Методы образования и их виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 07:02, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
- дать классификацию методов образования;
-изучение методов образования при различных формах организации учебно-воспитательного процесса.

Содержание

Введение 2
1. Традиционная система образования 3
2. Развивающий подход 4
3. Интерес подростка к учебе 7
4. Обучение навыкам мышления в школе 9
5. Вероятностное образование 12
6. Метод разъяснения ценностей 17
7. Город как школа 18
8. Метод консультативного обучения 20
9. Новая образовательная программа «Street Law» 23
10. Сопровождение развития в образовании 25
11. Исследовательский метод обучения 27
12. Развитие образного мышления 29
13. Метод образования с помощью Интернет 31
Заключение 41
Список использованной литературы 42

Работа содержит 1 файл

Методы образования и их виды.doc

— 198.00 Кб (Скачать)

Выбор альтернатив. Учитель задает ученикам несколько вопросов:

Вы предпочитаете копить или тратить?

Вы индивидуалист или коллективист?

Вы предпочитаете умственную или физическую работу?

Диапазон ценностей. Учащимся предлагается оценить свое отношение к самому себе и одноклассникам, чтобы понять свою роль и место в коллективе. Им может быть задан, например, такой вопрос: «Как далеко вы готовы зайти в своих поступках, чтобы завоевать признание товарищей?» Их ответ может лежать в самом широком диапазоне— от «Готов на все!» до «И пальцем не шевельну!»

Шкала предпочтений. Школьникам предлагается разместить в соответствии со своими предпочтениями готовые ответы на поставленные вопросы, например:

Где бы вы хотели провести воскресный день:

—  на пляже;

—  в лесу;

—  на распродаже в магазине?

Какая проблема на сегодняшний день представляет для вас наименьший интерес:

—  освоение космоса;

—  жизнь за чертой бедности;

—  обороноспособность государства;

—  экология?

 

7. Город как школа

 

Среди новых педагогических течений второй половины XX в. можно отметить проект «Город как школа», который появился в 1972 г. в Нью-Йорке. Он задуман для старшеклассников, не сумевших получить сертификат об образовании, не успевающих в учебе по самым разным причинам — психологическим, физиологическим, социальным (например, умерла мама, папа женился на другой и уехал в другой город, девочка осталась жить с бабушкой, которой была совершенно не нужна, появились сомнительные друзья, стала выпивать, она бросила школу). Обычно их списывают со счетов и они пополняют ряды преступников.

Современное общество, ориентированное на престижные ценности, вертикальную мобильность и быстрое достижение успеха, ставит подростков с трудным опытом социализации в неравные условия. Оно требует от них того, чего они достичь без помощи со стороны просто не могут: хорошо учись — получишь свидетельство об образовании; будешь иметь свидетельство — сможешь пойти учиться дальше; окончишь университет — будешь иметь хорошую профессию; будешь иметь хорошую профессию — сможешь иметь дом, квартиру, семью. А если человек споткнулся на первом, самом сложном и самом важном этапе? Если что-то случилось, когда ему было всего семь — десять — двенадцать — пятнадцать лет: семейная драма или социальные проблемы, психологические конфликты в школе или нежелание подчиняться ее подавляющим законам заставили ребенка бросить школу? Идея создателей новой формы обучения, которую иногда еще называют продуктивным образованием, заключалась в том, чтобы дать школьникам возможность учиться у настоящих мастеров реальному делу, возвращаясь в здание школы только для того, чтобы проанализировать свое продвижение в учебе и понять, что необходимо сделать для успешной работы. Основное время учебы ребята стали проводить не в стенах школы, а в городе, на конкретных рабочих местах, возвращаясь в собственно школу лишь на один-два дня в неделю. Отсюда и название проекта — «Город как школа». Работая на конкретных местах в городе, ребята постоянно используют и развивают личный опыт, переучиваются, выбирают значимую для себя информацию. Сегодня этот проект стал мощной альтернативой классно-урочной системе образования. Например, в Нью-Йорке ребятам предлагают на выбор более трех тысяч разнообразных рабочих мест. Сначала в такой школе учились всего пятнадцать учеников и работали четыре учителя, а сейчас в школе 1200 ребят и 104 преподавателя. Позднее к этому течению стали присоединяться школы, работающие с детьми разных возрастов. Так как не все используют(по разным причинам) рабочие места в городе, было решено объединить все эти школы под названием «продуктивное образование». Все эти школы объединяют общая идеология, схожие позиции учителей, способы работы и образовательные эффекты. Сегодня такие школы открыты в Испании, Португалии, Греции, Швеции, Финляндии, Польше, Чешской Республике, Голландии... Только в Берлине есть 14 таких школ. В России развитие продуктивного образования началось с Санкт-Петербурга, есть школы в Москве, Кемерове, Нальчике.

