях. Вариативность игровых ситуаций требует самостоятельности в выборе наиболее результативных физических упражнений.
Отсутствие строгой
Комплексное проявление разнообразных двигательных навыков и качеств. Для достижения успеха в игре участнику приходится использовать целый комплекс действий (бег, прыжки, метания и пр.), причем в самых различных сочетаниях. Все это обеспечивает комплексное воздействие на организм играющих. Сравнительно редкие исключения из этого правила обусловлены применением игрового метода для изучения какого-либо отдельного действия или его части.
Во многих случаях взаимоотношения между играющими осуществляются через какие-либо предметы, например мячи.
Для игрового метода характерно наличие всех или большинства перечисленных признаков. Поэтому один два признака, встречающиеся в соревновательном методе, не делают последний равнозначным первому.
Итак, игровой метод создает
возможности для комплексного развития
двигательных навыков и качеств,
для совершенствования
Соревновательный метод обладает многими признаками, характерными для соревнования (состязания), но имеет более широкое применение. Соревнование является наиболее ярким выражением соревновательного метода. Однако соревновательный метод потому и имеет более широкую сферу применения, что может использоваться при любой форме организации занятий, имея предметом соревнования любые физические упражнения. Например, соревновательным методом можно провести весь урок физического воспитания, начиная от построения перед уроком и заканчивая выходом из зала.
Выше отмечалось, что данный
метод имеет много общего с
игровым методом. Однако между ними
существует и принципиальное различие.
Оно состоит в том, что в
игровом методе процесс обучения
всегда имеет сюжетное содержание.
В соревновательном методе этот момент
отсутствует и процесс
Наиболее характерными признаками соревновательного метода являются следующие
Подчинение всей деятельности задаче победить в том или ином действии в соответствии с заранее установленными правилами. Подобная задача является фактором стимуляции активности и творчества участников, мерилом оценки и сопоставления их подготовленности.
Максимальное проявление физических и психических сил в борьбе за первенство, за высокие спортивные достижения. В результате соревновательный метод создает условия для более полного раскрытия функциональных возможностей организма.
Ограниченные возможности в управлении учениками, в регулировании их нагрузки. Этот метод требует большой самостоятельности в решении возникающих по ходу выполнения действия задач.
Следовательно, соревновательный метод наиболее эффективен при совершенствовании действия, но не при первоначальном его разучивании; требует достаточно высокого уровня развития физических качеств, причем в их комплексном проявлении; педагогически оправдывает себя при условии развитой психической устойчивости учеников к победам и неудачам. Этот метод, с одной стороны, дает наибольший педагогический эффект при условии предварительной разносторонней подготовки учеников, а, с другой стороны, с его помощью можно повысить уже имеющийся уровень подготовленности.
4.2 Методы использования слова
С помощью слова учитель
осуществляет многие функции, составляющие
его конструктивную, организаторскую
и другие стороны деятельности, а
также устанавливает
Для осуществления смысловой функции слова речь учителя должна быть точной и понятной ученикам. Конкретно это выражается в следующих методических рекомендациях
Смысловое содержание слова должно соответствовать особенностям учеников и задачам обучения. Предположим, перед изучением нового упражнения может быть использовано предварительное объяснение, а после изучения основы техники - описание деталей.
Пользуясь словом, необходимо подчеркивать эффективность изучаемого действия. Например, дети, относительно свободно овладевая лазаньем произвольным способом, часто с трудом осваивают лазанье с более сложной координацией движений. Это вызывает нежелание выполнять упражнения. Однако доходчивое объяснение преимуществ изучаемого способа может снять отрицательное отношение к нему.
Слово должно помогать выявлению
взаимосвязи между отдельными движениями
в действии. Особенно важно это
помнить при использовании
Большое значение придается слову учителя в понимании учениками основы техники физического упражнения, в понимании момента приложения главных усилий. С этой целью часто используют инструктирование подсказки в виде отдельных слов («руки!», «голова!» и др.).
Слово должно быть образным. Это повысит его наглядность и сделает более доходчивым для учеников. Учитывая знания и двигательный опыт учеников, учитель сможет сосредоточить внимание на тех моментах, от которых зависит выполнение поставленной задачи.
Говорить ученикам о движениях,
которые выполняются ими
Смысловая функция слова
лежит в основе правильного решения
проблемы терминологии в физическом
воспитании. Терминология дает словесные
обозначения предметам и
В терминологии отражается история
развития физического воспитания в
той или иной стране. В странах,
где впервые получили наибольшее
распространение или
Грамотность употребления терминов обусловлена знанием некоторых общих требований к ним
Термин должен быть показательным,
т. е. отражающим основу техники физического
упражнения. Тогда он приобретает
только ему свойственное содержание.
Показательность термина
Термин должен быть точным. Выполнение этого требования позволит настолько исчерпывающе отразить характер физического упражнения, что не возникнет потребности в ином названии или в дополнительном объяснении. Следовательно, точность термина - это реализация основного смысла терминологии сделать язык учителя и ученика кратким и понятным.
Термин должен быть понятным. Терминология становится языком обучения в том случае, если употребляемые слова-термины доступны пониманию учеников. Термины становятся понятными при использовании слов общепринятого литературного языка (например, соскок прогнувшись), соответствии их правилам словообразования в русском языке (например, многоскоки), употреблении только тех иностранных слов, которые получили широкое распространение (например, арбитр, баскетбол), сведении до минимума употребление узкопрофессиональных слов (например, задняя нога).
Термин должен быть кратким. Если нарушается это требование, то термин превращается в описание, а следовательно, теряет свое назначение. Краткость достигается подбором наиболее емкого слова, опусканием само собой разумеющихся общепринятых деталей и, наконец, применением сокращений. Этим терминологический язык сближается с языком командным.
Эмоциональная функция слова способствует решению и учебных, и воспитательных задач. Эмоциональность речи усиливает значение слов и помогает понять их смысл. Она показывает отношение учителя к предмету изучения, к самим ученикам, что, естественно, стимулирует их интерес, уверенность в своем успехе, желание преодолеть трудности и т. п. Эмоциональность достигается смысловым содержанием, правильным логическим и грамматическим построением фраз, образностью, отчетливостью произношения, интонацией, умеренной мимикой и жестикуляцией.
Почти все разновидности методов использования слова являются общепедагогическими. Использование их в процессе физического воспитания отличается лишь содержанием и некоторыми особенностями методики применения.