Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 08:04, контрольная работа
В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения и умственного воспитания: практические, наглядные, словесные, игровые.
Обычно они применяются комплексно, в разнообразных комбинациях друг с другом, важно чтобы они позволяли достигать наилучших результатов при обучении маленьких детей
1. Классификация методов (схема).
2. Дать краткую характеристику каждой группы, соотнося с методами математического развития
3. Математическая сказка как метод формирования математических представлений.
4. Подобрать математическую сказку для использования в образовательном процессе, проиллюстрировать ее.
5. Представить математическую сказку собственного сочинения, приложить к ней дидактические пособия.
Система вопросов и ответов детей в педагогике называется беседой. [13, 101]
5. Словесные отчёты детей. Этот методический приём складывается из вопроса воспитателя, требующего после выполнения детьми рассказать, что и как они делали и что получилось в итоге, и собственно детских ответов на вопрос. Слово помогает вычленить действие, осмыслить результат. На первых порах педагог помогает детям, даёт образец отчёта, постепенно они самостоятельно рассказывают о своих действиях, оперируя математическими представлениями.
6. Контроль и оценка. Эти приёмы выступают в тесной взаимосвязи друг с другом.
Контроль осуществляется при наблюдении за процессом выполнения детьми заданий, результатами их действий, ответами. Он сочетается с указаниями, пояснениями, разъяснениями, демонстрацией способов действий взрослым в качестве образца, непосредственной помощью, включает исправление ошибок.
7. В ходе
формирования элементарных
В основе сравнения лежит установление сходства и различий между объектами. Дети сравнивают предметы
Вначале их учат сравнивать минимальное количество предметов, затем число таких предметов постепенно увеличивают одновременно с уменьшением степени контрастности сравниваемых признаков. Методический приём сравнения, к которому педагог часто прибегает в процессе формирования элементарных математических представлений у детей, связан с анализом и синтезом.
8. В методике
обучения приёмами называют
По сравнению с другими данные приёмы имеют узкоспециальное назначение, применяются для решения строго определённых дидактических задач. Реализация каждого программного требования осуществляется с помощью таких приёмов, количество которых должно быть достаточно для достижения дидактической цели, а область применения ограничена.
9. Моделирование - наглядно-практический приём, включающий создание моделей и их использование для формирования элементарных математических представлений. [11, 122-123]
Модель помогает раскрыть смысл вводимых математических понятий посредством их образной подачи, а подключение резервов образного мышления к усвоению абстрактных математических зависимостей существенно облегчает усвоение и запоминание учебного материала, разгружает память детей, поскольку образ является более компактной единицей, чем цепочка знаковых преобразований или вербальных рассуждений. Психологические исследования показывают, что использование моделирования как способа и модели как средства обучения математике способствует не только формированию математических понятий у ребёнка, но и развитию важных психических функций: внимание, памяти, восприятия, мышления.
Моделирование в процессе обучения создаёт благоприятные условия для формирования таких умственных действий, как абстрагирование, классификация, анализ, синтез, обобщение, что, в свою очередь, способствует повышению уровня знаний, умений и навыков дошкольника.[1, 78-79]
Широко используются модели при формировании: временных представлений (например, модель частей суток, недели, года, календарь); количественных представлений (например, числовая лесенка числовая фигура и т. д.); пространственных представлений (например, модели геометрических фигур и т. д.).
Использование
моделей и моделирования
В своей работе я раскрыла все методы и приёмы математического развития дошкольников. И на основании исследуемого материала можно сказать, что не один метод в отдельности не несет такого сильного образовательного характера, как их сочетание.
Многочисленные
экспериментальные исследования доказали,
что при выборе метода важным является
учёт содержания формируемых знаний.
Так, при формировании пространственных
и временных представлений
Воспитатель в своей работе должен уметь сочетать методы для наилучшего понимания и запоминания детьми материала.
3. Математическая сказка как
метод формирования
представлений.
Математическое содержание включается в сказки как органически необходимые моменты сюжета, от которых зависит его дальнейшее развертывание. Например, чтобы войти в волшебную дверь, необходимо отыскать ключ с таким же сечением, как и отверстие замка; чтобы найти необходимый по сюжету предмет, нужно отмерить определенное количество шагов или мерок в ту или другую сторону; чтобы добраться до замка Кощея Бессмертного, необходимо правильно «прочесть» письмо, в котором представлен план пути, и т.д.
