Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 07:02, курсовая работа
Задачи:
- дать классификацию методов образования;
-изучение методов образования при различных формах организации учебно-воспитательного процесса.
Введение 2
1. Традиционная система образования 3
2. Развивающий подход 4
3. Интерес подростка к учебе 7
4. Обучение навыкам мышления в школе 9
5. Вероятностное образование 12
6. Метод разъяснения ценностей 17
7. Город как школа 18
8. Метод консультативного обучения 20
9. Новая образовательная программа «Street Law» 23
10. Сопровождение развития в образовании 25
11. Исследовательский метод обучения 27
12. Развитие образного мышления 29
13. Метод образования с помощью Интернет 31
Заключение 41
Список использованной литературы 42
Педагогика успеха предполагает как можно больше давать детям положительных эмоций, чтобы дети не боялись ошибиться, не боялись выглядеть смешными. Учитель никогда не сравнивает учеников друг с другом, ведь любого человека можно сравнить только с ним самим: вчера и сегодня.
В начальной школе Ахтмеской гимназии успеха добивается каждый ребенок: и медлительный, которому необходимо дать «предварительный запас знаний», и гиперактивный, повышенную активность которого надо направить в нужное русло, и дети с особыми нуждами, для которых надо составить индивидуальную программу, предложить им соответствующий набор игр, позволяющий развить все каналы восприятия информации.
В любой школе есть сложившаяся система методической работы: методические объединения, методические кафедры, методический совет. Они озабочены не только повышением квалификации учителя, но и тем, как организовать исследовательскую работу своих учеников, превратить самого учителя в исследователя, наконец, организовать их совместное творчество.
Ответы на эти вопросы помогут найти создаваемые ими программы научно-сервисного сопровождения обучения.
Учебно-исследовательская деятельность учащихся — процесс совместной работы учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов. Она помогает выявить склонности учащихся к ведению научно-исследовательской деятельности; развить интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества и т. п.); сформировать умения самостоятельно, творчески мыслить; совершить, наконец, правильный выбор профессии.
Различают три уровня исследовательского метода обучения:
1-й уровень — преподаватель ставит перед учеником проблему и подсказывает пути ее решения;
2-й уровень — преподаватель только ставит проблему, а ученик самостоятельно выбирает метод исследования;
3-й уровень — и постановка проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляются учеником.
Формирование навыков ведения исследовательской работы, по мнению Л. В. Ялышевой, нужно вести по трем следующим направлениям: ведение учеником небольшого исследования с подготовкой сообщения, доклада или реферата; изучение специального учебного курса «Введение в научно-исследовательскую деятельность»: развитие познавательных, исследовательских навыков непосредственно при изучении школьных предметов (на уроках и во внеурочное время).
Применение исследовательского метода требует больших временных затрат. Опыт работы в гимназии № 18 показывает, что наиболее оптимальным является второе направление. С 1998 г. педагоги гимназии успели превратить исследовательский метод в целостную систему развития творчества. Исследованиями руководят учителя-предметники. Лекционно-практический курс «Введение в научно-исследовательскую деятельность», который ведет специально приглашенный ученый, позволяет школьникам узнать о том. что такое актуальность темы, гипотеза, научный замысел, цели и задачи исследования, как выбрать тему; подобрать и работать с источниками знаний; оформление работы, методы исследования и т. д.; решение логических задач, «тренировка» мозгов. В гимназии функционирует научное общество учащихся. Результатами исследований ученики делятся два раза в год на научно-практических конференциях, где и происходит защита исследовательской работы. Как правило, изысканием по одной теме школьник занимается в течение четырех месяцев. Отчетные конференции по истории, литературе, биологии, обществознанию проводятся в конце ноября. А в марте внимание обращено на доклады по биологии, географии, краеведению и экологии. Исследовательская работа учеников выпускных классов поощряется направлением их на открытые региональные, межрегиональные и всероссийские конференции, а также решением педсовета о зачислении исследовательской работы как итоговой на выпускном экзамене, если ученик по данному предмету выбирает экзамен.
Среди программ АНО «Сибирский центр инновационных педагогических технологий» числится инновационная образовательная технология «Образ и мысль», являющаяся национальным вариантом американской программы «Стратегия визуального мышления». Ее цель — содействовать развитию способности детей к глубокому, личностному восприятию художественных ценностей, установлению собственной, естественной системы связей с искусством, которая будет служить основой для их дальнейшего развития. Исходным материалом служат произведения искусства миро вой художественной культуры. Дети самостоятельно, без вмешательства взрослых, рассматривают произведения, высказывают свои наблюдения и в меру своих возможностей приближаются к постижению их многогранного содержания. Уникальным педагогическим инструментом общения начинающего зрителя с искусством выступает особым образом организованная фасилитированная групповая дискуссия. Содержанием общения являются особенности совместного восприятия детьми произведения изобразительного искусства. Занятия развивают навыки визуального восприятия, аргументации, способствуют эстетическому развитию, развитию речи, логического мышления, формированию культуры дискуссии. Фасилитированная дискуссия — коллективное обсуждение произведения или другого наблюдаемого объекта (например, природного явления), опирающееся на определенную последовательность вопросов, задаваемых учителем в соответствии с особенностями развития визуального мышления и технику перефразирования мысли ребенка.
