Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 22:05, курсовая работа
Цель курсовой работы изучить методы двигательных действий.
Задачи курсовой работы
рассмотреть основные понятия и термины методики
изучить общие требования к методике
охарактеризовать классификацию методов обучения
раскрыть основные характеристики методов обучения
Введение
. Основные понятия и термины методики обучения двигательным действиям
. Общие требования к методике обучения двигательным действиям
. Классификация методов обучения двигательным действиям
. Основная характеристика методов обучения двигательным действиям
.1 Практические методы
.2 Методы использования слова
.3 Методы наглядного восприятия
Заключение
Список использованных источников
Рассказ - повествовательная форма изложения - чаще всего применяется учителем при организации игровой деятельности учеников.
Описание - это способ создания
у ребенка представления о
действии. При описании дается перечень
характерных признаков
Объяснение является важнейшим способом развития сознательного отношения к действиям, так как призвано вскрывать основу техники, отвечать на главный вопрос «Почему»
Беседа помогает, с одной стороны, повысить активность, развить умение высказывать свои мысли, а с другой - узнать учителю своих учеников, оценить проделанную работу. Беседа может протекать в виде вопросов учителя и ответов учеников или в виде свободного выяснения взглядов. Вторая разновидность более активна, но доступна ученикам с высоким уровнем знаний и двигательного опыта.
Разбор отличается от беседы только тем, что проводится после выполнения какого-либо задания (например, игры). Разбор может быть односторонним, когда его проводит только учитель, или двусторонним - в виде беседы с участием учеников. Вторая форма позволяет решать образовательные и воспитательные задачи более эффективно.
Задание предусматривает постановку задачи перед уроком или частных задач по ходу урока. Первая форма задания характеризуется тем, что учитель объясняет все способы выполнения задачи, ученикам остается лишь выполнить требуемое. Вторая форма является более сложной для учеников, так как они получают от учителя лишь формулировку задачи, а способы ее решения вынуждены искать самостоятельно.
Указание (или распоряжение) отличается краткостью и требует безоговорочного исполнения. Это акцентирует внимание учеников на необходимости выполнения задачи и одновременно повышает уверенность в возможности ее выполнения. Через указания ученики получают точную ориентацию в способах решения задачи, в приемах исправления ошибки, но без обоснования.
Оценка является результатом анализа выполнения действия. Критерии оценки зависят от задач учебного процесса, а поэтому имеют несколько разновидностей
Оценка путем сравнения со стандартной техникой исполнения применяется, как правило, на начальных этапах обучения, когда возможности учеников ограничены способностью подражать образцу. По мере накопления опыта и знаний отклонения от заданного образца могут быть индивидуальными проявлениями, а не ошибками (особенно, если результативность упражнения прогрессирует).
Оценка путем сравнения с техникой исполнения другого ученика является своеобразной конкурсной оценкой. Она призвана стимулировать интерес ученика к упражнению, к систематическим занятиям, но часто не может служить показателем качества исполнения.
Оценка путем определения результативности действия обладает, как правило, наибольшей дидактической ценностью. Она заставляет ученика сопоставлять технику своего исполнения с достигнутым результатом и искать способы ее индивидуализации. Однако подобная оценка пригодна лишь для хорошо подготовленного ученика, умеющего критически оценивать свои действия и' понимающего роль техники исполнения в эффективности физического воспитания.
Категории оценки выражаются в различного рода замечаниях учителя, отражающих его одобрение или неодобрение «хорошо», «правильно», «так», «плохо», «неправильно», «не так», а также в форме инструктивных указаний «выше ноги», «не сгибать руки» и т. п.
Подобные односложные замечания должны мотивироваться учителем. Правда, одобрение уже само по себе имеет положительное значение, так как подтверждает правильность действий ученика. Однако и в этом случае пояснение учителя, что именно заслуживает похвалы, будет иметь большое дидактическое значение, причем не только для выполнявшего упражнение, но и для наблюдавших за ним товарищей. Неодобрение или отрицательная оценка обязательно должны сопровождаться мотивировкой с указанием, что выполнено неправильно, какова причина этого и что надо сделать для исправления ошибки.
Оценка учителя обязана быть средством воспитания в ученике уверенности в своих силах. Поэтому оцениваться должны успехи или неудачи в освоении учебного материала, отношение к работе, но ни в коем случае не личность ученика.
Команда - специфический и
наиболее распространенный метод использования
слова в физическом воспитании. Она
имеет форму приказа к
Подсчет позволяет задавать ученикам необходимый темп выполнения движений. Осуществляется он несколькими приемами голосом с применением счета («раз-два-три-четыре!»), счетом в сочетании с односложными указаниями («раз-два-выдох-выдох!»), только односложными указаниями («вдох-вдох-выдох-выдох!») и, наконец, различными сочетаниями счета, постукивания, похлопывания и т. п. Применение подсчета - довольно сложный метод. Было бы неправильно думать, что подсчет необходим всегда и везде. Приучение учеников работать только под задаваемый темп лишает их возможности самостоятельно ориентироваться во времени, научиться сохранять заданный темп. Периодически ученикам необходимо создавать возможности для работы в естественном для них темпе, так как задаваемый темп может быть труден, недоступен. Подсчет должен быть использован и для того, чтобы научить отличать один темп от другого, видоизменять темп по ходу работы.