 

8. Метод консультативного обучения

 

Чтобы учить студентов поколения пепси, в лексиконе которых отсутствует слово «дисциплина», преподаватель Л. Шуткин из МИРЭА предлагает использовать новую технологию преподавания, которую он назвал методом консультативного обучения. Его вызвала к жизни практика посещения университетских лекций. Она показывает, что студент может опоздать на 15—20 мин, войти в аудиторию и сесть за парту, даже не спросив разрешения преподавателя, или выйти из аудитории посреди лекции и не вернуться. Более того, многие студенты старших курсов работают и не могут посещать каждую лекцию. В конце семестра они берут конспекты у самой старательной девушки, размножают их на ксероксе и за два дня готовятся к сдаче экзамена. В результате на экзамен являются студенты, которых преподаватель в глаза не видел. О каком качестве образования можно говорить в такой ситуации? Однако если изменить подход к преподаванию и применить метод консультативного обучения, то результаты улучшаются.

В основе нового метода обучения лежит домашняя работа студента с гипертекстовым Web-курсом лекций, который вывешен в Интернете, а также обсуждение тем лекций в аудитории с преподавателем. Дома студент скачивает из Сети и распечатывает очередную лекцию и разбивает ее на разделы, подразделы, абзацы, а затем в каждом абзаце вычленяет ключевые слова и формулирует вопросы. Эта структура остается зафиксированной на специально отведенных полях распечатки лекции. В результате получается «дерево тем лекции». На занятие с преподавателем каждый студент приходит с такой размеченной распечаткой. Вместо того чтобы читать лекцию, преподаватель во время коллективной беседы проверяет, какие смысловые деревья построили студенты, что за вопросы сформулировали и как отвечают на них. В результате время, необходимое для обучения, уменьшается вдвое, а качество знаний студентов существенно возрастает, что проявляется на экзаменах и во время выполнения курсовых работ. Студенты, которые пропустили занятие, все равно должны построить смысловые деревья всех лекций и в течение семестра получить у преподавателя зачеты.

В основе метода лежит парадигма модульного мышления. Каждый раздел гипертекстового курса — это своеобразный модуль с одним входом, в качестве которого служит экран компьютера, с несколькими выходами — либо логическими связями с другими разделами, либо прямыми гипертекстовыми ссылками на эти разделы. Модули нижних уровней — это темы, абзацы, предложения. Выстраивая логическое дерево лекции, студент, сам того не подозревая, вычленяет созданные преподавателем смысловые модули и определяет связи между ними. В процессе этой работы в его голове формируется логическая структура знания о каком-то конкретном предмете, которая и обеспечивает понимание материала без необходимости зубрежки. Этот способ мышления, считает Л. Шуткин, придумали еще древнеегипетские жрецы, они с помощью таблиц вели учет зерна. В XX в. появилась мощная теория таблиц, на ее основе развилась такая отрасль знания, как базы данных, но структурная и семантическая суть таблиц за четыре тысячи лет не изменилась. Другая парадигма мышления, дающая движение, возникла в XVIII в., когда Эйлер решил задачу о движении по мостам Кенигсберга. Это графовое мышление. В нем уже есть вектор перемещения и можно совершать направленное движение от одной точки к другой. Такой способ мышления лежит в основе всех задач оптимизации, когда стоит вопрос о выборе наиболее эффективного пути.

