Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 07:02, курсовая работа
Задачи:
- дать классификацию методов образования;
-изучение методов образования при различных формах организации учебно-воспитательного процесса.
Введение 2
1. Традиционная система образования 3
2. Развивающий подход 4
3. Интерес подростка к учебе 7
4. Обучение навыкам мышления в школе 9
5. Вероятностное образование 12
6. Метод разъяснения ценностей 17
7. Город как школа 18
8. Метод консультативного обучения 20
9. Новая образовательная программа «Street Law» 23
10. Сопровождение развития в образовании 25
11. Исследовательский метод обучения 27
12. Развитие образного мышления 29
13. Метод образования с помощью Интернет 31
Заключение 41
Список использованной литературы 42
Удобство дистанта, как и заочного образования, в том, что учеба проходит в удобных условиях — на работе или дома. В обеих формах существует передача учебно-методической информации из центра на периферию и регламентируемый по времени обратный поток выполненных учебных заданий. Но количественные характеристики этих двух процессов — объем передаваемой информации и скорость передачи.
Студент, заключивший договор с вузом на дистант-обучение, получает комплект учебных материалов — так называемый «кейс». В него входят пособия — лекции, задания, контрольные вопросы, ссылки на дополнительную литературу и т. д. Это могут быть бумажные (книги, учебники, методички) и электронные (диски, дискеты, программы, аудио- и видеокассеты) носители информации. Каждый дистант-студент прикрепляется к своему преподавателю-тьютору, который и будет вести его до конца учебы. Тьютор подскажет, какими пособиями и в какой последовательности следует пользоваться, даст консультацию по самым сложным вопросам, окажет помощь в подготовке к контрольным, зачетам и экзаменам. Ему же студент пришлет для проверки выполненные контрольные и тесты. Общение между тьютором и его подопечным происходит через Интернет.
Кстати сказать, фигура тьютора появилась в XII в. в двух университетах. Почему Оксфорд и Кембридж считаются лучшими университетами в мире? Их ноу-хау заключается в том, что они в XII в. ввели новую педагогическую позицию. У них был профессор, который читал лекции и вел семинары. И параллельно с этим возникла позиция тьютора. Что делает тьютор в британском университете? Он, в первый раз встречая студента, выясняет, почему тот поступил на этот факультет, чего он хочет. В зависимости от разговора они вместе выстраивают дальнейшие действия студента: какие лекции он будет слушать, какие книги читать. Ровно через неделю они снова встречаются, и тьютор выясняет, прочитал ли он эту книгу и какой вопрос у него возник.
Есть дистантное обучение для школьников, главным образом для тех, кто по болезни или инвалидности не может ежедневно хо дить на уроки. В Москве, к примеру, в 2004 г. закуплено более 700 рабочих мест для домашнего дистант-обучения — компьютеры, мониторы, сканеры, программное обеспечение. Работу с дистант-уче-никами ведут специально обученные учителя-тьюторы. Для ребят в Интернете имеется и своя виртуальная школа. Зайдя в нее, ученик может самостоятельно пройти предметы с 5-го по 11-й класс. Предусмотрен также интерактивный самоучитель — для тех старшеклассников, кто заканчивает школу экстерном или готовится к поступлению в вуз. Ребята, не выходя из дома, могут повторить сложные правила и теоремы, улучшить знания русской и английской грамматики, побродить по историческим хронологиям, залезть в справочники и словари и скачать нужные сочинения или рефераты. А для любителей потрепаться со сверстниками предусмотрен даже свой чат1.
Новой формой обучения в последнее время стала телешкола — обучение у телевизора. Телешкола представляет собой систему дистанционного образования на базе учебного телевидения, существующую в двух вариантах:
— в форме экстерната, дающего возможность обучаться в 10 и 11 классах средней школы и получить государственный аттестат о полном общем среднем образовании московского образовательного учреждения (телешкола-экстернат);
— как вариант дополнительного образования, позволяющего абонентам учебного телевидения получать образовательную информацию через спутниковые цифровые телевизионные каналы {домашний репетитор).
Телешкола — это телеуроки для старшеклассников по всем предметам школьной программы, которые отныне можно ежедневно смотреть везде, где есть спутниковая антенна «НТВ Плюс» и специальный декодер. Министерство образования РФ предоставило проекту «Телешкола» статус эксперимента и осуществляет методическое руководство его реализацией, что закреплено приказом министра образования РФ № 1434 от 16 мая 2000 г. Для абонента участие в проекте предусматривает просмотр телеуроков, распространяемых в цифровом формате «НТВ Плюс», самостоятельную работу с методическими пособиями и учебниками, промежуточное тестирование, итоговое тестирование по большинству предметов в заочном режиме через сеть Интернет и в очном — по двум предметам (математике и русской литературе), как того требует федеральное законодательство. Обучающимся выдают комп лект учебников по 12 предметам федерального базисного учебного плана и методические пособия, составленные специально для учеников «Телешколы». Из телевизионных уроков для каждого класса (10 и 11) формируется телевизионный канал, который представляет собой повторяющиеся в течение суток три одинаковых 7—8-часовых блока. Каждый блок состоит из набора телевизионных уроков формата 45 мин и 25 мин, которые ориентируются на тематику обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования. Кроме того, в эфирных блоках присутствуют специализированные курсы для поступающих в вузы, а также межпрограммное пространство, включающее релаксационные паузы, специализированную и социальную рекламу.