4.3 Методы наглядного восприятия
двигательный упражнение слово наглядный
Методы данной группы обеспечивают
зрительное и слуховое восприятие изучаемого
действия. Просмотр, а иногда и прослушивание
темпа, ритма движений создают у
занимающихся более разностороннее
представление о действии, что
расширяет ориентировочную
Методы наглядного восприятия
являются главными, но не единственными
в реализации принципа наглядности.
Именно с их помощью ученик получает
возможность для живого созерцания,
являющегося первой ступенью в формировании
образа изучаемого действия. При этом
следует учитывать, что у одних
лиц лучше происходит зрительное
восприятие, у других - слуховое. Учителю
необходимо предусматривать в методике
обучения роль ведущего анализатора
и по возможности
Результативность методов
во многом определяется соответствием
их возрасту обучающегося. Особенно большое
значение эти методы имеют при
работе с детьми. У них сильно
развита способность к
Использование методов наглядного восприятия зависит и от этапа обучения. Как правило, на первых этапах они применяются гораздо чаще. На этапе совершенствования их используют для исправления появившихся ошибок.
Показ двигательного действия учителем (или учеником по заданию учителя) является наиболее специфичным методом обучения. В основе обучения с помощью показа лежит подражание. Хотя любое подражание и является сознательным актом человека, уровни сознательности и причины подражания могут быть различными. Учитывая это, педагог сможет использовать такие методические приемы, которые помогут развить в учениках стойкий интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Эффективность подражания зависит прежде всего от возраста ученика, от характера и уровня его психической и физической подготовленности.
Готовность ученика к сознательному подражанию определяется действием нескольких факторов.
Во-первых, способностью анализировать увиденное действие. Если ученик приучен анализировать упражнения, то подражание явится одним из эффективных способов развития детей. Подражание же по принципу «посмотри и сделай» превратит его в бессмысленное повторение увиденного образца. В результате ребенок не познает основных закономерностей действия и будет в состоянии лишь слепо копировать своего учителя.
Во-вторых, соответствием психофизиологической зрелости ребенка сложности воспроизводимого упражнения. Причем сложность упражнения должна быть оптимальной, т. е. доступной для ученика при условии проявления достаточно высокой степени усилий.
В-третьих, уровнем знаний, полнотой представления ученика о подражаемом действии.
В-четвертых, интересом к подражаемому действию и желанием ученика подражать. Стремление к активному воспроизведению наблюдаемого может быть использовано учителем для превращения подражания в существенный мотив обучения. У детей младшего школьного возраста стремление к подражанию возникает на основе любопытства, желания быть похожим на взрослых, у старших школьников-на основе сознательного интереса к действиям, осознанного поиска путей быстрейшего овладения техникой исполнения.
В-пятых, наличием своевременного
и качественного контроля и самоконтроля
за подражанием. Указания учителя и
способность ученика
Некоторые методические требованная к показу физического упражнения
Показ всегда должен сочетаться
с методами использования слова.
Это поможет избежать слепого
копирования и развить
Соотношение показа и слова
по содержанию, частоте применения
и распределению во времени должно
определяться педагогическими задачами
и реально складывающимися
Содержание показа обязано
соответствовать задачам
При показе следует учитывать стремление учеников подражать эмоциональному состоянию учителя. Это необходимо использовать для повышения познавательной активности учеников.
Недопустим небрежный, неточный показ, так как он может быть принят учениками за образец, которому надо подражать.
Поручать показ физического
упражнения ученику можно в следующих
случаях а) если учитель по состоянию
здоровья не в состоянии хорошо выполнить
действие; б) если при показе учитель
вынужден принять положение (например,
вниз головой), при котором ему
неудобно объяснять; в) когда необходимо
снять предубеждение учеников в
невыполнимости задания; г) когда на
примере ученика можно
При показе учитель должен занять такое положение, при котором ему было бы удобно руководить всеми учениками (например, стоя на возвышении, легче держать под контролем учеников всего класса), а ученикам видеть физическое упражнение в плоскости, наглядно отражающей структуру действия (например, стоя к ученикам в профиль, легче показать правильное сгибание ноги вперед).
- Показы учителем «как
не надо выполнять» допустимы
в тех случаях, когда ученики
способны критически
- Зеркальные показы
Демонстрация наглядных
подобий создает дополнительные
возможности для восприятия учеником
двигательного действия с помощью
предметного изображения. Она обладает
преимуществом перед показом
при необходимости
Являясь вспомогательным методом обучения, демонстрация приобретает существенное дидактическое значение лишь тогда, когда непосредственно связана с педагогической задачей.
Подчиняясь требованиям,
предъявляемым к методам
Демонстрация каждого вида наглядных пособий должна проводиться с учетом некоторых методических правил.