Магистр — 1) в некоторых странах ученая степень, средняя между бакалавром и доктором наук. Присуждается лицам, окончившим университет или приравненное к нему учебное заведение, имеющим степень бакалавра, прошедшим дополнительный курс обучения (1—2 года), сдавшим специальные экзамены и защитившим магистерскую диссертацию. В Российской Федерации введена с начала 1990-х гг.; 2) в России в XIX — начале XX в. — низшая ученая степень

Лиценциат (от средневек. лат. licentiatus — допущенный) — 1) в средневековых университетах преподаватель, получивший право читать лекции, но еще не защитивший докуторскую диссертацию; 2) первая ученая степень в ряде стран Западной Европы и Латинской Америки, присваивается на 3-4-м году обучения в вузе и дает право замещать должность преподавателя среднего учебного заведения.

Модульный метод описания объектов и систем возник в 60-е гг. XX в. стараниями выдающегося американского математика У. Гре-нандера. Он рассуждал о таких объектах, у которых есть бесконечное количество связей. Российский специалист развил эту теорию и предложил формальные описания и наглядные схемы модулей с конечными числами связей — входов и выходов. Каждая связь может иметь свой тип, и если у соседнего модуля окажется свободная связь того же типа, то они соединятся. Эта модульная теория поддается математической формализации и представлению в виде наглядных схем, которые можно использовать в практике независимо от их формальных описаний.

 

9. Новая образовательная программа «Street Law»

 

В начале 1970-х гг. в средних школах США появилась новая образовательная программа — «Street Law». Ее аудитория — проблемные подростками, которые не в ладах с полицией и законом. Многие из них в одном шаге от тюрьмы. Цель программ живого права состоит в содействии воспитанию активных граждан, которые участвуют в выборах, критически оценивают правовую систему, отстаивают свою позицию в споре и при необходимости добиваются изменений. Этого трудно достичь с помощью чтения долгих скучных лекций. Студенты-юристы ведут практические уроки права для проблемных школьников.

У этого термина несколько переводов, в том числе «Живое право» и «Уличное право», а в Польше подобные программы называются «Право на каждый день». Программа называется по-английски Street Law (что означает не столько «закон улицы», сколько «закон на практике»). Английское название street law («уличное право») олицетворяет собой идею предоставления учащимся знаний о правовых проблемах, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни на улицах города. Происхождение термина частично связано с американским выражением «to be street smart» (буквально «быть умным по-уличному»), т. е. обладать складом ума, основанным на практических знаниях, а не почерпнутым из книг.

Подобное обучение основано на ситуациях, с которыми люди сталкиваются в повседневной жизни, — они узнают, что делать если их задержала полиция, если им не предоставляют жилье или работу или если они не по своей вине приобрели некачественный продукт. Американские школьники получали информацию о своих правах и о том, как ими пользоваться в конкретной ситуации. За несколько лет программа, которую назвали, распространилась по всем штатам.

Программа была начата примерно 30 лет назад на юридическом факультете престижного Джорджтауне ко го университета в столице США Вашингтоне, а затем распространилась не только по Америке, но и по всему миру. В общей сложности со школьниками сейчас работают студенты-юристы 50 университетов. За последние годы содержание программ живого права расширилось и стало включать в себя вопросы публичной политики, прав человека ж демократии. Программы живого права развивались в США начиная с 1970-х гг., в ЮАР — с середины 1980-х, в странах Центральной и Восточной Европы — с середины 1990-х. Подобные программы существуют в средних школах США, ЮАР, Польши, России и Нигерии; в тюрьмах США, Боливии, ЮАР и Польши; в общественных центрах ЮАР, Кении и Нигерии. С 1998 г. правовые знания по программе «Street Law» передают осужденным курсанты Павлодарского юридического колледжа, который готовит кадры для исполнительной системы Казахстана.