Далее, математическое содержание может выступать в качестве особого рода противоречивых ситуаций, требующих действенного обследования, выдвижения и проверки гипотез. Условием решения такого рода задач является организованное с помощью сказки детское экспериментирование. Например, нужно догадаться, почему узкая машинка со зверушками-путешественниками не может проехать в широкие, но низкие ворота (младшая группа). В процессе экспериментирования дети обнаруживают и выделяют как особую размерность понятие высоты. Сказка позволяет также осуществить мысленный эксперимент с опорой на наглядные или идеальные модели. Например, дети попадают на заколдованный злым волшебником остров, где время течет в обратную сторону. Моделирование в сказке такого рода отношений позволяет уже четырехлетним детям понять такое свойство, как необратимость времени.
Сказка позволяет сделать математическое содержание материалом сюжетно-ролевой игры, обусловив тем самым его творческое освоение. Так, например, материалом могут стать количественные отношения (белка-мама никак не может разобраться, сколько грибов и ягод нужно принести голодным бельчатам). Вместе с белкой дети младшей группы открывают, что и бельчат и грибы можно посчитать палочками. Действие счета осваивается детьми в дочисловом периоде, понятие числа как средства отображения количественных отношений (палочки) осваивается до усвоения собственно чисел.
Математическое содержание может выступать как некое правило действий героев сказки. Например, в сказочной игре-путешествии можно выбраться из лабиринта только в том случае, если действовать в строгом соответствии с математическим содержанием (карта-план, в котором указаны ориентиры и направление движения, цифрами указан порядок прохождения участков пути, с помощью мерок измеряется длина тех или иных отрезков пути).
Наконец, математическое содержание включается в сказку в форме особого рода познавательных задач-загадок, выполнение которых становится мерой значимости героя и его помощников — детей: волшебник покажет дорогу, если герой сказки вместе с детьми решит те или иные задачи (загадки).
По существу, математическое содержание всегда оказывается включенным в деятельность детей как правило или условие ее выполнения, материал для ее построения, мера социальной значимости. Включаясь, таким образом, в деятельность, математическое содержание осваивается не только со стороны технологии (знания, умения, навыки), но прежде всего оно становится моментом общественной формы деятельности и социокультурной позиции ребенка.
Необходимо отметить, что сказка на всем протяжении обучения должна оставаться для ребенка художественным произведением и ни в коем случае не должна редуцироваться в сугубо дидактическое средство. Такой ошибки удается избежать, если воспитатель выступает на занятии не как педагог-дидакт, а как сказитель, актер и режиссер сказочного действования, активными участниками которого являются прежде всего дети.
Что касается содержания обучения дошкольников элементам математики, наши дети далеко опередили традиционные программы детского сада. Уже в шесть лет все дети владеют счетом до 20, осваивают счет десятками, сложение и вычитание в пределах десятка, в подготовительной группе дети считают до ста, начинают осваивать действия умножения и деления, хорошо ориентируются по часам во времени, практически у всех детей наблюдается преодоление феноменов Ж. Пиаже и т. д.
Однако главным результатом эксперимента является высокий уровень развития познавательной мотивации и творческих способностей детей.
4. Подобрать математическую сказку для использования в образовательном процессе, проиллюстрировать ее.
Записать цифры,
которыми обозначаются числа 1, 2, 3, 4, 5,
6, 7, 8, 9. (Обратите внимание детей на
то, что дальше они будут работать
с числами).
Под каждым числом, записанным с помощью
цифры, нарисовать количество палочек-единиц,
которые это число содержит.
Под рисунком с палочками можно сделать
такую запись:
2 — это 1 и
1,
3 — это 1,1 и 1
— и т.д.
Нарисовать знаки
сложения, вычитания, равенства.
При помощи знаков сложения и равенства
записать, из скольких единиц состоит
то или иное число в пределах 9.
2 = 1+1
3 = 1+1+1
4 = 1+1+1+1
5 = 1+1+1+1+1 и т.д.
Записать выражения, в которых числа, записанные цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, складываются с числом 0.
1 + 0 = 1
2 + 0 = 2
3 + 0 = 3 и т.д.
Записать выражения, в которых из чисел, записанных цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, вычитается число 0.
1 — 0 = 1
2 — 0 = 2
3 — 0 = 3 и т.д.
Информация о работе Методы обучения детей математическим представлениям