Все уроки записываются в одной студии (стол, компьютер и белая доска), декорации которой меняются в зависимости от предмета. В записи уроков «телешколы» задействованы десятки методистов, педагогов и технических сотрудников.
«Телешкола» претендует на полную замену школьных уроков при вдвое меньшем количестве учебных часов. Акцент, естественно, делается на самостоятельную работу. Сетка вещания построена так, что каждый урок в течение суток транслируется несколько раз — учитываются и разница во времени между часовыми поясами, и биологические ритмы учеников. В записях телеурока принимают участие лучшие педагоги и методисты Москвы, Санкт- Петербурга, Нижнего Новгорода и других городов России; преподаватели вузов, авторы учебников. Многие из них имеют большой опыт телевизионной журналистики. Контроль за ходом освоения учебных дисциплин (ежемесячное репетиционное тестирование по всем предметам и промежуточное тестирование по результатам обучения в 10-м классе) обеспечивается путем использования системы тестирования через Интернет, итоговая аттестация по завершении обучения в 11-м классе также осуществляется с помощью тестирования.
Социологи проводили беседы в фокус-группах с подростками, отобранными для этого в школах Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Тольятти и Ханты-Мансийска. Выяснилось, к примеру, что дети хотели бы видеть на экране учителей-мужчин среднего возраста. Дети давали советы, каким должен быть видеоряд, как нужно чередовать сюжеты и какая цветовая гамма им больше нравится (предпочтения были отданы цветам веселым — от серых и бежевых тонов быстро устаешь). Пробные уроки проверяли на тех же старшеклассниках, которые отмечали, что удалось, а что не очень«Открытый колледж» (www.college.ru) — первый в России образовательный Интернет-портал, включающий обучение школьников (математика, физика, астрономия, химия, биология и другие предметы) и курсы для профессионального образования. В «Открытом колледже» школьники могут самостоятельно изучать основные предметы школьной программы, решать задачи, общаться с виртуальным преподавателем и получать электронные консультации. Используются элементы сетевой учебной игры для школьников. Предоставляются большие возможности для тестирования, при этом тесты формируются индивидуально, в зависимости от запросов ученика. Ведется постоянный мониторинг успехов, оперативно выводится лучшая десятка учеников. А по новым правилам сетевой игры каждый месяц подводятся итоговые результаты, победители награждаются призами — CD-дисками ФИЗИКОНА. Сейчас «Открытый колледж» содержит более 4000 тестов по математике, физике, экономике, астрономии, химии, биологии. Проект «Открытого колледжа» «On-line лаборатория по физике» — это уникальная среда с возможносями создавать разнообразные физические эксперименты в режиме on-line. На форуме «On-line лаборатории» можно не только задать вопросы и обсудить построенные модели, но и тут же их экпериментально проверить. В 2004 г. на XIV Международной конференции-выставке «Информационные технологии в образовании» портал «Открытый колледж» назван лучшей системой дистанционного образования и лучшим образовательным Web-сайтом.
По мнению зарубежных специалистов, будущее в современном образовании — за дистантом. Сегодня он становится все более и более популярным: по статистике, к концу 2005 г. четверть всех образовательных услуг будет предоставляться в виртуальном виде. Многие зарубежные вузы уже сегодня предлагают студентам дис-тант-знания, сравнимые по объему и качеству с традиционным обучением. К примеру, емкость рынка дистанционного обучения в Индии к концу 2004 г. выросла до 23 трлн долл., а к 2009 г. увеличится до 182 трлн долл.
Российская система дистанционного обучения СДТ REDCLASS, соответствующая международному стандарту SCORM 1.2., в 2005 г. получила международную сертификацию. Эта сертификация подтвердила, что СДТ REDCLASS отвечает высочайшим международным требованиям, а Учебный центр REDCENTER является квалифицированным и надежным поставщиком решений для дистанционного обучения. На настоящий момент в мире 61 система дистанционного обучения сертифицирована на соответствие стандарту SCORM 1.2.
С развитием научно-технического прогресса, увеличивается объем информации, обязательной для усвоения. Установлено, что информация быстро устаревает и нуждается в обновлении. Отсюда вытекает следующее, что обучение, которое ориентировано главным образом на запоминание и сохранение материала в памяти, уже только отчасти сможет удовлетворять современным требованиям.
Значит, выступает проблема формирования таких качеств мышления, которые позволили бы студенту самостоятельно усваивать постоянно возобновляющуюся информацию, развитие таких способностей, которые, сохранившись и после завершения образования, обеспечивали человеку возможность не отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса.
Из этого можно сказать, что нужны новые методы и подходы в образовании, которые могли бы научить студентов учиться, т.е. самостоятельно находить и усваивать нужную информацию. Ведь, то, что усвоено самостоятельно, методом проб и ошибок усваивается лучше.
1. Кравченко А. И. «Психология и педагогика» - М.: Проспект, 2007г.
2. Зимняя И. А. «Педагогическая психология» - М.: Логос, 2004г.
3. Аллак Ж. «Вклад в будущее: приоритет образования» - М.: 1999г.
4. Богуславский М. В. «XX век российского образования» - М.: 2002г.
5. Гуревич П. С. «Психология и педагогика» - М.: 2005г.
6. Киященко Н. И. «Стратегия образования в XXI веке» - М.: 2001г.
1