В 1998 г. курс «Street Law» был включен в учебные планы юридического факультета Новгородского государственного университета. Двадцать студентов 2-3-х курсов почти два месяца разрабатывали специальные курсы и учились, как вести занятия в школе. Первые уроки на тему «Подросток и семейное право» прошли в университетской гимназии и средней школе № 4. И сразу показали, что они в равной степени необходимы и учителям средних школ, и студентам вуза, и школьникам.

Студенты Санкт-Петербургского института права им. принца П. Г. Ольденбургского оказывают помощь в составлении программы или учебного плана и в обучении учителей методикам преподавания; они преподают вместе с учителем или выполняют различные вспомогательные роли, например при проведении учебных судебных процессов. В 2000 г. в Пскове создан Клуб по изучению права «Фемида». На занятиях по изучению права используются методики, разработанные в Санкт-Петербургском институте права имени принца П. Г. Ольденбургского в рамках проекта «Живоеправо»: работа в малых группах, мозговой штурм, дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу, изучение казусов (дел, случаев), игры и др. Для членов клуба будут организованы экскурсии в правоохранительные организации и учреждения г. Пскова. При Клубе идет работа над проектом создания центра социально-психологической и юридической помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и их законным представителям.

Школа № 3 г. Рязани служит экспериментальной площадкой международного проекта «Street Law» (Санкт-Петербург) с 2002 г. Участие в проекте оказывает большое влияние на мотивацию учащихся к изучению права, выбора профиля на старшей ступени, позволяет уделять особое внимание ученическому научному исследованию, участию в олимпиадах, подготовке, проведению научно-практических конференций по гражданско-правовому образованию, помогает активизировать воспитательную работу в рамках школьной целевой комплексной программы гражданско-правового образования «Истоки». Опыт проведения и участия в подобных мероприятиях свидетельствует, что уровень правовой грамотности учащихся школы за последнее время значительно вырос. Так, по традиции в научно-практических конференциях, конкурсах по правам человека принимали участие только старшеклассники (9— 11 классы), сегодня в научно-исследовательской работе участвуют и учащиеся восьмых классов. Благодаря программам живого права студенты юридических вузов и школьные учителя получают возможность преподавать практически ориентированные курсы права в школах, тюрьмах и общественных центрах. Такие программы способствуют приобретению студентами новых знаний и навыков в процессе обучения непрофессионалов тому, как право воздействует на их повседневную жизнь.

 

10. Сопровождение развития в образовании

 

В последнее время в образовании широко распространяется сеть сопровождения развития. Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий условия для принятия оптимальных решений в различных жизненных ситуациях. Методологической предпосылкой сопровождения служит концепция свободного выбора как условия развития. Педагогический смысл сопровождения состоит в усилении позитивных факторов развития и нейтрализации негативных, что позволяет соотносить сопровождение с внешними преобразованиями, благоприятными для поддержки, подкрепления внутреннего потенциала субъекта развития.

В основе сопровождения лежит единство четырех функций: диагностики существа возникшей проблемы; информации о существе проблемы и путях ее решения; консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы; первичной помощи на этапе реализации плана решения.

Объектом сопровождения может быть: человек, процесс, система (образовательная, педагогическая, социальная), а само сопровождение — научным, научно-методическим, психологическим, социологическим и др., сопровождать означает оказывать помощь или поддержку. Если они касаются детей, то речь идет о раннем сопровождении развития в общеобразовательной школе, целевом сопровождении различных детей «групп риска», сопровождении в системе специального образования, сопровождении одаренных детей. Подобные меры стали элементами одной системы, своеобразными гарантами права ребенка на полноценное развитие. Теоретическая идея помощи в развитии личности человека воплотилась в работе центров и служб психолого-педагогического и медико-социального сопровождения развития детей. Службы сопровождения — структурные подразделения образовательного учреждения, подчиняющиеся его руководству и действующие по специальной программе.

Информация о работе Методы образования и их виды