Новая технология имеет также диагностическую функцию и терапевтический эффект, с одной стороны, она выявляет проблемные зоны в развитии ребенка, с другой — их корректирует. Опыт ее использования показал, что, к примеру, дети прекращают заикаться, аутичный ребенок начинает работать с классом. Программа ориентирована на педагогов начальной школы, детского сада, школ раннего развития, преподавателей мировой художественной культуры и эстетики, психологов, работников детских домов и коррек-ционных школ, колледжей и профессиональных училищ. «Образ и мысль» — это над предметный курс, который не стоит относить к одной из конкретных образовательных областей. В школе она может идти как уроки эстетического цикла или школьного компонента, факультативные занятия, занятия группы продленного дня. Занятия по программе могут быть также организованы психологом или социальным педагогом как коммуникативные тренинги и .тренинги повышения самооценки. Программа «Образ и мысль» оснащена учебно-методическим комплексом — описанием уроков и методическими рекомендациями, комплектами слайдов для преподавания курса, материалами и рекомендациями для рефлексии педагогического опыта. Программа «Стратегия визуального мышления» предлагает совершенно новый метод в области образования обучение мастерству и технике познания через процесс созерцания предметов искусства. Эта программа, рассчитанная на три года, предоставляет детям возможность исследовать и обсуждать широкий спектр произведений изобразительного искусства. Программа совершенствует эстетическое восприятие детей, развивает их способность исследовать и анализировать незнакомый им материал. Дети учатся обосновывать свою точку зрения и учитывать мнение других, что углубляет их способность к аргументации.
В 1993 г. санкт-петербургские ученые, искусствоведы и психологи, изучив американскую программу «Стратегия визуального мышления» (VTS), решили перенять полезный опыт. Отечественный вариант получил название «Образ и мысль». Ученые из Санкт-Петербургского университета педагогического мастерства Л. М. Ванюшкина и Л. Ю. Копылов известны как соавторы и разработчики курса мировой художественной культуры, авторы учебников по истории и рабочих тетрадей по мировой художественной культуре, получивших высокую экспертную оценку. Работа, проделанная ими по адаптации, была очень большой — от первоисточника оставляли одну только голую идею. Различие социокультурных условий России и США не позволяло механически переносить программу целиком. Педагоги взяли VTS как очень локальную педагогическую технологию и пристроили все остальное: содержание, методологию, психолого-педагогическое обоснование, систему критериев эффективности, педагогический мониторинг. Отдельно создавалась программа подготовки педагогов. Она стартовала в июне 1999 г. в Санкт-Петербурге.
Главная цель экспериментаторов — готовить людей третьего тысячелетия, которые будут иметь более широкий взгляд на мир-Специалисты считают, что в основе воспитания нового поколения лежит любоаь к искусству. На втором месте — равенство между учеником и учителем. Общение с произведениями искусства помогает развивать в формирующейся личности способность к самообразованию, а также коммуникабельность и толерантность.
Возможности Интернета в конце XX в. росли столь быстро, что эксперты заговорили о революции. Интернет-революция означает возможность передавать все большие и большие объемы информации с устройства на устройство со все более высокими скоростью И надежностью. Особенно популярным Интернет стал у молодежи которая получила возможность интерактивного общения при помощи специальных программ.
В результате социальной глобализации и интернационализации изменился характер самой научной деятельности, форм воспроизводства научного знания и коммуникации в сообществе. На базе сети Интернет в науке началось образование универсального информационного пространства, в рамках которого преодолеваются междисциплинарные разграничения внутри отдельных отраслей знания, складываются сетевые научные коллективы, происходит обмен диверсифицированной научной информацией в профессиональных «виртуальных сообществах» (virtual communities по терминологии западных исследователей). Интернет дает возможность общаться со всем миром, получать не только официальную информацию из средств массовой информации, поскольку большинство газет и журналов сегодня имеют свои электронные версии, но и неофициальную информацию в ходе личностного общения (через электронную почту, аудио- и видеоконференции, chat-технологии) с гражданами любой другой страны. Это возможность пользования базами данных научных и информационных центров по всему миру, информацией, расположенной на сайтах самых разных учреждений, в том числе огромного количества образовательных учреждений. Это возможность совместных проектов с учащимися других школ различных регионов нашей страны и зарубежных стран. Это возможность диалога культур, при данном виде общения пользователи могут не просто познакомиться друг с другом, но и многое узнать о другой культуре.
По мере развития современных средств компьютерной техники, информационных технологий, мировых компьютерных сетей конкурентом традиционным источникам информации на бумаге становится электронная среда. Перед социологом-эмпириком и социологом-преподавателем открываются огромные информационные пласты, выполненные в электронном формате. Владение информационными технологиями, умение работать с электронными ресурсами и навыки ориентации в универсальном академическом гиперпространстве становятся обязательными при подготовке специалистов высшей квалификации. Общение с Интернет-источниками становится все более насущным и необходимым делом для каждого, кто сталкивается с этой наукой или работает в ней постоянно.
С появлением сети Интернет создалась принципиально новая ситуация и в системе образования. Основные услуги Интернета можно разбить на три большие группы: вещательные; интерактивные; поисковые. К вещательным услугам относятся реклама, анкетирование пользователей, а также электронные газеты и журналы. Электронные библиотеки — современные сложные информационные системы, которые рассматриваются как распределенные хранилища знаний. Они предоставляют особый вид вещательных услуг. Интерактивностъ, однако, не является характерной чертой вещательных услуг. Диалоговый характер общения наиболее интересен для образования. В настоящее время Интернет предоставляет разнообразные способы организации такого диалога, распадающиеся на два класса: электронная почта и электронные конференции. Поисковые услуги можно подразделить на три группы: каталоги; поисковые системы; метапоисковые системы. В каталогах информация разбита на классы, подобно их аналогам в обычной библиотеке. Поисковые системы ежедневно «прочесывают» Интернет и каталогизируют текстовую информацию, чтобы сделать проще жизнь в Интернете многим миллионам абонентов. Метапо-исковые системы позволяют с помощью одного запроса обратиться сразу к нескольким средствам поиска и получить список www-документов сразу из нескольких источников.
Работа учащихся в Интернете охватывает различные виды деятельности:
— самостоятельную работу с информацией по той или иной изучаемой теме, проблеме;
— самостоятельную учебную деятельность (в режиме самообразования) для углубления знаний в определенной области, ликвидации пробелов, подготовки к экзаменам и проч.;
— учебную деятельность под руководством удаленного учителя в курсе дистанционного обучения;
— общение в сети (устное или текстовое) с разными целями и в разных группах коммуникантов, как принадлежащих одной
культуре и одной языковой группе, так и разным культурам и разным языковым группам.
Самой значительной проблемой при использовании электронных материалов Интернета остается так называемая текучесть или подвижность публикаций: постоянное обновление и редактирование текстов документов, нестабильная локализация ресурсов по определенному сетевому URL-адресу (универсальному определителю ресурса). URL-адрес дает фактическую привязку компьютерного файла с опубликованным текстом к определенному месту (каталогу, директории) на рабочей поверхности носителя информации в машиночитаемой форме (чаще всего это жесткий магнитный диск Web-сервера), что по сути является аналогом шифра полочной расстановки или места хранения печатного издания в библиотечном деле. Если в практике работы с бумажными материалами в библиотеках этот атрибут является неотъемлемым элементом для определения их местонахождения, то относительно электронных публикаций никто не гарантирует, что, обнаружив сегодня интересный документ по одному сетевому адресу и сохранив на него ссылку в каталоге «Избранное» или «Ссылки» своего браузера, пользователь и завтра найдет по этому пути тот же документ с неизмененным текстом.
Компьютерная сеть есть не что иное, как специфический учебно-методический комплекс, обеспечивающий техническую, методическую и организационную поддержку единого учебного процесса, проходящего в нескольких географически разнесенных учебных группах. С распространением Интернета, а главное в связи с массовой доступностью компьютеров возникла новая форма образования — дистанционная (e-learning). Ее аудиторией выступают две категории граждан: 1) взрослые, обучающиеся заочно, т. е. без отрыва от производства, и 2) проблемные дети, по тем или иным причинам не имеющие возможности обучаться в школе.
Дистанционное обучение и, в частности, дистанционное повышение квалификации принято определять как комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям специалистов-пользователей с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от учреждений дополнительного профессионального образования. В отличие от заочного образования, известного с советской поры, современное дистанционное обучение не ставит производство знаний на поток. Дистант всегда индивидуален: никакого конвейера, только штучное производство. Студент сам выбирает дисциплины и учебные курсы, их последовательность и продолжительность. Один предмет он может пройти быстро, в течение двух-трех недель, другой — изучать долго, не спеша. Сессий при дистанте как таковых нет: после каждого учебного курса студент выполняет контрольные задания. Набрал необходимые баллы — переходи к следующему этапу обучения, нет — штудируй предметы снова. Фиксированных сроков при дистанте также не существует: можно заниматься хоть один год, хоть десять. Главное — сдать все положенные зачеты и экзамены. Когда дисциплины пройдены и необходимое количество баллов набрано, студент защищает итоговую работу и получает заветный диплом1.